Воспитание гражданственности на уроках литературы

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 04.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Статья "Воспитание гражданственности на уроках литературы" посвящена важной актуальной на сегодняшний момент теме, которую обозначил сам Президент России В.В.Путин. На любом уроке в школе воспитание гражданина своей страны - первоочередная задача, так школа в первую очередь должна воспитывать человека-патриота с активной гражданской позицией.Статья "Воспитание гражданственности на уроках литературы" напечатана в сборнике «Актуальные вопросы преподавания филологи- ческих дисциплин в поликультурном образовательном пространстве», который содержит материалы докладов и выступлений участников III Международной научно-методической конференции (г.Бирск, 30 октября 2015).
Иконка файла материала Небогатикова О.В. Статья.docx
Небогатикова О.В. Мишкино, Россия Воспитание гражданственности на уроках литературы Создает человека природа, но развивает и образует его общество. В.Г. Белинский Владимир Путин в ходе обращения с посланием к Федеральному  Собранию РФ заявил, что российскому обществу необходимо воспитывать в  себе гражданскую и общегосударственную ответственность. Стратегической  целью социального развития нашей страны является формирование  гражданского общества и построение правового государства. Повышение  гражданско­правовой культуры личности приобретает в связи с этим особую  актуальность.  Целью гражданского воспитания является выполнение гражданских  обязанностей и долг перед государством, обществом, народом; разумное  использование своих гражданских прав, соблюдение и уважение законов своей страны, т.е. формирование гражданской позиции.  Это мы находим в работах  А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского; представителей  современной школы: И.П. Волкова, Т.И. Гончаровой, И.П. Иванова,  Е.Н.Ильина, С.Н. Лысенковой, Е.А. Ямбурга и других.   Компонентами гражданского воспитания являются патриотическое,  правовое, нравственное воспитание. Патриот чувствует любовь к Родине, а  гражданин четко и ясно осознает свои обязанности перед ней.  Формирование гражданско­патриотических качеств личности  определены Президентской инициативой «Наша новая школа», Федеральным  компонентом государственного стандарта общего образования.  В наше время такие нравственные ценности как патриотизм,  гражданственность стоят на первом месте. Но у подрастающего поколенияэти качества недостаточно сформированы. Поэтому мы должны уделять  особое внимание этой проблеме на уроках русского языка и литературы.  Освоение учащимися способов и приемов исследовательской и  проектной деятельности, поиска и анализа информации, принятия решений,  овладение учебными навыками – все это служит развитию гражданских  компетентностей: исследовательской, компетентности социального выбора,  социального действия, коммуникативной, учебной. Рассмотрим некоторые произведения литературы, изучаемой в 5­10  классах.  После изучения рассказа Б.С. Житкова «Механик Салерно» ребята  усвоили для себя определенные нравственные уроки: в любых ситуациях, при  любых обстоятельствах нужно оставаться человеком, то есть жить в согласии  с совестью. А теперь рассматриваем данное произведение с гражданской  позиции.  Учитель: Как видим, из­за халатности, жадности некоторых людей страдают многие. Как должен выполнять работу человек? Каким должен быть работник на своем посту?  На поставленные вопросы обучающиеся отвечают, работая в группах, в  итоге совместной работы они создают инструкцию для работающего человека. Ученик: Любой человек должен быть исполнительным, должен соблюдать все инструкции и предписания по своей работе, быть дисциплинированным,  способным выполнять возложенные на него обязанности, соблюдать технику  безопасности. Каждый должен помнить, что, совершая что­то ради личной  выгоды, он рискует не только своей репутацией, но, возможно, и своей  жизнью, и жизнью многих других людей. Соблюдение всех этих правил может  во многом облегчить жизнь, тогда не придется рисковать и жертвовать ни  одним человеком, ни многими.Соблюдение всех этих норм влечет за собой гражданскую  ответственность человека.  Сказка М.Е. Салтыкова –Щедрина «премудрый пескарь»  раскрывает жизненную позицию пескаря: «Надо так прожить, чтоб никто не  заметил, а не то как раз пропадешь!» Свое отношение к образу жизни и общественной позиции тех людей,  которые послужили прототипами героя сказки, Салтыков­Щедрин выразил  такими словами: «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в  норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные  пескари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия,  ни славы, ни бесславия… живут, даром место занимают да корм едят».  Учитель: Каким, по вашему мнению, должен быть гражданин страны? Ученик: Каждый гражданин должен знать и соблюдать законы своей страны,  быть деятельным, иметь активную гражданскую позицию. Учитель: К какому гражданину можно отнести пескаря? Ученик: Пескаря можно отнести к пассивному гражданину, который ничего  не делает ни для себя, ни для других. Учитель: Будет ли такой гражданин успешным, счастливым,  востребованным в жизни?  В ходе проблемного диалога обучающиеся приходят к определенному  мнению, в результате которого формируется их гражданская позиция. Ученик: Один из секретов самореализации и успеха – это активная жизненная позиция, смелость инициативы и готовность действовать. Но чтобы эта  инициатива появилась, нам нужен двигатель. Именно таким двигателем  являются наши желания. Сила желания – это те крылья за спиной, которые  поднимают нас над всеми трудностями, которые помогают достичь своих  целей.Уместным будет пример, где раскрывается стойкость, сила,  целеустремленность паралимпийцев на олимпиаде в Сочи – 2014. Наши  паралимпийцы заняли достойное первое место, доказав всем, что любой  человек, даже с ограниченными возможностями, может достичь успеха в  жизни.