Воспитание морально - волевых качеств у обучающихся общеобразовательной школы через туризм.
Оценка 4.7
Руководства для учителя
rtf
ОБЗР +1
Взрослым
20.06.2017
Материал предназначен для обобщения опыта воспитания морально - волевых качеств у обучающихся. Туризм один из лучших способов для этого. Самостоятельность, выносливость, дисциплинированность, получение жизненно важных навыков выживания в природе, все это получает обучающийся в процессе походов различных степеней сложности. Коммуникативные навыки, природа, единство цели и как награда - удивительные места нашей Родины, самоутверждение и получение спортивных наград.
Методическая разработка.rtf
Воспитание морально волевых качеств у обучающихся
общеобразовательной школы через туризм.
А.И.Дегтярев
МКОУ Кривополянская СОШ
Острогожского района
В этой статье я хочу рассмотреть вопрос воспитания морально – волевых качеств у
обучающихся общеобразовательной школы через туризм, на примере малокомплектной
сельской школы.
Детским туризмом я занимаюсь с 1991 года и было исхожено много дорог и тропинок вместе с
учениками. Мы исходили много маршрутов и пеших и водных по родному краю, проводили
каникулы в туристском лагере, совершали походы первой категории сложности по Северному
Кавказу. Занимаясь на уроках физической культуры, ученики не всегда могут, да часто и не
хотят проявлять усердие в достижении результатов. Отсутствует мотивация к
самоутверждению и желание показывать хороший результат. Объективных и субъективных
причин всегда достаточно. А вот совершение походов, особенно серьезных вынуждает
показывать все свои умения и навыки и в первую очередь морально волевые качества. Как
показывает опыт, пройдя через это испытание, ребенок меняется, его отношение к занятиям
физической культурой становится ответственнее. В чем же основной секрет такой переоценки
своего поведения и отношения к занятиям в школе?
Во первых, планируя совершение похода меняются задачи для этих ребят. Во время
внеурочных занятий на секции общефизической подготовки (ОФП) разучиваются и
совершенствуются дополнительные и специальные упражнения для развития выносливости,
движения по пересеченной и горной местности. Преодоления водных и других преград.
Основным условием участия в походе является отказ (на время похода) от вредных привычек.
И есть примеры, бросив курить на десять дней, ребята расстаются с сигаретой.
Во вторых, у ребят появляются новые (взрослые) обязанности в группе. Такие как заведующий
по хозяйственной части; фото и видео оператор; ответственный за ремонт снаряжения как
личного, так и группового; ответственного за костровое снаряжение; ведения дневника
похода. Каждый дежурит несколько раз за поход, а это непростое дело, особенно в ненастную
погоду.
В третьих сам поход проходит в экстремальных условиях, возможны такие ситуации, где
необходимо проявлять морально – волевые качества. Как пример могу привести то, что обычно ждет участника похода в ноябре месяце по Северному Кавказу с протяженностью 100
– 110 километров по горам с высотами до 1000 метров над уровнем моря.
Диапазон температуры воздуха от 5 – 10 градусов до +25, ураганный ветер, дождь, снег,
солнечная и жаркая погода. Умывание в горных реках и ручьях, купание в Черном море ,
скользкие и обледенелые подъемы, крутые и каменистые спуски, преодоление бродов, иногда
до 50 раз за день. Вес рюкзака, натертые плечи, ночные «концерты» шакалов и многое другое.
Пройдя через эти испытания, ученик взрослеет, получает физическую и морально –
психологическую закалку.
Нельзя забывать и взаимовыручку, без которой просто нельзя, развитие коммуникабельности и
получение умений и навыков для взрослой жизни.
Положительные моменты то же воспитывают в ученике хорошие и нужные качества, а за ними
мы и идем по родному краю и в горы.
Многие дети первый раз встречаются с другим миром, где есть море, горы, могучие грабовые
и буковые леса. Горные ручьи и водопады, Рассвет в горах и закат на море, песни у костра,
рука друга помогающая перебраться через препятствие и ночевка в палатке. Встреча с
хорошими людьми и красота нашей Родины. Древние и загадочные дольмены и косяки
алхатекинцев пасущиеся на Главном Кавказском хребте. Необыкновенно вкусная вода горного
ручья и каша, сваренная тобой на костре.
Я осознаю, что ученики сельских школ отличаются от своих сверстников из города многими
умениями воспитанными сельским трудом. Отношением к людям, большей ответственностью
за порученное дело. Но часто встречая на горных дорогах городские группы, я убеждаюсь, что
и они проявляют морально – волевые качества, которые да же и не подозревали у себя
находясь в обычных условиях социума.
Интересно наблюдать изменения в детях, как они ведут себя в экстремальных условиях. Часто
лидеры в школе, становятся в горах не такими «крутыми», а кто был в «тени» показывают
себя только с положительной стороны и на них перекладывается ответственность за
благополучие группы. Самоутверждение себя как личности, самоуважение ( я смог!, прошел!,
преодолел!) положительно влияет на воспитание в себе морально волевых качеств и
дальнейшем изменяет отношение ученика к учебе, общественной жизни школы.
Важным фактором для ребенка является получение третьего разряда по пешеходному
туризму. Не каждый ученик в школе получает взрослый разряд, да и при поступлении в ВУЗ,
добавляются баллы в рейтинг абитуриента.
В заключение хочу отметить, что действительно туризм является хорошим дополнением к
урокам физической культуры в школе и доступен практически всем обучающимся с 1 по 11
классы.
Воспитание морально - волевых качеств у обучающихся общеобразовательной школы через туризм.
Воспитание морально - волевых качеств у обучающихся общеобразовательной школы через туризм.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.