Воспитание чувства патриотизма и гражданственности на уроках обществознания

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 26.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Воспитание чувства патриотизма и гражданственности на уроках обществознания В современных условиях в России складывается новая парадигма образования, ориентированная на гуманистическое видение всего педагогического процесса. Идет глубокое реформирование всей системы образования, как в масштабе федерации, так и на уровне региона. Несмотря на сложные социально-экономические процессы, система образования кардинально обновляется. В сегодня большое внимание уделяется формированию социально-гражданской компетентности, воспитанию патриотизма и гражданственности у детей школьного возраста. Большую работу в этом направлении можно проводить в процессе изучения обществознания. Особое место в курсе обществознания занимает тема «Нации и межнациональные отношения». Изучение этой темы имеет не только значительное образовательное, но и большое воспитательное значение.
Иконка файла материала Воспитание чувства патриотизма.doc
Воспитание чувства патриотизма и гражданственности на уроках обществознания  В современных условиях в России складывается новая парадигма образования, ориентированная на  гуманистическое видение всего педагогического процесса. Идет глубокое реформирование всей  системы образования, как в масштабе федерации, так и на уровне региона. Несмотря на сложные  социально­экономические процессы, система образования кардинально обновляется. В сегодня большое внимание уделяется формированию социально­гражданской компетентности,  воспитанию патриотизма и гражданственности у детей школьного возраста. Большую работу в этом  направлении можно проводить в процессе изучения обществознания. Особое место в курсе обществознания занимает тема «Нации и межнациональные отношения».  Изучение этой темы имеет не только значительное образовательное, но и большое воспитательное  значение. Привлекая знания из курсов истории, социологии, литературы учитель подводит учащихся к  пониманию диалектики национального развития, помогает осознать опасность национального чванства и национальной нетерпимости, связывает любовь к отечеству с уважением к другим культурам и  цивилизациям. В процессе работы над этой темой учитель воспитывает у учащихся чувство  национальной российской идентичности и социальной ответственности, осознание принадлежности к  своему народу и чувство любви к отечеству. Невозможно обойтись без характеристики понятия «национальное самосознание», которое включает и такие сложные и сокровенные понятия: «патриотизм», «национальная гордость»,  «гражданственность». Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Любовь к своему народу также  природна, как и любовь к своей семье. Поэтому целесообразно организовать учебный процесс так, чтобы учащиеся почувствовали себя  неотъемлемой частицей своей Родины, своего народа. При изучении темы «Нации и межнациональные  отношения» в качестве домашнего задания или задания на уроке можно предложить темы эссе  «Почему патриотизм нельзя предписать?» или «Патриотизм – состояние духовное». Воспитывая чувство ответственности за судьбу Отечества и боли за него, критическое отношение к  недостаткам, можно предложить учащимся изготовить прокаты на тему «Чем мы должны  гордиться и чего стыдиться», «Если ты патриот». Каждому человеку свойственно желание видеть Родину процветающей, свободной. Учащиеся  одиннадцатого класса охотно принимают участие в работе по составлению коллективных и  индивидуальных проектов «Возродим Отечество», «Шаг в будущее». Знания, полученные на уроках истории, литературы помогут при организации «Круглого стола» по  проблеме «Почему для патриота важны честность и мужество». Ученики должны будут  доказать, что А.Н. Радищев, М.М. Сперанский, А.И. Солженицын, солдаты Великой Отечественной  были истинными патриотами своей Родины. При проведении урока­практикума по данной теме можно обратиться и к народной мудрости.  Учащиеся могут изготовить альбом, в котором будут собраны пословицы, поговорки, крылатые  изречения о Родине, любви к ней, гордости за нее. В составе современной Российской Федерации более 100 этносов, в том числе около 30 наций. В  последние годы в нашей стране просматривается две взаимосвязанные тенденции. Одна проявляется в сближении наций, разрушении национальных перегородок, ведет, в конечном счете, к интеграции. С  другой стороны, сохраняется и даже растет стремление ряда народов к сепаратизму. Это ведет к  обострению межнациональных отношений, серьезным проявлением которого стал военный конфликт в Чечне. Можно предложить учащимся заняться обсуждением этой проблемы и попытаться найти пути  ее разрешения. С этой целью можно использовать педагогические технологии А.К. Колеченко и М.В.  Кларина «Атака мыслей», «Мозговой штурм» и выработать общее мнение но данному вопросу. Во внеурочное время организовать выставку рисунков на тему «Родина – наш общий дом», «Нация –  это тоже семья». Таким образом, используя формы работы на уроке обществознания и во внеурочное время, можно  повысить воспитательный потенциал гражданственности и патриотизма у учащихся старших классов. Тест «Можешь ли ты считать себя патриотом».Выберите наиболее устраивающий вас вариант оценки следующих высказываний. Таких вариантов  может быть три: а) с этим можно согласиться; б) это – спорная мысль; в) с этим невозможно согласиться. 1. Иди... Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда... (Л. Ахматова) 2. Она меня с годами В своей державной высоте. И мы гордимся все упрямей: «И Русь не та, и мы не те!» (Н. Старшинов) 3. Отечества и дым нам сладок и приятен. (Г. Г. Державин) 4. На чужой стороне и весна не красна. (Народная мудрость) 5. В России две беды: дураки и дороги. (П. В. Гоголь) 6. Храни огонь родного очага И не позарься на костры чужие  ­ Таким законом наши предки жили. (О. Фокина) 7. Родная сторона – мать, чужая – мачеха. (Народная мудрость) 8. Родина там, где больше платят. (Современные СМИ) 9. Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. (М. Цветаева) 10. Чужая сторона прибавит ума. (Народная мудрость) В соответствии с таблицей, суммируйте набранные баллы:   А Б В 1 1 5 10 2 3 4 10 10 10 5 1 5 1 5 1 5 1 10 5 6 7 10 10 5 1 5 1 8 1 5 10 9 5 10 1 10 10 5 1 Если вы набрали от 65 до 100 баллов, то вы можете о себе сказать: «Да, я патриот». Такие люди, как  правило, видят смысл жизни в служении Отечеству, не мыслят свою жизнь вне Родины. Сейчас нужно  обязательно закрепить в себе то хорошее, что уже есть. Если вы набрали от 34 до 64 баллов, то любовь к Родине занимает в ваших жизненных планах не  последнее место. Однако вам свойственны и чувства посильнее, чем патриотизм. Но помните: «На  чужой стороне Родина мыслей вдвойне». Если вы набрали от 10 до 33 баллов, то Родина занимает в ваших думах о будущем последнее место.  Это означает, что чувство патриотизма вам не ведомо. Но еще не все потеряно, стоит задуматься, ведь «на чужой стороне и орел – ворон».

Посмотрите также