Воспитательное мероприятие в контексте ценностно-ориентированной деятельности по теме: "30 октября – день памяти жертв политических репрессий"

  • docx
  • 03.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала сценарий мероприятия.docx

Технологическая карта воспитательного мероприятия

 

Класс

7

Тема

30 октября – день памяти жертв политических репрессий

Продолжительность

мероприятия

40 минут

Цель мероприятия

 вызвать у обучающихся интерес и эмоциональный отклик на события истории нашей страны времён тоталитаризма и сталинских репрессий, сформировать представление о недопустимости государственного беззакония в отношении граждан своей страны

Задачи мероприятия

 

Образовательные:

•          расширение кругозора обучающихся;

•          формирование системы знаний о политических репрессиях.

Воспитательные:

•          формирование основ нравственности, патриотизма и стремления к позитивной самореализации;

•          формирование уважения к военно-историческому прошлому и к старшему поколению;

  • приобщение обучающихся к примерам мужества и несгибаемости советских людей

Развивающие:

•          содействие развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность;

использовать устную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений.

Предполагаемый результат

 

Личностные УУД: самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация.

Познавательные УУД: умение анализировать, сравнивать, группировать различные объекты; осуществление поиска информации из источников; установление причинно-следственной связи; смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

Регулятивные УУД: удерживание задачи этапа мероприятия (всего мероприятия); самооценка; умение планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; умение настраивать себя на продуктивную работу; определять последовательность действий; саморегуляция; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; оценка качеств и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формой речи; умение высказывать свое мнение и аргументировать его, адекватно воспринимать чужое мнение в групповой работе; строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

Форма проведения мероприятия

Классный час

Методы воспитания

 

Дискуссия, рассказ, пример

Оборудование

 

Музыкальное сопровождение (Моцарт – «Реквием по мечте»), видеофрагмент «Гулаг», компьютерное оборудование (компьютер, экран, колонки); информационный плакат.

 

Сценарий воспитательного мероприятия

 

1. Вступление

Звучит музыкальное сопровождение №1 «Реквием по мечте» (Моцарт). Под музыку на экране сменяются слайды жертв репрессий. Листаются СЛАЙДЫ № 1-8 (интервал 6 сек.)

Музыка убавляется.

Учитель: - Анна Ахматова «Вместо предисловия»

- В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо:

Учащийся 1: - Там все говорили шепотом…

Учащийся 2: - (шепотом) А это вы можете описать?

Учащийся 1: - И я сказала:

— Могу!

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.

Учащийся 2: - 1 апреля 1957, Ленинград

Учитель: - Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

Учащийся 1: - Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат —

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжелые солдат.

Учащийся 2: - Подымались как к обедне ранней,

По столице одичалой шли,

Там встречались, мертвых бездыханней,

Солнце ниже, и Нева туманней,

А надежда все поет вдали.

Учитель: - Приговор… И сразу слезы хлынут,

Ото всех уже отделена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут,

Словно грубо навзничь опрокинут,

Но идет… Шатается… Одна.

Где теперь невольные подруги

Двух моих осатанелых лет?

Что им чудится в сибирской вьюге,

Что мерещится им в лунном круге?

Им я шлю прощальный мой привет.

Музыка выключается.

2. Основная часть

СЛАЙД №9. Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня наше мероприятие посвящено тому, чтобы почтить память тех, кто стал жертвой политических репрессий, той самой страшной страницы в нашей истории. Много суровых испытаний, жертв, и лишений выпало в XX веке на долю нашей страны. Две мировые и Гражданская войны, голод и разруха, политическая нестабильность унесли десятки миллионов жизней, заставляя вновь и вновь восстанавливать разрушенную страну. На этом фоне страшными страницами нашей истории стали политические репрессии. Более того, унижены и уничтожены лучшие из лучших, у которых и в мыслях не было бороться против своего народа. Тысячи инженеров, сотни тысяч замученных, расстрелянных, загубленных партийцев, миллионы крестьян, оказавшиеся жертвами раскулачивания, маршалы и генералы, ученые и поэты, писатели и артисты, которые на самом деле были преданы Родине.

СЛАЙД №10. Учащийся 3: - Ныне известны невероятные по своим масштабам цифры расстрелянных, репрессированных, заключенных в тюрьмы, разбросанных по детским домам. Только по неполным данным их число превышает десять миллионов человек. Система боролась с совершенно безвинными людьми, выдумывая себе врага, а потом безжалостно уничтожала этих людей.

СЛАЙД №11. Учащийся 4: - По указу президента РФ 30 октября отмечается как День памяти жертв политических репрессий.  В 2022 году исполняется 85 лет с начала массовых репрессий в СССР.  30 октября выбрано Днем памяти жертв репрессий не случайно.  В этот день в 1972 г. в мордовском лагере умер Юрий Галансков, получивший срок за свой протест против лишения свободы Синявского и Даниеля - писателей, осуждённых за опубликование своих рассказов за рубежом.

Учитель: - Через 2 года, в октябре 1974 г. группа соузников Галанскова сумела передать на волю предложение отмечать во всём мире этот день как День политзаключённых, что и было принято мировым сообществом. И исполнялось и в советских лагерях - посредством голодовок - несмотря на неминуемые карцеры, запреты свиданий, переводы на тюремный режим.

 

Правда, Правда, не плачь от бессилья,
Пред машиной земной не сробей.
Распахни свои мудрые крылья,
В ипостаси последней своей.
Предъяви электронному веку
Свой бессмертный терновый венец.
Послужи на земле человеку –
Твое время пришло наконец.

Учащийся 1: - А что есть Правда? Жестокая вещь для тех, кто побывал в лагерях ГУЛАГа. Ребята, а что это значит – ГУЛАГ?

Ответы из класса.

На экране – отрывок 1 «ГУЛАГ». Просмотр видеофрагмента.

СЛАЙД №12. Учитель: - В 1990 году в Москве на площади Дзержинского был установлен валун, привезенный с Соловецких островов, где в 20-30-х находился один из первых советских лагерей - Соловецкий лагерь (СЛОН), откуда начинался архипелаг ГУЛАГ. На камне была высечена надпись: «Это камень с территории Соловецкого лагеря особого назначения. Доставлен обществом «Мемориал» и установлен в память о миллионах жертвах тоталитарного режима. А в 1991 г. был принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий».

Учащийся 3: - По данным правозащитного центра «Мемориал», в России в настоящее время живы около 800 тысяч пострадавших от политических репрессий (в их число, входят также дети, оставшиеся без попечения родителей).

СЛАЙД №13. Учащийся 4: - Крупнейшие лагеря, в которых отбывали наказания заключённые, находились на Соловках и на Колыме. Условия содержания заключённых в этих лагерях привели к большим человеческим жертвам. Охрана на Соловках состояла из сотрудников ОППУ, уличенных в прегрешениях по службе и отправленных на Соловки для исправления, они творили там произвол. Новых заключенных встречали словами: «Здесь не Советская республика, а Соловецкая! Усвойте! Нога прокурора ещё не ступала на соловецкую землю, и не ступит! Знайте! Вы сюда присланы не для исправления! Горбатого не исправишь».

СЛАЙД №14. Учитель: - С Соловецких островов было только два побега. Из 84 тысяч человек погибла половина от истощения и связанными с ним болезнями. Среди многих в лагерях сидели представители интеллигенции - литераторы, художники, актёры. Одним из таких заключённых Волголага был писатель Александр Исаевич Солженицын, которого за переписку приговорили к 8 годам лагерей и вечной ссылке по окончании срока заключения. В 1953 году освобожден, с 1974 жил в изгнании заграницей. Вместе с семьей Александр Исаевич вернулся на родину лишь 27 мая 1994 года, прилетев из США в Магадан.

Условия содержания заключенных в этих лагерях привели к большим человеческим жертвам.  Жён заключённых и их детей, как правило, тоже подвергали репрессиям. Женщин отправляли в лагеря, на каторжные работы. А детей или в лагеря, или в детские дома. Происходили дичайшие истории, например: «Когда были арестованы бывший нарком финансов Г. Сокольников и его жена писательница Г. Серебрякова, их малолетняя дочь два дня провела в песочнице возле дома, пока не приехала машина НКВД – никто из соседей не подошел к ней, не приласкал, не накормил, не дал приют». Люди просто боялись.

СЛАЙД №15. Учащийся 1: - Ахматова Анна. Расстрелян муж, репрессирован сын. Не печатали.

Клюев Николай. В 1934 году выслан в Нарымский край по ложным обвинениям в "кулачкой агитации". Умер в Томской тюрьме.

СЛАЙД №16. Мандельштам Осип. Поэт, переводчик, критик. Незаконно репрессирован.

Учащийся 2: - Цветаева Марина. Поэтесса, прозаик, переводчик. Репрессированы муж и дочь. Покончила жизнь самоубийством.

Баркова Анна. Поэтесса. Отбывала заключение по необоснованным обвинениям.

Василенко Виктор. Поэт, искусствовед. С 1947 по 1956 год отбывал заключение по необоснованным обвинениям.

СЛАЙД №17. Учащийся 3: - И это единицы из миллионов. В 1937 – 1938 гг. проводились репрессии в РККА. Фактически начались во второй половине 1936 года, но наибольший размах приобрели после ареста и осуждения М. Н. Тухачевского и семи других высокопоставленных военных в мае—июне 1937 года. Период 1937-1938 годов — пик репрессией. Историками он был назван «Большим террором».

СЛАЙД №18. Учащийся 4: - План Большого Террора с разбивкой всего населения на группы и категории, процентными нормативами по каждой категории и лимитами на аресты и расстрелы по областям и республикам был представлен Ежовым на утверждение Политбюро ЦК ВКП (б) 2 июля 1937 г. В этот же день было принято постановление "Об антисоветских элементах".

Учитель: - Ликвидации или лишению свободы подлежали не только остатки “враждебных классов” (включая детей), бывшие члены враждебных партий и участники белого движения (и их дети), но и коммунисты – бывшие члены всех оппозиционных течений в ВКП (б) – 383 списка виднейших партийных и государственных деятелей. 5 августа 1937 года издан приказ НКВД СССР № 0044, который положил начало операции массовых чисток. К середине ноября 1938 года без суда вынесено 681 692 смертных приговора, которые были приведены в исполнение немедленно. Более 1,7 млн. человек были отправлены в лагеря.

 

Работа с документом «Причины и категории».

Возможные ответы: Политические репрессии имеют несколько причин и категорий: Первая категория – это люди, арестованные по политическим обвинениям органами государственной безопасности (НКВД–КГБ) и приговоренные судебными инстанциями к смертной казни или заключению в лагерях или к ссылке. Как правило, это были либо люди, открыто выражавшие несогласие с политикой Сталина, либо люди, имевшие дворянское происхождение и являющиеся лишним упоминанием о царской власти, либо же люди, случайно попавшие в ряды противников режима из-за случайного высказывания или анонимного доноса.

Вторая массовая категория репрессированных по политическим мотивам – крестьяне, высланные с места жительства в ходе кампании «уничтожения кулачества как класса», в период с 1930–1933 гг., по разным оценкам, вынужденно покинули родные деревни от 3 до 4,5 миллиона человек. Часть из них были арестованы и приговорены к расстрелу или к заключению в лагерь. 1,8 миллиона стали «спецпоселенцами» в необжитых районах Европейского Севера, Урала, Сибири и Казахстана. Остальных лишили имущества и расселили в пределах своих же областей.

Третья массовая категория жертв политических репрессий – народы, целиком депортированные с мест традиционного расселения в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан. Наиболее масштабными эти административные депортации были во время войны, в 1941–1945 гг. Одних выселяли, как потенциальных пособников врага (немцы), других обвиняли в сотрудничестве с немцами во время оккупации (крымские татары, народы Кавказа). Общее число высланных и мобилизованных в «трудовую армию» составило до 2,5 миллиона человек.

Учитель: - А что такое репрессии?

Ответы из класса.

Включается негромко фоновая музыка №2.

Учитель: - Репрессия – это когда власть карает людей за какие-то их действия против неё. Но репрессированные ни о каких действиях против власти и не помышляли. Ни тысячи инженеров, арестованных в связи с “шахтинским делом”; ни сотни тысяч замученных и расстрелянных в 1937 – 1938 гг. партийцев, веривших, что они строят светлое будущее для трудящихся; ни миллионы крестьян, поверивших “новой экономической политике”, оказавшиеся через 7 лет жертвами “политики ликвидации кулачества как класса”. Не боролись против власти ни расстрелянные маршалы и генералы, ни поэты: Гумилёв, Табидзе, Смеляков, Заболоцкий; ни артисты – Русланова, Дворжецкий, Михоэлс, ни будущий руководитель советской космической программы Королёв, астроном Козырев, историк Гумилёв, ни поголовно уничтоженный еврейский антифашистский комитет, ни жертвы послевоенного “ленинградского дела”, не говоря уже о миллионах пленных солдат.

Выключается фоновая музыка №2.

Включается негромко фоновая музыка №3.

Учащийся 1: - Непосильный труд лег на плечи сотен тысяч людей в лагерях. Об этом напечатаны многие лагерные мемуары, рукописи бывших заключенных Колымы и Гулага, стали известны документы из архивов НКВД. Но самые бесстрастные свидетели на суде истории - письма узников лагерей.

СЛАЙД №19. Учащийся 2: - Туполев Андрей Николаевич - известнейший советский авиаконструктор. Под руководством Туполева спроектировано свыше ста типов самолётов. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов. 21 октября 1937 года Туполев был арестован по обвинению во вредительстве и шпионаже. Вместе с ним была арестована вся верхушка Центрального конструкторского бюро и директора большинства авиационных заводов. Многие из них были расстреляны. В заключении Туполев работал в закрытом конструкторском бюро, которую сами заключенные и в последствии народ называли Туполевская шарага.

СЛАЙД №20. Учащийся 3: - Королёв Сергей Павлович. Легендарный инженер-конструктор, благодаря его разработкам Советский Союз первым отправил человека в космос и запустил первый искусственный спутник Земли. Арестован 27 июня 1938 года. Приговорён Военной Коллегией к 10-ти годам лишения свободы. Год провёл в Бутырской тюрьме. На допросах подвергался жестоким пыткам и избиениям, ему даже ломали челюсти. В 1939 году попал на Колыму на золотой прииск Мальдяк. Осенью1940 года он был переведён в новое место заключения — московскую спецтюрьму НКВД, где создавал свои гениальные разработки под руководством А. Н. Туполева.

СЛАЙД №21. Учащийся 4: - Вавилов Николай Иванович. Известный учёный-генетик, ботаник, селекционер, географ, академик. Николай Иванович погиб в годы сталинских репрессий. На основании сфабрикованных обвинений был арестован в 1940 году, а в 1941 году — осуждён и приговорён к расстрелу, который впоследствии был заменён 20-летним сроком заключения. В 1943 году умер в тюрьме. В 1955 году посмертно реабилитирован.

Учащийся 1: - Заболоцкий Николай Алексеевич. Известный русский поэт. 19 марта 1938 г. был арестован и затем осуждён по сфабрикованному делу за антисоветскую пропаганду и отправлен в тюрьму «Кресты», потом - Свердловскую пересыльную тюрьму, потом - этап по Сибирской железной дороге, который длился 60 с лишним дней. Заболоцкий вспоминал об этом этапе: «Понемногу жизнь превратилась в чисто существование, где все заботы человека сводились лишь к тому, чтобы не умереть от голода и жажды, не замерзнуть и не быть застреленным. В день полагалось на человека 300 граммов хлеба, дважды в день кипяток и обед из жидкой баланды и черпака каши. Но и то выдавался нерегулярно. Однажды мы около трех суток не получали воды и вынуждены были лизать черные закоптелые сосульки, наросшие на стенах вагона»

СЛАЙД №22. Учитель: - Были репрессированы и женщины. Лидия Русланова была одной из самых популярных исполнителей в СССР. Среди наиболее популярных песен: «Степь да степь кругом», «Златые горы», «Валенки», одной из первых исполнила «Катюшу». Лидии Руслановой было предъявлено обвинение по статье «Антисоветская пропаганда». Помимо этого её обвинили в «грабеже и присвоении трофейного имущества в больших масштабах», а именно, что в конце войны, опустошая жилища отступавших немцев, муж Руслановой перевёз себе в Москву большое количество мебели, картин, драгоценностей. Русланова виновной себя не признавала. 28 октября 1949 года Лидия Русланова была приговорена к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с конфискацией имущества, ее отправили работать в лагерь Иркутской области с запретом ее песен.

Выключается фоновая музыка №3.

Включается негромко фоновая музыка №1 - Моцарт.

Учитель: - Без слёз нельзя прочесть письма репрессированных – самая настоящая горькая правда о 30-х гг. прошлого века. Например, письмо неизвестного от 15 мая 1938 г.:

«Дорогие мои Анечка, Лорочка и Лялечка! Вчера нас привезли в Котлас. Находимся сейчас на пересыльном пункте Ухтапечорского лагеря НКВД. Отсюда должны отправить на место, где придется отбывать свой долголетний срок лагерного заключения. Когда и куда будет отправка, это неизвестно..На каких работах придется быть, это тоже еще неизвестно…»

Учащийся 1: - 8 июля 1938 г.: «…Пишу из пересыльного пункта Устьвымлага. Сюда привезли позавчера, отсюда увезут дальше, в Желдорлаг. Кажется, это будет последний этап нашего следования к месту нашего заключения… Вся душа моя, весь дух мой – это только Вы, мои дорогие. Не забывайте своего несчастного папочку.… Будьте здоровы. Сильно, сильно целую вас. Ваш отец»

Учащийся 2: - Очень суровые времена. Люди истощены голодом, похожи на узников фашистских лагерей. Работали вручную - с лопатой, по 12 часов в сутки. За 100% выполнение полагалось 600 граммов хлеба, черпак баланды и каши – 2 раза в сутки. Подъём в шесть утра. Особенно тяжело было в мороз. В рваной одежде, в бурках. Бурки были из ваты старых одеял, перемотанных лентой.

Выключается фоновая музыка №1 - Моцарт.

Учитель: - Ребята, а что Вы знаете о репрессированных оренбуржцах?

Ответы из класса.

141 оренбуржец осужден приговорами революционного военного трибунала (РВТ) за участие в крестьянском восстании, в восточном Оренбуржье, в период 1920-1921 годов. 1242 оренбуржца отнесенных к различным категориям для осуждения по политическим мотивам. 89 Оренбуржских узниц А.Л.Ж.И.Р.(а).

СЛАЙД №23. Учитель: - На экране - монумент памяти жертвам политических репрессий XX века, установленный на месте массовых захоронений. Находится в Зауральной роще, южной части города Оренбурга. Памятник открыт 11 июля 1993 года, перед открытием была облагорожена аллея памяти, положен асфальт, установлен мемориал.

Первоначально, в начале 1920-х годов, на этом месте производились захоронения погибших или расстрелянных в тюрьмах, потом это место было передано руководству НКВД. Территорию огородили высоким забором с колючей проволокой, установили вышки часовых и караульные помещения. Расположенный рядом дом отдыха "Яхт-клуб Урал" с 1930 года как раз принадлежал НКВД. В годы перестройки большинство построек было уничтожено, забор убран, а территория передана городу Оренбургу. По данным УФСБ по Оренбургской области, в 1930-е и 1950-е на этом месте было захоронено более 8000 человек. Захоронения производились в ямах и рвах. На месте бывший захоронений высажена березовая роща.

В 50-х годах во время весеннего паводка вода вышла из берегов реки Урал и подтопила близлежащие территории, берег был размыт и обнажил несколько десятков костей и человеческих остатков. Решать проблему начали незамедлительно - берег вновь отсыпали, а для реки прорыли новое русло

СЛАЙД №24. Учащийся 1: - Дом Памяти стал местом увековечивания имен жителей Оренбурга. Граждане, похороненные в городе с 1900 года по настоящее время, занесены в компьютерную базу данных. Часть имен можно найти в расположенных в центральном зале музея настольных альбомах, охватывающих период с 1924 по 1955 год. С 1999 года ежегодно издается «Книга Памяти» по погибшим в Великой Отечественной войне, при выполнении интернационального долга в Афганистане, жертв политических репрессий.

СЛАЙД №25. Учащийся 2: - Назовем фамилии репрессированных оренбуржцев. Герасимов Михаил – крупнейший пролетарский поэт из Бугуруслана. Арестован в 1937 году по обвинению в участии в антисоветской троцкистской террористической организации, приговорён к расстрелу.

СЛАЙД №26. Учащийся 3: - Правдухин Валериан - прозаик, драматург, публицист из Орского уезда Оренбургской губернии. Арестован 16 августа 1937 года. Обвинён в участии в контрреволюционной террористической организации. Реабилитирован посмертно 4 августа 1956 г. Добротворская Людмила - земский врач. И таких имен – много, а в живых из них в Оренбуржье не осталось ни одного.

Учитель: - Кто был самым «железным наркомом» Сталина?

Ответы из класса

Никто до сих пор не проверял: что было до Берии и после него в русле репрессий. И какое кровавое место среди своих предшественников и последователей занимает этот человек в пенсне. Существуют конкретные цифры отчётов о деятельности органов ВЧК - ПУ - ОГПУ - НКВД - НКГБ - МВД - МГБ. Итак, вот как было в действительности, если исходить из самой секретной статистики 1922 - 1953 г. Пойдем по «железным наркомам» в том порядке, как они занимали свои кресла.

Учащийся 4: - Дзержинский. Основатель политической карательной системы СССР. После окончания Гражданской войны с 1922 г. по 1926 г. при нём были осуждены 59876 человек и расстреляны 8291.

Учащийся 1: - Менжинский. При нём были осуждены 1 016 485 и расстреляны 76159 человек.

Учащийся 2: - Ягода. При нём были осуждены 541746 человек и расстреляны 2347.

Учащийся 3: - Ежов. При нём были осуждены 1 344 923 человека и расстреляны 681692

Учащийся 4: - Берия. При нём были осуждены 690 495 человек, расстреляно 64 046 (22 005 польских офицеров).

На экране – отрывок 2 «Жертвы». Просмотр видеофрагмента.

3. Заключительная часть

Учитель: - Реабилитация жертв политических репрессий началась в СССР в 1954 году. В середине 1960-х эта работа была свернута и возобновилась лишь в конце 1980-х годов. 18 октября 1991 года был принят Закон РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий". В 1992 году была создана Комиссия при Президенте по реабилитации жертв политических репрессий. День памяти жертв политических репрессий в России - напоминание нам о трагических страницах в истории, когда от жестокости политиков погибали, страдали безвинно репрессированные граждане нашей страны. Сохранение исторической памяти народа о страшных событиях недавнего прошлого поможет понять корни этих явлений и избежать их повторения в будущем. Прошло немало лет с тех пор, многие из бывших узников ушли из жизни, и время неумолимо затягивает туманом прошлое.

Учащийся 1: - Но забывать прошлое, даже самое горькое, нельзя ради жизни будущих поколений.

«Всем,
Кто клеймён был статьёю полсотни восьмою,
Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,
Кто по суду, без суда, совещанием особым
Был обречён на тюремную робу до гроба,
Кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями,
Им наши слёзы и скорбь, наша вечная память!»

СЛАЙД №27. Учитель: Объявляется минута молчания. Почтим память жертв сталинских репрессий.

Включается громко фоновая музыка №4.

Учащийся 2: - Помните! Никогда не забывайте!

Учащийся 3: - И передавайте эту память потомкам!

Учащийся 4: - Спасибо за внимание!