В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. В той части, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личностиВ целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. В той части, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности
«Воспитание положительных личностных
качеств школьников в процессе занятий
физической культурой и спортом»
ПЛАН
Введение............................................................................................................2
1. Формирование личности в условиях
учебно – тренировочного процесса..........................................................5
2. Физическая культура и спорт в формировании личности......................9
2.1 Факторы гармоничного развития организма .......................................9
2.2 Развитие моральноволевых качеств личности..................................11
2.3 Методы физического воспитания.......................................................12
2.3.1 Игровой метод: особенности и применение.................................12
2.3.2 Соревновательный метод: особенности и использование............15
Заключение......................................................................................................18
Список используемой литературы................................................................20
19ВВЕДЕНИЕ
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс
воспитания. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего
обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования
личности. В той части, где формирование личности имеет управляемый,
контролируемый характер,
где люди руководствуются сознательными
намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в
соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание –
процесс целенаправленного формирования личности. При этом важнейшим
материальным, интеллектуальным и духовным средством воспитания гармонично
развитой, социально активной личности является физическая культура и спорт.
Воспитание в человеке высоких моральных, волевых, эмоциональных,
коммуникативных качеств означает оздоровление общества. Кроме того, в
условиях все увеличивающейся нагрузки на человека в результате воздействия
неблагоприятных экологических факторов, в условиях загрязнения окружающей
среды, распространения вредных привычек, общего ухудшения здоровья населения
немаловажным является воспитание в человеке стремления к здоровому образу
жизни.
Физическая культура является единением физического и духовного в
человеке, формирование культуры движений, образа жизни и способа развития
личности. Сегодняшнее образование готовит выпускников не только физически
подготовленными, но и с развитым функциональным и двигательным потенциалом
применительно к конкретным видам трудовой деятельности. Учащимся
необходимо приобрести возможно больше разнообразных двигательных умений и
навыков и получить разностороннее развитие физических способностей. Надо
формировать активную жизненную позицию личности на основе воспитания
трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств.
19Целью работы является анализ роли физкультуры и спорта в развитии
личности как многофакторного явления.
Физкультура и спорт изучаются разными отраслями науки. Важнейшим
условием освоения новых теоретических подходов к исследованию физической
культуры и спорта является интеграция различных областей научного знания.
Поиск новых путей реализации потенциала физической культуры и спорта может
придать новый импульс педагогическим и социальным изысканиям новых решений
важной проблемы использования физической культуры и спорта для гармоничного
развития и всестороннего совершенствования человека.
191. Формирование личности в условиях учебно – тренировочного процесса
Физическое воспитание совершенно неотделимо от других видов воспитания.
Органической основой их взаимосвязи является единство физического и
духовного развития человека, а также закономерности организации всей
социальной системы физического воспитания.
Собственно, физическая культура и спорт выступают как мощное
средство социального становления личности, активного совершенствования
индивидуальных, личностных качеств, а также двигательной сферы. Таким
образом, физическая культура и спорт выступают важнейшим условием, а
физическое воспитание важнейшим средством разностороннего развития
личности. Установка на разностороннее развитие личности предполагает
овладение учащимися, с одной стороны, основами физической культуры,
слагаемыми которой являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие,
оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области
физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять
физкультурнооздоровительную и спортивную деятельность, а с другой
формирование интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер учащихся, их
эстетических представлений и потребностей.
Объективная сторона влияния занятий спортом на интеллект состоит в том,
что умственная и физическая деятельность выступает в единстве и во взаимосвязи.
Многие явления, происходящие в окружающем мире и в организме, могут быть
познаны только в результате двигательной деятельности. Это относится прежде
всего к представлениям о кинематических, динамических и ритмических
характеристиках движений, то есть к представлениям о времени, пространстве,
продолжительности выполнения движений, темпе, скорости, ритме, а также о
возможностях собственного тела. Занятия спортом оказывают влияние на развитие
следующих сторон интеллекта: внимания, наблюдательности, находчивости и
19быстроты. Занятия физической культурой и спортом способствуют улучшению
умственной работоспособности. Положительное влияние оказывает чередование
характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также
применение физических нагрузок, которые, даже непродолжительные, позитивно
влияют на протекание психических процессов. Ограничение двигательной
активности, наоборот, ведет к снижению умственной работоспособности.
Однако возможно и отрицательное влияние учебнотренировочных занятий на
интеллект, которое обычно вызвано односторонним увлечением спортом (в ущерб
другим видам деятельности, в частности учебе) или утомлением, наступающим
вследствие учебнотренировочных занятий со слишком большими нагрузками.
Кроме того, угнетающее влияние на интеллект школьника, занимающегося
спортом, могут оказать и условия, исключающие привычный физический или
умственный труд.
Существует прямая связь между степенью волевого усилия и нервно
мышечным напряжением. Чем выше качественные проявления двигательной
деятельности, тем соответственно большим должно быть волевое напряжение.
Таким образом, объективная сторона положительного влияния занятий спортом на
развитие волевых черт характера состоит в том, что они связаны с
необходимостью проявления волевых усилий.
В процессе учебнотренировочных занятий наиболее радикальное средство
формирования волевых черт характера нагрузка. Упражнение следует
рассматривать не только как метод, направленный на совершенствование в
технике и тактике, обеспечение физической подготовленности, но и как средство
развития воли. В ходе учебнотренировочного процесса у учащихся возникают
определенные трудности, способствующие развитию волевых черт характера. Это
необходимость овладевать сложной техникой спортивных упражнений, проявлять
волевые усилия, преодолевать усталость, сохранять самообладание и
19
работоспособность в неблагоприятных условиях внешней среды, регулироватьэмоциональное состояние, сохранять и соблюдать установленный режим дня. Все
эти трудности в наибольшей мере проявляются во время спортивных
соревнований, которые и служат одним из основных средств формирования
волевых качеств спортсмена.
Занятия спортом способствуют формированию положительных эмоций.
Причины этого явления объясняются тем фактом, что мышечное напряжение (в
определенных пределах интенсивности) связано с возникновением приятных
ощущений.
Достижение поставленных целей, даже сознание приближения к ним,
главный фактор, дающий человеку удовлетворение своей деятельностью. В ходе
учебнотренировочного процесса этот эффект достигается вследствие осознания
прогресса в освоении техники спортивных упражнений, в развитии двигательных и
психических качеств, победы на соревнованиях и др. На учебнотренировочных
занятиях школьник как бы познает себя с новых, ранее неведомых ему сторон,
утверждает себя в своем сознании. Активная двигательная деятельность
регулирует процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы.
участие в спортивных соревнованиях,
Учебнотренировочные занятия,
предъявляющих достаточно высокие требования к организму, могут снизить, а
порой и вовсе нейтрализовать ранее возникшие негативные эмоциональные
переживания.
Однако занятия спортом фактор, вызывающий не только положительные
эмоции. Они могут стать также источником острых негативных переживаний,
причем наиболее отрицательное влияние на эмоциональную сферу оказывают
неудачные выступления на спортивных соревнованиях, отрицательные примеры
поведения, если таковые имеются в процессе учебнотренировочных занятий, не
сформированный здоровый психологический климат в группе занимающихся.
Таким образом, в силу самой сущности физической культуры и спорта проявление
19
в них негативных черт характера (трусости, безволия, грубости и т.д.)воспринимается как некрасивое, отрицательное в поведении и, наоборот, смелость,
решительность, мужество как пример для подражания. Тем самым учебно
тренировочные занятия способствуют формированию у школьников этически
оправданных представлений о правильном поведении человека.
Важное место в формировании личности в процессе учебнотренировочных
занятий занимает и эстетическое воспитание. Занятия физической культурой и
спортом направлены прежде всего на овладение человеком своей двигательной
сферой, обогащение двигательных представлений, развитие двигательных
способностей. Таким образом, учебнотренировочные занятия являются фактором
формирования эстетики движений у
учащихся.. Определенная степень
спортивной культуры дает возможность воспринимать как красивое в движениях
спортсмена их рациональность, соответствие конкретной ситуации и решаемым
задачам, выражение в них разума и энергии. Таким образом, занятия спортом
позволяют воспитывать у школьников эстетически оправданные представления о
красоте движений человека.
Результаты, которые достигаются в формировании личности на учебно
тренировочных занятиях, зависят и от соблюдения ряда условий. Одно из них
сочетание занятий спортом с другими видами деятельности, имеющими
воспитательную направленность и осуществляемыми в семье, школе средствами
искусства, печати, телевидения и т.д.
Таким образом, важнейшая задача занятий физической культурой и спортом
формирование личности.
Основным условием достижения положительных
результатов в формировании личности школьников в ходе учебнотренировочного
процесса служит комплексный подход, обязывающий соблюдать единство
воздействия на занимающихся средств и методов физического и нравственного
воспитания. Одним из основных условий успеха в учебнотренировочных занятиях
и особенно в спортивных соревнованиях является развитие интеллектуальной,
19
волевой и эмоциональной сфер школьников. Следовательно, решая задачифизического воспитания, преподавателю необходимо ориентировать свою
деятельность на такие важные компоненты, как формирование ценностных
ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности формирование
потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими
упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование
гуманистических отношений, приобретение опыта общения. При этом школьников
необходимо обучать способам творческого применения полученных знаний,
умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной
работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
2. Физическая культура и спорт в формировании личности
Школьные годы — один из важнейших этапов в становлении человека как
активного члена общества. В этот период человек формируется не только
физически, но и морально. Вот почему в эти годы должна быть не только создана
прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования
человека, но и сформированы определенные психофизические качества. На
современном этапе развития образования главной целью школьного предмета
«физическая культура» является содействие формированию физической культуры
школьников [1, стр. 9]. Следовательно, в рамках этого предмета: одновременно
решаются образовательная и воспитательная задачи. На уроках физкультуры
наряду с овладением техникой выполнения упражнений происходит развитие и
основных двигательных качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости и
гибкости), а также воспитание моральноволевых качеств с использованием
полного арсенала средств физической культуры.
2.1Факторы гармоничного развития организма
В силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин
большинству детей просто не хватает времени для развития своего тела.
Недостаток движения обусловливает появление гипокинезии, которая может
19
вызвать ряд серьёзных изменений в организме ребенка.Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 85% дневного времени
большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у
младших дошкольников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры)
занимает только 16–19% времени суток, из них на организованные формы
физического воспитания приходится лишь 1–3 %. Общая двигательная активность
детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов
к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9–10 классе меньше, чем в
67 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная
активность в воскресные дни больше, чем в учебные, а весной и осенью больше,
чем зимой [9].
Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на
функционировании многих систем организма, особенно сердечнососудистой и
дыхательной. Дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается,
происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению
работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание,
ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время
мыслительных операций.
Кроме этого, падает сопротивляемость организма простудным и
инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки к формированию слабого,
нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития
недостаточности сердечнососудистой системы. Слабые мышцы малоподвижных
детей не поддерживают тело в правильном положении, что вызывает развитие
плохой осанки, сутулости.
Установлено, что 67летние дети, уже принятые в школу, отстают в росте и
массе тела и мозгов от сверстников, не посещающих учебное заведение. К концу
года у мальчиков разница в росте составляет 3,2 см, в массе тела — 700 г, а у
девочек соответственно 0,9 см и 1 кг 300 г [9].
Единственная возможность нейтрализовать эти отрицательные явления — это
активный отдых и организованная физическая деятельность.
19Согласно данным исследований, у школьников, не занимающихся
физическими упражнениями, становая сила в течение года увеличивалась на 8,7 кг,
у подростков того же возраста, занимавшихся физкультурой, — на13 кг, а у
занимавшихся, кроме этого, ещё и спортом — на 23 кг.
Под влиянием систематических, разнообразных и нормированных мышечных
нагрузок происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной
системы. Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций
нервной системы, как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов.
«Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не
могу думать; необходимо, чтобы моё тело находилось в движении, и тогда ум тоже
начинает двигаться», — признание великого французского мыслителя Ж. Ж. Руссо
как нельзя лучше показывает взаимосвязь мозга с движением.
Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения,
активизируют деятельность печени и почек, желез внутренней секреции,
вовлекая в
тренируют систему кровообращения,
совершенствуя ее,
кровообращение большую массы крови и стимулируя кроветворение.
Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в
кислороде. В результате увеличивается ёмкость лёгких, а полное их расправление
ликвидирует застойные явления, скопление слизи и мокроты, т.е. служит
профилактикой возможных заболеваний.
Занятия физкультурой также вызывают положительные эмоции, бодрость,
хорошее настроение.
2.2 Развитие моральноволевых качеств личности
Кроме развития организма, трудно переоценить роль физкультуры и спорта в
формировании личностных черт человека. Наряду с сохранением и укреплением
здоровья, повышением уровня физической подготовки одной из задач физической
культуры и спорта является воспитание моральноволевых качеств, привитие
потребности физического и нравственного совершенствования.
19На уроках физкультуры происходит постоянное взаимодействие с партнерами
и соперниками, в котором рождаются, проявляются и закрепляются черты
личности ребенка. Уроки физкультуры представляют собой благодатное поле для
формирования положительных черт личности, лидерства, борьбы со страхами,
развития соревновательных способностей, воспитания чувства коллективизма,
моральной и физической подготовки к переживанию различных стрессовых
состояний.
Постоянно преодолевая нагрузки, иногда заставляя себя, действуя через
напряжение, человек борется со второй стороной своей личности —
медлительной, слабой, ленивой, трусливой. В ходе занятий спортом ребенок
учится мобилизовать свою волю, проявлять волевые качества, необходимые для
достижения цели, уметь рассчитывать силы, управлять поединком, эффективно
действовать при нехватке времени.
Кроме того, факторами самооценки ребенка, которая формируется в это
время, являются собственная активность личности, оценка окружающих людей,
умение правильно оценивать действия других. Формирование самооценки в
процессе двигательной деятельности предполагает: привлечение внимания ребенка
к художественному образу окружающей его природы, к способности создавать
собственный художественный образ — «образ красивого тела», красивому
двигательному поведению окружающих взрослых. В большей мере этому
способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой
установкой на результат (игрыдраматизации, спортивные и подвижные игры,
спортивные упражнения, игрыэстафеты). Ребенок оценивает свое «Я» по
непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной
цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как
самоуважение, совесть, гордость.
2.3 Методы физического воспитания
2.3.1 Игровой метод: особенности и применение
19Для повышения эффективности учебновоспитательного процесса
используются различные средства, методы, приемы и способы физического
воспитания. Игровой и соревновательный методы, которые широко используются
на уроках физкультуры позволяют решать многие задачи формирования
гармоничной личности, стоящие перед преподавателем.
Игра и соревнование являются многообразными общественными явлениями, и
их значение выходит далеко за сферу физического воспитания. Возникнув на
ранних этапах истории и развиваясь вместе с культурой общества, игры и
соревнования удовлетворяют потребности в самосознании и внешнем
контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении.
Игровой метод характеризуется определенными особенностями.
1. «Сюжетная» организация: деятельность играющих организуется в
соответствии с образным или условным сюжетом (планом игры), в котором
предусматривается достижение определенной цели в условиях постоянного и в
значительной мере случайного изменения ситуации.
Игровой сюжет либо непосредственно заимствуется из окружающей
действительности, отражая различные действия и отношения, либо специально
создается, исходя из потребностей физического воспитания, как условная схема
взаимодействия играющих — это особенно характерно для современных
спортивных игр.
2) Разнообразие способов достижения цели — возможность достижения
игровой цели (выигрыша) обычно не связана с какимлибо одним способом
действий. Почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые
правилами игры, которые лимитируют лишь общую линию поведения, но не
определяют конкретные действия.
3) Комплексный характер деятельности: игра включает в себя различные
двигательные действия — бег, прыжки, метания и т. д. Правда, иногда игровой
метод применяется и на основе относительно однородных действий.
194) Широкая самостоятельность действий занимающихся, высокие требования
к их инициативе, находчивости, ловкости — игровой метод предоставляет
играющим простор для творческого решения двигательных задач, при этом
постоянное и внезапное изменение ситуаций по ходу игры обязывает решать эти
задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.
5) Моделирование напряженных межличностных и межгрупповых отношений,
повышенная эмоциональность в большинстве игр хотя и условно, но с достаточно
высокой степенью психической напряженности, воспроизводят активные
межличностные и межгрупповые отношения, которые строятся как по типу
сотрудничества (между игроками одной команды), так и по типу соперничества
(между противниками в парных и командных играх). Это создает высокий
эмоциональный накал и содействует выявлению этических качеств личности.
6) Вероятное программирование действий и ограниченные возможности
дозирования нагрузки.
Игровая деятельность является наиболее продуктивным направлением в
современной методике физвоспитания. Игровой метод всегда привлекает и радует
ребенка, а варьирование различных его форм дает возможность успешного
решения задач физического воспитания.
Игровой метод используется для комплексного совершенствования движений
при их первоначальном разучивании, для совершенствования физических качеств,
потому что в нем присутствуют благоприятные предпосылки для развития
ловкости, силы, быстроты, находчивости, самостоятельности, инициативности,
выносливости в усложненных условиях. Он является также весьма действенным
средством для воспитания коллективизма,
сознательной
дисциплины и других нравственных качеств личности. В игре проявляется и
товарищества,
развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Игры
развивают у детей способности к действиям, которые имеют значение в
повседневной практической деятельности, а также в гимнастике, спорте и туризме.
Кроме этого, игровая деятельность всегда связана с возникновением и развитием
19между играющими определенных отношений, что способствует активному
общению детей, установлению контакта с одноклассниками.
Правила и двигательные действия подвижной игры закрепляют в сознании
играющих представления о существующих в обществе отношениях между людьми,
о поведении в реальной жизни.
Упражнения, выполняемые в игровой форме — подвижные игры, игровые
задания, использование различных снарядов, стендов и т. д. — повышают интерес
к спорту и физкультуре, стимулируют усвоение техники отдельных элементов
упражнений, способствуют стремлению к преодолению трудностей для решения
поставленных задач.
2.3.2 Соревновательный метод: особенности и использование
Главная черта соревновательного метода — сопоставление сил в условиях
упорядоченного соперничества или борьбы за первенство.
Соревнование, как и игра, относится к числу наиболее распространенных
общественных явлений. Оно является способом организации и стимулирования
деятельности в различных сферах жизни — в производственной деятельности, в
искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т. д. Естественно,
что конкретный смысл соревнований при этом различен.
Соревновательный метод характеризуется также унификацией (приведением
к некоторому единообразию) предмета состязания, порядка борьбы за победу и
способов оценки достижения. Невозможно сравнивать силы, если нет эталона для
сравнения и не упорядочен процесс сопоставления. В отдельных случаях
унификация может иметь силу лишь в пределах данного коллектива
соревнующихся (группы, класса и т. д.), но при использовании соревновательного
метода она всегда присутствует. В спорте унификация закрепляется едиными
правилами соревнований, которые во многих случаях приобрели уже значение
международных норм. Вместе с тем унификация в соревновательном методе не
регламентирует все детали. Характер деятельности соревнующихся определяется
логикой борьбы.
19Основу соревновательного метода составляет рационально организованный
процесс состязания, причем спортсмен может соревноваться не только с другими,
но и с самим собой, стремясь превысить свой спортивный результат или
показатели в подготовительных упражнениях.
Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется
как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом
случае речь идет об элементе занятия (как способ стимулирования интереса и
активизации при выполнении отдельных упражнений), во втором — об
относительно самостоятельной форме организации занятий (контрольнозачетные,
официальные спортивные и другие подобные им состязания).
Фактор соперничества в процессе состязаний, условия их организации и
проведения (официальное определение победителя, поощрение за достигнутые
результаты, признание значимости достижений, отсев менее сильных при
многоступенчатых соревнованияхпервенствах и т. д.) создают особый
эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие
физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению
функциональных возможностей организма.
Функциональные сдвиги, наблюдаемые в условиях состязаний, как правило,
значительнее, чем при внешне аналогичных несоревновательных нагрузках. Во
время состязаний, особенно значимых в личном и общественном отношениях,
больше, чем в игре, выражена психическая напряженность. Здесь постоянно
действует фактор противоборства, столкновения противоположно направленных
интересов.
Командные соревнования характеризуются отношениями
взаимопомощи, взаимной ответственности перед целым коллективом за
достижение победы.
На практике используются несколько методических подходов
соревновательного метода:
19 выполнение соревновательным методом подготовительных упражнений с
установкой на превышение параметров тренировочной нагрузки (тренировочное
состязание на предельное число повторений упражнения и т. п.);
состязание в выполнении эпизодически вводимых заданий, не требующих
специальной подготовки, но требующих психической мобилизации (например,
состязания в быстроте освоения с ходу новых форм движения или необычных
сочетаний освоенных ранее элементов);
введение в качестве предмета состязания частично видоизмененных форм
основного упражнения (метание утяжеленного снаряда, бег на дистанциях,
смежных с основной соревновательной дистанцией, и др.);
«смещение» соревновательной установки с акцентом преимущественно на
качественную сторону упражнений.
Первостепенное значение соревновательного метода в формировании черт
спортивного характера определяется тем, что этот метод исходит из естественных
начал спортивной деятельности (стремления к первенству, установки на
достижения), приводит в действие мобилизующую силу специфических
межличностных отношений, присущих спорту, ставит человека перед
необходимостью предельного выявления своих возможностей и требует в то же
время способности владеть собой в самых сложных ситуациях.
По мере адаптации тренирующегося к нагрузкам и ситуациям роль
соревновательного метода в волевой подготовке не уменьшается при условии, что
степень требований, предъявляемых к волевым качествам, возрастает.
Таким образом, соревновательный метод используется при решении
разнообразных педагогических задач — воспитании физических, волевых и
моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способностей
рационально использовать их в усложненных условиях. Он позволяет предъявить
наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем
способствовать их наибольшему развитию.
19Исключительно велико значение соревновательного метода в воспитании
моральноволевых качеств: целеустремленности, инициативы, решительности,
настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладании и др.
Необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним
отношения могут способствовать формированию не только положительных, но и
отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т.
п.). Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном
воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического
руководства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование ответственной, активной, сознательной личности, обладающей
высокими моральноволевыми характеристиками, является требованием времени.
С одной стороны, наличие таких граждан необходимо для устойчивого развития
государства, с другой стороны, в условиях все усиливающегося воздействия
неблагоприятных факторов окружающей среды требует от каждого из нас
владения навыками здорового образа жизни. Значительное комплексное
воздействие на личность с целью формирования ответственного отношения к себе
и развития духовных и нравственных качеств оказывает физкультура и спорт.
19Изучение этого воздействия находится на стыке различных наук, поскольку, кроме
проблем сугубо физкультуры и спорта, эта тема включает в себя вопросы
социологии, психологии, педагогики. Однако до сих пор в науке и обществе не
сформировалось целостное представление о том, как же можно использовать
потенциал физкультуры и спорта для физического и нравственного
совершенствования человека и его полноценной самореализации.
В частности, занятия физкультурой представляют собой благодатное поле для
формирования положительных черт личности, лидерства, борьбы со страхами,
развития соревновательных способностей, воспитания чувства коллективизма,
моральной и физической подготовки к переживанию различных стрессовых
состояний. Постоянно преодолевая нагрузки, иногда заставляя себя, действуя
через напряжение, человек борется со второй стороной своей личности —
медлительной, слабой, ленивой, трусливой. В ходе занятий спортом человек
учится мобилизовать свою волю, проявлять волевые качества, необходимые для
достижения цели, уметь рассчитывать силы, управлять поединком, эффективно
действовать при нехватке времени.
Для воспитания личности средствами физкультуры и спорта широко
используются игровой и соревновательный методы. При этом использование
игрового метода более оправданно для детей, а соревновательного — для старших
школьников и взрослых.
Игры и соревнования удовлетворяют потребности в самосознании и внешнем
контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении.
Функциональные сдвиги в условиях состязаний, как правило, значительнее,
чем при аналогичных несоревновательных нагрузках. Во время состязаний,
особенно значимых в личном и общественном отношениях, больше, чем в игре,
выражена психическая напряженность. Здесь постоянно действует фактор
противоборства,
столкновения противоположно направленных интересов.
Командные соревнования характеризуются отношениями взаимопомощи, взаимной
ответственности перед целым коллективом за достижение победы. Cоревнования
19ставят человека перед необходимостью предельного выявления своих
возможностей и требуют в то же время способности владеть собой в самых
сложных ситуациях.
Таким образом, значение соревновательного метода в воспитании морально
решительности,
целеустремленности,
волевых качеств:
инициативы,
настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладании и т.п. очень
велико. Необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с
ним отношения могут способствовать проявлению как положительных, так и
отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т.
п.). Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном
воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического
руководства.
Таким образом, роль спорта и физкультурой в формировании личности
состоит в том, что сложные условия, необходимость преодолеть трудности
заставляют человека проявлять волевые качества, преодолевать себя, а по мере их
развития и закрепления эти качества генерализуются — переносятся на
внеспортивную жизнь. Таким образом, спорт позволяет решать целый ряд
воспитательных задач.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б. Г. Об одной онтопсихологической задаче // В сб. Проблемы
психологии спорта. — Л., 1970.
2. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. — М.: ФиС,
1988. — 208 с.
193. Ливерова Е. В. Игровой и соревновательный методы физического
воспитания // Спорт в школе. — №9(412). — 115 мая 2007 г.
4. Писаренко В. Л. Сегодня — здоровые дети, завтра — здоровое общество //
Спорт в школе. — №10(361). — 1631 мая 2006 г.
5. Пуни А. Ц. Проблема личности в психологии спорта. — М., 1980.— 220 с.
6. Стамбулова Н. Б. Исследование развития психических процессов и
двигательных качеств у школьников 812 лет: Канд. дис. — Л., 1978.
7. Стамбулова Н. Б. О формировании спортивноважных психических свойств
спортсмена // В сб.: Психологическое обеспечение спортивной деятельности. —
Л., 1988.
8. Стамбулова Н. Б. Психологические модели и описания спортивной
карьеры // В сб.: Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 3, Ч. 2.
СПб., 1997 — с. 3549.
9. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития
ребенка. — М.:ИЦ «Академия» — 2001.— 368 с.
19