Воспитательная деятельность
в период дистанционного обучения
Дистанционное обучение — уже не новая для большинства педагогов форма работы с классом. После начала пандемии коронавируса 2020 г. многие образовательные организации были вынуждены осуществить временный переход на неё и проводить уроки на расстоянии. Но за пределами дистанта до сих пор остаётся немаловажная часть педагогического процесса — воспитательная работа.
Многие могут возразить, что воспитательный процесс продолжается даже в формате дистанционного обучения, ведь в ходе уроков, сообщая знания, учитель в любом случае придаёт им определённую направленность, формируя тем самым нравственные установки.
Также следует помнить, что некоторые проблемы, актуальные сегодня, просто невозможно полностью решить в стенах школы: одной из задач национального уровня является повышение цифровой грамотности населения.
Более того, в случаях, когда обучение проходит полностью в дистанционном формате (например, как во время пандемии коронавируса), удалённая воспитательная работа способна сохранить взаимодействие классного коллектива и создать условия для неформального общения подростков, которое необходимо для полноценного развития личности.
Какие же воспитательные мероприятия можно провести для школьников дистанционно?
В основе любого учебного и воспитательного процесса лежит интерес. Если обучающийся действительно заинтересован в процессе, мероприятии, обучении, то с огромной долей вероятности можно сказать, что у него всё получится и будут достигнуты положительные результаты как в образовательной, так и в воспитательной деятельности. Следовательно, необходимо искать максимально интересные формы своей работы, не останавливаться на одних и тех же общепринятых мероприятиях, а стараться их максимально разнообразить, сделать более зрелищными, интерактивными, увлекательными.
Для соблюдения этого принципа педагогу необходимо не только ориентироваться на возрастные особенности детей своего класса, но и на их индивидуальные предпочтения. Если большинство учащихся в классе любят петь или читать стихи, то для них разумной формой будет проведение концерта, конкурса. Например, в этом году при подготовке празднования 75-летия победы в Великой Отечественной Войне многие ученики проявили желание учить стихотворения и песни военных лет, принимать участие в конкурсах, проектах. В результате каждый ученик был задействован в творческой деятельности, посвященной этой знаменательной дате.
А если большая часть класса любит рисовать или делать
поделки?
Соответственно, в таких группах следует проводить выставку
творческих работ. Следует отметить, что многие родители обучающихся принимают в
изготовлении поделок активное, непосредственное участие. Обучающиеся по
заданию учителя, а многие и по собственной инициативе, готовят творческие
работы: поделки, рисунки, плакаты. Наиболее успешные работы можно направить на
общешкольный конкурс, а так же на различные дистанционные конкурсы. В настоящее
время в интернете проводится огромное количество самых разных творческих
конкурсов для детей, на которые достаточно отправить фотографию работы и
заявку. Такая форма работы не требует личного присутствия и прекрасно подходит
для дистанционной воспитательной работы.
Одним из интересных способов объединить группу во время дистанта — создание общего творческого продукта, например, газеты или видеоролика. Каждый обучающийся выполняет какую-то небольшую часть, при этом советуясь и обсуждая свою работу с другими, в итоге получается большое дело, на которое каждый в отдельности потратил бы уйму времени.
В настоящее время их можно успешно проводить в режиме онлайн.
Так, например, наша школа работала на платформах Zoom, WhatsApp.
Мы с ребятами сняли небольшой фильмы «Я дома». Каждый ребенок снимал видео о
том, как он проводит свое свободное время. Это вызвало у обучающихся интерес,
правильные, положительные эмоции.
Еще одно направление работы классного руководителя, которое мы проводили дистанционно — это проведение виртуальных экскурсий и прогулок по знаменитым местам России и, возможно, других стран. Это организация виртуального посещения музеев, театров, выставок и других мероприятий, формирующих у учеников правильное эстетическое восприятие мировой культуры. Думаю, что и такие направления воспитательной работы как экологическое и патриотическое воспитание, тоже можно удачно вписать в дистанционный формат. Важно, что такие мероприятия надо стараться делать открытыми: в них должны участвовать не только дети, но и родители.
Ещё одной из форм организации воспитательного процесса в условиях сетевого взаимодействия может стать проведение акций для учащихся. Понятие «акция» имеет иностранное происхождение и в буквальном переводе означает «действие, ведущее к определенному результату».
Можно выделить такие виды современных акций, в которых мы с вами участвовали, как:
· Акция «Свеча памяти», «Георгиевская лента», «Пионеры-герои», «Окна Победы», «Окна России», во время которой участники акции готовили видеоролики и фотографии, стихотворения о пионерах-героях.
• Проект «Пионеры-герои», во время которой ученики собирали информацию о пионерах-героях - участниках Великой Отечественной войны. Фото
Участие в Интернет-акциях, проектах и других формах организации воспитательной работы с использованием компьютерных средств способствует формированию информационной культуры ученика и учителя, стимулирует к освоению и применению ИКТ в образовательном процессе, дает возможность дистанционного сотрудничества в вопросах воспитания подрастающего поколения.
Подобные мероприятия можно организовать по скайпу, на
платформе Zoom или воспользоваться другими подобными платформами.
При организации воспитательной работы в дистанционном формате
следует учитывать имеющийся уровень цифровой грамотности обучающихся и их
родителей, постепенно повышать его; стремиться разнообразить формы работы с
детьми, чтобы не потерять их интерес; помнить о здоровье участников
образовательного процесса и не перегружать их работой с гаджетами.
Дистанционные формы воспитательной работы важно и нужно использовать не только
во время вынужденной изоляции от школы: те же социальные сети, в которых
осуществляется неформальное общение между учениками, их родителями, могут и
должны присутствовать в жизни школы и класса. Это позволит детям знакомиться с
сетевым этикетом, самостоятельно и с помощью педагога повышать свой уровень
цифровой грамотности.
Итак, можно сделать следующие выводы:
– режим дистанционного обучения позволяет успешно проводить воспитательную работу с обучающими;
– старые, общепринятые формы ведения воспитательной работы можно адаптировать к условиям дистанционной работы;
– дистанционная форма обучения открывает новые возможности для ведения воспитательной работы;
– для успешного ведения воспитательной работы в условиях дистанционного обучения необходимо осваивать новые технологии, средства коммуникации, программы и платформы, активно применять их в практической деятельности;
– подобный режим работы позволяет более активно привлекать родителей обучающихся к воспитательной работе.
Главное, не падать духом, искать новые формы и методы работы, рассматривать дистанционное обучение не как препятствие и сложности, а как новые возможности, поле для творчества и саморазвития.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.