Воспитание чувства патриотизма и гражданственности на уроках обществознания
В современных условиях в России складывается новая парадигма образования, ориентированная на гуманистическое видение всего педагогического процесса. Идет глубокое реформирование всей системы образования, как в масштабе федерации, так и на уровне региона. Несмотря на сложные социально-экономические процессы, система образования кардинально обновляется.
В сегодня большое внимание уделяется формированию социально-гражданской компетентности, воспитанию патриотизма и гражданственности у детей школьного возраста. Большую работу в этом направлении можно проводить в процессе изучения обществознания.
Особое место в курсе обществознания занимает тема «Нации и межнациональные отношения». Изучение этой темы имеет не только значительное образовательное, но и большое воспитательное значение.
Воспитание чувства патриотизма и гражданственности на уроках обществознания
В современных условиях в России складывается новая парадигма образования, ориентированная на
гуманистическое видение всего педагогического процесса. Идет глубокое реформирование всей
системы образования, как в масштабе федерации, так и на уровне региона. Несмотря на сложные
социальноэкономические процессы, система образования кардинально обновляется.
В сегодня большое внимание уделяется формированию социальногражданской компетентности,
воспитанию патриотизма и гражданственности у детей школьного возраста. Большую работу в этом
направлении можно проводить в процессе изучения обществознания.
Особое место в курсе обществознания занимает тема «Нации и межнациональные отношения».
Изучение этой темы имеет не только значительное образовательное, но и большое воспитательное
значение.
Привлекая знания из курсов истории, социологии, литературы учитель подводит учащихся к
пониманию диалектики национального развития, помогает осознать опасность национального чванства
и национальной нетерпимости, связывает любовь к отечеству с уважением к другим культурам и
цивилизациям. В процессе работы над этой темой учитель воспитывает у учащихся чувство
национальной российской идентичности и социальной ответственности, осознание принадлежности к
своему народу и чувство любви к отечеству.
Невозможно обойтись без характеристики понятия «национальное самосознание», которое включает и
такие сложные и сокровенные понятия: «патриотизм», «национальная гордость»,
«гражданственность».
Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Любовь к своему народу также
природна, как и любовь к своей семье.
Поэтому целесообразно организовать учебный процесс так, чтобы учащиеся почувствовали себя
неотъемлемой частицей своей Родины, своего народа. При изучении темы «Нации и межнациональные
отношения» в качестве домашнего задания или задания на уроке можно предложить темы эссе
«Почему патриотизм нельзя предписать?» или «Патриотизм – состояние духовное».
Воспитывая чувство ответственности за судьбу Отечества и боли за него, критическое отношение к
недостаткам, можно предложить учащимся изготовить прокаты на тему «Чем мы должны
гордиться и чего стыдиться», «Если ты патриот».
Каждому человеку свойственно желание видеть Родину процветающей, свободной. Учащиеся
одиннадцатого класса охотно принимают участие в работе по составлению коллективных и
индивидуальных проектов «Возродим Отечество», «Шаг в будущее».
Знания, полученные на уроках истории, литературы помогут при организации «Круглого стола» по
проблеме «Почему для патриота важны честность и мужество». Ученики должны будут
доказать, что А.Н. Радищев, М.М. Сперанский, А.И. Солженицын, солдаты Великой Отечественной
были истинными патриотами своей Родины.
При проведении урокапрактикума по данной теме можно обратиться и к народной мудрости.
Учащиеся могут изготовить альбом, в котором будут собраны пословицы, поговорки, крылатые
изречения о Родине, любви к ней, гордости за нее.
В составе современной Российской Федерации более 100 этносов, в том числе около 30 наций. В
последние годы в нашей стране просматривается две взаимосвязанные тенденции. Одна проявляется в
сближении наций, разрушении национальных перегородок, ведет, в конечном счете, к интеграции. С
другой стороны, сохраняется и даже растет стремление ряда народов к сепаратизму. Это ведет к
обострению межнациональных отношений, серьезным проявлением которого стал военный конфликт в
Чечне. Можно предложить учащимся заняться обсуждением этой проблемы и попытаться найти пути
ее разрешения. С этой целью можно использовать педагогические технологии А.К. Колеченко и М.В.
Кларина «Атака мыслей», «Мозговой штурм» и выработать общее мнение но данному вопросу.
Во внеурочное время организовать выставку рисунков на тему «Родина – наш общий дом», «Нация –
это тоже семья».
Таким образом, используя формы работы на уроке обществознания и во внеурочное время, можно
повысить воспитательный потенциал гражданственности и патриотизма у учащихся старших классов.
Тест «Можешь ли ты считать себя патриотом».Выберите наиболее устраивающий вас вариант оценки следующих высказываний. Таких вариантов
может быть три:
а) с этим можно согласиться;
б) это – спорная мысль;
в) с этим невозможно согласиться.
1. Иди...
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда...
(Л. Ахматова)
2. Она меня с годами
В своей державной высоте.
И мы гордимся все упрямей:
«И Русь не та, и мы не те!»
(Н. Старшинов)
3. Отечества и дым нам сладок и приятен.
(Г. Г. Державин)
4. На чужой стороне и весна не красна.
(Народная мудрость)
5. В России две беды: дураки и дороги.
(П. В. Гоголь)
6. Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие
Таким законом наши предки жили.
(О. Фокина)
7. Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
(Народная мудрость)
8. Родина там, где больше платят.
(Современные СМИ)
9. Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
(М. Цветаева)
10. Чужая сторона прибавит ума.
(Народная мудрость)
В соответствии с таблицей, суммируйте набранные баллы:
А
Б
В
1
1
5
10
2
3
4
10
10
10
5
1
5
1
5
1
5
1
10
5
6
7
10
10
5
1
5
1
8
1
5
10
9
5
10
1
10
10
5
1
Если вы набрали от 65 до 100 баллов, то вы можете о себе сказать: «Да, я патриот». Такие люди, как
правило, видят смысл жизни в служении Отечеству, не мыслят свою жизнь вне Родины. Сейчас нужно
обязательно закрепить в себе то хорошее, что уже есть.
Если вы набрали от 34 до 64 баллов, то любовь к Родине занимает в ваших жизненных планах не
последнее место. Однако вам свойственны и чувства посильнее, чем патриотизм. Но помните: «На
чужой стороне Родина мыслей вдвойне».
Если вы набрали от 10 до 33 баллов, то Родина занимает в ваших думах о будущем последнее место.
Это означает, что чувство патриотизма вам не ведомо.
Но еще не все потеряно, стоит задуматься, ведь «на чужой стороне и орел – ворон».