Воспитательные мероприятия как средство формирования общекультурных компетентностей учащихся
Оценка 4.8

Воспитательные мероприятия как средство формирования общекультурных компетентностей учащихся

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
классное руководство +1
Взрослым
04.07.2018
Воспитательные мероприятия как средство формирования общекультурных компетентностей учащихся
В представленном материале рассматривается понятие общекультурной компетентности учащихся и описана роль воспитательной работы как приоритетного способа ее формирования. Дан обзор практического опыта работы по формированию данного вида компетентности на примере деятельности одного из объединений по интересам технического профиля, осуществляющего свою работу в структуре учреждения дополнительного образования детей и молодежи.
Воспитательные мероприятия как средство формирования общекультурных компетентностей учащихся.docx
Воспитательные мероприятия как средство формирования общекультурных компетентностей учащихся (из опыта работы объединения по интересам «Реставрационное и переплётное дело» Гомельского городского центра дополнительного образования детей и молодёжи) Воспитание и наставление  начинаются с самых первых лет  существования и продолжаются до  конца жизни. Платон Наше общество переживает в настоящее время духовно­нравственный кризис.   Актуальность   проблемы   культуры   и   воспитания   «человека культурного» в современном обществе вызвана глобальными изменениями в политической и экономической жизни общества. Анализ   ситуации   свидетельствует   о   сравнительно   низком   уровне общекультурной компетентности всего населения (в том числе политического класса,   бизнес­сообщества,   управленческого   звена).   По   существу   в   стране произошла никем незамеченная «тихая» гуманитарная катастрофа, причём её понижающие тенденции остаются в силе до настоящего времени. Причина подобного явления объясняется тем, что во «взрослую» жизнь стали вступать поколения, чья юность проходила в период начала реформ, в период   перехода   на   рельсы   рыночной   экономики.   Когда   на   первый   план выходили   проблемы   «выживания»   (то­есть   реализации   жизненно   важных потребностей), а не духовно­нравственные проблемы личности. Общекультурная компетентность, будучи сложным понятием, требует от педагогов на  данном  этапе  развития  общества,  разработки действенных способов формирования и воспитания подрастающего поколения. Остановимся на самом понятии общекультурная компетентность.  Под общекультурной   компетентностью   личности   следует   понимать совокупность   знаний,   элементов   культурного   опыта, позволяющих   индивиду   свободно   ориентироваться   в   социальном   и культурном окружении и оперировать его элементами.   навыков, Общекультурная   компетентность   направлена   на   освоение   способов физического,   духовного   и   интеллектуального   саморазвития.   Существует множество способов формирования общекультурной компетентности. Приоритет   отдаётся   воспитательной   работе.   Именно   воспитательная работа   создаёт   развивающую   среду,   эмоционально   насыщает,   духовно обогащает жизнедеятельность детей и подростков. 1 Усилия   педагога   по   воспитанию   и   обучению   ребят   в  рамках   работы учреждения   дополнительного   образования   напрасны,   если   воспитательные действия не будут поддержаны самой жизнью. Поэтому   одной   из   важных   задач   любого   объединения   по   интересам становится осмысление организованного и неорганизованного воздействия на ребёнка   окружающей   социальной   среды,   а   также   уменьшение   её отрицательного влияния. К   главным   признакам   педагогических   воспитательных   технологий относятся:   педагогическая   цель,   построение   взаимодействия   педагога   и учащихся,   позволяющее   проектировать   педагогический   процесс,   наличие   и использование диагностических средств. Применение подобных технологий даёт возможность педагогу глубоко включаться   в   субъект­субъектные   взаимоотношения,   требует   проявления умения   стать   для   своих   учащихся   образцом   нравственного,   культурного поведения и отношения к окружающему миру. В данном аспекте уместно высказывание доктора педагогических наук, профессора   кафедры   педагогики   Московского   института   открытого образования Н.Е. Щурковой: «…роль педагога при восхождении ребёнка по ступеням культуры не сводится к роли поводыря или тем более корректора, наказывающего   за   отклонение   от   нормы.   Она   очерчивается   широко:   он   – соучастник   такого   восхождения,   стратег,   инструктор,   опора   в   нелёгком движении вперёд и выше». В воспитательном процессе при выработке осознанного нравственного выбора   учащихся   целесообразно   использовать   такие   виды   педагогических ситуаций,   как   диагностирующие   (на   первоначальном   этапе),   формирующие (развивающие закрепляющие (контролирующие). компетентности),   необходимые     Традиционно   воспитательная   работа   в   объединении   по   интересам осуществляется по основным семи направлениям: 1. духовно­нравственное воспитание; 2. гражданско­патриотическое воспитание; 3. учебно­исследовательская деятельность; 4. формирование здоровьесберегающего пространства; 5. профилактика асоциальных явлений; 6. профориентационная работа; 7. профессиональное воспитание. Примером   работы   по   гражданско­патриотическому   воспитанию учащихся в данном объединении стала организация встречи, посвященной 32 годовщине катастрофы на ЧАЭС. Героем этого мероприятия стал Русаков Александр Иванович, который принимал   непосредственное   участие   в   ликвидации   последствий   данной катастрофы, являясь на тот момент сотрудником органов и подразделений по 2 чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь. Ребятам понравилась беседа. Они задали много вопросов и получили на них исчерпывающие ответы. Приближается очередная годовщина Великой Победы. Для чествования ветеранов Великой Отечественной войны учащиеся объединения изготовили сувенирные   блокноты   с   праздничной   символикой   и   вручили   их   на   уроке мужества, проходившем на базе комнаты школьника. С   целью   профилактики   асоциального   поведения,   а   также   духовно­ нравственного   воспитания   детей   и   подростков   налажена   работа   с представителями русской православной церкви. Настоятель храма Святого Архистратига Михаила отец Анастасий проводит занятия в воскресной школе по   формированию   навыков   поведения   подростков   в  общественных   местах, уважительному отношению к старшим, недопущению сквернословия. В ходе данных занятий учащиеся задают интересующие их вопросы, приобщаясь тем самым к истокам духовной и православной культуры. Данный   храм   является   достаточно   древним.   Он   был   построен   по ходатайству   епископа   Могилёвского   Варлаама   на   средства   Священного Синода в 1909 году. В данный момент это единственный действующий храм, вывезенный из зоны   Чернобыльской   катастрофы   и   восстановленный   на   новом   месте.   Он является   своего   рода   памятником   тем   населённым  пунктам   Беларуси, которые исчезли с карты после 26 апреля 1986 года. В   рамках   воспитательной   работы   затронут   вопрос   профессиональной ориентации   учащихся.   Учитывая   специфику   данного   объединения,   важной составляющей профориентационной работы являются встречи с работниками полиграфической сферы: типографий, центров оперативной полиграфии. В   этой   связи   была   организована   встреча   с   работником   оперативной полиграфии, переплётчицей 5 разряда Третьяковой Татьяной Эдуардовной. Она   провела   ряд   бесед   и   поделилась   секретами   профессионального мастерства работы переплётчика. Качество и быстрота выполнения работы произвела на учащихся неизгладимое впечатление. Приведённые   примеры   дают   возможность   достигать   хороших результатов по развитию общекультурной компетентности учащихся. Современность   привносит   в   воспитательный   процесс   постоянные коррективы,   но   система   дополнительного   образования   готова   принимать вызовы  действительности   и находится  в  постоянном  поиске  продуктивных воспитательных технологий, потому, что воспитание не терпит небрежности. 3

Воспитательные мероприятия как средство формирования общекультурных компетентностей учащихся

Воспитательные мероприятия как средство формирования общекультурных компетентностей учащихся

Воспитательные мероприятия как средство формирования общекультурных компетентностей учащихся

Воспитательные мероприятия как средство формирования общекультурных компетентностей учащихся

Воспитательные мероприятия как средство формирования общекультурных компетентностей учащихся

Воспитательные мероприятия как средство формирования общекультурных компетентностей учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.07.2018