Воспитательное занятие «Народы Поволжья: мордва»
Цель: Формирование гражданской позиции школьника, предусматривающую уважительное отношение к культуре малых этносов Нижегородской области (Мордва).
Тип занятия: занятие обобщения и систематизации знаний в рамках реализации проекта «Народы Поволжья»
Формы обучения: групповая, индивидуальная.
Задачи занятия:
Образовательные:
-расширять знания обучающихся об особенностях быта мордовского народа, его традициях;
-пробуждать интерес к культуре, обычаям, традициям мордвы.
Коррекционно – развивающие:
-расширять кругозор учащихся, заинтересовать познанием нового;
-развивать творчество, фантазию, любознательность;
-развивать интерес к продуктивной деятельности;
-развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
-воспитывать у учащихся терпимость и уважение к народам, проживающим на территории Нижегородской области;
-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, друг к другу;
-воспитывать патриотические чувства к родному краю.
Планируемые результаты:
Личностные:
-формировать умение оценивать себя на основе критериев успешности, предложенных учителем
Познавательные:
- формировать умение аргументировать свою точку зрения, привлекая к ответу материал урока;
- обучать умению различать учебные задания разного типа.
Регулятивные:
- формировать умение контролировать себя в ходе выполнения заданий, обнаруживать и исправлять ошибки.
Коммуникативные:
- учить работать в группе;
-формировать умение действовать совместно с педагогом и сверстниками, осуществлять учебное сотрудничество;
-формировать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, выражать свои мысли полным ответом.
Предметные:
- познакомить с особенностями характера мордовского народа;
-формировать первоначальные представления воспитанников о культуре мордовского народа;
-продолжать знакомить с мордовским фольклором (легендами, сказками, народными играми);
-обратить внимание учащихся на декоративно – прикладное творчество мордовского народа (вышивка).
Методические приёмы: беседа, народные игры, рассматривание предметов быта, творческая деятельность детей.
Метапредметные связи: связь с предметами «География», «Культура речи», «Литература», «Физическая культура»
Ход урока:
1.О.М . (Настрой на работу)
Здравствуйте ребята! На наше сегодняшнее занятие я пригласила Ч.Л.И., а она и будет нашим главным экспертом (приглашенный гость является представителем народности Мокша). Вести занятие мне помогут учащиеся 11 класса: Андрей К., Андрей Р., Даниил К., Дмитрий С., Даниил В.
В конце занятия вам предстоит выполнить работу, по материалу, который вы услышите от наших соведущих, поэтому просим вас быть внимательными и активными.
2.Вступительная беседа.
Вед.1
Сколько нас нерусских у России,
И татарских и иных кровей.
Имена носящих не простые,
Но простых российских сыновей!
В Нижегородской области проживает более 100 народов и этнических групп: русские, татары, мордва, чуваши, марийцы, украинцы, белорусы, евреи, азербайджанцы и др. Как у каждой птицы — своя песня, так и у каждого народа есть свои традиции и обычаи, своя культура — народные песни, музыка и танцы. И все это национальное разнообразие Нижегородской области.
Вед.2 Знакомиться с малыми этносами, проживающими на территории Нижегородской области, мы начнем с народа, судьба которого неразрывна связана с русским народом.
Времени счастливая пора
Реки дружбы – Мокша и Сура
Чтоб звенели песнями, словами
Породнились русские с мордвами.
Мы навеки связаны с Россией
Нам судьбы не надобно иной.
Русский говор – чистый и красивый,
А мордовский говор – наш, родной.
- Ребята, вы догадались к какому народу мы сегодня пойдем в гости?
- Мордва
В Поволжье в единой семье братских народов живет трудолюбивый мордовский народ. У большинства из вас есть родственники, которые проживают в республике Мордо́вия.
3. Основная часть. Листаем видеожурнал «Народы Поволжья: мордва»
3.1 Просмотр видео «Кто такие мордва»
Вед.1 Открываем первую страницу нашего видеожурнала «История мордовского народа».
Ученик1.
Легенда о рождении мордовского народа.
Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку - и раскрылся на земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной. Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья, коснулась своим крылом чудо-яблоньку и превратила её в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле. И там, где нога её ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный.
Вед.1 Мордва – это группа родственных финно-угорских народов, являющихся одними из коренных жителей Нижегородской области. Крупнейшими из них являются эрзя и мокша. Оба народа жили лесными промыслами: охотились, добывали мёд диких пчел, ловили рыбу. В Нижегородской области живут около 30 тысяч человек этой народности - в Пильнинском, Сергачском, Сеченовском, Красноктябрьском, Гагинском, Шатковском, Лукояновском, Первомайском и Вознесенском районах.
Вед.2 Вторая страница видеожурнала «Характер».
Ученик2. Основная черта характера мордовцев, которую отмечают и сами представители нации, и соседние народы — упрямство, настойчивость в достижении поставленной цели. Вместе с тем отмечались такие черты характера, как гостеприимство, взаимовыручка, чувство собственного достоинства, вспыльчивость. Нация отличается добродушием и гостеприимством. Гостей встречают богато накрытым столом.
Вед.2 Третья страница видеожурнала «Быт и традиции мордовского народа».
Мордовские племена селились по берегам рек. Жили преимущественно родовыми общинами по 150-500 дворов. Во главе рода стоял старейшина, который руководил всеми хозяйственными и социальным вопросами. В состав жилищно-хозяйственного комплекса входили сараи, хлев, конюшня, баня и другие постройки, а также полуземлянка из двух помещений, в которой хранили особо ценное имущество, в частности зерно и одежду, летом здесь спали. Для мокши был характерен открытый двор, для эрзи – закрытый, иногда двухэтажный.
Ученик3. Жилище было либо двухраздельным - жилая часть и сени, либо трехраздельным, когда эти два помещения дополнялись горницей. Планировка жилой части была в основном среднерусского типа: печь располагалась у двери в одном из углов, устьем была обращена к окнам передней стены, по диагонали от печи располагался передний угол. Вдоль стен набивались широкие лавки, лавка сбоку от входной двери завершалась вертикальной доской с верхом, вырезанным в виде конской головы. Под потолком делали полати для спанья, рядом с печью стоял шкаф-ларь для посуды.
Семейный уклад
Вед.1 У мордовцев господствовал традиционный патриархальный уклад. Во главе семьи стоял самый старший мужчина – кудазор, все находилось в его воле. Кудазор руководил всеми работами, следил за ходом их исполнения, был ответственным за моральный облик членов семьи.
Брачный возраст у мужчин и женщин отличался, обычно невесты были на 10-15 лет старше женихов. Это объяснялось тем, что родители держали девушек в хозяйстве подольше, лишние руки нужны были, поэтому часто случалось, что 23-25-летних невест выдавали замуж за 10-12-летних мальчиков.
Главным занятием мордовцев было земледелие. Основными полевыми культурами были ячмень, просо, рожь, горох, конопля, лен, выращивались также огородные культуры. На втором месте по значимости находилось животноводство – разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней, домашней птицы. Значительную роль играли подсобные занятия, связанные с использованием лесов и водоемов – охота, рыболовство, бортничество. Из ремесел особое значение имели железоделательное и кузнечное, важны были прядение и ткачество, керамическое производство, деревообработка, углежжение, смолокурение и др.
Вед.2. Следующая страница нашего видеожурнала «Культура мордовского народа».
Культура мордовского народа заключена в его языке, его песнях
Просмотр видео. Мокшанская народная песня «Вири молян» (я иду в лес)
Большую роль в традициях мордовского народа играет устное народное творчество. Устно-поэтические произведения мордвы отличаются большим художественным мастерством. Особенно обширный раздел народного творчества – это сказка. Самая главная ценность мордовских сказок заключается в предметно-образной передаче нравственных начал: понятия добра, зла, честности, справедливости представляют в конкретно воспринимаемых образах людей, зверей, растений и т. д. Удачно сделанные иллюстрации знакомят с предметами быта. И сейчас мы покажем вам мордовскую народную сказку на эрзянском языке «Пелькине».
С древнейших времен в культуре мордвы сохранились хороводы-гадания, пляски-заклинания, магические танцы, детские танцевальные игры, календарные плясовые действа, свадебные пляски, переплясы, образные и сюжетные танцы, а также игры.
Вед. 1 Страница «Народные игры»
У каждого народа существуют определенные традиции, обычаи и конечно свои национальные игры. Испокон веков в народных подвижных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Физпауза.
Мордовская народная игра «Круговой».
Цель: развивать меткость, быстроту реакций.
Ход игры. Играющие делятся на две команды, чертят большой круг и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается им попасть в любого другого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если нет, то он выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.
Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, пойманный от земли не считается. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу. Если в него попадут, он остается в кругу, так как у него есть запасное очко.
Вед.2 Следующая страница «Мордовский национальный костюм»
Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декаративно-прикладного творчества мордовских женщин. Будучи в основе своей единым, он подразделяется, прежде всего, на эрзянский и мокшанский подтипы. Украшала в основном народную одежду вышивка. Вышивка выполнялась в основном шерстяными нитками, которые пряли сами мордовки из овечьей шерсти и красили их, пользуясь растительными красителями, дававшими ниткам глубокие тона. Вышивка одежды и головных уборов также носит определенную информацию. Стремясь не повторяться, мордовки постоянно совершенствовали свое мастерство как в технике исполнения, так и отборе орнаментальных рисунков, черпая их из окружающей среды. Отсюда и название орнамента: «змеиная головка», «куриные лапки», «козьи копыта», «крылышки», «еловые ветки», «солнечные узелки», «звездочка».
Ученик4. Стихотворение
Всё вышивала долгими веками
Рубашку из льняного полотна.
Как будто это мудрыми руками
Писала о своей судьбе она…
И если я брожу Москвой-столицей,
В кремлевских звездах всё сияют мне
Те звездочки мордовки-мастерицы,
Зажженные на чистом полотне.
Вед.1 Основной нательной одеждой женщин была рубаха туникообразного покроя. Она имела четыре шва посередине груди и спины, два по бокам. Рукава были прямые, их длина равнялась ширине холста. Воротника не было. Главным украшением рубахи была вышивка, очень плотная.
Основными частями мужского костюма у мокши и эрзи была рубаха и штаны. Рубахи носили на выпуск и подпоясывали самотканым узким пояском или ремнем. Летом носили распашную одежду из холста - наподобие халата. Весной и осенью надевали сумань - Также демисезонной одеждой был чапан, Его одевали в дорогу поверх другой одежды и обычно подпоясывали широким кушаком. Зимой мужчины носили шубы из выделанных овчин.
Просмотр видео «Мордовский национальны костюм»
Задание1. Мордовский народный костюм это настоящий шедевр, это памятник высокого искусства. Мы предлагаем создать свой эскиз Мордовского костюма. (Приложение 1)
Вед.2 Страница видеожурнала «Мордовская национальная кухня»
Мордовская народная кухня в своей основе всегда здоровая, она не терпит острых специй, уксуса, горчицы, она – натуральная. В основе своей растительная, молочная. Характерной особенностью мордовской кухни является обилие рыбных и мясных блюд. Из овощей в пищу, мордва употребляют капусту, огурцы, свеклу, лук, морковь, репу, редиску, хрен, тыкву. У мордвина всегда есть зеленый лук, который он употребляет в большом количестве, без всякого прибавления черного хлеба. Общеизвестны знаменитые мордовские блины. Мордва печет их очень большой толщины, каждый чуть ли не с палец. Блины готовились из различной муки: овсяной, гречневой, пшеничной, ржаной. Они являются праздничным кушаньем мордвы.
Вед. 2 Заключительный этап
Наше занятие подходит к концу, и мы предлагает вам проверить себя, насколько внимательно вы нас слушали
Задание2. Приложение.2
1000 лет у мордвы и народов России один исторический путь, одна историческая судьба. Народы живут рядом, не теряя своих исконных корней, своей национальной самобытности, они не просто живут, они созидают настоящее и будущее своей великой Родины - России.
Мордвин и русский.… Два
народа.
Давно вы связаны родством.
Вы плоть от плоти. Год от года,
Гордитесь этим естеством!
Приложение1.
Задание1. Раскрась мордовский национальный костюм.
Приложение.2
Задание2. Около каждого утверждения выберите и отметьте «+» ответ «да» или «нет»
№ |
Утверждение |
ДА |
НЕТ |
1. |
Основным занятием мордвы было земледелие.
|
|
|
2. |
При заключении браков невеста была старше жениха.
|
|
|
3. |
Вышивка основное украшение женского мордовского костюма.
|
|
|
4. |
Мордва издавна занималась огородничеством.
|
|
|
5. |
Мастерицы черпали орнаментальные рисунки только из природы
|
|
|
6. |
Особенностью мордовской кухни является обилие рыбных и мясных блюд.
|
|
|
7. |
Блины являются ежедневной кушаньем мордвы.
|
|
|
8. |
В древности мордва не занималась бортничеством.
|
|
|
9. |
Во главе семьи была самая старшая женщина
|
|
|
10. |
Основная черта характера мордовцев, которую отмечают и сами представители нации, и соседние народы — жадность, настойчивость в достижении поставленной цели. |
|
|
Источники
1. http://www.zubova-poliana.narod.ru/history-mifi.htm
2. http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2711835-kak-pravilno-raskrasit-tradicionnye-kostjumy-narodov-povolzhja.html
3. https://yandex.ru/video/preview/4187362389167288944
4. https://yandex.ru/video/preview/14077668364028135229
5. https://yandex.ru/video/preview/17500836412443691885
6. https://yandex.ru/video/preview/10363142072429655460
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.