«Воспитание положительных взаимоотношений дошкольников в процессе трудовой деятельности»
Оценка 4.9

«Воспитание положительных взаимоотношений дошкольников в процессе трудовой деятельности»

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
родителям
Детсад
11.01.2017
«Воспитание положительных взаимоотношений дошкольников в процессе трудовой деятельности»
Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп. Первая группа включает задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда. При этом у детей формируются представления о необходимости труда в жизни, об отношении взрослых к труду. Вторую группу составляют задачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе. Третья группа задач направлена на воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде. Четвертую группу составляют задачи воспитания навыков организации своей и общей работы - умение готовить заранее все необходимое, убирать на место инструменты. К пятой группе относят задачи формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно. Следует иметь в виду, что все намеченные задачи осуществляются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Комплекс этих задач в педагогическом процессе осуществляются одновременно.
Воспитание положительных взаимоотношений дошкольников в процессе трудовой деятельности.docx

«Воспитание положительных взаимоотношений дошкольников в процессе трудовой деятельности»

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

I Особенности труда дошкольников……………………………………………..3

 

II Разновидность труда………………………………………………………..….4

 

III  Воспитание позитивного отношения дошкольников в процессе труда к себе, сверстникам и взрослым……………………………………………..…….7

 

Заключение………………………………………………………………………14

 

Список литературы……………………………………………………………..15

 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп.

Первая группа включает задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремления оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда.

При этом у детей формируются представления о необходимости труда в жизни, об отношении взрослых к труду.

Вторую группу составляют задачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе.

Третья группа задач направлена на воспитание у детей некоторых личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

Четвертую группу составляют задачи воспитания навыков организации своей и общей работы - умение готовить заранее все необходимое, убирать на место инструменты.

К пятой группе относят задачи формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно.

Следует иметь в виду, что все намеченные задачи осуществляются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Комплекс этих задач в педагогическом процессе осуществляются одновременно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I  Особенности труда дошкольников

Главная задача трудового воспитания дошкольников - формирование правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели.

Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. В воспитании детей младшего дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями, в отдельных случаях они могут иметь место и у детей 4-5 лет.

Стремление ребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности.

Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Поэтому, формируя целенаправленную деятельность детей, следует избегать непосильной для них работы.

В труде маленьких детей должны иметь место и более отдаленные цели. Не следует идти по пути привлечения к труду только тех детей, которые уже умеют работать, необходимо вовлекать в труд и тех детей, которые еще не умеют работать, их надо научить тому, что они еще не умеют делать.

В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.

В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудности при достижении намеченного результата.

Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.

Элементарное планирование могут выполнять и дети 5 - 7 лет. Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе. На занятиях план чаще всего предлагается педагогом, так как здесь основной задачей является научить ребенка тому, чего он еще не умеет делать.

Для того, чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы: «Подумай, как ты будешь делать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?».

Детей следует ставить в условия необходимости предварительно обдумать процесс деятельности.

Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. «Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, работали все вместе, дружно, быстро все сделали», - говорит воспитатель.

Способность правильно оценивать результат труда, сравнивать свои достижения с достижениями других развивается у детей в ходе накопления опыта сравнения и анализа результатов деятельности

Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II  Разновидность труда

Формирование у детей навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка.Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если воспитатели не интересуются результатами их работы.

Труд по самообслуживанию требует несложной, но четкой организации. Сам процесс труда диктует здесь такую организационную форму, как повседневное продолжительное систематическое участие детей в выполнении своихобязанностей, связанных с удовлетворением личных потребностей.

Хозяйственно - бытовой труд создает большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного ее планирования и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III Воспитание позитивного отношения дошкольников в процессе труда к себе, сверстникам и взрослым.

Трудовое воспитание дошкольников - целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Результаты труда детей удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей.

Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества.

В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре осуществляются первые манипулятивные действия, по своему характеру напоминающие трудовые: в них присутствуют воображаемые трудовые операции. Принимая на себя роль взрослого, он проникается эмоциональным отношением к выполняемым действиям: тревожится за больного, оказывает внимание пассажирам и пр. Он испытывает эмоциональный подъем, волнение, радость.

Все перечисленные задачи решаются в единстве в каждой возрастной группе. Остановимся более подробно на решении пятой задачи по трудовому воспитанию.

Дружба форма межличностных отношений, основанных на общности интересов и взаимной привязанности. У детей дошкольного возраста дружеские взаимоотношения начинают складываться в процессе общения в группе детского сада. Начало детской дружбы – это ценное проявление гуманных чувств и реальных поступков, которые предусматривают отзывчивость, желание посчитаться с интересами друга, защитить его. При этом необходимо с большим вниманием относиться к самостоятельно возникающим объединениям у детей, к содержанию и формам их общения, искать пути в деятельности, позволяющие научить детей правильно взаимодействовать, общаться, дружить. Наряду с игрой, художественным творчеством, коллективный труд является одним из средств, способствующих развитию и воспитанию детей дошкольного возраста. Труд дает возможность ребенку проявлять реальную заботу о других людях, а так же прививает навыки сотрудничества и коллективизма – умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом. Вместе с тем следует отметить, что часто в процессе руководства трудом педагоги в большей степени обращают внимание на формирование трудовых навыков, умение трудиться самостоятельно, поэтому, поиск эффективных методов и приемов, способствующих формированию у детей дружеских взаимоотношений в процессе труда, является актуальным. Об этом говорили такие ученые как: В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Т. А. Маркова, Т. А. Репина. Н. К. Крупская придавала особое значение объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить, - это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка». Как и Н. К. Крупская, А. С. Макаренко особое значение придавал коллективному детскому труду, в котором возникает взаимная ответственность участников.

Коллективный труд способствует формированию дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, если:

·       в ходе труда педагог побуждает детей к взаимопомощи, поддержке;

·       при выполнении трудовой деятельности педагог учитывает симпатии детей друг к другу;

·       при обсуждении с детьми результатов труда педагог проводит анализ взаимоотношений их со сверстниками, дает положительную оценку взаимопомощи.

Мы рассматривали дружбу как форму межличностных отношений, основанных на общности интересов и взаимной привязанности. По мнению Т. А. Марковой, дружеские взаимоотношения являются обязательной формой общения детей в складывающемся коллективе дошкольников. Дружба невозможна без действий, поступков, связанных с самоограничением, с взаимопомощью, заботливостью, внимательностью, в дружбе постоянно идет процесс нравственного воспитания и совершенствования. Таким образом, дружба оказывает большое влияние на развитие личности ребенка. Развитие дружеских взаимоотношений необходимо для возникновения начал коллективных взаимоотношений.

Поиск эффективных методов и приемов руководства коллективным трудом детей с целью развития у них дружеских взаимоотношений является одной из педагогических проблем.

Для решения данной проблемы необходимо выявить знания детей о взаимоотношениях в коллективном труде. Для этого надо провести беседы с детьми старшего дошкольного возраста. В ходе беседы детям можно задать следующие вопросы: «Как ты любишь трудиться - один или вместе с товарищами?», «Почему лучше вместе убирать игрушки, чем одному?», «С кем ты любишь трудиться и почему?», «Расскажите, как вы убираете групповую комнату (моете игрушки, стираете кукольную одежду)».

Для рациональной организации коллективной трудовой деятельности надо составить перспективный план включения коллективного труда в воспитательно-образовательную работу с детьми. Определить вместе с детьми место хранения инвентаря по уходу за цветами,  для дежурного по столовой, инвентаря для соблюдения чистоты в игровой и учебной зоне.

Коллективный труд по уходу за растениями в уголке природы организуется утром. Уборка группы, стирка кукольного белья проводится после дневного сна. В то же время организуется ручной коллективный труд. Индивидуальные поручения организуются в течение всего дня. В каждом отдельном случае выбираем наиболее удобное время для их выполнения. На прогулке дети выполняют соответствующую возрасту работу по уборке участка, уходу за растениями, выносят и убирают игровой материал. После обеда все дети принимают участие в подготовке постелей ко сну, а после сна убирают их, после игр убирают игрушки.

Способы объеди­нения детей в труде:

·        Труд рядом - используется, начиная с младшей группы; в работе каждый независим, это дает возможность ребенку действовать в 'индивидуальном темпе, а воспитателю - учесть его возможности, установить контакт с каждым ребенком; успешно ре­шаются задачи формирования необходимых навыков, устойчивого вни­мания к делу, умение доводить его до конца;

·        Общий труд - один из видов собственно коллективного труда, в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участни­ков;

Впервые может быть организован в средней группе во 2-ой половине дня имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает возможность ребенку почувствовать се­бя членом коллектива, осознать полезность своего труда, убедить­ся в отношении коллектива к нему как члену детского общества; значимость каждого отдельного результата и связь его с другими выступает только после окончания самого процесса деятельности;

·        Совместный труд, его особенностями являются:

а) наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же действия и всякий раз передает результат своего труда следующему участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети ока­зываются в зависимости друг от друга;

б) неодновременное включе­ние детей в процесс деятельности;

в) каждая из предложенных опе­раций имеет некоторую законченность; представляет большие воз­можности для формирования положительных взаимоотношений между участниками.

Дети в большинстве своем активны и дружны, трудолюбивы, организованы. Однако некоторые порой допускают грубость по отношению к товарищам, не умеющих сговариваться между собой. Не все одинаково ответственно относятся к порученной работе. Для этого необходима целенаправленная работа по этой проблеме, необходим индивидуальный подход к детям. Учитывая индивидуальные особенности детей, их условно можно разделить на три подгруппы.

·         К первой  подгруппе можно отнести детей умеющих сговариваться, распределять обязанности при выполнении совместной работы, самостоятельных, исполняющих задания быстро и аккуратно. С ними наметить дальнейшую работу по развитию стремления помогать товарищам и повышению требований к качеству своей работы.

·         Ко второй подгруппе – неуверенных робких детей, которые трудятся охотно, но только под руководством воспитателя или совместно с более активными товарищами, самостоятельно не распределяют обязанности.

·         К третьей подгруппе – детей, владеющих навыками, но не проявляющих инициативы, не доводящих дело до конца.

В дежурствах по уголку природы надо стараться объединять детей из первой и второй подгруппы, при этом учитывали не только умение, темп их работы, инициативность, но и умение помочь товарищу.

Во время дежурств по столовой можно проводить своего рода конкурс, например, на лучшую сервировку стола. С интересом и желанием пары дежурных приступят к выполнению своих обязанностей. Такие приемы особенно благотворно влияют на детей второй и третьей групп. У первых появляется уверенность в своих возможностях, у вторых – интерес к деятельности, стремление сделать до конца и не хуже других.

Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Малоактивным детям предлагать работу, которая представляет интерес для них, затем выполнить работу, которая может быть и не совсем интересной, но значимой для всего коллектива. Находить им совместную работу со сверстниками, стараться объединить детей из разных подгрупп. Постепенно включать этих детей в коллективный труд.

Объединяя детей из разных подгрупп, мы преследуем две цели: формирование дружеских взаимоотношений и формирование трудовых навыков и умений, необходимых для коллективного труда. В работе с детьми используются коллективные игры-занятия, игры-упражнения. Так коллективную уборку групповой комнаты можно превратить в игру-занятие. Например, игра-занятие «Служба быта», цель которой учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников; уметь соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива; формировать навыки взаимоотношений, привычку к чистоте и порядку; закрепить умение планировать деятельность, распределять между собой обязанности; уметь давать оценку деятельности своей подгруппы и коллектива в целом; учить любить физический труд, испытывать чувство удовлетворения от участия в нем, от физической нагрузки, с которой он сопряжен, от положительного результата деятельности; формировать у детей убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда.

Если ребенку не удается что-либо сделать, надо его поддержать, убедить, что неудача временная и если он постарается, то у него все получится. Особенно важно это в работе с детьми второй группы. Детей, выполнивших свою работу хорошо, хвалить за старание, добросовестное отношение к делу, отмечать проявленную инициативу, доброжелательное отношение к товарищам по работе. У детей третьей группы это вызывает желание не отстать, они стараются не хуже других выполнить работу. Надо учить со стороны видеть свою работу, предлагать самим оценить свою деятельность и деятельность товарища.

Перед началом общей работы проводить беседу не только о том, что и как будем делать, но и как будем взаимодействовать – дружно помогая, друг другу. Разъяснять правила, на которых строятся отношения в коллективе: прежде чем начать работу, договориться с товарищами, что если у кого-то что-то не получится, помоги; если тебе трудно выполнить работу, попроси помощи; не мешай товарищам. Подчеркивать, что результат труда зависит от усилий и стараний каждого и работы всех вместе.

В конце труда дать оценку работе каждого и всех вместе. При подведении итогов всегда быть объективным, учитывать индивидуальные возможности и особенности каждого воспитанника, оценивать не только результаты, но и отношение детей к труду, умение договариваться, работать дружно, помогать друг другу. Положительную оценку деятельности робких, неуверенных детей давать в присутствии всей группы. Это помогает ребенку поверить в свои силы, меняет отношение к нему товарищей. Привлекает детей к оценке своей собственной деятельности и деятельности товарищей. Это способствует установлению правильных взаимоотношений между детьми, развитию умения вырабатывать общее мнение.

При уборке участка (от листьев, снега), так же вносить элементы игры. Например, предложить разделиться на две подгруппы, выбрать капитана, распределить обязанности. И пусть грузовик – это коробка, привязанная за веревочку, а бульдозер – грабли, это никого не смущает. Мы будем поддерживать игровой настрой, скрашивая отдельные неудачи или обиды веселой шуткой, удачно подобранной пословицей, стихотворением:

Метлу взяла, весь двор подмела,

Всюду нос метла совала,

Но и я не отставала.

Приходите, поглядите,

                                             Хоть сориночку найдите!                  / Е. Благинина/

На следующем этапе, направляя трудовую деятельность детей, основное внимание уделять развитию у них организаторских навыков, стараться больше развивать чувство товарищества и стремление к взаимопомощи. Предлагать научить выполнять ту или иную работу детей, долго не посещавших детский сад, или вновь прибывших, поощрять возникающие в ходе трудового процесса дружеские отношения. Для этих детей можно ввести правило: «Научился работать, научи товарища». Это оказывает положительное влияние, как на «учителей», так и на обучающихся.

Можно дать ответственное задание: шефство над малышами. В постоянном общении старших детей с младшими воспитываются такие ценные качества, как заботливость, чувство ответственности.

К ручному труду у детей большой интерес. В свободное время они охотно, делают различные поделки, часто изготавливают их в подарок своим маленьким товарищам, родителям. С большим интересом и желанием делают коллективные поделки (игрушки) для оформления групповой комнаты к празднику, новогодней елке, для оформления музыкального зала.

Перед трудом или после его окончания, в группе можно проводить этические беседы – это плановые подготовленные занятия с детьми. Примерные темы бесед: «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Учимся играть и работать дружно», «Чем порадовать маму», «Что такое дружба?», и т. д. Проводя беседы, необходимо использовать различные иллюстрации с ситуациями, художественную литературу, потешки, пословицы и поговорки о дружбе и труде.

Применение художественного слова помогает воздействовать на сознание и нравственные чувства детей, тем самым, предоставляя возможность для самостоятельных действий.

Анализ народных произведений показывает, как полезны потешки, пословицы и поговорки, с помощью которых взрослый утверждает в ребенке добрые чувства, воспитывает понимание со всем, что его окружает. Большинство потешек, пословиц и поговорок создавалось в процессе труда на природе, в быту. Веками народ отбирал и хранил, передовая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости и юмора. Потешки, пословицы и поговорки – оказывают нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.

Передаваемые из уст в уста, от поколения к поколению, произведения поэтического искусства позволяют создать в общении с ребенком особо теплые, ласковые отношения. В них воплощается эмоциональная форма общения с маленьким ребенком, оказывающая особое воздействие на его умственное развитие.

С помощью воспитателя дети учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Большое место в формировании правильных взаимоотношений в коллективном труде отводиться ознакомлению детей с трудом взрослых. Можно организовывали целевые прогулки, экскурсии, во время которых, есть возможность наблюдать с детьми труд взрослых, взаимоотношения в труде.

Эмоциональные впечатления, полученные на этих прогулках, дают пищу для разговоров, формируют общие интересы, помогают воспитывать у детей активность в труде. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания в играх. Дети увлеченно играют в «больницу», «магазин», «библиотеку», передавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе.

После экскурсии на кухню, в группе можно самим сделать соленое тесто и приготовить пирожки, бараночки и т.д. для дальнейшего использования в сюжетно-ролевой игре. Надо стремиться создать хороший настрой у ребят в ожидании результата работы, в любой момент оказывать им помощь, поддержку. Это может выражаться в одобрении, совете или предложении позвать на помощь товарища. Несобранным, неусидчивым детям, стараться показать, что только терпение, старание могут привести к хорошим результатам. Показывать им работы товарищей, привлекать в помощь детей с хорошими навыками. Постепенно и у этих ребят выработаются усидчивость, внимательность, их изделия начнут нравиться им самим.

В работе с детьми организуется совместный труд с воспитателем, например, посев семян, уборка цветников и т. д.

Труд в цветнике можно организовать по-разному: дети работают сообща, то разделяются на подгруппы – одни выбирают сорняки, другие следом поправляют землю вокруг корневищ. При такой организации детям не надоедает трудиться, их не угнетает однообразие. Дети с интересом ухаживали за своей клумбой.

Старшие дошкольники могут достигать такого высокого уровня организации совместного труда, когда он регулируется самими детьми. Среди участников работы выделяется организатор, с которым все остальные считаются: обращаются с вопросами, подчиняются требованиям. Старшие дошкольники начинают руководствоваться правилами организации совместного труда. Они уточняют общую цель, раскрывают ее содержание, связывают с ней задачи определенных участников, договариваются о плане действий, распределяют обязанности, помогают сверстникам в процессе достижения цели, уступают часть материала в интересах дела. Дети стремятся к качественному результату, осознают его ценность и важность общего труда.

Современное общество испытывает потребность в личностях, способных ставить перед собой реальные, достижимые цели, адекватно оценивать свои возможности, активно действовать, управлять своей деятельностью, сознательно регулировать ее, умеющих налаживать дружеские взаимоотношения в коллективе.

Дошкольный возраст - это период, когда ребенок хочет трудиться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэтому он наиболее благоприятен для приучения детей к труду. Главная задача взрослых - это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему.

Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью. Труд-это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Педагогические и психологические исследования последних лет в нашей стране свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей дошкольного возраста происходят при условии, если дети получают знания в определенной последовательности, когда в доступной форме перед ними раскрываются основные закономерности тех или иных явлений в действительности.

Знакомство дошкольников с трудом взрослых, открывает возможности для расширения содержания детских игр, в которых отражаются представления о разнообразном труде взрослых. Повышается нравственно-интеллектуальный уровень этих игр: у детей возникает желание принять участие в труде вместе со взрослыми; они более ответственно относятся к выполнению своих обязанностей и поручениям (уборке игрушек, дежурствам и т.д.).

Исследования, проведенные по трудовому воспитанию, показывают, что важнейшим условием для перехода к более высокой ступени деятельности - к учению - является воспитание у дошкольников способности систематически выполнять посильные обязанности вне зависимости от личного желания ребенка, от случайностей его настроения. Когда ребенок к концу дошкольного возраста хорошо справляется со своими весьма несложными делами, можно считать, что он подготовлен к выполнению более сложных обязанностей, которые возложит на него школа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Батышев, С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопр. теории и методики С.Я. Батышев. – М.: Педагогика, 1981. 192 с.

2. Буре Р.С. Дошкольник и труд: теория и методика трудового воспитания: учеб.-метод. пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 141 с.

3. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М.: Просвещение, 1987.

4. Вакуленко Ю.А. Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины, ярмарки). - Волгоград : Учитель, 2007. - 231 с.

5. Воспитание школьников в труде / [А.А.Шибанов, Ю.Ф.Тамбовкин, И.П. Дуля и др.]; Под ред. А.А. Шибанова; Науч.-исслед. ин-т труд. обучения и проф. ориентации Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика; 1976. – 104 с.

6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский М.: Педагогика, 1991.

7. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М.Виноградовой. М.: Просвещение, 1987.

8. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и эксперим. психол. исслед.. - М.: Академия, 2004. – 282 [1] с. – (Высшее образование).

9. Детский сад. Книга для заведующих // Под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982г.

10. Иващенко, Ф.И. Труд и развитие личности школьника: Кн. для учителя / Ф.И.Иващенко. – М.: Просвещение, 1987. – 92,[2] с. – (Психол. наука – шк.).

11. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: для работы с детьми 3-7 лет: [методическое пособие]. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 135 с. - (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).

12. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 143 с.

13. Мусиенко С.И. Школа волшебников: Уч.- наглядное пособие по ручному труду для детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2006. - 64с.

14. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

15. Педагогика / [Ю.К. Бабанский и др.]; Под ред. Ю.К. Бабанского. – 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. – 478,[1] с. – (Учеб. пособие для пед. ин-тов).

16. Петрова И. М. Кукольная комната. Ручной труд для детей 6-7 лет: метод. пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: Детство-Пресс, 2005. - 48 с.

 

Приложение

Конспект НОД по трудовому воспитанию «Печём булочки»

 

Программное содержание: учить детей видеть направленность труда на достижение результата (приготовление булочек) Дать элементарные представления о свойствах теста. Учить справляться с трудностями, радоваться результату.

Развивать: Трудовые навыки работы с тестом, овладение умения работать аккуратно в достаточно быстром темпе. Обогащение словаря.

Воспитывать: личностные качества, привычку к трудовому и волевому усилию, ответственность. Настойчивость.

Предварительная работа: Лепка из пластилина.

Ход занятия:

Дети какой праздник мы будем отмечать на следующей недели? (ответ)

Правильно! Праздник 8 марта! Посвященный всем женщинам. На этот праздник принято дарить подарки. Давайте подумаем, что можно подарить вашим близким. (ответы детей)

Воспитатель: Все ваши предложения хорошие, но очень интересное предложение сделала Кристина испечь булочки. Сегодня я поставила тесто, оно уже готовое и мы поучимся печь булочки и потом вы можете их сделать дома и преподнести своим мамам угощение на праздник. Скажите ребята. Что нужно сделать перед тем как браться за работу?

Дети: одеть фартук, помыть руки, приготовить стол.

Воспитатель: готовы к работе? Возьмите досточки и присаживайтесь за столы, Вика и Карина помогут мне раздать тесто. Посмотрите какое тесто: мягкое, эластичное, нежное и пахучее. Попробуйте немного его какое оно на вкус. Сделайте из кусочков колбаску. Вспомните как делается колбаска, вот так между ладонями раскатываем тесто, молодцы, хорошо.

А сейчас положите колбаску на доску и скручивайте маленькими кольцами. Старайтесь делать всё аккуратно, не спешите. Посмотрите как делаю это я. (показ)

Вот так получаются булочки.

Давайте их сложим на протвень и посмотрим какие у нас получились булочки, отнесём их на пищеблок и поставим в печь выпекать. Пока булочки будут печься, мы пройдём в группу, а когда будут готовы повара нам принесут и мы попробуем, что у нас получилось и угостим других детей.


 

Воспитание положительных взаимоотношений дошкольников в процессе трудовой деятельности»

Воспитание положительных взаимоотношений дошкольников в процессе трудовой деятельности»

Введение Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп

Введение Программные задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста можно объединить в несколько групп

I Особенности труда дошкольников

I Особенности труда дошкольников

Элементарное планирование могут выполнять и дети 5 - 7 лет

Элементарное планирование могут выполнять и дети 5 - 7 лет

II Разновидность труда Формирование у детей навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей

II Разновидность труда Формирование у детей навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей

III Воспитание позитивного отношения дошкольников в процессе труда к себе, сверстникам и взрослым

III Воспитание позитивного отношения дошкольников в процессе труда к себе, сверстникам и взрослым

Об этом говорили такие ученые как:

Об этом говорили такие ученые как:

Коллективный труд по уходу за растениями в уголке природы организуется утром

Коллективный труд по уходу за растениями в уголке природы организуется утром

Учитывая индивидуальные особенности детей, их условно можно разделить на три подгруппы

Учитывая индивидуальные особенности детей, их условно можно разделить на три подгруппы

Если ребенку не удается что-либо сделать, надо его поддержать, убедить, что неудача временная и если он постарается, то у него все получится

Если ребенку не удается что-либо сделать, надо его поддержать, убедить, что неудача временная и если он постарается, то у него все получится

Предлагать научить выполнять ту или иную работу детей, долго не посещавших детский сад, или вновь прибывших, поощрять возникающие в ходе трудового процесса дружеские отношения

Предлагать научить выполнять ту или иную работу детей, долго не посещавших детский сад, или вновь прибывших, поощрять возникающие в ходе трудового процесса дружеские отношения

Эмоциональные впечатления, полученные на этих прогулках, дают пищу для разговоров, формируют общие интересы, помогают воспитывать у детей активность в труде

Эмоциональные впечатления, полученные на этих прогулках, дают пищу для разговоров, формируют общие интересы, помогают воспитывать у детей активность в труде

Главная задача взрослых - это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему

Главная задача взрослых - это организовать деятельность так, чтобы ребенок испытывал радость труда, положительно относился к нему

Заключение Педагогические и психологические исследования последних лет в нашей стране свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей дошкольного возраста происходят…

Заключение Педагогические и психологические исследования последних лет в нашей стране свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей дошкольного возраста происходят…

Список литературы: 1. Батышев,

Список литературы: 1. Батышев,

Петрова И. М. Кукольная комната

Петрова И. М. Кукольная комната
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017