Воспитательно-познавательная игра "Семь ступеней в мир истории"
Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
история +1
Взрослым
26.02.2018
Воспитательно-познавательная игра "Семь ступеней в мир истории"
Цели и задачи игры: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по курсам истории России за 6–9-й класс; сплочение учащихся 6–9-х классов в единый коллектив.
Состав участников игры:
1. Ведущие (ученики 9-го класса).
2. 2–3 команды из состава учащихся 6 – 8 классов.
3. Помощники ведущих.
4. Жюри (учитель истории и ученики 9 класса).
5. Болельщики.
Оборудование:
• Вопросы для игры, заранее составленные учениками 9 класса совместно с учителем истории.
• Репродукции художественных картин для 2 – й ступени.
• Листы – задания для 2, 4, 6 ступеней.
• Магнитофон для музыкального оформления игры.
• Таблица подсчета итогов игры.
Семь ступеней в мир истории.doc
Воспитательнопознавательная игра "Семь ступеней в мир истории"
Цели и задачи игры: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной
литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по курсам истории России за 6–9й класс;
сплочение учащихся 6–9х классов в единый коллектив.
Состав участников игры:
1. Ведущие (ученики 9го класса).
2. 2–3 команды из состава учащихся 6 – 8 классов.
3. Помощники ведущих.
4. Жюри (учитель истории и ученики 9 класса).
5. Болельщики.
Оборудование:
Репродукции художественных картин для 2 – й ступени.
Вопросы для игры, заранее составленные учениками 9 класса совместно с учителем истории.
Листы – задания для 2, 4, 6 ступеней.
Магнитофон для музыкального оформления игры.
Таблица подсчета итогов игры.
Правила игры: игра проводится на семи ступенях.
Вначале команды разыгрывают между собой право первого хода с помощью задания: “Назовите двух
“царей”, расположенных на Ивановской площади Московского Кремля” (Царь – колокол и царь –
пушка).
По ходу игры команды перемещаются по ступеням и набирают баллы. Побеждает команда, которая
набирает наибольшее количество баллов. Победители определяются не только в командном, но и в
личном зачете.
Таблица подсчета итогов игры (для жюри)
Название ступени
Команда 1 Команда 2
1.Аукцион
2. Конкурс художников
3. “Кто больше?”
4. Кроссворд
5. “Верите ли вы, что…”
6. Конкурс “Современники”
7. Загадки истории
I ступень. Аукцион
Задание
Командамучастницам в течение 3–4 минут на отдельных листах нужно как можно больше написать
дат, исторических имен, событий, терминов, относящихся к определенной теме. Например: “Монгола
– татарское иго”. После истечения указанного времени листы сдаются жюри, которое определяет
победителя I ступени.
(1 понятие – 1 балл).
II ступень. Конкурс художников
Задание Командам предлагаются известные живописные полотна: их задача – назвать автора картины,
вспомнить ее название, указать действующих лиц (историческую эпоху); из предложенных
высказываний выбрать то, которое подходит к картине.
(За полностью выполненное задание – 4 балла.)
Картины:
“Утро стрелецкой казни”. В.И.Суриков.
“Суд Пугачева” В.Г.Перов.
“ПетрI допрашивает царевича Алексея”. Н.Н.Ге.
“Боярыня Морозова” В.И. Суриков.
Высказывания (в скобках указаны ответы):
а) “Жалуем сим именным указом и монаршим и отеческим нашим милосердием всех, находящихся
прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков… и награждаем древним крестом и молитвою,
головами и бородами, вольностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов,
подушных и прочих денежных податей…” (“Суд Пугачева” В.Г.Перов/)
б) “Егда же бысть патриархом злый вождь, и начат казнить правоверие, повелевая трема персты
креститься и в пост великий в пояс творите метания… Он нас, муча много, и разослал в ссылки
всех…” (“Боярыня Морозова” В.И. Суриков.)
в) “И видя мы его упорность в его непотребных поступках, объявили ему, что, ежели он впредь
следовать нашей воле не будет, то его лишим наследства… И хотя он, сын наш, за такие поступки
достоин лишения живота, однако ж, мы, отеческим сердцем о нем соболезнуя, в том преступлении его
прощаем и от всякого наказания освобождаем”. (“ПетрI допрашивает царевича Алексея” Н.Н. Ге.)
г) “А смерти они достойны и за одну противность, что взбунтовали”. (“Утро стрелецкой казни”
В.И.Суриков.)
III ступень. “Кто больше?”
Задание
В течение 2 минут. Каждая команда должна ответить как можно на большее число вопросов. Если
ответ неизвестен команде, один из участников говорит: “Дальше!”. Жюри подсчитывает количество
набранных баллов. (1 ответ – 1 балл.)
Вопросы для команд:
1. Какой город впервые упоминается в летописи в связи со встречей Юрия Долгорукова со
Святославом Ольговичем? (Москва.)
2. Как в VIII–ХI вв. называли на Руси дюжих светловолосых скандинавов? (Варяги.)
3. Какая русская княгиня посетила византийского императора Константина Багрянородного?
(Ольга.)
4. Что называли посадом на Руси? (Город.)
5. Что запрещалось делать дворянам, не постигшим основ науки, по Указу от 20 января 1714 г.?
(Жениться.)
6. Под каким именем был пострижен в монахи один из братьев Романовых – Федор? (Филарет.)
7. В каком соборе происходило венчание на Великое княжение? (В Московском Успенском
соборе.)
8. Как звали первого русского митрополита, независимого от Византии? (Иов.)
9. По какому признаку бояре распознали Лжедмитрия I как самозванца? (Он не желал спать
после обеда.)
10. Как называли высший судебный орган для дворян при Екатерине II? (Верховный Земский суд.)
11. Кого на Руси называли стряпчими? (Судейских чиновников.)
12. Какого царя официально именовали “освободитель”? (Александра II.)
13. Где произошла первая встреча русских князей с монголотатарскими войсками? (На реке
Калка.)
14. Зачем по русскому обычаю гостей приветствуют хлебом и солью? (Древние русичи считали,
что это отгоняет злых духов.)
15. При каком правителе произошло окончательное покорение племени древлян? (При княгине
Ольге.) 16. Кого на Руси называли баскаками? (Сборщиков дани.)
17. Что такое “тягло”? (Подать.)
IV ступень. Кроссворд
Задание
Командам раздаются листы с кроссвордом. Команда, которая первой быстро и правильно разгадает
кроссворд, становится победителем IV ступени. (Победа приносит 5 баллов.)
1. Свод законов, составленных при Иване III.
2. Князь, крестивший Русь.
3. В 1097 г. собрался общерусский княжеский съезд. Назовите город.
4. Как называлась славянская азбука?
5. Назовите жанр героического эпоса.
6. Имя первого русского летописца, автора “Повести временных лет”.
7. В чем особенность христианства по сравнению с язычеством?
V ступень. “Верите ли вы, что…”
Задание
В течение 2 минут ведущий задает командам вопросы. Задача участников – дать один из двух ответов:
“да” или “нет”. (Оценка результатов: 1 ответ – 1 бал.)
Вопросы начинаются со слов “Верите ли вы, что…”:
1. …при царе Алексее Михайловиче был заведен “долгий ящик”, куда складывались жалобы на
злоупотребления дьяков? (Да.)
2. …во времена Ивана III холопа, бежавшего от татар, казнили смертью? (Нет, его отпускали на
свободу.)
3. …монгольский хан подарил государю Федору Михайловичу мешок с чаем? (Да.)
4. …на Руси “пора меж волка и собаки” означает рассвет? (Нет, это сумерки.)
5. …Аристархом в России называли ученого? (Да.)
6. …в старину Красная площадь носила название Пожар? (Да.)
7. …при Петре I “прибыльщиками” называли воров? (Нет, это изобретатели налогов.)
8. …Александр Суворов похоронен в АлександроНевской лавре? (Да.)
9. …любимым занятием Петра III была игра в шахматы? (Нет, в солдатики.)
10. …в IX в. Восточные славяне были христианами? (Нет, язычниками.)
11. …летопись в Киевской Руси составлялась на славянском языке? (Да.)
12. …Москва была основана в 1147 г. (Да.)
13. …при дворе князя Владимира Святого дружинники ели руками? (Нет, серебряными
ложками.)
14. …девочкам на Руси надевали серьги, как только они начинали ходить? (Да.)
VI ступень. Конкурс “Современники”
Задание
Командам предлагаются задания с выбором ответа. Нужно назвать современников следующих
исторических деятелей (1 ответ – 2 балла).
Генрих I, германский король
1. Князь Игорь
Карл Великий
Эдуард I,английский король
Артур, рыцарь Круглого стола
2. Андрей Боголюбский
Людовик IX
Филипп Красивый
Фридрих X Барбаросса
Флодвиг
3. Иван III
Христофор Колумб
Леонардо да Винчи Рафаэль Санти
Джордано Бруно
4. М.В. Ломоносов
Даниэль Дефо
Жан Жак Руссо
Рафаэль Санти
В.А. Моцарт
5. Петр I
Джордж Вашингтон
Томас Мюнцер
Вольтер
Данте Алигьери
6. М.Ф. Романов
Васко да Гама
Мартин Лютер
Кардинал Ришелье
Фернан Кортес
Ответы к VI ступени
1. Генрих I
2. Фридрих Барборосса
3. Христофор Колумб
4. Жан Жак Руссо
5. Вольтер
6. Ришелье
VII ступень
Задание
Команды заранее самостоятельно готовят по 3 вопроса для своих соперников. Жюри оценивает сам
вопрос (в пределах 2 баллов) и ответ на него (1 вопрос – 1 балл).
Например:
Как называется памятник архитектуры, построенный в Москве в честь победы над
Наполеоном? (Храм Христа Спасителя.)
Назовите самую большую картинную галерею в мире, которую Екатерина II называла
“уединенным местом”. (Эрмитаж.)
Какой исторический деятель прославился распространением “прелестных писем”? (Емельян
Пугачев.)
Как в старину выбирали работников? (Работника приглашали за стол, если он быстро и с
аппетитом ел, то его брали на работу.)
Какие правители средневековья жили в “сарае”? (Ханы Золотой Орды.)
Когда русские воины были вынуждены встретиться со “свиньей”? (В Ледовом побоище 1242
г.).
Подведение итогов
Жюри подсчитывает набранные командами баллы и объявляет победителей. Ученики, особо
отличившиеся в игре, и команда – победителей награждаются грамотами и памятными
призами.
Воспитательно-познавательная игра "Семь ступеней в мир истории"
Воспитательно-познавательная игра "Семь ступеней в мир истории"
Воспитательно-познавательная игра "Семь ступеней в мир истории"
Воспитательно-познавательная игра "Семь ступеней в мир истории"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.