Воспитание гражданственности на уроках литературы
Оценка 5

Воспитание гражданственности на уроках литературы

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
русская литература
7 кл—9 кл
04.06.2017
Воспитание гражданственности на уроках литературы
Статья "Воспитание гражданственности на уроках литературы" посвящена важной актуальной на сегодняшний момент теме, которую обозначил сам Президент России В.В.Путин. На любом уроке в школе воспитание гражданина своей страны - первоочередная задача, так школа в первую очередь должна воспитывать человека-патриота с активной гражданской позицией.Статья "Воспитание гражданственности на уроках литературы" напечатана в сборнике «Актуальные вопросы преподавания филологи- ческих дисциплин в поликультурном образовательном пространстве», который содержит материалы докладов и выступлений участников III Международной научно-методической конференции (г.Бирск, 30 октября 2015).
Небогатикова О.В. Статья.docx
Небогатикова О.В. Мишкино, Россия Воспитание гражданственности на уроках литературы Создает человека природа, но развивает и образует его общество. В.Г. Белинский Владимир Путин в ходе обращения с посланием к Федеральному  Собранию РФ заявил, что российскому обществу необходимо воспитывать в  себе гражданскую и общегосударственную ответственность. Стратегической  целью социального развития нашей страны является формирование  гражданского общества и построение правового государства. Повышение  гражданско­правовой культуры личности приобретает в связи с этим особую  актуальность.  Целью гражданского воспитания является выполнение гражданских  обязанностей и долг перед государством, обществом, народом; разумное  использование своих гражданских прав, соблюдение и уважение законов своей страны, т.е. формирование гражданской позиции.  Это мы находим в работах  А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского; представителей  современной школы: И.П. Волкова, Т.И. Гончаровой, И.П. Иванова,  Е.Н.Ильина, С.Н. Лысенковой, Е.А. Ямбурга и других.   Компонентами гражданского воспитания являются патриотическое,  правовое, нравственное воспитание. Патриот чувствует любовь к Родине, а  гражданин четко и ясно осознает свои обязанности перед ней.  Формирование гражданско­патриотических качеств личности  определены Президентской инициативой «Наша новая школа», Федеральным  компонентом государственного стандарта общего образования.  В наше время такие нравственные ценности как патриотизм,  гражданственность стоят на первом месте. Но у подрастающего поколения эти качества недостаточно сформированы. Поэтому мы должны уделять  особое внимание этой проблеме на уроках русского языка и литературы.  Освоение учащимися способов и приемов исследовательской и  проектной деятельности, поиска и анализа информации, принятия решений,  овладение учебными навыками – все это служит развитию гражданских  компетентностей: исследовательской, компетентности социального выбора,  социального действия, коммуникативной, учебной. Рассмотрим некоторые произведения литературы, изучаемой в 5­10  классах.  После изучения рассказа Б.С. Житкова «Механик Салерно» ребята  усвоили для себя определенные нравственные уроки: в любых ситуациях, при  любых обстоятельствах нужно оставаться человеком, то есть жить в согласии  с совестью. А теперь рассматриваем данное произведение с гражданской  позиции.  Учитель: Как видим, из­за халатности, жадности некоторых людей страдают многие. Как должен выполнять работу человек? Каким должен быть работник на своем посту?  На поставленные вопросы обучающиеся отвечают, работая в группах, в  итоге совместной работы они создают инструкцию для работающего человека. Ученик: Любой человек должен быть исполнительным, должен соблюдать все инструкции и предписания по своей работе, быть дисциплинированным,  способным выполнять возложенные на него обязанности, соблюдать технику  безопасности. Каждый должен помнить, что, совершая что­то ради личной  выгоды, он рискует не только своей репутацией, но, возможно, и своей  жизнью, и жизнью многих других людей. Соблюдение всех этих правил может  во многом облегчить жизнь, тогда не придется рисковать и жертвовать ни  одним человеком, ни многими. Соблюдение всех этих норм влечет за собой гражданскую  ответственность человека.  Сказка М.Е. Салтыкова –Щедрина «премудрый пескарь»  раскрывает жизненную позицию пескаря: «Надо так прожить, чтоб никто не  заметил, а не то как раз пропадешь!» Свое отношение к образу жизни и общественной позиции тех людей,  которые послужили прототипами героя сказки, Салтыков­Щедрин выразил  такими словами: «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в  норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные  пескари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия,  ни славы, ни бесславия… живут, даром место занимают да корм едят».  Учитель: Каким, по вашему мнению, должен быть гражданин страны? Ученик: Каждый гражданин должен знать и соблюдать законы своей страны,  быть деятельным, иметь активную гражданскую позицию. Учитель: К какому гражданину можно отнести пескаря? Ученик: Пескаря можно отнести к пассивному гражданину, который ничего  не делает ни для себя, ни для других. Учитель: Будет ли такой гражданин успешным, счастливым,  востребованным в жизни?  В ходе проблемного диалога обучающиеся приходят к определенному  мнению, в результате которого формируется их гражданская позиция. Ученик: Один из секретов самореализации и успеха – это активная жизненная позиция, смелость инициативы и готовность действовать. Но чтобы эта  инициатива появилась, нам нужен двигатель. Именно таким двигателем  являются наши желания. Сила желания – это те крылья за спиной, которые  поднимают нас над всеми трудностями, которые помогают достичь своих  целей. Уместным будет пример, где раскрывается стойкость, сила,  целеустремленность паралимпийцев на олимпиаде в Сочи – 2014. Наши  паралимпийцы заняли достойное первое место, доказав всем, что любой  человек, даже с ограниченными возможностями, может достичь успеха в  жизни.

Воспитание гражданственности на уроках литературы

Воспитание гражданственности на уроках литературы

Воспитание гражданственности на уроках литературы

Воспитание гражданственности на уроках литературы

Воспитание гражданственности на уроках литературы

Воспитание гражданственности на уроках литературы

Воспитание гражданственности на уроках литературы

Воспитание гражданственности на уроках литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2017