Представлена статья на тему Воспитание самостоятельности у младших школьников с особыми образовательными потребностями в начальной школе
эффективность выбранных приёмов и форм будет лишь при отслеживании уровня сформированности навыков самостоятельной работы в начале и в конце учебного года.
Методика 1 «Продолжи фразу».
Цель методики: выяснить на сколько ребёнок понимает понятие «самостоятельность» и её значимость для себя лично.
Описание: задача ребёнка заключается в том, что он должен закончить начатую фразуКак показывает опыт формирование навыков самостоятельности у детей начальной школы в воспитательном процессе и обучение их способам проявления самостоятельности делает их более уверенными и смелыми
Чубаева Наталья Николаевна,
воспитатель группы продлённого дня,
первой квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ №4» город Магнитогорск,
Челябинская область
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Воспитание самостоятельности у младших школьников
с особыми образовательными потребностями в
начальной школе
Взрослые нередко задумываются о том, что дети
несамостоятельны («всё им надо разжёвывать», «за руку
водить»), но при этом не создают для проявления
самостоятельности условий, ограничиваясь призывами:
«Когда же, наконец, станете самостоятельными! Пора уже
быть самостоятельными! Неужели нельзя было додуматься и
не ждать меня,
а сделать всё самим?!».
Приходилось наблюдать картину, когда педагоги давали
такие инструкции: «Идите и попросите библиотекаря от
моего имени дать именно эту книгу. Я покажу, какие стихи
надо выучить» (А может быть, они могли бы выбрать сами?).
Рассмотрим ещё примеры подобных наблюдений.
«Почему ты сделал так, неужели нельзя было подойти и
спросить у меня?» (А может быть, стоил отметить, что он
проявил
творчество?)
«Все слушают меня и делают строго по образцу». (А может
быть кто – то хотел предложить свой вариант решения
задачи?)
Приведённые выше примеры служат наглядным
доказательством тому, что дети просто привыкают слушать,
подчиняться,
следовать указаниям и инструкциям,
усваивают, что учитель, что взрослые лучше знают, что и как
надо.
Как показывают личные наблюдения в моей педагогической
своёс
детей
об
этом
не
практике проявления самостоятельности, в основном,
затрагивают приготовления уроков, самообслуживание,
отдельные домашние поручения касаются самого ребёнка.
При этом детские высказывания свидетельствуют, что, к
примеру, готовя домашнее задание, большинство ребят в
случаях затруднений охотно без колебаний прибегают к
помощи родителей, учителя, воспитателя. Они точно следуют
установке взрослых, не выходя за её границы, не проявляя
своей творческой инициативы, и самостоятельности.
Например, две девочки, выполняя обязанности дежурных,
пунктуально сделали всё, что просила учительница. На её
вопрос: «Почему вы не полили цветы?» девочки ответили: «А
вы
говорили».
Встречаясь с подобными ситуациями, за период своей
деятельности я была в поиске новых форм и методов,
способствующих формированию навыков самостоятельности
у
ОВЗ.
Со временем я пришла к выводу, что эффективность
выбранных приёмов и форм будет лишь при отслеживании
уровня сформированности навыков самостоятельной работы
в начале и в конце учебного года. В связи с этим хочу
привести в качестве примера используемые мной методики,
цель которых отследить уровень самостоятельности у
младших
ОВЗ.
Методика
фразу».
Цель методики: выяснить на сколько ребёнок понимает
понятие «самостоятельность» и её значимость для себя
лично.
Описание: задача ребёнка заключается в том, что он должен
фразу.
закончить
Примеры
фраз:
это…»;
«Самостоятельность
«Самостоятельный
кто…»
«Мои первые шаги к самостоятельности были такими…»
Методика
галерею персонажей»
Цель: выяснить, в какой степени дети видят и понимают
самостоятельность в других людях. Описание: детям
предлагается создать галерею героев сказочных
персонажей, которые отличаются самостоятельностью»
школьников
1
человек
«Продолжи
начатую
2
«Создай
тот,
с
–3
–
себя
4
5
ли
«Оцени
«Самостоятельный
самостоятельности:
утёнок
сам».
выявить уровня сформированности навыков
Методика
«Фантазёр».
Цель: выяснить, в какой ситуации ребёнок может проявить
себя как самостоятельной личностью. Описание: детям
предлагается пофантазировать и написать мини- сочинение
на тему «Если бы я остался один дома, какие бы дела сделал
самостоятельно».
Методика
Цель:
самостоятельности.
Описание: детям предлагается выбрать себе символ,
эмблему и с её помощью оценить свою работу, поступок, свой
уровень
–самый
слонёнок
несамостоятельный,
средний уровень
самостоятельности (с помощью и подсказкой взрослого),
рыбка – самый самостоятельный (высокий уровень).
Методика
я?»
Цель: выявление самооценки и её адекватности на предмет
самостоятельности.
Описание: на листке бумаге ребёнок проводит вертикальную
черту. Слева от черты нужно поместить самостоятельных
людей, справа несамостоятельных. Обязательным условием
этого задания является то, что среди людей ребёнок
выбирает себя, членов своей семьи, близких друзей.
Специальным цветом ребёнок определяет среди людей себя,
своё место. Целесообразно попросить ребёнка объяснить,
почему
выбор.
Методика
выбор».
Цель: выявить уровень умения давать оценку каждым
ребёнком самостоятельных действий своих одноклассников.
Описание: каждый ученик получает листок со следующим
текстом:
«Ребята нашего класса всё решать и делать могут:
самостоятельно;
-
-
взрослыми;
взрослыми;
-
-
взрослых;
ответить;
-
-
знаю».
Дети должны подчеркнуть ту позицию, которую они считают
советуются
вместе
руководством
сомневаюсь
«Твой
сами,
только
под
делает
такой
но
с
с
не
он
68
7
ты
ты
ему
хочешь
Что
«Каким
верной.
Методика
«Советчик».
Цель: выявить, в какой степени дети понимают пути решения
быть
самостоятельным.
Описание: детям предлагается воображаемая ситуация:
«Представь себе, что к тебе подошла младше тебя сестра и
просит дать совет: Что нужно делать, чтобы стать
ответишь?
самостоятельным?».
Методика
быть?»
Цель: выяснить уровень мотивации и желаний ребёнка быть
лучше.
Описание: из предложенного списка качеств детям
предлагается выбрать те, которые он больше всего ценит,
которыми хотел бы обладать.
1. Смелый
2. Весёлый
3. Добрый
4. Аккуратный
5. Спокойный
6. Самостоятельный
7. Честный
8. Скромный
Методика 9 «Что ты можешь делать самостоятельно?»
Цель: выявить уровень умения ребёнка анализировать и
определять собственные самостоятельные действия.
Описание: детям выдаются бланки с возможными ответами.
Задача ребят выбрать те утверждения, которые присуще им
самим
степени.
-
протирать пыль…
- работать в саду, в огороде, поливать цветы…
-
вышивать…
-
питомцами…
- работать с различными инструментами (нож, рубанок,
ножницы)…
шить,
домашними
стирать,
ухаживать
вязать,
мыть посуду,
большей
за
врисовать,
выжигать,
готовить
ваши
еду…
-
выпиливать…
-
варианты.
-
Использование перечисленных выше методов
педагогической диагностики позволил мне определить у
детей моего класса уровень мотивации к самостоятельности
на начало учебного года. На основе анализа проведённых
мною методик в начале учебного я спланировала цикл
занятий по формированию и воспитанию у обучающихся
моего класса навыков. Цикл таких занятий представлен в
плане воспитательной работы на учебный год.
План воспитательной работы по формированию и
воспитанию навыков самостоятельности у младших
школьников с ОВЗ в 4 классе
Тема занятия
мы
«Быть самостоятельным.
Что это значит?»
«На
сколько
самостоятельны?»
«Мои первые шаги к
самостоятельности»
«Я принимаю решение:
быть или не быть
самостоятельным»
«Один дома. Как я могу
помочь
своим
родителям?»
«Как я ухаживаю за
домашними питомцами»
Форма
проведения
Сроки
реализаци
и
Дискуссия
сентябрь
Практикум
октябрь
Творческое
рисование
ноябрь
Беседа
диалог
-
декабрь
Практикум
январь
Разброс
мнений
февральмарт
апрель
май
конце
в
секреты
учебного
необитаемом
Ситуативный
практикум
Ситуативный
практикум
Итоговое
занятие
«На
острове»
«Маленькие
приготовления уроков»
«Чему я научился, что
нового узнал?»
Реализация представленного плана дала мне
положительную динамику в формировании самостоятельных
навыков у выпускников начальной школы. Положительную
динамику позволили мне отследить вышеперечисленные
методики
года.
Как показывает опыт формирование навыков
самостоятельности у детей начальной школы в
воспитательном процессе и обучение их способам
проявления самостоятельности делает их более уверенными
и смелыми. В связи с этим очень важно закреплять
приобретённые ими навыки и постепенно расширять границы
их проявения, обогащать их содержание.
Источники:
1. Гаврилычева Г. Воспитание самостоятельности // Научно-
методический журнал «Воспитание школьников» № 5
- Москва:
2008,
2. Хайрутдинова И.В. Психолого-педагогические условия
реализации воспитательной функции семьи, воспитывающей
ребёнка с ограниченными возможностями: диссертация на
соискание научной степени кандидата психологических наук.
Ижевск.,
2006.-
341с. http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/2
515/Hairutdinova.pdf?sequence=1
3. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми
с задержкой психического развития: пособие для психологов
и педагогов.
126с.
4. Осипова А. А. Общая психокоррекции: Учебное пособие для
студентов вузов. - М.: ТЦ "СФЕРА"., 2000.- 512с.
ООО "Школьная пресса",
-
Москва:
ВЛАДОС.,
2004.-
Изд.: