Воспитание творческих способностей учащихся
Оценка 5

Воспитание творческих способностей учащихся

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
психологическая работа +2
Взрослым
28.05.2017
Воспитание творческих способностей  учащихся
Роль творческих способностей в воспитательном процессе учащихся. Однообразие видов работ создает скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любовь к предмету, чтобы избежать этого я широко использую различные творческие работы и распределила их по степени сложности в 10 групп. «Воспитание творческих способностей учащихся является одной из основных задач школы. Творить - значит создавать что-то новое, открывать неизвестное. Творчество требует большой наблюдательности, опыта, полета, фантазий, знаний. Творческие способности - это способность увидеть проблему, способность теоретически и практически проверить ее, и в результате создать оригинальный продукт - научное открытие, изобретение, решение задачи. Успешное развитие творческих способностей возможно на основе системы, заданий требующих от учеников творческого подхода. «Эти задания разнообразны по характеру деятельности, степени трудности, посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитать в них уверенность в своих способностях и возможностях. Виды творческих работ самые разнообразные: 1. Задания по сравнению явлений, свойств тел, выявление в них общего и существенных различий, например « Сравнение свойств жидких, твердых, газообразных тел на основе наблюдений и опытов» (7,10 кл.). 2. Задания, в которых необходимо объяснение общности свойств и различий (после их выявления) 3. Предсказание хода явлений при изменении условий протекания, проверка опытом ( например предсказать, как изменится процесс испарения при понижении температуры. Почему? (8 кл.) 4. Поиски ответа на вопросы вида: что нужно сделать для того, чтобы...? ( чтобы ускорить таяние снега на полях весной? , задержать в почве воду? ( 8 кл.) 5. Поиски, ответа на вопросы вида: для чего это делают? Например, для чего перед заморозками поливают водой почву вокруг ягодных кустов и фруктовых деревьев, используют между деревьев белую бумагу или сажу? Ответить на них можно, усвоив понятие темы « Теплопередача» 8 кл. 6. Разработка нового варианта опыта, например, придумать опыт, доказывающий, что жидкости при нагревании расширяются (8 кл.) или придумать опыт доказывающий, что при взаимодействии оба тела получают одновременно ускорение, притом противоположность направления (9 кл.) 7. Разработка нового метода определения значения физической величины. Например: определить массу деревянного шара, имея только мензурку с водой или определить объем тела, имея весы и сосуд с водой. 8. Изменение конструкции приборов с учетом изменения условий его работы. 9. Проектирование приборов, например « Спроектировать прибор, автоматически включающий сигнальную лампу или электрозвонок при достижении в помещении температуры выше предельно допустимой» или « Спроектировать проведение устройство автоматически включающее лампы уличного освещения при наступлении сумерек и выключающее их на рассвете» (10кл) 10. Создание проектов для учебной конференции или семинаров. 11. Уроки - исследования. Урок-исследование включает в себя несколько этапов: постановка проблемы, обсуждение условий и методов её решения, планирование и проведение эксперимента, анализ и обобщение полученных ре¬зультатов, выводы и обмен информацией. Проблему урока можно поставить в виде фрон¬тального эксперимента: на каждом столе - стакан с водой, пробирка с трубочкой. Учащиеся рассматри¬вают пробирку, опущенную в воду, через стекло (сбоку) и из воздуха (сверху). Если смотреть из воздуха, то можно обнаружить исчезновение той части трубочки, которая находится в пробирке, а пробирка при этом кажется зеркальной. Если на¬лить в пробирку воду, этот эффект исчезает. Таким образом, после выполнения фронтального экспери¬мента перед учащимися ставится общая цель: определить, что происходит с лучами света при встрече с преградой? А вот ответ на этот вопрос учащиеся находят, работая в группе. Каждая группа получает карточку с индивидуальным заданием, на выполне¬ние которого отводится примерно 30 мин, затем груп¬пы делают отчёт о полученных результатах, под¬тверждая их чертежами, расчётами, таблицами, ко¬торые заранее оформляют на доске. В конце отчёта обязательно должны прозвучать выводы по резуль¬татам эксперимента, а затем делается общий вывод - даётся ответ на поставленную задачу. В старших классах есть реальная возможность про¬водить уроки «сдвоенными», поэтому все четыре группы успевают сделать отчёт о проделанном исследова¬нии, а при динамичной и слаженной работе в конце занятия ещё остаётся время для обсуждения результа¬тов, ответов на дополнительные вопросы, уточнений и подведения итогов. Уроки-исследования позволяют привить учащимся начальные практические навыки в обращении с экс¬периментальной установкой, дают им возможность почувствовать вкус к исследовательской работе, раз¬вивают познавательный интерес, причём удаётся включить в поиск решения той или иной задачи одновременно весь класс. Это в значительной сте¬пени активизирует мыслительную и практическую деятельность учащихся. На таких уроках учащиеся развивают умение самостоятельно получать и осваивать новую информацию, получа¬ют возможность расширить и углубить свои знания. При таком подходе полностью исчезает формализм в знаниях учащихся. Примером такого урока является выполнении работы «Определение содержания воды в мокром снеге» (8кл.) Цели работы: развитие навыков использования формул для расчёта количеств теплоты, поглощае¬мых при нагревании вещества и при его плавлении, а также выделяемых при охлаждении вещества; за¬крепление правила знаков для поглощённого и выде¬лившегося тепла; использование уравнения теплово¬го баланса для решения экспериментальной задачи. Оборудование, калориметр с мокрым снегом, мен¬зурка с горячей водой, термометр, измерительный цилиндр. Перед выполнением экспериментальной работы учащимся соот¬ветственно целям поставлена задача. 1: Какова температура мокрого снега? 2. Что будет, если в мокрый снег налить горячую воду? 3. Между какими телами бу¬дет происходить теплообмен? 4. Какие тела будут погло¬щать тепло, а какие отдавать? 5. Как надо поставить экс¬перимент, чтобы теплообменом с окружающим возду¬хом можно было бы пренебречь? 6. По какой формуле рассчитывается тепло, поглощаемое при плавлении сне¬га? 7. Запишите формулу, по которой можно рассчитать тепло, затраченное на нагревание воды, полученной из мокрого снега, от температуры плавления до конечной температуры в калориметре. 8. Одинаковы ли массы таю¬щего снега и талой воды? 9. Какая масса больше и поче¬му? 10. Как рассчитать количество теплоты, выделяющее¬ся при остывании горячей воды? 11. Какое ещё тело, кро¬ме мокрого снега и горячей воды, участвует в теплооб¬мене? 12. Каковы его начальная и конечная температуры? 13. Можно ли пренебречь теплом, идущим на нагревание внутреннего стаканчика калориметра? 14. Как соотносит¬ся количество теплоты, поглощённое при таянии снега и нагревании талой воды, и количество теплоты, выде¬лившееся при охлаждении горячей воды? 15. Как из этого уравнения определить массу воды в мокром снеге? 16. Что для этого надо измерить? 17. Какие измерительные приборы потребуются? Обсудив все эти вопросы, составили план экспе¬римента: 1 . Измерение температуры мокрого снега Т1 (убе¬дитесь, что она равна О °С). 2. Измерение объёма горячей воды V2 и её тем¬пературы T2. 3. Измерение конечной температуры смеси T (влейте горячую воду в калориметр с мокрым сне¬гом и, только когда весь снег растает, производите измерение). 4. Определение общего объёма воды Vо6щ (пере¬лейте для этого всю воду из калориметра в измери¬тельный цилиндр). 5. Вычисление объёма талой воды: V1=Vоб – V2 6. Расчёт количества теплоты, отданного горя¬чей водой: Q2 = pV2c(T – T2) где р = 1000 кг/м3 - плотность воды, с = 4200 Дж/(кг • °С) - её удельная теплоёмкость. 7. Расчёт количества теплоты, поглощённого талой водой: Q1 = pV1c(T – T1) Удельная теплоёмкость алюминия в 4,8 раза меньше удель¬ной теплоёмкости воды. При одинаковых массах мокрого снега и стаканчика калориметра на нагревание стаканчика требуется тепла в 4,8 раза меньше, чем на нагревание воды. Кроме того, большое количество тепла поглощается при таянии снега. Если массы мокрого снега и стаканчика одинаковы, то без учёта по¬глощаемого стаканчиком количества теплоты погрешность рас¬чета может составить до 10%. Чем больше масса мокрого снега по отношению к массе стаканчика, тем погрешность меньше. 8. Определение количества теплоты Q, затра¬ченного на таяние снега: Q+Q1+Q2=0 Q=-(Q1+Q2) 9. Вычисление массы снега в мокром снеге: m=pV =Q\λ где λ = 3,4 • 105 - удельная теплота плавления льда. Дж\кг 10. Определение процентного содержания воды в мокром снеге: ((pV1 – m)\ pV1) 100% Ход работы: T1 0C T2 0C V2 м3 T 0C Vобщ м3 V1 м3 Q1 Дж Q2 , Дж Q, Дж m, кг % 0 85 0,1 45 0,6 0,02 4 105 1,6 105 2,6.105 0,8 60 Q1 = 1000.0,02.4200(45 – 0) = 402000(Дж) Q2 = 1000.0,1.4200(45 – 85)= - 168000(Дж) Q, = _-(1,6. 105+4. 105)=2,6.105 (Дж) m = 2,6.105\ 3,4 • 105 = 0,8 (кг) процентное содержание воды: (1000.0,02 – 0,8/ 1000.0,02).100% = 60% Вывод: в мокром снеге содержится 60% воды. Поделюсь с вами своими наработками. Все дети талантливы по-своему, одни с ярко выраженными способностями, у других они скрыты, и их проявление надо активизировать. Один из приёмов развития способностей личностный. В процессе общения с учениками передаётся мироощущение, умение радоваться и быть счастливым в ежедневной деятельности. Второй приём связан с организацией научного подхода к образовательному процессу. Необходимо изучить особенности своих учеников, основные закономерности, усвоение ими материала и использовать эти результаты в работе. Исследовала познавательную активность школьников к физике. Результат оказался не зависящим от программы и степени углубления в предмет. На графике отражена доля учащихся, интересующихся физикой в %. класс % 7 80% 8 70% 9 50% 10 55% 11 60% 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс У всех школьников резко падает интерес к физике на рубеже 8-9 класса. Очевидно, эта проблема связана с возрастными психологическими особенностями детского мышления, что обусловлено естественными физиологическими изменениями подрастающего организма. В мини-сочинении на тему «Что бы я изменил в преподавании физики» учащиеся 7, 11 класса написали: № Ответы учащихся 7 класс 1 1 класс 1 Учу физику без всякого интереса. 3% 13% 2 Испытываю трудности с теорией, формулами, запоминанием и воспроизведением материала. 27% 23% 3 Испытываю трудности с решением задач. 53% 46% 4 Не могу определить своих проблем в физике. 7% 11% 5 Всё надоело, не желаю учить вообще ничего. 10% 7% Наибольшие трудности вызывают решения различных физических задач. Это заставило меня применить различные приёмы обучения решению задач. Введены в учебный план следующие предметы: 10 класс элективный учебный предмет «Методы решения физических задач». 11 класс - спецкурс по физике «Методы решения физических задач». Выделение часов на изучение этих курсов позволяет уделять время на отработку умений и навыков при решении задач. Обучение решению задач - одна из серьёзных методических тем. Несмотря на то, что детально разработана методика решения, есть алгоритмы общего подхода, всё же не удаётся пока обучить всех учащихся решению задач. Ребятам трудно потому, что нужна сообразительность, что в каждой теме требуются «свои» навыки и умения. Например, алгоритм решения задач на второй закон Ньютона включает в себя выполнение следующих общих (о) и специфических (с) действий: 1) анализ условия задачи (о); 2) краткая его запись и выражение всех данных в одной системе единиц (о); 3) выполнение чертежа с выявлением всех сил, действующих на тело, и их изображением (с); 4) запись второго закона Ньютона в векторном виде и проекциях на оси координат (с); 5) нахождение промежуточных неизвестных (разного рода сил, кинематических величин и пр.) (о); 6) решение задачи (управления) в общем виде соотносительно неизвестной величине (о); 7) проверка решения по наименованиям (о); 8) подстановка в формулу числовых значений и вычисление неизвестной величины (о); 9) оценка достоверности полученного результата (о). Итого 7 общих и только два специфических действия! Решение задач нелёгкий труд, требующий большого напряжения сил. «Решение задач - чёткий барометр, по которому учитель может постоянно следить за успехами и настроением учеников и эффективностью своей работы». Обычно решать задачу учат всю сразу, всем частным действиям обучают по ходу решения. Но слабые, а зачастую и средние ученики при такой форме работы всех действий сразу не усваивают. Неумение выполнять хотя бы одно из нескольких действий не позволяет справиться с задачей, что отбивает интерес к работе и желание решать. Ученики часто задач самостоятельно не решают. В школе распространен «показ» задач. Это значит, что ученик (обычно сильный) задачу решает, а остальные списывают. Но, даже показав большое число задач, научить их решать невозможно, в чём учитель и убеждается на контрольной работе. Для предотвращения такой ситуации я применяю технологию обучению задач, при которой ученики сначала овладевают её отдельными элементами, учатся конкретным действиям (а не всему циклу сразу). Только тогда, кода большинство овладеет необходимыми действиями, учу решать задачу целиком. Делается это по определённому алгоритму при максимальной самостоятельности учащихся, но под контролем и с помощью учителя. Суть этой технологии: 1. В задачах по теме выделяются отдельные элементы, знание которых необходимо для решения задач. 2. Для отработки знания этих элементов составляются специальные упражнения или простейшие задачи. 3. За 2 - 3 урока до начала решения задач по теме выполняем с детьми эти упражнения. Многократно повторяются элементарные действия в различных дидактических ситуациях. Добиваюсь сознательного выполнения всех операций. 4. Когда большинство учащихся получит определённые навыки выполнения отдельных действий, даю алгоритм решения задач данного типа. По алгоритму решаем 1-2 стандартные задачи. Ход их решения записывается в тетрадь. 5. Затем наступает этап самостоятельной работы учащихся. Но сначала выясняем ряд целенаправленных проблем (например, «Какая сила действует на тело?», «Как движется тело?», «Куда направлена скорость?», «Какое направление имеет ускорение?» и т.д.). Вопросы побуждают ребят активно мыслить. Затем, когда самостоятельно решают задачи, ставят их себе сами, в это время ученики ничего не пишут, только думают, отвечают на вопросы учителя, следя за ходом решения, которое он выполняет. После решения доска закрывается шторкой. Ученики самостоятельно решают эту задачу. Учитель контролирует, консультирует, помогает. Решение может происходить индивидуально, в парах или группах. При необходимости иногда записи на доске открываются, повторно объясняется непонятное. Затем шторка закрывается. С доски решение задачи не переписывается. Каждую задачу ученик решает сам. Это развивает самостоятельность, уверенность в своих вилах. Решение качественных задач - средство развития мышления. Этот способ решения задач ставит учащихся перед необходимостью размышлять, сопоставлять, обобщать, реализую образовательную, воспитательную и развивающую функцию обучения. Такие задачи я использую при подготовки учащихся к восприятию нового материала, в процессе его изучения, особенно они полезны при закреплении полученных знаний. Использование карточек позволяет обратить внимание на ключевые моменты. Такие задачи беру из сборника Тульчинского М.Е. для учащихся 7, 8, 9 классов, в которых задачи даны по разделам. Использую качественные задачи с сельскохозяйственной тематикой. 7 класс , тема «Строение вещества». Обсуждаю вопросы, которые подводят их к мысли о том, что тела состоят из мелких частиц, разделёнными промежутками: «Можно ли считать сплошными стог сена, бурт зерна, почву? Чем объясняется тот факт, что солому и сено можно спрессовать в тюки, а почву утрамбовать?». 7 класс, тема «Молекулы». В качестве закрепления предлагаю ответить на вопрос: «Различаются ли молекулы, находящиеся в стакане чая и молоке?». При выполнении лабораторной работы № 2 «Определение размеров малых тел», использую семена культур, которые выращиваются в нашей местности. 7 класс, урок «Движение и молекулы». По результатам наблюдений ответить на вопрос: «Какое физическое движение лежит в основе опыта (смешивание молока с водой)?». Провожу уроки самостоятельного решения задач. Ребята рассуждают по одному, каждый получает набор номеров задач из «Сборника задач по физике для 9 класса» (автор Рымкевич). Учащиеся сначала решают задачу по выбору. Как только задача решена, поступает сигнал. Если решение верное, приступают к решению следующей задачи. В ведомости в соответствующей клетке появляется отметка о решённых задачах. Для облегчения проверки имею справочный лист с решениями. Периодически подвожу общие итоги. Вихрь задач подхватывает даже тех, кто инертен: все в работе. Каждая задача решается на отдельном листке, чтобы сразу узнать результаты своего труда. Нет томительного ожидания оценки. «Бег» по классу создаёт темп. Решил, сбегал за новым листком, и опять за дело. Это захватывает и вместе с тем служит двигательной разрядкой в напряженном соревновании. Письменные работы, выполняемые на уроке, часто сопровождаю тихой медленной мелодией. Музыка создаёт душевное спокойствие, ослабляет напряжение. Мне нравится, когда у подростка загораются глаза, если он победил или нашёл правильное решение. Радость, которую он испытывает, побуждает его двигаться дальше, к новым победам. Эту методику я позаимствовала у Шаталова. В своей работе часто использую приём, который можно назвать «ошибка». Суть его в следующем: при объяснении нового материала, при решении задачи или на другом этапе урока умышленно делаю ошибку с таким расчётом, чтобы ребята её заметили. Почти всегда это вызывает их живейший интерес (в течение урока таких «ошибок» может быть несколько). После того, как ученики обнаружили ошибку, поступаю по-разному. Или исправляю её сама, или предлагаю исправить кому-либо из учащихся, или защищаю свою «ошибку» и предлагаю доказать, что я не права. Вопрос «Почему?» - главный вопрос в физике. Я прошу своих учеников -задавайте его почаще себе, учителю, товарищам. Именно те, кого этот вопрос мучает всю жизнь, и становятся физиками. Моя практика позволяет сделать такие выводы: ознакомление учащихся с методами научного познания в ходе решения учебных задач и выполнения особых заданий даёт положительный эффект. Оно становится действенным способом при дальнейшем самостоятельном приобретении, осмыслении и углублений знаний; облегчает учащимся усвоение учебного материала. Благодаря этому ученики приобретают умения «научно» работать и «научно» мыслить, а эти умения, в свою очередь, создают базу для успешного полного образования и дальнейшего самообразования. -Школа должна давать учащимся не только сумму конкретных знаний, но и умение применять их делать на их базе самостоятельные выводы, прививать навыки творческого мышления. ибо творческие способности не только проявляются в деятельности; но и «создаются» деятельностью. Я применяю проблемно-познавательные задачи творческого характера, например «Определение коэффициента трения» можно с помощью серии экспериментов. Особенность этой работы в том, что один физический параметр, в данном случае коэффициент трения, предлагается определить при помощи различного оборудования, разными способами. Работая в группах, ученики делают рисунки, проводят эксперименты, Некоторые задания придумывают сами школьники, эта работа вызывает у них интересуя, стараюсь как можно чаще предоставлять учащимся возможность проявить свои знания, сообразительность, стимулировать их активность и для этого ставя перед ними проблему, говорю: «Догадайтесь». Например, догадайтесь, как изменить сопротивление проводника без электроизмерительных приборов. Такая постановка задачи заинтересовывает учеников, и они напряженно ищут возможное ее решение. Не только используя формулу: но имея линейку и проводник, определить сопротивление проводника. После - этого ученики с большим желанием собирают цепь, чтобы проверить свои расчеты с помощью амперметра и вольтметра. Такая работа дает учащимся не только сумму конкретных знаний , но и умение применять их, делать на их базе самостоятельные выводы, прививать навыки творческого мышления. Для развития творческих способностей детей, необходимы задания, которые стимулируют их исследовательский поиск. Для этого я использую восхождение ученика в образ например: назовите какой поэтический образ ассоциируется у вас с такими физическим явлением, как возникновение тумана ( испарение конденсация влаги). Или такое задание -представьте себя каким-либо физическим объектом-электроном, атомом, броуновской частицей и напишите небольшой рассказ о своем состоянии, окружении и о том, что происходит с вами, что вы наблюдаете? Сочините диалог или краткий очерк об изучаемом физическом явлении, законе, понятии, В такого рода работах, учащиеся часто допускают физические ошибки, оставлять их без внимания нельзя. Организовываю как самопроверку для нахождения ошибок или остей, так и взаимопроверку сочинений. Чтобы приобщить ребят к культуре разных народов , истории и искусству собственного народа, я использую в преподавании физики художественный народный фольклор. Считаю его хорошим средством развития учащихся, повторение материала, систематизации знаний, повышение познавательных интересов. При этом прибегаю к такому методическому приему: создание рисованных иллюстраций к сказкам и рассмотрению описанных в них ситуаций с точки зрения физики: 1 Рисунки выполняют учащиеся, задания и физические вопросы к ним ставит педагог 2. Рисунки делают ученики, и они же формируют к ним физические вопросы либо задания. Уроки со «сказочными» дидактическими пособиями , помогают учащимся глубже понять явление природы, развивают наблюдательность, заставляют творчески мыслить, создают атмосферу радости и веселья. Нередко решение задач на тот или иной литературный сюжет побуждает учащихся к прочтению цитируемых книг. Ученики прочитывают от 3 до 1 8 книг по заинтересовавшим их сюжетам. После нескольких занятий учащиеся начинают сами отыскивать в художественной литературе описания физических явлений и формулировать на их основе например - такие: К народной сказке «Репка» - почему репку нельзя тянуть быстро? Такие задания составлены почти по всем разделам физики для учащихся 7-11 классов. Учащиеся более критически относятся к прочитанному. Даже не самые лучшие по успеваемости ученики стараются найти неточности в текстах. Наибольшая активность творческой деятельности наблюдается при сочетании решения «литературных» задач демонстрационными опытами, моделирования природных явлений с обращением к личному опыту учащихся. Это важно для сельских школ. Ученикам, которым мало доступны библиотеки, музеи, театры, концертные залы. Я всегда стараюсь учебные занятия сделать разнообразнее, активизировать работу ребят на уроке, стимулировать их мыслительную деятельность, помочь им понять трудные вопросы физики. Иногда так: начинается урок , на фоне классной доски 4 плаката, затем говорю:» ребята, все эти устройства , схематические изображения которых перед вами, объединяет одно явление: в них магнитное поле действует на движущийся заряд. Ни одно из этих устройств нами ранее не изучалось, да и на сегодняшнем уроке о .них речи больше не будет. И все-таки если кто-нибудь из вас сумеет на следующем уроке объяснить назначение , устройство, принцип работы хотя бы одного из этих приборов, я с. огромным удовольствием поставлю вам «пять». Если вы сможете разобраться . сразу во всех приборах , я буду смотреть на вас с восхищением!» На такое введение урока «Сила Лоренца», тратится всего 2 минуты, но оно подвигает многих учеников покупаться в учебнике, некоторые пойдут в библиотеку, но даже если кто-то ничего и не сделает, не беда . Эти приборы будут изучаться в дальнейшем, принцип их работы всегда для школьников будет ассоциироваться с силой Лоренца. Я применяю комплекс творческих заданий, на повторительно - обобщающих уроках- творчества. Класс делится на 5 групп. Жюри оценивает все виды деятельности. Каждая группа получает задание составление кроссвордов, подготовка аукциона, сценария учебного кинофильма. Каждая группа обеспечивается рабочим местом, всем необходимым. Время работы определено. Затем проходит смотр творческих работ и подводятся итоги, Такие уроки позволяют развивать умения, творчески применять полученные знания, воспитывать взаимоответственность. Творческие иллюстративно-графические домашние задания повторительно-обобщающего характера используются для организации самостоятельной работы учащихся; над пройденным материалом. Например, изучаются газовые законы. Идем от общего к частному, от уравнения состояния идеального газа к уравнениям, описывающим различные, изопроцессы. На дом дается творческое задание: свести воедино в виде рисованной схемы сведения - о всех четырех газовых законах (их содержание и подчинение), включив также материал. - об основных термодинамических параметрах систем - параметрах нормального состояния идеального газа. Предлагаю оформить работу в виде схемы (блок-конспект). Эту работу учащиеся выполняют дома, используют учебник, поэтому работа весьма способствует осмыслению и запоминаю материала: Каждому ученику выставляется оценка. Иногда организую защиту работы. Звенит звонок с урока. Дети дружной гурьбой выбегают из кабинета. Внимание ребят привлекает стенд «Наше творчество» около него часто можно увидеть группы учащихся и гостей школы, которые с большим интересом и вниманием рассматривают работы учеников, учащиеся 7 классов изготавливают различные приборы из стеклянных сосудов. Поучительна в познавательном отношении для уяснения законов гидростатики - конструкция картезианского водолаза ( прибор Декарта), работа над ним увлекает ребят остроумием идеи , простотой изготовления фигурок. Кроме этого учащиеся с удовольствием изготавливают фонтаны, поилки для птиц, музейные инсценировки, магнитные игрушки. Чтобы улучшить связь школы с жизнью, изучаемой на уроках физики теории с практикой, способствовать развитию ученического творчества, организую и провожу экскурсии на предприятия нашего хозяйства. К каждому такому уроку ученики получают индивидуальныё, карточки-задания: провести наблюдение какого-либо явления, записать его признаки, подметить зависимость от внешних условий. При изучении темы «Радиолакация» ученики знакомятся с принципом радиолакатора. При решении задач рассчитываем расстояние по цели, ее местонахождение? При изучении тем «Основы телевидения» 11 класс посещаем телевизионный центр. Знакомимся с техническим сооружением центра. При изучении темы « Электричество» посещаем колбасный цех, медицинский профилакторий. Знакомимся с практическим применением электричества- электролечение электрокопчение. Экскурсию на строительную площадку мы проводим при изучении темы « Работа, мощность, энергия» 7 класс . Ее цель ознакомить учащихся со средствами малой механизации: - рычаг, каток, кран блоки. Учащимся предлагается творческое задание «нельзя ли получить выигрыш в работе пользуясь подвижным блоком?» Наряду с творческими заданиями, требующими применения знаний только по физике предлагаю задания, выполнение которых требует комплексного применения . знаний по смежным предметам. Например, совместно с учителем биологии мы провели опыт «Влияние на урожай предпосевной обработки семян пшеницы и кукурузы электростатическим полем». Опыт проведен на пришкольном участке. Учащиеся ведут наблюдения за ростом растений. После сбора урожая будут подвёдены итоги. Результаты опыта использую на уроках физики при изучении таких вопросов, как напряженность электростатического поля, однородное «электростатическое поле, проводники диэлектрики в электрическом поле. Учащиеся убеждаются в огромных возможностях повышения урожайности за счет воздействия ад семена электрическим полем. В кабинете труда учащиеся провели исследование творческого характера: « Изучение зависимости производительности труда и качества продукций от освещенности рабочего места». Работа выполнялась учениками, работающими- на строгальном станке. Изменение освещенности достигалось изменением мощности осветительной лампы и высоты ее расположения от обрабатываемой детали При изучений темы « внутренняя энергия» проверяем выполнение закона сохранения энергии в применении к живому организму (человек) на основании которого определяется необходимое энергетическое содержание (калорийность) пищевого рациона.. Этот закон звучит так - количество теплоты, освобождающееся в организме при усвоении пищи, затрачивается на компенсацию потери теплоты, в окружающую среду и на совершаемую работу. Определяем содержание свинца в снежном покрове в районе кочегарки. Исследуя оборудование кочегарки и его влияние на «тягу трубы» пришли к выводу , что все системы смонтированы с обходным вариантом « выброс без очистки», так как пылегазоулавливающая система обрезана, проектное оборудование перекрыто задатками, По мере возможности принимаем участие в проведении операции «Чистый воздух», которая проводится в нашем селе весной и осенью, ее цель вред выхлопных газов автомобилей. Информированность водителя, его профессиональное стремление лучше подготовить - автомобиль, приводят к снижению токсичных выбросов. Моя цель в организации такой работы заключена в том, чтобы показать учащимся , что при вдумчивом отношении к труду, на каждом рабочем месте имеются реальные возможности для творческих поисков, направленных на повышение производительности труда и качество продукции ,улучшения санитарно-гигиенических условий труда. Познакомимся с примерами таких работ: 3. Определение влажности семян - это содержание воды в семенах. У = В* 100 У - влажность семян В - вес воды С - вес влажных семян Сушка семян производится различными способами: 1. Сушка высокочастотный током. При колебаниях тока высокой частоты внутри семени возбуждается тепло ,в следствии колебаний молекул, вода быстро удаляется из семени, электромагнитные волны большой частоты стимулируют прорастание семян и способствуют дезинфекции. 2. Конвекционная сушка-семена подогреваются электрическим током, температуру регулируют термометром. график сушки семян на разной глубине V с 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 Распределение температур на разных глубинах различно. По мере высыхания зерна температура увеличивается. Свои результаты наблюдений передаем в опытное хозяйство Амурская МИС. Применяют для домашнего хранения фасоли, гороха, подсолнечника. 4.Превращение энергии в организации человека (тема «Закон сохранения энергии» 10 класс) Рассчитываем норму питания для людей, занимающихся различными видами труда. Режим питания школьника. 5 Составление схем распределения энергии по фидерам в селах, С. Зеленый Бор Коршуновка Слава Черемисино Красный Восток Примеры творческих заданий 1. Ведем расчет скорости прорастания семян ( 7 класс «Скорость») Эта величина показывает среднюю продолжительность прорастания одного семени в сутках. Для этого ведут наблюдения за семенами зерновой культуры подсчитывают за сколько дней прорастают опытные семена из количества 100 шт. Результат: 39 штук проросли через 2 суток 40 через 3 суток 18 через 4 суток Скорость прорастания рассчитывают таким образом: (39*2)+(41*3)+ (18*4) = 2,8 суток 39+41+18 Здоровые семена имеют высокую энергию прорастания ,меньше заболевают и повреждаются вредителями. 2. Очистка семян от примесей магнитным способом с применением решет разных отверстии % отход 1 сем 1. семена пшеницы 2 сем 2. семена сорняков 3 о 3. отход основной культуры 3,25 2,75 2,25 1,75 размеры отверстий решет. Из графика видно ,что наибольшее количество семян сорных растений и отхода основной культуры находится за пределами размеров семян пшеницы, поэтому для очистки семян можно использовать решето размером 2,2 мм (тема «определение размеров малых тел 7 класс). Трудноотделяемые примеси можно очищать с помощью растворов разной плотности например: очистка ржи от рожков спорочной (тема «Плотность» 7 класс)
Интерес к учению проявляется только тогда.doc
Роль творческих способностей в воспитательном процессе учащихся. Однообразие видов работ создает скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей,  не прививает им любовь к предмету, чтобы избежать этого я широко использую различные  творческие  работы и распределила их по степени сложности в 10 групп. «Воспитание творческих способностей  учащихся является одной из основных задач  школы. Творить ­ значит создавать что­то новое, открывать неизвестное. Творчество требует  большой наблюдательности, опыта, полета, фантазий, знаний. Творческие способности ­ это  способность увидеть проблему, способность теоретически  и практически проверить ее, и в  результате создать оригинальный продукт ­ научное открытие, изобретение, решение задачи.  Успешное развитие творческих способностей возможно на основе системы, заданий  требующих от учеников творческого подхода. «Эти задания разнообразны по характеру  деятельности, степени трудности, посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитать в  них уверенность в своих способностях и  возможностях. Виды  творческих работ самые разнообразные: 1. Задания по сравнению  явлений, свойств тел, выявление в них общего и существенных   различий, например « Сравнение свойств жидких, твердых, газообразных тел на  основе  наблюдений и опытов» (7,10 кл.).  2. Задания,  в которых необходимо объяснение общности свойств и различий (после их  выявления) 3. Предсказание хода явлений при изменении условий протекания, проверка опытом ( например  предсказать, как изменится процесс испарения при понижении температуры. Почему? (8 кл.) 4. Поиски ответа на вопросы вида: что нужно сделать для того, чтобы...? ( чтобы ускорить таяние снега на полях весной? , задержать в почве воду? ( 8 кл.) 5. Поиски, ответа на вопросы вида: для чего это делают? Например, для чего перед    заморозками поливают водой почву вокруг ягодных кустов и фруктовых деревьев,    используют между деревьев белую бумагу или сажу? Ответить на них можно, усвоив понятие темы «  Теплопередача» 8 кл. 6. Разработка нового варианта опыта, например, придумать опыт, доказывающий, что жидкости  при нагревании расширяются (8 кл.) или придумать опыт     доказывающий, что при взаимодействии оба тела получают одновременно ускорение,  притом противоположность направления (9 кл.) 7. Разработка нового метода определения значения физической величины. Например: определить  массу деревянного шара, имея только мензурку с водой или определить объем тела, имея весы  и сосуд с водой.   8. Изменение конструкции приборов с учетом изменения условий его работы.    9. Проектирование приборов, например « Спроектировать прибор, автоматически  включающий сигнальную лампу или электрозвонок  при достижении в помещении   температуры выше предельно допустимой» или « Спроектировать проведение  устройство автоматически включающее лампы уличного освещения при наступлении сумерек и  выключающее их на рассвете» (10кл) 10. Создание проектов  для  учебной конференции или семинаров. 11. Уроки ­ исследования.         Урок­исследование включает в себя несколько этапов: постановка проблемы, обсуждение условий и методов её решения, планирование и проведение эксперимента, анализ и  обобщение полученных результатов, выводы и обмен информацией. Проблему урока можно поставить в виде фронтального эксперимента: на каждом столе ­ стакан с водой, пробирка с трубочкой. Учащиеся рассматривают пробирку, опущенную в воду, через стекло (сбоку) и из воздуха (сверху). Если смотреть из  воздуха, то можно обнаружить исчезновение той части трубочки, которая находится в пробирке, а пробирка при этом кажется зеркальной. Если налить в пробирку воду, этот эффект исчезает. Таким  образом, после выполнения фронтального эксперимента перед учащимися ставится общая цель: определить, что происходит с лучами света при встрече с преградой? А вот ответ на этот вопрос учащиеся находят, работая в группе. Каждая группа получает карточку с индивидуальным заданием, на выполнение которого отводится примерно 30   мин,   затем   группы   делают   отчёт   о   полученных   результатах,   подтверждая   их   чертежами, расчётами, таблицами, которые заранее оформляют на доске. В конце отчёта  обязательно должны прозвучать выводы по результатам эксперимента, а затем делается общий вывод ­ даётся ответ на поставленную задачу. В старших классах есть реальная возможность проводить уроки «сдвоенными», поэтому все четыре группы успевают сделать отчёт о проделанном исследовании, а при динамичной и слаженной работе в конце занятия ещё остаётся время для обсуждения результатов, ответов на дополнительные вопросы, уточнений и подведения итогов.  Уроки­исследования позволяют привить учащимся начальные практические навыки в обращении с экс­ периментальной установкой, дают им возможность почувствовать вкус к исследовательской работе, развивают познавательный интерес, причём удаётся включить в поиск решения той или иной задачи одновременно весь класс. Это в значительной степени активизирует мыслительную и практическую деятельность учащихся. На таких уроках   учащиеся развивают умение самостоятельно получать и осваивать новую информацию, получают возможность расширить и углубить свои знания. При таком подходе полностью исчезает формализм в знаниях учащихся. Примером такого урока является  выполнении работы «Определение содержания воды в мокром снеге» (8кл.) Цели   работы:  развитие   навыков   использования  формул   для   расчёта   количеств   теплоты, поглощаемых при нагревании вещества и при его плавлении, а также выделяемых при охлаждении вещества; закрепление правила знаков для поглощённого и выделившегося тепла; использование уравнения теплового баланса для решения экспериментальной задачи. Оборудование,  калориметр   с   мокрым   снегом,   мензурка   с   горячей   водой,   термометр, измерительный цилиндр. Перед выполнением экспериментальной работы учащимся соответственно  целям поставлена задача. 1:  Какова температура мокрого снега?  2. Что будет, если в мокрый снег налить горячую воду?  3. Между какими телами будет происходить теплообмен?  4. Какие тела будут поглощать тепло, а какие отдавать?  5. Как надо поставить эксперимент, чтобы теплообменом с окружающим воздухом можно было бы пренебречь?   6. По какой формуле рассчитывается тепло, поглощаемое при плавлении снега? 7.   Запишите формулу, по которой можно рассчитать  тепло, затраченное на нагревание воды, полученной из мокрого снега, от температуры плавления до конечной температуры в калориметре. 8.  Одинаковы ли массы тающего снега и талой воды?  9. Какая масса больше и почему?  10. Как рассчитать количество теплоты, выделяющееся при остывании горячей воды?  11. Какое ещё тело, кроме мокрого снега и горячей воды, участвует в теплообмене?  12. Каковы его начальная и конечная температуры?  13. Можно ли пренебречь теплом, идущим на нагревание внутреннего стаканчика калориметра?  14. Как соотносится количество теплоты, поглощённое при таянии снега и нагревании талой воды, и количество теплоты, выделившееся при охлаждении горячей воды?  15. Как из этого уравнения определить массу воды в мокром снеге?  16. Что для этого надо измерить?  17. Какие измерительные приборы потребуются? Обсудив все эти вопросы, составили  план эксперимента: 1 . Измерение температуры мокрого снега Т1 (убедитесь, что она равна О °С). 2. Измерение объёма горячей воды V2 и её температуры T2. 3. Измерение конечной температуры смеси T (влейте горячую воду в калориметр с мокрым  снегом и, только когда весь снег растает, производите измерение). 4. Определение общего объёма воды Vо6щ (перелейте для этого всю воду из калориметра в измери­ тельный цилиндр). 5. Вычисление объёма талой воды: V1=Vоб – V2 6. Расчёт количества теплоты, отданного горячей водой: Q2  = pV2c(T – T2) где  р  =   1000 кг/м3 ­   плотность  воды,   с  = 4200 Дж/(кг • °С) ­ её удельная теплоёмкость.  7. Расчёт количества теплоты, поглощённого талой водой: Q1  = pV1c(T – T1)   Удельная   теплоёмкость   алюминия   в   4,8   раза   меньше   удельной   теплоёмкости   воды.   При одинаковых массах мокрого снега и стаканчика калориметра на нагревание стаканчика требуется тепла   в   4,8   раза   меньше,   чем   на   нагревание   воды.   Кроме   того,  большое   количество   тепла поглощается при таянии снега. Если массы мокрого снега и стаканчика одинаковы, то без учёта по­ глощаемого стаканчиком количества теплоты погрешность расчета может составить до 10%. Чем больше масса мокрого снега по отношению к массе стаканчика, тем погрешность меньше. 8. Определение количества теплоты Q, затраченного на таяние снега: Q+Q1+Q2=0   Q=­(Q1+Q2) 9. Вычисление массы снега в мокром снеге: m=pV =Q\λ где λ = 3,4 • 105 ­  удельная теплота плавления льда. Дж\кг 10. Определение процентного содержания воды в мокром снеге:  ((pV1 – m)\ pV1) 100% Ход работы: T1 0C T2 0C V2 м3 T 0C Vобщ м3 V1 м3 Q1 Дж Q2 , Дж Q,  Дж 0 85 0,1 45 0,6 0,02 4 105 1,6 105 m,   кг 0,8 % 60 Q1 = 1000.0,02.4200(45 – 0) = 402000(Дж) Q2 = 1000.0,1.4200(45 – 85)=  ­ 168000(Дж) Q, = _­(1,6. 105+4. 105)=2,6.105 (Дж) m =  2,6.105\ 3,4 • 105 = 0,8 (кг) процентное содержание воды: (1000.0,02 – 0,8/ 1000.0,02).100% = 60% Вывод: в мокром снеге содержится 60% воды. Поделюсь   с   вами   своими   наработками.  Все   дети   талантливы   по­своему,   одни   с   ярко выраженными способностями, у других они скрыты, и их проявление надо активизировать. Один из приёмов развития способностей личностный. В процессе общения с учениками  передаётся мироощущение, умение радоваться и быть счастливым в ежедневной деятельности. Второй   приём   связан   с   организацией   научного   подхода   к   образовательному  процессу. Необходимо   изучить   особенности   своих   учеников,   основные  закономерности,   усвоение   ими материала и использовать эти результаты в работе. Исследовала   познавательную   активность   школьников   к   физике.   Результат   оказался   не зависящим от программы и степени углубления в предмет. На графике отражена доля учащихся, интересующихся физикой в %. класс 7 8 9 10 11 % 80% 70% 50% 55% 60% 7 класс       8 класс       9 класс      10 класс     11 класс У всех школьников резко падает интерес к физике на рубеже  8 ­ 9   класса.  Очевидно, эта проблема   связана   с   возрастными   психологическими   особенностями  детского   мышления,   что обусловлено естественными физиологическими изменениями подрастающего организма. В мини­сочинении на тему «Что бы я изменил в преподавании физики» учащиеся 7, 11 класса написали: № 1 2 3 4 5 Ответы учащихся 7 класс 1 1 класс Учу физику без всякого интереса. Испытываю трудности с теорией, формулами,  запоминанием и воспроизведением материала. Испытываю трудности с решением задач. Не могу определить своих проблем в физике. Всё надоело, не желаю учить вообще ничего. 3% 27% 53% 7% 10% 13% 23% 46% 11% 7% Наибольшие трудности вызывают решения различных физических задач. Это заставило меня  применить различные приёмы обучения решению задач. Введены в учебный план следующие предметы: 10 класс       элективный учебный предмет «Методы решения  физических задач». 11 класс ­ спецкурс по физике «Методы решения физических задач». Выделение часов на изучение этих курсов позволяет уделять время на  отработку умений и навыков при решении задач. Обучение решению задач ­ одна из серьёзных методических тем. Несмотря на то, что детально разработана методика решения, есть алгоритмы общего подхода, всё же не удаётся пока обучить всех учащихся решению задач.  Ребятам   трудно   потому,   что   нужна сообразительность,   что   в   каждой   теме  требуются «свои» навыки и умения. Например, алгоритм решения задач на второй закон Ньютона включает в себя выполнение следующих общих (о) и специфических (с) действий: 1) анализ условия задачи (о); 2) краткая его запись и выражение всех данных в одной системе единиц (о); 1) выполнение чертежа с выявлением всех сил, действующих на тело, и их изображением (с); 2) запись второго закона Ньютона в векторном виде и проекциях на оси координат (с); 3) нахождение      промежуточных      неизвестных      (разного      рода      сил, кинематических величин и пр.) (о); 4) решение задачи (управления) в общем виде соотносительно неизвестной величине (о); 3) проверка решения по наименованиям (о); 5) подстановка в  формулу числовых значений и  вычисление неизвестной величины (о); 4) оценка достоверности полученного результата (о). Итого 7 общих и только два специфических действия!  Решение задач нелёгкий труд,  требующий большого напряжения сил. «Решение задач ­ чёткий барометр, по которому учитель может постоянно следить за успехами и настроением учеников и эффективностью своей работы». Обычно решать задачу учат всю сразу, всем частным действиям обучают по ходу решения. Но слабые, а зачастую и средние ученики при такой форме работы всех действий сразу не усваивают. Неумение выполнять хотя бы одно из  нескольких действий не позволяет справиться с задачей, что отбивает интерес к работе и желание решать. Ученики часто задач самостоятельно не решают. В школе распространен  «показ» задач. Это значит,  что ученик   (обычно   сильный)  задачу  решает,  а  остальные списывают. Но, даже показав большое число задач, научить их решать невозможно, в чём учитель и убеждается на контрольной работе. Для предотвращения такой ситуации я применяю технологию обучению задач, при которой ученики сначала овладевают её отдельными элементами, учатся конкретным действиям (а не всему циклу сразу). Только тогда, кода большинство овладеет необходимыми действиями, учу решать задачу целиком. Делается это по определённому алгоритму при максимальной самостоятельности учащихся, но под контролем и с помощью учителя. Суть этой технологии: 1. В задачах по теме выделяются отдельные элементы, знание которых необходимо для  решения задач. 2. Для   отработки   знания   этих   элементов   составляются   специальные упражнения или простейшие задачи. 3. За 2 ­ 3 урока до начала решения задач по теме выполняем с детьми эти упражнения.   Многократно   повторяются   элементарные   действия   в различных    дидактических    ситуациях.    Добиваюсь    сознательного выполнения всех операций. 4. Когда    большинство    учащихся    получит    определённые     навыки выполнения отдельных действий, даю алгоритм решения задач данного типа. По алгоритму решаем 1 ­ 2  стандартные задачи. Ход их решения записывается в тетрадь. 5. Затем наступает этап самостоятельной работы учащихся. Но сначала выясняем  ряд  целенаправленных  проблем  (например,   «Какая  сила действует   на   тело?»,   «Как   движется   тело?»,   «Куда   направлена скорость?», «Какое направление имеет ускорение?» и т.д.). Вопросы побуждают   ребят   активно   мыслить.   Затем,   когда   самостоятельно решают задачи, ставят их себе сами, в это время ученики ничего не пишут, только думают, отвечают на вопросы учителя, следя за ходом решения, которое он выполняет. После решения доска закрывается шторкой.   Ученики   самостоятельно   решают   эту   задачу.   Учитель контролирует, консультирует, помогает. Решение может происходить индивидуально, в парах или группах. При необходимости иногда записи на доске открываются, повторно объясняется непонятное. Затем шторка закрывается.  С  доски решение задачи не переписывается.  Каждую задачу    ученик    решает    сам.    Это    развивает    самостоятельность, уверенность в своих вилах. Решение качественных задач ­ средство развития мышления. Этот способ решения задач ставит учащихся   перед   необходимостью   размышлять,   реализую образовательную, воспитательную  и  развивающую функцию обучения. Такие задачи я использую при подготовки  учащихся к восприятию нового материала, в процессе его изучения, особенно они полезны при закреплении полученных знаний. Использование карточек позволяет обратить внимание на ключевые   моменты.   Такие   задачи   беру   из   сборника  Тульчинского   М.Е.   для   учащихся   7,   8,   9 классов, в которых задачи даны по разделам.  сопоставлять,   обобщать, Использую качественные задачи с сельскохозяйственной тематикой. 7 класс ,  тема «Строение вещества». Обсуждаю вопросы, которые подводят их к мысли о том, что тела состоят из мелких частиц, разделёнными   промежутками:   «Можно   ли  считать   сплошными   стог   сена,   бурт   зерна,   почву?   Чем объясняется тот факт, что солому и сено можно спрессовать в тюки, а почву утрамбовать?». 7 класс, тема «Молекулы». В качестве закрепления предлагаю ответить на вопрос:  «Различаются ли молекулы, находящиеся в стакане чая и молоке?». При  выполнении лабораторной работы № 2 «Определение   размеров   малых   тел»,  использую семена культур, которые выращиваются в нашей местности. 7 класс, урок «Движение и молекулы». По результатам наблюдений ответить на вопрос: «Какое  физическое движение лежит в  основе  опыта (смешивание  молока с водой)?». Провожу   уроки   самостоятельного   решения   задач.   Ребята   рассуждают   по  одному,   каждый получает   набор   номеров   задач   из   «Сборника   задач   по   физике   для  9   класса»   (автор   Рымкевич). Учащиеся сначала решают задачу по выбору. Как только задача решена, поступает сигнал. Если решение верное, приступают к  решению следующей задачи. В ведомости в соответствующей клетке появляется отметка о решённых задачах. Для облегчения проверки имею справочный лист с решениями. Периодически подвожу общие итоги. Вихрь задач подхватывает даже тех, кто инертен: все в работе. Каждая задача решается на отдельном листке,  чтобы сразу узнать результаты своего труда. Нет томительного ожидания оценки. «Бег» по классу создаёт темп. Решил, сбегал за новым листком, и опять   за   дело.  Это   захватывает   и   вместе   с   тем   служит   двигательной   разрядкой   в   напряженном соревновании.   Письменные   работы,   выполняемые   на   уроке,   часто   сопровождаю  тихой   медленной мелодией. Музыка создаёт душевное спокойствие, ослабляет напряжение. Мне нравится, когда у подростка загораются глаза, если он победил или  нашёл правильное решение. Радость, которую он испытывает, побуждает его  двигаться дальше, к новым победам. Эту методику я позаимствовала у Шаталова. В   своей   работе   часто   использую   приём,   который   можно   назвать   «ошибка».  Суть   его   в следующем:  при объяснении  нового материала,  при решении  задачи  или на другом этапе урока умышленно делаю ошибку с таким расчётом, чтобы ребята её заметили. Почти всегда это вызывает их живейший интерес (в течение  урока таких «ошибок» может быть несколько). После того, как ученики  обнаружили   ошибку,   поступаю   по­разному.   Или   исправляю   её   сама,   или  предлагаю исправить кому­либо из учащихся, или защищаю свою «ошибку» и предлагаю доказать, что я не права. Вопрос «Почему?» ­ главный вопрос в физике. Я прошу своих учеников ­задавайте его почаще себе, учителю, товарищам. Именно те, кого этот вопрос мучает всю жизнь, и становятся физиками. Моя практика позволяет сделать такие выводы: ознакомление учащихся с  методами научного познания в ходе решения учебных задач и выполнения особых заданий даёт положительный эффект. Оно становится  действенным  способом  при  дальнейшем   самостоятельном   приобретении,   осмыслении   и углублений   знаний;   облегчает   учащимся   усвоение   учебного   материала.   Благодаря   этому   ученики приобретают умения «научно» работать и «научно» мыслить, а эти умения, в свою очередь, создают базу для успешного полного образования и дальнейшего самообразования. ­Школа должна давать учащимся не только  сумму конкретных  знаний, но и умение применять  их  делать на их базе самостоятельные выводы, прививать навыки творческого мышления. ибо  творческие способности не только проявляются в деятельности; но и «создаются» деятельностью.  Я применяю проблемно­познавательные задачи творческого характера, например «Определение  коэффициента трения» можно с помощью серии экспериментов. Особенность этой работы в том, что один физический параметр, в данном случае коэффициент трения, предлагается определить при помощи  различного оборудования, разными способами. Работая в группах, ученики делают рисунки,  проводят эксперименты,    Некоторые задания придумывают сами школьники, эта работа вызывает у них интересуя, стараюсь как можно чаще предоставлять учащимся возможность проявить свои знания, сообразительность,  стимулировать их активность и для этого ставя перед ними проблему, говорю: «Догадайтесь».  Например,  догадайтесь, как изменить сопротивление проводника без электроизмерительных приборов.  Такая постановка задачи заинтересовывает учеников, и они напряженно ищут возможное ее решение. Не только используя формулу: но имея линейку и проводник, определить сопротивление проводника. После ­ этого ученики с большим желанием собирают цепь, чтобы проверить свои расчеты с  помощью амперметра и вольтметра. Такая работа дает учащимся не только сумму конкретных  знаний , но и умение применять их, делать на их базе самостоятельные выводы, прививать навыки  творческого мышления.  Для развития творческих способностей детей, необходимы задания, которые  стимулируют их  исследовательский поиск. Для этого я использую восхождение ученика в образ например: назовите какой поэтический образ ассоциируется у вас с такими физическим явлением,  как возникновение тумана ( испарение конденсация влаги). Или такое задание ­представьте себя  каким­либо физическим объектом­электроном, атомом, броуновской частицей и напишите  небольшой рассказ о своем состоянии, окружении и о том, что происходит с вами, что вы  наблюдаете? Сочините диалог или краткий очерк об изучаемом физическом явлении, законе, понятии,     В такого рода работах, учащиеся часто допускают физические ошибки, оставлять их без      внимания нельзя. Организовываю как самопроверку для нахождения ошибок или остей, так и  взаимопроверку сочинений. Чтобы приобщить ребят к культуре разных народов , истории и искусству собственного народа, я  использую в преподавании физики художественный  народный  фольклор. Считаю его  хорошим  средством развития учащихся, повторение материала, систематизации знаний, повышение  познавательных интересов. При этом прибегаю к такому методическому приему: создание рисованных  иллюстраций к сказкам и рассмотрению описанных  в них ситуаций с точки зрения физики: 1  Рисунки  выполняют учащиеся, задания и физические вопросы к ним ставит педагог 2.   Рисунки делают ученики, и они же формируют к ним физические вопросы либо               задания. Уроки со «сказочными» дидактическими пособиями , помогают учащимся глубже понять явление природы, развивают наблюдательность, заставляют творчески мыслить, создают атмосферу радости и веселья. Нередко решение задач на тот или иной литературный сюжет побуждает учащихся к прочтению  цитируемых книг. Ученики прочитывают от 3 до 1 8 книг по заинтересовавшим их сюжетам. После  нескольких занятий учащиеся начинают сами отыскивать в художественной литературе описания  физических явлений и формулировать на их основе например ­ такие:   К  народной сказке «Репка» ­ почему репку нельзя тянуть быстро? Такие задания составлены  почти по всем разделам физики для учащихся 7­11 классов. Учащиеся более критически  относятся к прочитанному. Даже не самые лучшие по успеваемости ученики стараются найти неточности в текстах. Наибольшая  активность творческой деятельности наблюдается при сочетании решения «литературных»  задач  демонстрационными опытами, моделирования природных  явлений с обращением к личному опыту учащихся. Это важно для сельских школ. Ученикам, которым мало доступны библиотеки, музеи, театры,  концертные залы. Я всегда стараюсь учебные занятия сделать разнообразнее, активизировать работу ребят на уроке,  стимулировать их мыслительную деятельность, помочь им понять трудные вопросы физики. Иногда  так: начинается урок , на фоне классной доски 4 плаката, затем говорю:» ребята, все эти устройства ,  схематические изображения которых перед вами, объединяет одно явление: в них магнитное поле  действует на движущийся заряд. Ни одно из этих устройств нами ранее не изучалось, да и на  сегодняшнем уроке о .них речи больше не будет. И все­таки если кто­нибудь из вас сумеет на  следующем уроке объяснить назначение , устройство, принцип работы хотя бы одного из этих  приборов, я с. огромным удовольствием поставлю вам «пять». Если вы сможете разобраться . сразу во  всех приборах , я буду смотреть на вас с восхищением!» На такое введение урока «Сила Лоренца»,  тратится всего 2 минуты, но оно подвигает многих учеников покупаться в учебнике, некоторые пойдут  в библиотеку, но даже если  кто­то ничего и не  сделает, не беда . Эти приборы будут изучаться в  дальнейшем, принцип их работы всегда для школьников будет ассоциироваться с силой Лоренца. Я применяю комплекс творческих заданий, на повторительно ­ обобщающих уроках­ творчества. Класс  делится на 5 групп. Жюри оценивает все виды деятельности. Каждая группа получает задание   составление кроссвордов, подготовка аукциона, сценария учебного кинофильма. Каждая группа обеспечивается рабочим местом, всем необходимым. Время работы определено. Затем  проходит смотр творческих работ и подводятся итоги, Такие уроки позволяют развивать умения,  творчески применять полученные знания, воспитывать взаимоответственность. Творческие иллюстративно­графические домашние задания повторительно­обобщающего характера  используются для организации самостоятельной работы учащихся;  над пройденным материалом.  Например, изучаются газовые законы. Идем от общего к частному, от уравнения состояния идеального  газа к уравнениям, описывающим различные, изопроцессы. На дом дается творческое задание: свести  воедино в виде рисованной схемы сведения  ­ о всех четырех газовых законах (их содержание и подчинение), включив также материал.    ­ об основных термодинамических параметрах систем      ­  параметрах нормального состояния идеального газа. Предлагаю оформить работу в виде схемы (блок­конспект). Эту работу учащиеся выполняют дома,  используют учебник, поэтому работа весьма способствует осмыслению и запоминаю материала:  Каждому ученику выставляется оценка. Иногда организую защиту работы.  Звенит звонок с урока. Дети дружной гурьбой выбегают из кабинета. Внимание ребят привлекает стенд «Наше творчество» около него часто можно увидеть группы учащихся   и гостей школы, которые с большим интересом и вниманием рассматривают работы учеников,  учащиеся 7 классов изготавливают различные приборы из стеклянных сосудов. Поучительна в познавательном отношении для уяснения законов  гидростатики   ­   конструкция   картезианского   водолаза   (   прибор   Декарта),   работа   над   ним увлекает   ребят   остроумием   идеи   ,   простотой   изготовления   фигурок.   Кроме   этого  учащиеся   с удовольствием   изготавливают   фонтаны,   поилки   для   птиц,   музейные   инсценировки,   магнитные игрушки. Чтобы улучшить  связь школы с жизнью, изучаемой на уроках физики теории с практикой,  способствовать развитию ученического творчества, организую и провожу экскурсии на предприятия  нашего хозяйства. К каждому такому уроку ученики получают индивидуальныё, карточки­задания:    провести наблюдение какого­либо явления, записать его признаки, подметить зависимость от внешних  условий. При изучении темы «Радиолакация»  ученики знакомятся с принципом радиолакатора. При  решении задач рассчитываем расстояние по цели, ее местонахождение? При изучении тем «Основы телевидения» 11 класс посещаем телевизионный центр. Знакомимся с  техническим сооружением центра. При изучении темы « Электричество» посещаем колбасный цех,  медицинский профилакторий. Знакомимся с практическим применением электричества­ электролечение  электрокопчение. Экскурсию на строительную площадку мы проводим при изучении темы « Работа,  мощность, энергия» 7 класс . Ее цель ознакомить учащихся со средствами малой механизации: ­ рычаг,  каток, кран блоки. Учащимся предлагается творческое задание «нельзя ли получить выигрыш в работе  пользуясь подвижным блоком?» Наряду   с творческими заданиями, требующими применения знаний только по физике предлагаю задания, выполнение которых требует комплексного применения . знаний по смежным предметам.   Например, совместно с учителем биологии мы провели опыт  «Влияние на урожай предпосевной  обработки семян пшеницы и кукурузы электростатическим полем». Опыт проведен на пришкольном  участке. Учащиеся ведут наблюдения за ростом растений. После сбора урожая будут  подвёдены  итоги. Результаты опыта использую на уроках физики при изучении таких  вопросов, как   напряженность электростатического поля, однородное  «электростатическое поле, проводники  диэлектрики в электрическом поле. Учащиеся убеждаются в огромных возможностях повышения  урожайности за счет воздействия ад семена электрическим полем.  В кабинете труда учащиеся провели исследование творческого характера: « Изучение зависимости  производительности труда и качества  продукций от освещенности рабочего места». Работа  выполнялась учениками, работающими­ на строгальном станке. Изменение освещенности достигалось  изменением мощности осветительной лампы и высоты ее расположения от обрабатываемой детали   При изучений темы « внутренняя энергия» проверяем выполнение закона сохранения энергии в  применении к живому организму (человек) на основании которого определяется необходимое  энергетическое содержание (калорийность) пищевого рациона.. Этот закон звучит так ­ количество  теплоты, освобождающееся в организме при усвоении пищи, затрачивается на компенсацию потери  теплоты, в окружающую среду и на совершаемую работу. Определяем содержание свинца в снежном покрове в районе кочегарки. Исследуя оборудование кочегарки и его влияние на «тягу трубы» пришли к выводу , что все системы смонтированы с обходным вариантом « выброс без очистки», так как пылегазоулавливающая система обрезана, проектное оборудование перекрыто задатками,  По мере возможности  принимаем участие в проведении операции «Чистый воздух», которая  проводится в нашем селе весной и осенью, ее цель вред выхлопных газов автомобилей.  Информированность водителя, его профессиональное стремление лучше подготовить ­ автомобиль,  приводят к снижению токсичных выбросов. Моя цель в организации такой работы заключена в том, чтобы показать учащимся , что при вдумчивом отношении к труду, на каждом рабочем месте имеются реальные возможности для творческих  поисков, направленных на повышение  производительности труда и качество продукции ,улучшения  санитарно­гигиенических условий труда. Познакомимся с примерами таких работ: 3.   Определение влажности семян ­ это содержание воды в семенах.  У  = В* 100   У ­ влажность семян В ­ вес воды С ­ вес влажных семян Сушка семян производится различными способами: 1. Сушка высокочастотный током. При колебаниях тока высокой частоты внутри семени возбуждается тепло ,в следствии колебаний молекул, вода быстро удаляется из семени, электромагнитные волны большой частоты стимулируют прорастание семян и способствуют дезинфекции. 2. Конвекционная сушка­семена подогреваются электрическим током, температуру регулируют термометром. график сушки семян  на разной глубине 2  4  6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32  34 V с Распределение температур на разных глубинах различно. По мере высыхания зерна  температура увеличивается. Свои результаты наблюдений передаем в опытное  хозяйство Амурская МИС. Применяют для домашнего хранения фасоли, гороха,  подсолнечника. 4.Превращение энергии в организации человека (тема «Закон сохранения энергии» 10  класс) Рассчитываем норму питания для людей, занимающихся различными видами труда.  Режим питания школьника. 5 Составление схем распределения энергии по фидерам в селах, С. Зеленый Бор Коршуновка Слава Черемисино  Красный Восток Примеры творческих заданий 1.  Ведем расчет скорости прорастания семян ( 7 класс «Скорость») Эта величина показывает среднюю продолжительность прорастания одного семени в  сутках. Для этого ведут наблюдения за семенами зерновой культуры подсчитывают за  сколько дней прорастают опытные семена из количества 100 шт. Результат: 39 штук проросли через 2 суток 40 через 3 суток 18 через 4 суток Скорость прорастания рассчитывают таким образом: (39*2)+(41*3)+ (18*4) _____________________ =  2,8 суток 39+41+18 Здоровые семена имеют высокую энергию прорастания ,меньше заболевают и  повреждаются вредителями. 2. Очистка семян от примесей магнитным способом с применением решет разных  отверстии % отход 3,25    2,75   2,25    1,75  размеры  отверстий  решет. 1 сем    1. семена пшеницы 2 сем     2. семена сорняков 3 о        3. отход основной Из графика видно ,что наибольшее количество семян сорных растений и отхода  основной культуры находится за пределами размеров семян пшеницы, поэтому для  очистки семян можно использовать решето размером 2,2 мм (тема «определение  размеров малых тел 7 класс). Трудноотделяемые примеси можно очищать с помощью  растворов разной плотности например: очистка ржи от рожков спорочной (тема  «Плотность» 7 класс)

Воспитание творческих способностей учащихся

Воспитание творческих способностей  учащихся

Воспитание творческих способностей учащихся

Воспитание творческих способностей  учащихся

Воспитание творческих способностей учащихся

Воспитание творческих способностей  учащихся

Воспитание творческих способностей учащихся

Воспитание творческих способностей  учащихся

Воспитание творческих способностей учащихся

Воспитание творческих способностей  учащихся

Воспитание творческих способностей учащихся

Воспитание творческих способностей  учащихся

Воспитание творческих способностей учащихся

Воспитание творческих способностей  учащихся

Воспитание творческих способностей учащихся

Воспитание творческих способностей  учащихся

Воспитание творческих способностей учащихся

Воспитание творческих способностей  учащихся

Воспитание творческих способностей учащихся

Воспитание творческих способностей  учащихся

Воспитание творческих способностей учащихся

Воспитание творческих способностей  учащихся

Воспитание творческих способностей учащихся

Воспитание творческих способностей  учащихся

Воспитание творческих способностей учащихся

Воспитание творческих способностей  учащихся

Воспитание творческих способностей учащихся

Воспитание творческих способностей  учащихся

Воспитание творческих способностей учащихся

Воспитание творческих способностей  учащихся

Воспитание творческих способностей учащихся

Воспитание творческих способностей  учащихся

Воспитание творческих способностей учащихся

Воспитание творческих способностей  учащихся

Воспитание творческих способностей учащихся

Воспитание творческих способностей  учащихся

Воспитание творческих способностей учащихся

Воспитание творческих способностей  учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2017