«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
Оценка 4.8
Особые потребности
docx
психологическая работа +1
Детсад
25.04.2018
В данной брошюре автор-составитель представляет важность развития культурно-гигиенических навыков детям начиная с младшего дошкольного возраста. Содержание данной брошюры включает практические советы по привитию культурно-гигиенических навыков детям и примеры упражнений, стишков и потешек для того, чтобы сделать этот процесс более продуктивным и увлекательным.
брошюра «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».docx
Коммунальное Государственное учреждение «Кабинет психолого
педагогической коррекции» Зелёновского района управления образования
акимата Западно Казахстанской области
«Воспитание культурногигиенических навыков
у детей младшего дошкольного возраста»
2018 год.
1 Содержание:
1. Введение………………………………………………………………………34
2. Сущность понятия «культурногигиенические навыки», их содержание..58
3. Особенности формирования культурногигиенических навыков у детей
младшего дошкольного возраста …………………………………………….911
4. Методы и приемы формирования культурногигиенических навыков у детей
младшего дошкольного возраста …………………………………................1216
5.
Дидактические игры на формирование культурногигиенических
навыков………………………………………………………………………….1724
6. Заключение………………………………………………………………...2526
7. Список литературы………………………………………………………..2728
2 Введение.
Культурногигиенические навыки очень важная часть культуры поведения.
Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды,
обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих
отношений. Дети должны понимать, что если они регулярно соблюдают эти
правила, то у них проявляется уважение к окружающим и возникнет
представление о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой,
своей внешностью, поступками, как правило, не будет одобрен окружающими
людьми. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет
важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в
быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми
необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их
здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы
с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной
гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом
постоянно совершенствовались. Основой полноценного физического развития
ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа
жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение
приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены. Однако,
сталкиваясь с задачей воспитания культурногигиенических навыков у
дошкольников,
педагог не всегда может определить направления,
последовательность своей работы, четко представить результат процесса
воспитания, обозначить наиболее приемлемые методы и приемы воздействия.
Проблема формирования культурногигиенических навыков подрастающего
поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. У детей,
вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки
самообслуживания: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и
раздеваться. Перед педагогом стоит проблема поиска оптимальных путей
совершенствования работы по формированию навыков самообслуживания.
Проблеме культурно гигиенического воспитания дошкольников посвятили свои
работы такие известные ученые: М.С. Маслов, В.И. Молчанов, Г.Н. Сперанский,
Н.М. Щелованов и другие. Их труды содержат сведения по уходу, питанию,
закаливанию и воспитанию здоровых детей.
Цель работы – изучить особенности формирования культурногигиенических
навыков у детей дошкольного возраста. Объектом исследования является процесс
формирования культурногигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Предметом исследования –методы и приемы формирования культурно
гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Задачи: Изучить сущность понятия «культурногигиенические навыки»,
определить их содержание; Выявить особенности формирования культурно
гигиенических навыков у детей дошкольного возраста; Рассмотреть и описать
3 методы и приемы формирования культурногигиенических навыков у детей
дошкольного возраста. Для решения поставленных в работе задач были
использованы методы теоретического изучения и анализа литературы; обобщение.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены
теоретические основы формирования культурно – гигиенических навыков у детей
дошкольного возраста.
4 Сущность понятия «культурногигиенические навыки», их содержание.
Воспитание у детей культурногигиенических навыков – необходимое условие для
здорового образа жизни. Культурногигиенические навыки – это не что иное, как
привычки. Как известно, самые прочные привычки, как полезные, так и вредные,
формируются в детстве, вот почему так важно с самого раннего возраста
воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они со
временем стали привычками и постоянно совершенствовались. Культурно
гигиенические навыки – это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды,
поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений
детей друг с другом и со взрослыми [5,c.7]. В процессе повседневной работы с
детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены
стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.
Поэтому необходимо выделить понятия «умения» и «навык». Умения это
сформированная у ребенка способность совершать определенные действия на
основе полученных знаний. Навык
это автоматизированное действие,
формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Переход
навыка в привычку достигается систематическим повторением его при
определённых одинаковых или сходных условиях. Привычки в отличие от навыков
создают не только возможность выполнения того или иного действия, а
обеспечивают сам факт его осуществления. Навык, ставший потребностью это
привычка. Привычки, приобретённые ребёнком, сохраняются длительное время и
становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Приобретённые
привычки становятся устойчивыми и трудно поддаются перевоспитанию. Я.А.
Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье, гигиене и физическом
развитии детей. Он писал – «Детям должны быть созданы условия для
физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а
наоборот развивать у них навыки, держать голову, сидеть, брать, сгибать,
свёртывать, складывать и т. п.» [19, 44]. Овладение этими и культурно –
гигиеническими навыками и умениями должно непрерывно происходить в форме
игры, она – основное средство развития детей. Вопросами гигиены детей
интересовались передовые учёные и врачи России. Ещё в 1919 году была
поставлена задача создания сети дошкольных учреждений (яслей, детских садов).
Выполнение этой задачи потребовало научного обоснования многих гигиенических
вопросов, связанных с воспитанием детей раннего и дошкольного возраста и в
связи с этим выделения в гигиене детей раздела дошкольной гигиены. Немалый
5 вклад в дошкольную гигиену внесли видные отечественные педиатры: Н.М.
Щелованов, Е.А. Аркин и другие. Их труды помогают работникам дошкольного
воспитания правильно с гигиенической точки зрения организовывать работу с
детьми. Известный отечественный физиолог И.П. Павлов, проводя опыты с
собаками выяснил, что если у собаки выработать ряд рефлексов на разные
раздражители, которые повторяются в определенной последовательности, то со
временем животное воспроизводит всю систему ответных реакций при воздействии
лишь одного первоначального раздражителя. Это устойчивое закрепление
определенной последовательности реакций называется динамическим
стереотипом. Организм приспосабливается к стереотипно повторяющимся
внешним воздействиям выработкой системы реакций. Динамический стереотип —
физиологическая основа многих явлений психической деятельности человека,
например навыков, привычек, приобретенных потребностей и др. Комплекс
динамических стереотипов представляет собой физиологическую основу
устойчивых особенностей поведения личности. Исследователи проблемы
Виноградова Н.Ф. и Белостоцкая Е.М. считали, что «режим дня – это четкий
распорядок жизни в течение суток, у ребенка, приученного к строгому распорядку,
потребность в еде, сне, наступает через определенные промежутки времени и
сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних
органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую
деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней
траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.»[1,15] Следует
понимать, что от наличия знаний и выполнения ребенком необходимых
гигиенических правил поведения зависит не только его здоровье, но и здоровье
других детей и взрослых. Воспитание культурно–гигиенических навыков
начинается в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к
аккуратности и самостоятельности буквально с рождения. И в этом непростом
деле взрослым стоит проявить терпение и фантазию, ведь чем интереснее ребенку
будет в процессе обучения, тем быстрее он усвоит такие необходимые ему знания.
Культурногигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе
первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности труда по
самообслуживанию. Воспитание культурногигиенических навыков у детей –
первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого
ребенка. К тому же культурногигиенические навыки – это элементы
самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового
воспитания. Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия,
он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не
отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или
иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его
ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как
целеустремлённость,
выдержка,
настойчивость, самостоятельность. Выполнение культурногигиенических навыков
дисциплинированность,
организованность,
6 создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Так, девочка
начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её
причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых
процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем
виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой
внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость
в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое
отношение к своему облику, формируется правильная самооценка. Ребёнок
постепенно начинает следить за своим внешним видом [12,c.165]. Освоение
культурногигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника.
Взаимосвязано с формированием культурногигиенических навыков складываются
и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают
удовольствие от того, что они сначала выполняют действия вместе с взрослым, а
потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет
правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей
оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом,
побуждающим малыша к выполнению действия. Оценить действие и только потом,
когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную
норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того,
что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому,
что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю
правильно!" К числу основных условий успешного формирования культурно
гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий
режим дня и руководство взрослых.
Успешное формирование культурногигиенических навыков решается через
следующие задачи [15,c. 134]:
Развивать культурногигиенические навыки, формировать простейшие навыки
поведения во время еды, умывания, формировать привычку следить за своим
внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо
вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой,
носовым платком.
Формировать навыки поведения за столом; пользоваться правильно ложкой,
салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не
разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.
Формировать начальные представления о ценности здоровья, о том, что здоровье
начинается с чистоты тела, что чистотакрасотаздоровье – это неразделимые
понятия; формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в
повседневной жизни, привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков
личной гигиены дома, обогатить предметноразвивающую среду группы.
Формировать умения овладевать культурно гигиеническими навыками, и
навыками самообслуживания; побуждать детей к самостоятельности; оснастить
предметноразвивающую среду учебнодидактическим комплексом пособий по
7 воспитанию культурно гигиенических навыков у детей дошкольного возраста;
разработать методические рекомендации по воспитанию культурно гигиенических
навыков у детей дошкольного возраста; повысить педагогическую компетентность
родителей в воспитании у детей дошкольного возраста культурно гигиенических
навыков и навыков самообслуживания.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным
педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки.
Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий,
своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к
выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных
действиях.
Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется
формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые
обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны
овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и
то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера [21,c. 67].
Культурногигиенические навыки и привычки в значительной степени
формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система
ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи,
одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. Наиболее
успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего
дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо
закреплять и расширять. Таким образом, формирование культурно –
гигиенических навыков – имеют выраженную социальную направленность, так как
дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие
нормам поведения. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических
правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других
детей и взрослых. Немало важно, чтобы эти навыки прививались ребенку с детства,
но для формирования любого навыка важно, чтобы оно проходило для ребенка
осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут
складываться представления о культурно – гигиенических навыках, о их
необходимости и о преимуществах овладения ими. Исследователи дают
разнообразные определения культурно – гигиенические навыки, но все они
сходятся в одном, что эти понятия не разделимы.
8 Особенности формирования культурногигиенических навыков у детей
младшего дошкольного возраста.
Культурногигиенические навыки совпадают с такой линией психического
развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое
действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до
конца, особенно если ничего не получается. Для того чтобы завершить действие,
получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности,
красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. С первых дней жизни при
формировании культурногигиенических навыков идёт не просто усвоение правил
и норм культуры поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации,
вхождения малыша в мир взрослых. Культурногигиенические навыки важная
составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в
чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только
требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны
понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим,
что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на
неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей
внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе. Гигиеническое
воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения.
С самого раннего возраста, детей приучают правильно сидеть за столом во время
еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь
пользоваться столовыми приборами, салфеткой; учат тому, что, чем и как едят;
знакомят с разновидностями посуды (чайная, столовая) ; учат сервировать стол,
привлекают внимание к заданному образцу правильного общения во время приема
пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым
ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей, обращают внимание
на красоту правильно сервированного стола, вызывая ответный эмоциональный
отклик. Воспитание культурногигиенических навыков включает широкий круг
9 задач [20]. В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются
детьми в играх специально направленного содержания, однако для более
успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода
дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы,
используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию,
разнообразные сюжетные картинки, символы. Формирование культурно
гигиенических навыков – первая ступень воспитания культуры поведения. Работа
по формированию у детей культурногигиенических навыков ведется по двум
направлениям: работа с детьми и работа с родителями. Чтобы облегчить ребенку
освоение навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и
увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом
педагогу важно учитывать возрастную особенность детей 3го года жизни
стремление к самостоятельности [20]. Уровень развития детей 4го года жизни
позволяет несколько усложнить программные требования к нравственно
направленным играмзанятиям, играмупражнениям, инсценировкам. Теперь они
строятся так, чтобы каждое последующее упражнение опиралось на
приобретенный ранее опыт детей. Тем самым обеспечивается более быстрое и
прочное усвоение навыка [20].
Прежде всего, для формирования культурногигиенических навыков у детей
необходимо:
1) Обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком
установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее
важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный
навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо
намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо
вытереть руки;
2) Не следует торопить ребёнка, если он сосредоточенно повторяет одно и то же
действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за
него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить
определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и
быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или
спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем
предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли
ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста;
3) В дошкольном возрасте дети должны усвоить, что мыть руки надо перед едой,
после пользования уборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и
всегда, когда они грязные.
4) К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном
возрасте, относится и уход за полостью рта. С трехлетнего возраста ребенка
следует научить полоскать рот, с четырех лет правильно чистить зубы (сверху
вниз вверх, с наружной и внутренней стороны) перед ночным сном. Утром после
сна достаточно полоскать рот. Полоскать рот надо тёплой водой и после еды;
10 5) Закреплять умения пользоваться расчёской, носовым платком. Нужно приучать
детей при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком;
6) Совершенствовать навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо
пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами
(ложкой, вилкой, ножом, салфеткой, не разговаривать во время еды)[25].
К числу основных условий успешного формирования у детей культурно
гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий
режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой
понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым
оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов
(умывание, питание, сон, непосредственно образовательная деятельность и игры).
Для детей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места
каждой нужной ему в течение дня вещи. Режим дня обеспечивает ежедневное
повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует
постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Упрочение
их происходит в играх, труде, непосредственно образовательной деятельности, в
быту. Формирование культурногигиенических навыков осуществляется под
руководством взрослых – родителей, воспитателя. Поэтому должна быть
обеспечена полная согласованность в требованиях педагогов и семьи. Чтобы
научить ребенка культурно есть, детей учат овладеть целым рядом действий,
осуществляемых в определенной последовательности (правильно сидеть за столом,
не разговаривать, пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться приборами
для еды, салфеткой и т. д.). Для постепенного формирования требуемых навыков,
детей упражняют в совершении одних и тех же действий под постоянным
контролем. По мере усвоения культурно–гигиенические навыки обобщаются,
отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую,
воображаемую ситуацию («У Мишки грязные лапки», «Кукла Маша
простудилась»), тем самым влияя на становление нового вида деятельности игры.
В творческой игре («Семья»,
дети отражают
взаимоотношения, которые складываются в ходе бытовых процессов. Ребенок так
относится к кукле, как родители к нему в соответствующих ситуациях. В игре
дети имитируют бытовые действия (мытье рук, прием пищи, тем самым закрепляя
действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и пр., а также отражают
правила, которые стоят за выполнением культурно – гигиенических навыков:
одежду куклы надо аккуратно сложить, посуду на столе расставить красиво.
Культурно–гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе
первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – труда по
самообслуживанию. Самообслуживание характеризуется тем, что действия
ребенка не имеют общественного мотива, они направлены на самого себя.
Освоение культурно–гигиенических навыков влияет не только на игровую и
трудовую деятельность, но и на взаимоотношения ребенка со взрослыми и
сверстниками [5,c. 34].
«Парикмахерская»)
11 В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому,
чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а
гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Гигиеническое
воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения.
Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе
разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима
можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания. Таким
образом, уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться
культурно – гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения.
Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды,
обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих
отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется
уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки
или смотреть на неопрятную одежду. В этом случае, для воспитания
дошкольников огромное значение имеет пример взрослого, а для более старшего
возраста и сверстника.
Методы и приемы формирования культурногигиенических навыков у детей
младшего дошкольного возраста.
В центре воспитательного процесса находится ребёнок – воспитуемый. По
отношению к нему как объекту воспитания педагог выступает субъектом
воспитательного процесса, воздействующим на личность с помощью специальных
методов и приемов воспитания.
Методы воспитания это способы педагогического воздействия на сознание
воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания. С помощью методов
воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности,
обогащается опыт их деятельности, общения и отношений. При этом педагоги
тщательно отбирают методы, ориентируясь на закономерности, присущие
специально организованному воспитательному процессу. Методы воспитания в
различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и
проявляется профессиональный и творческий подход педагога к процессу
воспитания.
Прием это частное проявление того или другого метода воспитания. Можно
сказать, что приём – это отдельное действие педагога внутри конкретного метода.
По отношению к методу воспитания приём носит подчинительный характер. К
методам формирования культурно гигиенических навыков можно отнести:
1) Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических
процедур;
2) Пример взрослого;
3) Приучение, упражнение;
4) Создание воспитывающих ситуаций;
12 5) Поощрение помогает ребенку, утвердится, поверить в свои силы (особенно в
освоение новых навыков);
Важной задачей в работе с детьми является воспитание культурно
гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды,
как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение
новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и
увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом
педагогу важно учитывать возрастную особенность детей 3го года жизни
стремление к самостоятельности. На протяжении младшего дошкольного возраста
ребенок приобретает много навыков, овладение которыми требует от него
определенных усилий. Для более легкого овладения определенными навыками
связанных с его усвоением действия членят на несколько операций. Прежде всего,
следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем
случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые
действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно
эмоциональный настрой.
Однако необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов
время, остается. Для успешного решения этих задач рекомендуется использовать
целый ряд педагогических методов и приемов с учетом возраста детей:
1. Показ и объяснение показ должен сопровождаться пояснением, причем
необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее
важное, а потом незначительно. Объяснение нового действия дается очень
подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое
может быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть
косвенным и прямым.
2. Упражнение и контроль –упражнение без него ни один навык не может быть
сформирован, т.к. только в активной деятельности каждого ребенка создаются и
закрепляются динамические стереотипы. Контроль очень важен на начальной
стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные
действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у
детей лишь отдельных навыков.
3.Пример взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте
очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть
для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным
(воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей,
привлекают их внимание) Учеба ребенка, в основе которой лежит подражание,
начинается очень рано, когда он еще ничего не понимает. От природы у них
хорошо развита эмоциональномеханическая память, непроизвольное внимание.
Именно поэтому ребенок наблюдая за взрослыми, фиксирует, перенимает,
формирует, создавая свою «энциклопедию» навыков, привычек, знаний.
4.Игровые приемы. Позволяют педагогу, с одной стороны, скрыть свою
педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша.
13 Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогает
закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра "в ошибки".
5. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, книг, бесед,
инсценировок. Все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять
тот или иной навык. Для формирования культурногигиенических навыков нужно
также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить
место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.
Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и
места каждой нужной ему в течение дня вещи. Режим дня обеспечивает
ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это
способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры
поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту.
Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному
ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную
систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует
формированию культурногигиенических навыков, воспитанию, организованности
и дисциплинированности. Формирование культурно гигиенических навыков
осуществляется под руководством взрослых родителей, педагогов. Поэтому
должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного
учреждения и семьи.
Среди многих классификаций методов, в дошкольной педагогике принята
классификация, в основу которой положены основные формы мышления,
определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К
таким формам относятся наглядно – действенное и наглядно – образное
мышление. В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются
наглядные, словесные, игровые и практические методы [25]. Подготовкой к
формированию навыков, самостоятельным движениям по самообслуживанию
является создание у ребёнка положительного отношения к одеванию, умыванию,
кормлению. Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует
значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом
действий, осуществляемых в определённой последовательности (правильно сидеть
за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). В дошкольном
возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков
большую роль играет личный пример взрослых. Для детей дошкольного возраста
большое значение имеет осознание значения культурногигиенических навыков, им
нужно сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены,
её значение для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее
отношение к гигиеническим процедурам. Всё это способствует прочности и
гибкости навыков, а это очень важно для создания стойких привычек. С этой
целью можно так же использовать вариативные задания, необычные ситуации во
время игры, занятия, прогулки и т. п. Для привития культурногигиенических
навыков во всех возрастных группах применяется показ, пример, объяснение,
14 пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются,
особенно в младшем дошкольном возрасте, игровые приёмы: дидактические игры,
потешки, стихотворения («Чище мойся – воды не бойся»; «Рано утром на рассвете
умываются мышата, и котята, и утята, и жучки, и паучки…» и т.п.). Показ
сопровождается пояснением. Показ любого действия должен даваться таким
образом, чтобы были выделены отдельные операции сначала наиболее
существенные, а затем дополнительные. Операции идут в строгом порядке с
небольшим интервалом (не более 510 секунд), в противном случае не
вырабатывается динамический стереотип. Показ действия малышам обязательно
сопровождается проговариванием (« Теперь возьмём полотенце и вытрем каждый
пальчик»). Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные
действия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю
воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ
составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно
взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя
выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании
навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Также
следует обращать внимание детей на рациональность тех или иных способов
действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а
потом вешать так оно лучше просыхает, не падает на пол. Желательно, чтобы
показ действий и попытки детей выполнить их самостоятельно взрослые
сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание
ребёнка на необходимость действовать определённым образом. Это поможет ему
быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так
[1,c. 903].
В воспитании культурногигиенических навыков важно единство требований
педагогов и родителей. Малыш не сразу и с большим трудом приобретает
необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Обучая детей нужно
учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться
вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Очень важна
последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее
осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться
мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, переводит ребёнка
на новую ступень самостоятельности,
поддерживает его интерес к
самообслуживанию, позволяет совершенствовать навыки. Обычно качество и
правильная последовательность действий находится вне внимания взрослого. При
этом часто считается неважным следить за тем, перешел ли навык в привычку.
Подобная ситуация приводит к тому, что даже у семилетних детей встречается
необходимость выполнять культурно – гигиенические навыки исходя только из
требований взрослого. Это может привести к потере, казалось бы, уже
сформированного навыка. Поэтому в дошкольном возрасте надо проводить
повторное обучение навыкам на иной, чем в детстве, основе. Ребенку надо помочь
15 осознать приемы и условия выполнения культурно–гигиенических навыков, а так
же их необходимость. Опираясь на расширение и усложнение его практического
опыта. А для этого необходима специально организованная деятельность малыша
под руководством взрослого, тогда детям становится понятна целесообразность
требований учителя (руки мыть чисто, не лить воду на пол и т. д.). Для
закрепления правил и их усвоения, целесообразно проводить беседу о гигиене. Она
строится так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок,
но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий,
убеждают детей в их необходимости. Важно, чтобы старшие дошкольники
самостоятельно пользовались культурно гигиеническими навыками [10,c. 82].
Поэтому бывает целесообразно перейти от прямых указаний к косвенным,
например, вместо напоминания «дети идите мыть руки» сказать:»» и т. п.
Культурногигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении.
Изменения системы воспитательной работы,
отсутствие внимания к
формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. В
труде по самообслуживанию ребёнка учат доводить начатое до конца, выполнять
работу качественно. Например, учат не только снимать одежду, но и выворачивать
каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать её и
используется приём поощрения. Важно вовремя похвалить ребёнка, но нужно этим
не злоупотреблять, чтобы он не ждал похвалы постоянно. Выполнение требований
взрослых должно стать нормой поведения, потребностью ребёнка. Одним из
ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий,
упражнение, без этого навык не может быть сформирован. На первых порах
формирования навыка следует проверить, как выполнены отдельные действия или
задание в целом, например, попросить перед мытьём: «Покажите, как вы засучили
рукава» или после мытья посмотреть, насколько чисто и сухо вытерты руки.
Хорошей формой упражнения в освоении культурногигиенических навыков
являются дидактические игры [25]. Особая роль в воспитании культурно
гигиенических навыков принадлежит игровым приемам. Используя их, у детей
закрепляются навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни. Особое
внимание следует уделить игровому методу, потому что игра является ведущим
видом деятельности ребенка дошкольного возраста, посредством игры ребенок
лучше запоминает и устанавливает причинноследственные связи. Игра позволяет
ребёнку глубже понять окружающий мир. Таким образом, формирование
культурно – гигиенических навыков – задача сложная,
требующая
систематичности и большого терпения. Все указания необходимо в спокойном
тоне, вызывающем у детей положительное отношение к действиям, которые
должны стать привычками.
16 Дидактические игры на формирование культурногигиенических навыков
«Чистоплотные дети»
Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Ход игры. Педагог говорит детям, что хочет убедиться в том, что они
чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы,
руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).
Затем педагог говорит: «Руки». Дети, которых она вызывает, отвечают: (мыло,
щетка, полотенце). Подобным же образом дети реагируют на слова «волосы»
(гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), «купание» (ванна, полотенце, душ,
умывальник, губка, мыло и пр.).
17 Вариант. Педагог задает вопрос: «Что нам нужно, когда мы утром встаем?» Дети
знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка
для рук, паста, мыло, плато)
«Что нужно кукле!»
Задачи игры. Упражнять культурногигиенические навыки.
Пособия Картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде,
одевании, мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук,
заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый
прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).
Ход игры. Педагог знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен
каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и
говорит детям: «Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?” Дети
приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для
умывания. Игра продолжается. Педагог направляет игру так, чтобы чередовались
все виды деятельности. Например она говорит: «Наша кукла умылась и хотела бы
причесаться, но чем? Наша кукла умылась, но еще не завтракала. Что мы ей дадим
есть? Наша кукла собралась на прогулку, что она наденет?»
«Угостим кукол чаем»
Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно
игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две
ложки, чайник).
Ход игры: взрослый говорит малышу: «К нам в гости пришли куклы, их надо
посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи
ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей». Если ребенок
испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый
подытоживает: «Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай», произносит потешку:
Чайник на столе поставим,
Блюдца, чашки мы расставим,
Будем мы гостей встречать,
Кукол чаем угощать!
18 «Вымой руки»
Цель: учить ребенка мыть руки.
Оборудование: заяц резиновый.
Ход занятия: Взрослый обращается к ребенку: «Мы пришли с прогулки, нам нужно
вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки». Взрослый ставит
игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей
воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.
«Что ты можешь о них сказать!»
Задача игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
Пособия. Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички,
вода в кружке, резиновые куколки.
Ход игры. Предметы гигиены лежат возле педагога на столике и на стуле.
Педагог спрашивает у ребенка: «Петя, скажи, что ты видишь здесь?» Ребенок
называет отдельные предметы и показывает их. Если он чтолибо пропустил,
педагог его дополняет до тех пор, пока все предметы не будут названы.
«А, у вас есть дома мыло? Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и
понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?» «Для чего мама купила
мыло?» (Она хочет стирать.) «Что сделает мама, когда полотенце станет
грязным?» (Выстирает его.) «Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?»
«Кукла идет на прогулку»
Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять
предметноигровые действия.
Оборудование: кукла.
Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: «Давай поможем
кукле одеться, на улице холодно», предлагает ребенку достать из шкафчика
одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую
вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая:
«Надеваем курточку, проденем руки в рукава, застегнем пуговицы. Вот, куртку
надели! Надеваем ботиночки на ножки, вот шнурки, я помогу тебе завязать. Вот,
ботиночки надели на ножки. Надеваем шапку на голову. Вот, так, шапку
19 надели. Кукла собралась на прогулку, может идти гулять». В целях закрепления у
ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку
предоставляется возможность действовать самостоятельно.
«Водичка, водичка!»
Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков
самообслуживания.
Оборудование: две куклы.
Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят
обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: «Что надо сделать?
— Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое
личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок,
чтоб смеялся роток!» Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам
руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при
этом взрослый повторяет потешку «Водичка, водичка!»
«Сделаем лодочки»
Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук,
подражать действиям взрослого.
Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо
соблюдать последовательность действий:
засучить рукава (взрослый произносит потешку:
«Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!»;
открыть кран;
сложить ладони рук «лодочкой»;
подставить руки под струю воды;
закрыть кран;
вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который
обращает внимание ребенка на положение рук.
20 «Мыльные перчатки»
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной,
берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем
передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения
намыливания. Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена.
Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: «Вот, какие у
нас перчатки — белые!» Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей
воды, при этом произносит одну из потешек:
Например: Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама (взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В
случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
«Умывалочка»
Цель: учить ребенка умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход занятия: взрослый приводит ребенка в ванную комнату, просит посмотреть на
себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает
ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать.
Взрослый произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, понемножку…
Нет, не понемножку посмелей,
Будем умываться веселей!
21 В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем,
просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: «Ай, какой чистый ребенок,
посмотри на себя в зеркало!»
«Делаем прическу»
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями
сверху вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее
прическу: «Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы,
бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Взрослый
расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать
это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать
ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка
посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же
красивым, как кукла.
«Почистим зубки»
Цель: учить ребенка чистить зубы.
Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.
Ход занятия: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при
этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно
их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой
показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:
Ротик, ротик! Где ты ротик?
Зубки, зубки! Где вы зубки?
Щечка, щечка! Где ты щечка?
Будет чистенькая дочка!
В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются,
показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия
взрослого и ребенка.
«Фонтанчики»
22 Цель: учить ребенка полоскать рот.
Оборудование: стакан.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает
пускать фонтанчики, произносит потешку:
«Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет!»
Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем,
как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия
взрослый хвалит ребенка.
«Кукла заболела»
Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.
Оборудование: кукла, носовые платки.
Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: «Вот кукла Маша, она
заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит
носовой платок. Поможем Маше очистить носик!» Взрослый произнести потешку:
Маша заболела, трудно ей дышать,
Мы платочком будем носик вытирать!
Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок,
демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.
«Носикикурносики»
Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
Оборудование: индивидуальные носовые платки.
Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:
«Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),
Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять(убирает платок в карман)» .
23 Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым
платком
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культурногигиенические навыки – важная составляющая часть культуры
поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в
детстве навыки, в том числе культурногигиенические, приносят человеку
огромную пользу в течении всей его последующей жизни. Прививая детям
дошкольного возраста культурно гигиенические навыки, мы параллельно влияем
24 на многие психические процессы в развитии ребёнка и формируем основы
здорового образа жизни.
Обобщая свой опыт работы, я с уверенностью могу сказать, что различные игровые
приёмы и методы позволяют ускорить процесс формирования культурно
гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста и сделать его
намного интереснее. Именно в процессе игры ребенок с удовольствием выполняет
простейшие умения и навыки гигиенической культуры, с интересом изучает себя,
радуется самостоятельным и совместным действиям и их результату.
Также ребенок испытывает удовлетворение от одобрительных оценок взрослого.
Стремясь к самостоятельным действиям, он способен правильно совершать
процессы умывания, мытья рук, ухаживать за внешним видом, пользоваться
носовым платком, помочь в организации процесса питания, правильно
пользоваться столовыми приборами и салфеткой, аккуратно кушать.
Таким образом, формирование культурногигиенических навыков – это
необходимое условие успешного развития личности ребенка. Чем раньше ребенок
освоит эту непростую науку, тем увереннее он будет развиваться. Поэтому так
важно придерживаться одинаковых требований к навыкам гигиены и
самообслуживания в дошкольном образовательном учреждении и дома,
действовать совместно на благо ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авсюкевич Н. И., Башкатова И. А. Формирование культурногигиенических
навыков у детей младшего возраста в процессе совместной деятельности [Текст] /
Авсюкевич Н. И. — 2015. — №24. — С. 901903.
25 2. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания
детей от 3 до 7 [Текст] / Белостоцкая Е.М. – М.:Просвещение,1991. Богуславская
З.М., Смирнова Е.О.
3. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] /
Богуславская З.М. – М.: 1991.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры.
5. Бочкарева О. И. Организация деятельности по формированию культурно
гигиенических навыков и этикета. Младшая и средняя группы [Текст] / Бочкарева
О. И. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. — 96с.
6. Буре Р.С., Островская А.Ф. Воспиталель и дети. – [Текст] / Буре Р.С. М.:
Просвещение, 2006 – 143 с.
7. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой
слушаем. – [Текст] / Гурина И. В. СПб., 2007 – 34 с.
8. Дергунская В. А., Кошкина А. А., Игры эксперименты с дошкольниками:
Учебно методическое пособие [Текст] / Дергунская В. А. Москва, Центр
педагогического образования, 2013 – 64 с.
9. Жукова Р.А. Трудовое воспитание. [Текст] / Жукова Р.А. Волгоград:
ИТД«Котофей», 2010.96с.
10. Козлова С. А., Дошкольная педагогика. [Текст] / Козлова С. А. Учебник
Москва: Академия, 2006. – 416 с.
11. Меремьянина О.Р.Вместе с куклой я расту. [Текст] / Меремьянина О.Р
Волгоград: Учитель, 2013.221с.
12. Павлова Л. Н., Организация жизни и культура воспитания детей в группах
раннего возраста – Москва: АйрисПресс, 2006. – 226 с.
13. Пашкевич Т.Д.Социально эмоциональное развитие детей 37 лет. [Текст] /
Пашкевич Т.Д. Волгоград: Учитель, 2014.123с.
14. Печора А.В. Развивающие игры для дошкольников. [Текст] / Печора А.В. М.:
ВАКО, 2008 – 60 с.
15. Пожидаева О., Самообслуживание детей дошкольного возраста. [Текст] /
Пожидаева О. // Дошкольное воспитание. 2013. №7 С. 7275.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
16.
образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М. А. Васильевой [Текст] / Васильевой М. А. Москва: Мозаика
Синтез, 2012. – 304 с.
17. Смирнова Е. Т., Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях
[Текст] / Смирнова Е. Т. Москва, 1973. 278 с.
18. Смирнова Т.В. Ребёнок познаёт мир. [Текст] / Смирнова Т.В. Волгоград:
Учитель, 2013.167с.
19. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и
самообслуживанию. [Текст] / Урунтаева Г.А. М.: Просвещение, 1997–125с.
20. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. [Текст] / Чиркова С.В.
Москва:
2013.240с.
ВАКО,
26 27
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.