Тема: «Воспитание положительного отношения к труду и творчеству у обучающихся».
Учитель начальных классов: Богомолова Светлана Геннадьевна
ГБОУ СОШ №9 г.о. Чапаевск Самарской области.
«Жизнь дана на добрые дела».
Теме труда посвящали свои произведения многие русские писатели и поэты. Для того
чтобы жизнь была интересной и полноценной, с самого раннего возраста нужно учиться
трудиться, приучать себя к порядку, воспитывать силу воли, выполнять свои обязанности
даже тогда, когда этого делать совсем не хочется.
Л. Н. Толстой как истинно народный писатель также не мог обойти эту тему стороной.
В его произведениях для детей труд представлен как истинная ценность.
Развитие творчества не может существовать без труда. Отсутствие навыков труда
вызывает у ребенка чувство беспомощности. Труд и творческий процесс органически связаны
друг с другом, влияют друг на друга и поддерживают друг друга.
К задачам воспитания трудового сознания у младших школьников относятся:
– разъяснение ученикам общественной значимости различных профессий, их важности и
необходимости;
– знакомство младших школьников с особенностями социальнопроизводственной
инфраструктуры города, района;
– привитие элементарных трудовых навыков;
– формирование положительной направленности к трудовой деятельности.
Из дошкольных учреждений дети приходят в начальную школу с частично
сформированными навыками по самообслуживанию, привычками к трудовому усилию,
умением включиться в труд по собственному побуждению и успешно его завершить.
Возраст младшего школьника наиболее благоприятен для формирования трудовых
навыков и умений, а также отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной
деятельности. Поэтому наша задача продолжить работу по формированию навыков
самообслуживания, умений организовывать своё рабочее место и приводить его в порядок
после окончания уроков, выполнять обязанности дежурных по столовой и в классе.
Школа многое делает, чтобы раскрыть перед своими питомцами великую роль труда в жизни
общества, научить их ценить чужой труд, привить любовь к труду, желание и умение трудится
на общую пользу.
Трудовое воспитание— процесс длительный и сложный. Здесь есть свои
трудности, свои правила: 1. Труд должен быть посильным для ребенка. Дети в процессе труда быстро утомляются.
Чтобы труд приносил пользу развитию детского организма и не оказывал отрицательного
влияния на их рост и развитие, он должен строиться с учетом детских возможностей.
2.
Ребенок должен наглядно видеть результаты своего труда. Успех вызывает радость,
подъем, желание и в дальнейшем трудиться. Надо помнить, что любовь к труду не возникает
сама собой. Труд не забава. Он требует напряжения, физических и умственных сил,
сопровождается утомлением. Радость труда человек познает тогда, когда он овладеет делом,
увидит результаты труда. Надо научить детей преодолевать неизбежные в труде трудности,
научить черпать радость в труде.
3.
Необходимо приучать детей доводить дело до конца. Нередко бывает так, что
встретив какое — либо препятствие дети бросают начатое. Вот тут — то и следует проявить
настойчивость, потребовать, чтобы порученное дело было обязательно выполнено.
Лень — это результат неправильного воспитания. И будет ли ребенок трудолюбивым или
ленивым всецело зависит от нас самих.
Вообще следует отметить, что приучение к коллективному труду — важнейшая задача
трудового воспитания. Совместный коллективный труд прекрасное средство для воспитания
организаторских способностей. Нам нужно, чтобы каждый советский человек мог быть не
только исполнителем, но и организатором труда, умел планировать свой труд.
А вот общественно полезный труд – это новый вид труда для младших школьников.
Поэтому правильная организация труда имеет огромное значение в воспитании интереса к
общественно полезному труду.
Для того чтобы вызвать интерес к труду, заблаговременно нужно подготовиться. При
этом важно ставить детей в положение организаторов дела. Для этого используем игровые
моменты. Уборка детской площадки в городском парке. Для начала в классе проводится
беседа об осени, признаках и приметах. Отгадывание загадок. Говорим о том, что опало много
листвы и маленьким ребятам трудно играть и бегать по листве. После проведения
инструктажа по технике безопасности идем всем классом собирать листву.
Задача – найти полезные дела, определить, какую помощь можно оказать в благоустройстве
площадки и после уборки всем вместе поиграть в подвижные игры.
Выдающийся педагог Макаренко советовал родителям ставить перед детьми такие
трудовые задачи, чтобы они могли проявить свое творчество. В детском возрасте труд и игра
тесно переплетаются. Знания становятся полнее и прочнее, если они находят применение в
практической деятельности, которая в начальной школе реализуется в форме рисунков и поделок. Организация конкурсов, выставок, соревнований увлекает детей и создает условия
для формирования направленности к трудовой деятельности, а также развития творческих
способностей и познавательных интересов. Ребята совместно с родителями с большим
интересом готовят поделки к выставкам «Дары осени», «Осенний букет», «Зимний букет»,
«Знаю правила дорожного движения», участвуют в конкурсах выпечки, елочных украшений,
открыток к различным знаменательным датам. Традиционным видом деятельности стало
посещение городской библиотеки. Проведение библиотечных часов и «ремонт» книг.
Совместный труд родителей и детей — хорошая школа воспитания коллективных навыков.
Влияние на ребенка оказывает не только пример родителей, но и сам процесс совместного
труда. Пусть у них разный объем работы, но и сила и сноровка различны, а дело они делают
одно.
Совместное изготовление кормушек для птиц. Размещение их в школьном саду.
Большинство родителей хорошо понимают значение общественно — полезного труда,
помогают детям в нем участвовать. Но встречаются примеры иного рода.
Отдельные родители противопоставляют труд учебе. Они говорят: «Пусть только учатся
хорошо, кончит школу, тогда поработает».
Конечно, учение — это тоже труд и труд нелегкий, но домашний труд не должен
мешать учебе, но следует помнить, что учение — это умственный труд. Чередование же
умственного и физического труда создает хорошие условия для развития ребенка. Неправы те
родители, которые противопоставляют труд игре. Такое противопоставление может привести
к тому, что у детей сложится мнение, что играть — интересно, увлекательно, а трудиться
скучно, тягостно. Следует добиваться того, чтобы трудиться было для ребенка не менее
привлекательно, чем играть.
Трудовое воспитание детей — дело семьи и школы. Только
объединив усилия, можно будет воспитать из наших детей настоящих тружеников.
Важное место в трудовом воспитании детей занимают умелый учет и оценка труда.
Дети очень любят, чтобы взрослые замечали их усилия, поощряли их. Нет ничего
обидней для ребенка, когда его старания остаются незамеченными, труд — неоценённым, или,
еще хуже, вместо похвал он получает выговор.
Определенную роль в воспитании интереса к труду играют правильно примененные
поощрения. Поощряя детей за хороший труд, мы укрепляем у них желание еще лучше
трудиться, добиться еще больших успехов. Младшие школьники особенно чутки к
поощрениям, им очень хочется заслужить одобрение окружающих.
Но, ни в коем случае не следует устанавливать плату за труд или наказывать трудом. Таким образом, трудовая деятельность учащихся является одним из важных факторов
в формировании личностных универсальных учебных действий. Включаясь в трудовой
процесс, ребёнок коренным образам меняет все представления о себе и окружающем мире.
Радикально меняется его самооценка и развиваются познавательные и творческие
способности, что в свою очередь меняет авторитет ребёнка в школе.
«Воспитание положительного отношения к труду и творчеству у обучающихся».
«Воспитание положительного отношения к труду и творчеству у обучающихся».
«Воспитание положительного отношения к труду и творчеству у обучающихся».
«Воспитание положительного отношения к труду и творчеству у обучающихся».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.