Пояснительная записка
Новая структура – ОДОД гармонично вписывается в существующую уже систему воспитательной работы гимназии, ее воспитательные программы. Особое значение имеет ОДОД при индивидуальной работе с воспитанником, являясь тем местом, где ребенок переживает радость достижения, трудности и счастье творчества, осознание своей значимости в жизни, своей нужности. На основании воспитательной программы ОДОД и воспитательных программ гимназии выстраивается воспитательная работа в объединении «Хореографический ансамбль «Лукоморье»
Актуальность
Обучающий и воспитательный блоки программ ансамбля «Лукоморье» и ОДОД соотнесены с данными программами, что делает их сонаправленными. Взаимодействие предусматривает совместную организацию ряда дел ансамбля и мероприятий гимназии, согласованную деятельность классных руководителей, социально-психологической службы и педагогов ОДОД по работе с детьми, требующими особого внимания (одаренными, с осложнённым поведением, из группы риска), обсуждение общих проблем на педагогических советах и т.п. Программа воспитательной работы выстраивалась с учётом мероприятий, проводимых в рамках этих программ.
Цель: духовное обогащение личности в процессе сотворчества взрослых и детей.
Задачи:
· развитие потребности в физическом, интеллектуальном и духовном самосовершенствовании;
· формирование сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей; приобщение к здоровому образу жизни;
· создание условий для продуктивного общения, развития межличностных отношений, лидерских качеств, самоутверждения личности в социально значимой деятельности;
· развитие способности самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
· создание атмосферы доброты, человечности, взаимопонимания, психологического комфорта.
Решение воспитательных задач осуществляется через:
- реализацию воспитательной функции процесса обучения в отделении дополнительного образования;
- проведение системы общих воспитательных дел для воспитанников отделения и ансамбля;
- включение ансамбля в систему воспитательной работы гимназии;
- работу психолого-социально-педагогической службы;
- осуществление педагогами отделения индивидуального подхода к обучающимся;
- создание психологически комфортной среды.
Решение задач требует согласования взаимодействия системы воспитанияансамбля и дополнительного образования не только на уровне концептуальной идеи, но и на содержательном и процессуальном уровнях. Построение воспитательного пространства позволяет упорядочить факторы воспитания, определить и наиболее полно использовать функциональные возможности каждого образующего его компонента.
Взаимосвязь с системой воспитательной работы гимназии
Системообразующими для организации воспитательной работы ансамбля являются авторские воспитательные программы гимназии «Судьба и Родина едины», «Открой в себе Родину» и «Здоровое поколение» (5-11 классы) «Наше Отечество» и «Здоровый ребенок – успешный ученик» (1-4 классы).
Воспитательная деятельность педагогов органично вплетенная в процесс обучения, позволяет суммировать полученные знания, умения, навыки и ориентировать личность ребенка на творческое саморазвитие и нравственное самосовершенствование
Этапы (компоненты) усвоения гражданско-патриотических ценностей
Интеграция воспитательного пространства предполагает :
- взаимосвязь программ ОДОД и системы воспитательной работы гимназии;
- организацию активного взаимодействия детских объединений центров ОДОД;
- взаимодействие классных руководителей и педагогов ОДОД.
Система общих воспитательных дел для воспитанников ансамбля:
Программа предусматривает активное участие обучающихся во всех ключевых делах годового цикла гимназии:
ü в праздниках и концертах («День матери», «День учителя», «День рождения гимназии», «День защитника Отечества», «Международный женский день»).
В районных и городских мероприятиях:
ü в конференциях и фестивалях («Царскосельская осень», «Звёздная радуга», «Царскосельские старты»);
ü концертных отчетных мероприятиях;
ü спортивных соревнованиях;
ü днях открытых дверей;
ü социальных проектах;
Взаимодополняемость потенциалов системы воспитания и ОДОД
Компоненты усвоения ценностей |
Сферы воспитательной деятельности |
|||
В классе |
В ОДОД |
общешкольной и внешкольной деятельности |
объединение «Лукоморье» |
|
Раскрытие сущности ценности |
Тематические мероприятия ( классные часы, экскурсии, походы и т.д.) раскрывающие сущность ценностей, познавательные игры, КТД, экскурсии и т.п.
|
Участие в познавательных играх, КТД и пр. делах гражданско-патриотической направленности, их анализ
|
Общешкольные дела, праздники, мероприятия.
|
Усвоение смысла ценности в процессе получения знаний на занятиях
|
Осмысление сущности, формирование взглядов |
Дискуссии, беседы, посещение театров, просмотр кинофильмов с последующим их обсуждением |
Обсуждение отбор содержательного материала, написание сценариев дел данной тематики |
Круглые столы, диспуты, конференции |
Ученические исследовательские проекты Анализ результатов занятия, выступлений на конкурсах |
Получение опыта деятельности при императиве ценностей |
Участие в делах класса: конкурсах, выставках |
Участие в соцпроектах |
Участие в общешкольных, районных и городских делах, акциях, проектах |
Практические занятия, мастерклассы концертные выступления, конкурсы |
Свобода самореализации, проявление инициативы |
Включение в планирование и проведение дел Работа в творческих группах по подготовке дел |
Проявление творческой инициативы в планировании и проведении дел, при участии в конкурсах и т.п. Разработка и реализация социальных проектов |
Работа в творческих группах по подготовке дел |
Творческие идеи и их реализация, самостоятельные проекты и т.п. Разработка и реализация социальных проектов |
Примечание. Начертанием в таблице обозначен типичный уровень воспитательного потенциала: жирным шрифтом – высокий уровень (основные возможности), курсивом – уровень «подкрепления» обычным (фоновое формирование ценностей).
Взаимодействие классных руководителей и педагогов «Лукоморье»
Взаимодействие предусматривает согласованную деятельность классных руководителей, социально-психологической службы и педагогов хореографов по индивидуальной работе с детьми, требующими особого внимания (одаренными, с осложнённым поведением, из группы риска), обсуждение общих проблем на педагогических советах .
Еще одним примером интеграции воспитательного пространства является Программы: «Здоровый ребенок - успешный ученик» (1-4 кл.) и «Здоровое поколение» (5-11 кл.)
Цель данных программ - создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний в практике.
Основными направлениями работы, которой являются:
- Формирование у ребенка активной жизненной позиции за «здоровый выбор».
- Воспитание отношения к здоровью как к ценности.
Формы реализации данной программы в ОДОД: походы, подвижные игры; совместных мероприятий с родителями, что в итоге приводит к тому, что у детей и их родителей формируется ценностное отношение к сохранению и укреплению здоровья.
Взаимодействие с родителями учащихся
Составляющий раздел всей работы - программа «Семья – моя главная опора»
Цель программы: Развитие сотруднических отношений между педагогами, родителями и детьми, создание условий для формирования нравственно-ориентированной личности ребенка, обладающего коммуникативной культурой и стремящегося к реализации своих способностей, раскрытию и развитию индивидуальности.
Задачами которой являются:
1. Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.
2. Организация совместного проведения свободного времени детей и родителей.
3. Обеспечение охраны жизни и здоровья детей, социально-педагогической поддержки трудных подростков путем вовлечения их в различные формы детского творчества и занятия спортом.
4. Защита интересов и прав ребенка в семье.
5. Психолого-педагогическая работа по предупреждению правонарушений совместно с КДН.
Ожидаемый результат:
1. Взаимопонимание между родителями, детьми и педагогами.
2. Эффективные формы взаимодействия семьи и школы
Внешкольная (межсетевая) деятельность
Наличие связей с другими образовательными учреждениями на уровне воспитанников:
- досуговые программы;
- общественно значимая деятельность;
- участие в общегимназических праздниках;
- участие в районных и городских мероприятиях;
- совместные мероприятия с ДДТЮ и ГДТЮ;
- сотрудничество с молодежными и всероссийскими детскими центрами
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.