«Воспитание толерантной личности в условиях детского дома»
Оценка 4.9

«Воспитание толерантной личности в условиях детского дома»

Оценка 4.9
Особые потребности
docx
дефектология +1
Взрослым
03.04.2019
«Воспитание толерантной личности в условиях детского дома»
Педагоги, должны воспитывать подрастающее поколение в духе толерантности, формировать у детей и подростков установки толерантного сознания. Стать толерантным в одно мгновение невозможно, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантности в детях, конечно, начнет с того, что точно определит для себя, что такое толерантность.
статья Степанова Л.В..docx
«Воспитание толерантной личности в условиях детского дома» Степанова   Л.В. КГУ  «Детский дом для детей с ОВР»  управления образования   Карагандинской области,  город  Караганда. Великие слова Б. Франклина ­  «Тот, кто обладает терпением, может обладать всем, что пожелает».   Над этими строками следует задуматься каждому  человеку. Рассмотрим  проблему  воспитания толерантной личности в условиях  детского дома.   Обратим внимание на цитату из Послания Первого президента Н.А.  Назарбаева народу Казахстана : «…важно усилить воспитательный  компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и  нравственности, межнациональное согласие и толерантность,  физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности  должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы  собственности». Н.А. Назарбаев поставил стратегическую задачу образования ­воспитание  толерантности в человеческих отношениях, формирование культуры  толерантности. Поэтому мы, педагоги, должны воспитывать подрастающее поколение в духе  толерантности, формировать у детей и подростков установки толерантного  сознания. Стать толерантным в одно мгновение невозможно, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантности в детях, конечно,  начнет с того, что точно определит для себя, что такое толерантность. Во все времена и во многих культурах понятие «толерантность» ­ терпимость  к чужому мнению, вероисповеданию, культуре, политическим взглядам,  национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к  личности другого человека независимо от каких–  либо отличий. Воспитание толерантной личности является в настоящее время одной из  важнейших общественных проблем. Трудности взаимопонимания, которые  закономерно возникают у людей вследствие расовых, национальных,  возрастных, половых и других различий в ситуации их постоянного  взаимодействия, ведут к росту психологической напряженности, культурной  нетерпимости, межэтнической агрессии. Не является исключением и детский дом. Следует отметить, что предметом  нетерпимости в детском доме может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и  особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки. В силу  специфики детского дома, как учреждения для детей­сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, очень часто приходится сталкиваться с  проблемой толерантных взаимоотношений в среде воспитанников.  Социальные сироты­особая категория детей. Это дети, имеющие за плечами  огромный опыт, и, к сожалению, в основном отрицательный. В силу многих  причин, их взгляды на мир, на окружающую действительность, их  мироощущения и представление о ценностях складываются таким образом,  что зачастую конфликтуют с общепризнанными нормами и ценностями. Имеется ряд факторов, которые отрицательно сказываются на создании  благоприятной толерантной среды. К ним относятся следующие: 1.У  воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом  развитии. 2. Бедность мотивационной сферы, агрессивность, стремление обвинить в  своих бедах окружающих.  3. Поверхностность, поспешность, нервозность контактов, неумение общаться, искаженная потребность в любви.  4. Неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с  меняющимися обстоятельствами, формирование различного рода «защитных  образований», когда вместо умения самому справиться с трудной ситуацией  возникает аффективное реагирование, обида, перекладывание  ответственности на других. 5.Иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие бережливости и ответственности.  6. Инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого  себя как личности, неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы.  7. «Перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и  образцами поведения.         Все эти факторы – своего рода защита ребенка от мира взрослых,  неумелая попытка воспитанника противостоять тем ситуациям, в которые он  попадает. Исследования и педагогический опыт показывают, что при условии  правильно организованной воспитательной работы по формированию  толерантности можно избежать проявления многих отрицательных наслоений  в личности ребенка­ воспитанника детского дома. Поэтому задача воспитателя детского дома в своей повседневной  воспитательной деятельности должным образом уделять внимание  воспитанию толерантности, обучать детей корректно общаться не только друг с другом, но и с окружающими людьми, проявляющими о них особую заботу и внимание. Необходимо отметить, чтобы воспитывать толерантность других, надо  самому, в первую очередь педагогу, быть примером толерантности. Особая роль принадлежит усилиям педагога по самовоспитанию  толерантности. Оно связано с осознанием своего профессионального  достоинства, предполагающего, наряду с самоуважением, способность  уважать других – иных людей, в том числе и детей. Такое для любого  человека желательно, для педагога же – обязательно, как бы ни было сложно! Уже само проявление педагогом толерантности – существенный фактор,  воспитывающий толерантность воспитанников. Существуют правила, которые могут помочь каждому в развитии этого  качества. ПРАВИЛА РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ (по материалам ЮНЕСКО) 1. Безразличие к людям порождает соответствующее отношение с их стороны. Отношение окружающих к нам зависит только от нас самих. 2. Не буду искать «соринку в чужом глазу», а обращусь в себе, к своей  ответственности за человечность своих поступков. 3. Права свои лучше начинать отстаивать тогда, когда хорошо понял и  помнишь свои обязанности. Воспитатель в своей работе должен выполнять свои обязанности для  успешного воспитания толерантной личности. Обязанности воспитателя: 1.Постоянно искать новые пути и средства работы с проблемными детьми. 2.Уметь знать свою позицию по отношению к ребенку. 3.Корректировать собственную картину мира (преодолевая узость видения  проблемы). 4.Быть способным к внутреннему диалогу. 5.Быть способным видеть и слышать себя со стороны. 6.Обладать профессиональной компетенцией. 7.Уметь ясно излагать свои мысли. 8.Соблюдать направленность в разговоре. 9.Уметь видеть и чувствовать своего собеседника. 10.Соблюдать эмоциональный ритм беседы, управляя (взлетами и падениями). 11.Уметь импровизировать на ходу. Воспитатель должен помнить, что у ребенка всегда есть право на толерантное  отношение: 1.На непохожесть. 2.На неудачу. 3.На уважение к его ошибкам. 4.На возможность исправиться. 5.На великодушие воспитателя. 6.На любовь. Какие задачи должен ставить педагог детского дома для формирования  толерантности? Задачи воспитания толерантности в воспитанниках детского дома: 1. Воспитывать в духе мира. 2. Признавать способности каждого и уважать чувство и позиции каждого. 3. Быть примером для детей. 4. Поддерживать эмоциональные привязанности. 5. Развивать у воспитанников чувство взаимного расположения. 6. Давать возможность детям самостоятельно решать проблемы. 7. Избегать жестких отношений между ними. 8. Не допускать проявлений эгоистических наклонностей. 9. Поощрять совместную деятельность. Реализации поставленных задач осуществляется через создание условий для  развития толерантных качеств личности, так как они являются итогом  синхронной, слаженной работы педагогов, психологов и социума т.е.  комплексной работы. Для организации коррекционно ­ воспитательного процесса, направленной на  воспитание толерантности педагогам детского дома необходимо: 1.Изучить и руководствоваться основными положениями: ­Декларация принципов толерантности принятая, ЮНЕСКО в 1995г. ­Закон об образовании РК. 2.Систематически подготавливать и проводить мероприятия, приуроченных к  Международному дню толерантности (16 ноября), утвержденному  Генеральной ассамблеей ООН в 2000г. 3.Создать в детском доме правовое пространство (система формальных и  неформальных норм и традиций). 4.Учитывать возрастные особенности и возможности гражданского  становления воспитанников. 5.Проводить профилактику интолерантности для становления толерантного  сознания детей и накопления ими опыта толерантного поведения. Можно рассмотреть  новозеландскую модель (одобренная и принятая  ЮНЕСКО), в которой представлены формы модели поведения в толерантной  и интолерантной группе или классе. Толерантная группа Интолерантная группа Умение внимательно слушать и  слышать Перебивание, неумение слушать друг  друга, нетерпение Стремление разобраться,  расспрашивание Игнорирование Совет, предложение Отстранение Похвала, согласие Обзывание Подбадривание Обвинение, упреки Благожелательность Осуждение, критика Утешение Уважение Эмпатия Морализирование, проповедь Угрозы Предостережение, предупреждение Поддержка Приказ, указание Из таблицы видно, что интолерантная группа характеризуется холодным,  нетерпимым отношением к индивиду, не признающим ценность и самобытность другого. В толерантной группе наблюдается сердечное, теплое  общение, основанное на уважении и эмпатии. К чему нам необходимо  стремиться и работать над этим. Следовательно, задача воспитателя создать  благоприятную атмосферу для формирования толерантных установок. 6.Систематически определять основные шаги на пути к толерантности (их 20). 7. Совершенствовать содержание, формы толерантного воспитания. Формирование толерантной личности в условиях детского дома – это  длительный и сложный процесс, нет измерителей, которые сказали бы: «Вы в  своей работе достигли поставленных целей», но та обстановка  доброжелательности, взаимопомощи, взаимопонимания и сотрудничества,  которая может быть создана при системном подходе к формированию  толерантных установок покажет, что проводимая работа дает результаты. Список литературы: 1. Байбаков А. М, Воспитание толерантности у старшего подростка в  условиях взаимодействия малых групп.  Волгоград, 2000. 2. Кащенко О.О. Формирование толерантности подростков в учреждении  дополнительного образования.  Магнитогорск, 2004. 3. Погодина А.А. Подготовка будущих педагогов к воспитанию  толерантности у школьников. Ярославль, 2006. 4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии .Питер, 2002.

«Воспитание толерантной личности в условиях детского дома»

«Воспитание толерантной личности в условиях детского дома»

«Воспитание толерантной личности в условиях детского дома»

«Воспитание толерантной личности в условиях детского дома»

«Воспитание толерантной личности в условиях детского дома»

«Воспитание толерантной личности в условиях детского дома»

«Воспитание толерантной личности в условиях детского дома»

«Воспитание толерантной личности в условиях детского дома»

«Воспитание толерантной личности в условиях детского дома»

«Воспитание толерантной личности в условиях детского дома»

«Воспитание толерантной личности в условиях детского дома»

«Воспитание толерантной личности в условиях детского дома»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2019