Воспитание интереса к литературе на внеклассных занятиях и на уроках инновационного характера

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Важнейшей задачей, которая стоит перед современной школой, - значительное улучшение литературного и эстетического воспитания учащихся. Большую роль в этом отношении играет внеклассная работа по предмету. Внеклассная работа позволяет учащимся общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений, читательских, музыкальных, театральных, встреч с интересными собеседниками. Движущей силой внеклассной деятельности должен выступать интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора литературного материала, форм общения с искусством, способом творческого самовыражения - возможностью делать то, что хочешь: можешь попробовать себя в роли актера, чтеца и т.п. Не последнюю роль играет здесь установка на скорую реализацию личностно значимого замысла, на конечный результат: литературный турнир, литературно - музыкальную композицию, устный журнал, постановка спектакля и т.п. Наконец, во внеклассной работе более откровенно само общение, разноплановое, полифункциональное (межличностное, познавательное, художественное, творческое); отношения учителя и учащихся отличает откровенность и неформальность, атмосфера сотворчества.
Иконка файла материала Воспитание интереса к литературе на внекласс.doc
Воспитание интереса к литературе на внеклассных занятиях и на уроках инновационного характера Важнейшей задачей, которая стоит перед современной школой, ­ значительное улучшение литературного и  эстетического воспитания учащихся. Большую роль в этом отношении играет внеклассная работа по предмету. Внеклассная работа позволяет учащимся общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом эстетических  явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений, читательских, музыкальных,  театральных, встреч с интересными собеседниками. Движущей силой внеклассной деятельности должен  выступать интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой,  направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику  добровольностью участия, свободой индивидуального выбора литературного материала, форм общения с  искусством, способом творческого самовыражения ­ возможностью делать то, что хочешь: можешь попробовать  себя в роли актера, чтеца и т.п. Не последнюю роль играет здесь установка на скорую реализацию личностно  значимого замысла, на конечный результат: литературный турнир, литературно ­ музыкальную композицию,  устный журнал, постановка спектакля и т.п. Наконец, во внеклассной работе более откровенно само общение,  разноплановое, полифункциональное (межличностное, познавательное, художественное, творческое);  отношения учителя и учащихся отличает откровенность и неформальность, атмосфера сотворчества. Внеклассная работа становится своеобразной лабораторией творчества словесника, в которой моделируются  нетрадиционные для учебного процесса формы общения с искусством. Прообразом многих форм современного  урока литературы, признанных инновационными, является внеклассная работа по предмету. Современный урок,  сохраняя присущие ему характерные признаки, представляет собой не статичную, а постоянную развивающуюся  форму учебного процесса. Есть все основания утверждать, что совершенствование учебного процесса по­ прежнему определяется развитием классно­урочной системы с использованием урока в качестве связующего  звена в интеграции различных форм обучения, хотя, очевидно, будет расширяться и круг нестандартных форм  обучения. Сегодня выделяется следующее многообразие форм урока литературы: традиционные формы (уроки  изучения биографии писателя, уроки художественного восприятия текста, уроки углубленной работы над  текстом, обобщающие уроки, урок формирования литературоведческих понятий, уроки обучения творческим  работам, уроки анализа творческих работ), и нетрадиционные формы урока (урок ­ раздумье, урок ­ погружение, урок ­ пресс­конференция, урок ­ соревнование, урок – общественный смотр знаний, театрализованные уроки,  урок – литературная встреча, урок – заочное путешествие). Многообразие форм проведения урока ­ одно из условий развития у учащихся интереса к литературе как к  предмету, повышения познавательной активности учащихся. Целесообразность нестандартных уроков  обусловлена необходимостью придания традиционным типам урока игровых, дискуссионных, оценочных форм. Одной из форм, активизирующих внимание учеников к изучаемому материалу, повышающих интерес к уроку  литературы, является урок ­ путешествие. Этот урок может быть как вступительным, так и заключительным.  Учитель предлагает детям заочно отправиться по местам, связанным с жизнью писателя, поэта, его  произведениям, творчествам. Уместно будет привлечение иллюстраций тех мест, в которые предлагает  отправиться учитель. Урок ­ путешествие, как заключительное занятие, требует более объемной подготовки.  Кто­то из учеников подбирает музыку к уроку, кто­то отвечает за оформление. Ученикам для выступления на  уроке предварительно даются задания. Например, можно рассказать о близких писателя, представить день  писателя, поэта, полный гостей и разговоров, которые они могли бы вести, музыки, которая звучала в доме.  Можно представить монолог от имени какого­либо предмета, бывшего свидетелем разговоров, бесед тех времен в виде воспоминаний или дневника. Можно поставить инсценировку, связанную с темой урока. В роли  “искусствоведа” может выступать как учитель, так и ученик. Задача “искусствоведа” на заключительном уроке ­  объединить все виды деятельности, все сообщения в единое целое. Уроки ­ путешествия дают возможность  учащимся заочно побывать в местах, дорогих каждому россиянину, пробуждают такие уроки и интерес к  литературе, к культуре. Урок ­ путешествие может быть и по творчеству писателя, и по произведениям. Другой формой нестандартного проведения урока литературы является литературная встреча, которая может  быть организована на разных этапах обучения. Цель встречи ­ углубить знания учащихся о творчестве писателя, проверить степень осмысления или усвоения материала, а главное ­ вызвать интерес к предмету, увлечь  учащихся литературой. Встречу можно вести как учителю, так и приглашенному гостю. Они могут быть  посвящены творчеству писателя, поэта, которые изучались по программе, а также произведениям для  внеклассного чтения. Литературная встреча может иметь следующие элементы: обсуждение вопросов, защитурисунков, защиту стенной газеты, основой для которой могут быть сочинения учащихся, высказывания критиков;  инсценирование отрывков произведений; проведение викторины, при этом викторина помимо познавательных  целей вносит в учебную встречу и элемент разгрузки; чтение наизусть отрывков; подведение итогов. Урок ­ пресс ­ конференция требует предварительной подготовки учащихся, умения самостоятельно находить  нужный материал по теме в критических статьях. Развивается умение самостоятельно анализировать  произведения. Школьники самостоятельно решают сложные задачи, требующие умения применять имеющиеся  знания к конкретному материалу и высказывать свои обоснованные суждения. В конце урока ­ пресс­ конференции необходимо сделать выводы и обобщения. Такой урок способствует развитию мышления учащихся, помогает овладеть умениями, связанными с самостоятельной работой. Одной из интересных форм проведения урока является театрализованный урок. Это может быть игровая работа всего класса или работа группы. Такой урок доступен и интересен школьникам любого возраста. Подготовительная работа включает в себя  выбор темы, распределение ролей, создание сценария, проведение нескольких репетиций, обсуждение  условностей. Такой урок вызывает у детей творческую активность, развивает навык выразительного чтения,  работу воображения, учит школьников слушать и слышать, наслаждаться художественным словом. В современной школе одним из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих  улучшению дел в ней, является и интеграция предметов, таких, как история и литература, литература и русский  язык, литература и МХК, литература и изобразительной искусство. Процесс интеграции ставит своей задачей не только пересмотр содержания гуманитарных уроков, но и поиск главных технологий осуществления  интегративного подхода, синтеза урочной и внеурочной форм работы, активного включения учащихся в  творчество, работу школьного театра, музейную работу, написание стихов, работу в архивах и т.п. Внеклассная работа по литературе изначально ­ в силу природы искусства ­ явление многовариантное, и  поэтому ее строгой классификации нет. Свобода, импровизационность, живой отклик на интересы и потребности учащихся, присущие внеурочной  деятельности, не означают, что внеклассная работа ­ явление чисто стихийное. В условиях педагогической  организованной внеучебной деятельности различные виды внеклассной работы реализуются в определенных  формах. Младших подростков особенно привлекает игра. Пятиклассники отдают предпочтение сюжетно­ролевым играм:  драматизациям, инсценировкам литературных произведений, играм­фантазиям. Постепенно усиливается  познавательная активность подростков, и в 6, 7 классах это проявляется в особом интересе ребят к  разнообразным познавательным играм, включающим ролевое начало, например, им интересна роль  экскурсовода в воображаемом путешествии, участие в турнирах знатоков, конференциях. В массовой практике школ наиболее представлена внеклассная работа по освоению жизни и творчества того  или иного писателя. Она чаще всего ведется параллельно программному изучению автора, заметно  активизируясь в годы писательских юбилеев. Этот тип внеурочной работы синтетичен по своему характеру, так  как может включать и элементы краеведения, и разнообразную творческую деятельность учащихся:  выразительное чтение, драматизацию. Такая работа проводится и в Томском государственном педагогическом колледже на встречах в литературной  гостиной. Литературная композиция по творчеству А.Ахматовой: “Мне дали имя при крещенье – Анна!” Голос ее благороден. Облик ее прекрасен. Подвиг ее народен Смысл ее песен ясен. И.Дудин 1. В то время я гостила на земле. Мне дали имя при крещенье – Анна. Сладчайшее для губ людских и слуха.Так дивно знала я земную радость И праздников считала не двенадцать, А столько, сколько было дней в году… 2. Анна Андреевна Горенко родилась 23 июня 1889 года под Одессой в семье морского офицера, но вскоре  семья переехала в Царское Село, где она росла, училась в гимназии. Позднее, когда осознает себя Поэтом,  выберет себе псевдоним – Ахматова – фамилию прабабушки – татарки. Она ступала по тем же дорожкам, по  которым бегал юный Пушкин, Рылеев, она дышала тем же воздухом. Не это ли начало ее поэтической судьбы? 3. Стихи начала писать очень рано и сразу же заявила о себе как поэт с большой буквы, так как уже в ранних  стихах “прекрасная мысль выражалась прекрасно”. Причина популярности Ахматовой была в искренности, в  откровении человеческой души. 4. Сказал, что у меня соперниц нет. Я для него не женщина земная, А солнца зимнего утешный свет. И песня дикая родного края. Когда умру, не станет он грустить, Не крикнет, обезумевши: “Воскресни!” Но вдруг поймет, что невозможно жить, Без солнца телу и душе без песни. 5. Героиня ее поэзии – Любовь, Любовь ко всему миру: к любимому, к Родине, к родному языку, к истории  Отечества. Любовная лирика А.Ахматовой удивительно универсальна по отношению к любимому. Любовь у нее  земная, с муками ревности, бурными разрывами и примирениями. 6. Задыхаясь, я крикнула: “Шутка” Все, что было. Уйдешь, я умру. Усмехнулся спокойно и жутко И сказал мне: “Не стой на ветру!” 7. Героиня дооктябрьских стихов Ахматовой – любящая, гордая женщина, которую можно разлюбить и  отвергнуть, но нельзя унизить и подчинить своей воле. 8. Тебе покорной? Ты сошел с ума! Покорна я одной господней воле Я не хочу ни трепета, ни боли. Мне муж – палач, а дом его – тюрьма. Но видишь ли! Ведь я пришла сама. Декабрь рождался, ветры выли в поле. И было так светло в твоей неволе А за окошком сторожила тьма. Теперь во мне спокойствие и счастье. Прощай, мой тихий, ты мне вечно мил За то, то в дом свой странницу пустил. 9. Много исповедальных стихов у А.Ахматовой. Она как бы обнажает свою и наши души. Помолись о нищей, о потерянной О моей живой душе. Ты, в своих путях уверенный, Свет узревший, в шалаше. И тебя, печально благодарная, Я за это расскажу потом, Как меня томила ночь угарная, Как дышало утро льдом. 10. Почти все стихи о любви небольшие по объему и написаны от первого лица, но есть и завершенные баллады:  “Рыбак”, “Сероглазый король”. Блестящее музыкальное исполнение этого произведения А.Вертинским сделало  стихотворение одним из лучших романсов.(Звучит баллада “Сероглазый король” в исполнении А.Вертинского) 11. Многие стихи о любви она посвятила своему любимому мужу, талантливому поэту Николаю Гумилеву.  К.И.Чуковский вспоминал: “Познакомил меня с А.Ахматовой в 1912 году ее муж, молодой поэт Н.Гумилев, назвав  ее своей ученицей. Тоненькая, стройненькая она походила на робкую 15­летнию девочку. Прошло года три, и в  ее осанке наметилась главнейшая черта ее Личности – величавость. Слово “царственная” приходило в голову  всем, кто знали А.Ахматову”. 12. А. Ахматова писала: “Гумилев – моя судьба, и я покорно отдаюсь ей”. Но они расстались, каждый из них  пошел навстречу своей трагедии. Н.Гумилев был расстрелян 24 августа 1921 года по постановлению  Петроградского Губчека, который обвинил его в заговоре против Советской власти. Но по последним данным  никаких активных действий Н. Гумилев не предпринимал. 13. На его смерть А.Ахматова откликнулась стихотворением: Не бывать тебе в живых, Со снегу не встать Двадцать восемь штыковых, Огнестрельных пять. Горькую обновушку Другу шила я, Любит, любит кровушку Русская земля. 14. Жизнь А.Ахматовой проходило в суровое время и не щадила ее нежную душу. Но эта душа оказалась  стойкой, высоконравственной, способной переносить все лишения и беды. 15. “Музыка революции”, о которой писал А.Блок, В.Маяковский, ею не была слышана, но Любовь к Родине была  для нее чувством святым. В роковой час испытаний А.Ахматова осталась в России со свершившим революцию  народом, разделив с ним и радость, и непогоду. Она писала: 16. “Мне голос был. Он звал утешно. Он говорил: “Иди сюда”, Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух. 17. Эта глубоко выстраданная патриотическая мысль звучала и позже в ее стихах. Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. 18. Творчество большого Поэта приветствовали многие: А.Блок, К.Чуковский, Б.Пастернак, М.Цветаева и другие. Однако время было суровое: “в ее стихах критики – льстецы, лизавшие пятки власти, усмотрели “невротические  и покорно­страдальческие эмоции”. 19. Началось вынужденное молчание А.Ахматовой: ее не печатали. Однако слава не отходила от ее порога, хотя  ей А.Ахматова не придавала особого значения. А.Ахматовой посвящает стихи А.Блок, Б.Пастернак, М.Цветаева.  А.Вертинский пел на слова А.Ахматовой. (Звучит стихотворение “Чернеет дорога” в исполнении А.Вертинского). 20. Удары сыпались градом. Исполнилось ее предчувствие трагедии в роковой “Молитве”, которую она написала в 1915 году. 21. Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар,Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар – Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей. 22. Эту “молитву” при встрече ей напомнила М.Цветаева: “Как Вы такое могли написать: “Отыми и ребенка, и  друга, и таинственный песенный дар…”. Разве Вы не знаете, что в стихах все сбывается”. 23. А.Ахматова прошла через горе и муки своего народа. Она писала: “Я тогда была с моим народом, Там, где мой народ к несчастью был.” Рискуя личной жизнью, она в разгар сталинских репрессий написала поэму: “Реквием”. Написала в ней она о  том, о чем думала, что переживала в страшные годы, которые провела в тюремных очередях, чтобы даже не  увидеть, а хотя бы что­то узнать о своем невинно заключенном сыне, сыне Николая Гумилева, о Льве Гумилеве,  ныне крупном ученом­историке. Его арестовывали трижды: 1935 г., 1939 г., 1948 г. 24. В “Реквиеме” ее плачем, воем о сыне кричит “многомиллионный народ”. С горечью и болью она пишет о  погибших: “Хотелось бы всех поименно назвать, Да отняли список, и негде узнать”. 25. Поведение А.Ахматовой в годы Великой Отечественной войны было безупречно мужественным. Ее голос  звучал набатом веры в Победу. И та, что сегодня прощается с милым, Пусть боль свою в силу она переплавит, Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит”. 26. Она воевала по­своему – стихами звала к мужеству, стойкости. Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь Не горько остаться без крова – И мы сохраним тебе, русская речь, Великое русское слово. 27. Она успела увидеть Победу и запечатлеть ее в стихах по­своему. Где елей искалеченные руки Взрывали к мщенью – зеленеет ель. И там, где сердце ныло от разлуки – Там мать поет, качая колыбель. 28. Однако судьба вновь испытывает ее прочность Любви к Родине, своему народу несправедливой критикой в  ее адрес со стороны Жданова, не увидевшего в ее поэзии высоких гражданских порывов души. 29. После вынужденно полосы молчания А.Ахматова ушла в переводы и литературоведческое исследование об  А.Пушкине. 30. В 60­е годы она вновь вернулась к читателю: “Многое еще, наверное, хочет Быть воспетым голосом моим: То, что, бессловесное, грохочет, Иль во тьме подземный камень точит, Или пробивается сквозь дым …” 31. В конце жизни к А.Ахматовой приходит заслуженное признание: ей присуждается Международная  поэтическая премия, Оксфордский университет присуждает ей степень Доктора литературы.32. Много несправедливых обид и горя видела А.Ахматова. Но поражает в ее личности умение подняться над  мелочами жизни, серыми буднями и в беде сохранить царственную величавую походку и бесстрашную гордость.  Она прекрасно знала высокую цену своим творениям, оставаясь доступной, готовой помочь всем, кто в этом  нуждается. 33. Имя А.Ахматовой заслуженно вернулось к нам сегодня в первозданной чистоте. Свершилось то, о чём она  страстно мечтала: “Пусть когда­нибудь имя мое Прочитают в учебнике дети”. 34. Сегодня А.Ахматова – самый читаемый поэт (она не любила, когда ее называли поэтессой). Исполнилось предчувствие Н.Гумилева, что А.Ахматова – Поэт от Бога. Из жизни ушла в 1966 году. Похоронена под Ленинградом. На встречах в литературной гостиной, студенты, будущие филологи по дополнительным специальностям, не  просто знакомятся с методикой проведения этих мероприятий, выступают в роли актеров, чтецов, но и  обогащают свой внутренний мир прекрасным. Такие мероприятия вызывают у студентов творческую активность,  развивают навык выразительного чтения, работу воображения, учат слушать и слышать, способствуют  духовному росту, учат тому, как помочь ученику пережить “умные эмоции” общения с искусством, овладеть  формами общения с искусством.