Воспитательный аспект урока математики
Оценка 4.9

Воспитательный аспект урока математики

Оценка 4.9
Особые потребности
doc
математика
Взрослым
02.06.2021
Воспитательный аспект урока математики
Воспитательный аспект урока математики.doc

                               Воспитательный аспект урока математики

 

 

« Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.»

                    Антуан де Сент – Экзюпери   « Маленький принц».

« Новый сосуд долго пахнет тем, чем наполнили его впервые»

                                                        Гораций.

Каждый урок должен обогащать учащихся новыми знаниями, расширять их кругозор. От урока к уроку, как со ступеньки на ступеньку, учащиеся продвигаются вперед по бесконечной лестнице познаний.

В то же время урок должен иметь большую воспитательную ценность, формируя у учащихся нравственные качества личности. Наиболее общий путь нравственного воспитания - целенаправленное создание возможного максимума благоприятных для нравственного развития личности условий. Создание такого рода условий в конкретных жизненных обстоятельствах – это уже во многом дело творчества учителя.

Если сравнительно не трудно посредством внешних требований и четко организованных упражнений выработать у учащихся простейшие трудовые навыки, то требование, например, любить Родину, родной край, даже подкрепляемое участием в подготовке рефератов и исследовательских работ по краеведению, не гарантирует само по себе формирование у учащихся любви к родной земле. Выполнение моральных предписаний без соответствующего эмоционального положительного отношения к ним не гарантирует воспитательного результата.

Создание морального фона и является необходимым условием для превращения знаний в убеждения. С целью эмоционального воздействия на учащихся учитель может дать задачи, решение которых предполагает интересные факты, эпизоды из истории России родного края. Обычная задача может стать по-настоящему интересной каждому ученику. Знания одного предмета должны переноситься на усвоение других. Для этого необходимо находить в смежных предметах такой материал, который бы способствовал в ярких, образных сравнениях и сопоставлениях сильнее запечатлеть вновь изучаемый материал данной дисциплины.

В школьных учебниках математики прослеживается связь с естественными науками, в том числе с физикой, астрономией, химией и др. К сожалению, связь математики с гуманитарными дисциплинами имеет слабое отражение в практике школьного преподавания. Поэтому очень хороши и полезны как бы случайные отступления и ссылки в область истории, литературы, появляющиеся на уроках благодаря каким-то конкретным ситуациям. В такой работе важно руководствоваться требованиями самой математики - достоверность информации, конкретность постановки задачи.

Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого, сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение, прослушать музыкальный фрагмент или показать репродукцию.

В 5 классе я проводила урок, посвященный Калужскому сосновому бору - историческому и природному памятнику России.( Рисунок 1) На этом уроке, с точки зрения математики, решались задачи по темам « Упрощение выражений» и « Решение уравнений». Я приведу в пример несколько заданий, которые можно использовать полностью или частично изменив, учителям математики из других регионов.

1. Решите уравнение по рис.

  _______________ 5х _______________       __х ___       ______ 3х ______

æ∙────────────────────────öæ──────öæ────────────ö

9000                                                                                                                                                                                                                                                  18450

По рисунку учащиеся составляют уравнение:

                         9000 + 5х + х + 3х = 18450

                         9000 + ( 5 + 1 + 3) х = 18450

                         9000 + 9х = 18450

                          9х = 18450 – 9000

                           9х = 9450

                             х = 9450: 9

                             х = 1050

        После решения уравнения учащиеся получили ответ 1050. После того, как получен ответ, я сообщаю, что Калужский сосновый  бор расположен на площади 1050 га, заключенной между устьем реки Яченки (Яченское водохранилище) и рекой Окой, западнее города Калуга.

           2. «Хочу все знать»

 Задания разделены на варианты, для того чтобы каждому ряду дать свои упражнения.

 

           Вариант 1     

           Вариант 2    

           Вариант 3     

1.      83а-19а     (С)

2.      29·14+11·14    (С)

3.      28х+х     (А)

4.      403·3   ( Ъ)

5.      123·13 - 123·10 ( Н)

6.      599·4 ( О)

1.      172·14+28·14(4)

2.      298·2 (0)

3.      23х+х ( 4)

4.      71·4  ( 9)

5.      135·12 - 135·10 (0)

6.      5х+3х+х  ( 3)

1.      29·13 + 11·13 (9)

2.      497·16 - 497·15 (3)

3.      57а+13а (0)

4.      203·3 (4)

5.      199·4 (5)

6.      6в+4в+15в (0)

Ответы заносятся в таблицы, каждый вариант в свою. Верхняя строка таблицы – полученные ответы, нижняя строка – буква или цифра, соответствующая данному заданию.

1 вариант.

     560

    2396

    64а

     369

    29х

      1209

 

 

 

 

 

 

Первые пять из полученных  результатов: слово «Сосна» - основная древесная порода соснового  бора.  Ребятам будет интересно узнать, что 78 % всех деревьев в Калужском  сосновом бору составляют сосны. Помимо сосны обыкновенной растет сосна Банкса и сосна Веймутова.

2 вариант.

      9х

    270

      596

     24х

      280

       284

 

 

 

 

 

 

Первые три результата в таблице : 300. Учащимся можно рассказать, что возраст самых старых сосен в сосновом бору составляет 300 лет,  и  высота некоторых сосен составляет 44 метра (следующие два результата). Под пологом сосны развивается второй ярус широколиственных древесных пород, иногда с преобладанием дуба. Третий ярус – подлесок из кустарников лещины, ирги, малины, ежевики, шиповника и др. видов.

3 вариант.

     609

     796

      25в

     497

     70а

       520

 

 

 

 

 

 

Первые три результата в таблице : 450. четвертый ярус формирует травяной покров. Выявлено около 450   видов растений в Калужском сосновом бору, среди них около 30 видов растений редких и исчезающих.

       Комментарии к ответам заданий я привожу в кратком виде. Необходимую подобранную   информацию могут сообщать и учитель, и кто-то из учеников, подготовленный заранее.

3. Устная контрольная работа.

 

                      Вариант 1     

                           Вариант 2    

50х·2    ( к)

к + 591+209  ( н)

125·8·х   (и)

10а – а = 81  (ш)

6а +3а – а = 6400 ( (ш)

х + 2х -8 = 16  (и)

65+2m + 25  (0)

х·13·5  (е)

24·х·5  (л)

9у + у = 500 ( в)

4х + х + 5х = 1240 (н)

3х – х – 10 = 14 (о)

 

1 вариант . Таблицы ответов заполняются также, как и в представленных ранее заданиях. 

Ответ :   Шишкин

      1000х

         9

       800

     100х

         8

      k+800

 

 

 

 

 

 

 

2 вариант – Леонов

« Из всех работающих на нас машин лес – одна из самых долговечных, но и труднее всего поддающаяся починке» Л. Леонов.

 

     100х

     65х

      12

    124

    2m+90

       50

 

 

 

 

 

 

              

                    Закончились праздничные мероприятия, посвященные 60-летию Победы над фашистской Германией. С каждым годом становится все меньше и меньше участников и ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла. Современное поколение детей не могут и представить себе все, что пережила наша Родина за годы войны! Но мы не вправе забывать об этом, и должны не только в дни юбилейных торжеств, вспоминать о подвиге советского народа. И даже на уроках математики решение задач с практическим содержанием помогут задуматься учащимся о тяготах военных лет.

Приведу пример некоторых задач, которые можно решать на уроках математики.


                           ТЕМА: ФОРМУЛЫ СОКРАЩЕННОГО УМНОЖЕНИЯ.

ЗАДАНИЯ:


  1.  ( a-2)(a+2)
  2. (3-y)(y+3)
  3. (3b-1)(3b+1)
  4. (5b+6)(5b-6)
  5. (7-1/2 a)(7+1/2a)
  6. (4a-b)(b+4a)
  7. (x+7)(7-x)
  8. (4b+1)(1-4b)
  9. (a+4)2
  10. (3+y)2
  11. (x-2)2
  12. (½-y)2
  13. (5a+1)2
  14. (3y-4)2
  15. (2x-3y)2
  16. (5a+6b)2
  17. (a2 -3)2
  18. (2a-b)(2a+b) +b2
  19. (x+7)2-10x
  20. (x+3)2 – (x-3)2
  21. (a+3c)2+(b+3c)· (b-3с)



 

ШИФР:

9y2-24y+16

4x2-12xy+9y2

      12x

        А

        Й

         В

 

       a2-4

       49-x2

    x2-4x+4

         Т

         Г

       Д

 

25a2+60ab+36b2

 x2+4x+49

      9-y2

           И

       О

        П

 

 

 

        4a2

      1-16b2

     9b2-1

          Б

        Л

        Р

 

    a4-6a2+9

    a2+6ac+b2

   25b2-36

        Ы   

         Ч

        Н

 

   a2+8a+16

  25a2+10a+1

    49-1/4a2

         У

        К

        З

 

    9+6y+y2

    16a2-b2

    1/4-y+y2

        Е

       С

         Я



РАСШИФРОВКА:

 

           Номер задания

          Буква из шифра

 

   20

   19

   15

    4

    14

  

 

 

 

 

                                                                                                         

5

14

13

14

4

21

16

20

14

10

1

6

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     1

     19

   7

    11

    14

 

 

 

 

 

 

    13

    19

     7

     11

    14

 

 

 

 

 

 

 2

 19

 7

 3

 10

 18

 10

 4

 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  19

  6

   1

  14

  4

  13

  16

 

 

 

 

 

 

 

 

 2

19

 6

 8

10

11

 4

10

 7

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  6

  19

  8

  11

  14

   1

  14

 

 

 

 

 

 

 

 

 14

 20

 6

 9

 20

19

 3

 19

 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ОТВЕТ: « Война заканчивается тогда, когда погребены останки последнего солдата» А.В. Суворов.

 

                                                  ТЕМА: КРУГОВЫЕ ДИАГРАММЫ.

            Во время Великой Отечественной войны основные усилия рабочих судостроительной промышленности были переключены на обеспечение нужд танкового, артиллерийского, боеприпасного и других производств, обеспечивавших  сухопутные войска. Одновременно судостроители выполняли сложные задачи по вводу в строй новых боевых кораблей. Блокадный Ленинград оставался главным судостроительным центром страны. За годы войны  судостроители дали Военно-Морскому Флоту новые образцы 54 подводных лодок, 2 крейсеров, 19 эскадренных миноносцев, 38 тральщиков.

Постройте круговую  диаграмму распределения новых образцов военно-морской  техники.

 

                       ТЕМА: СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ.

      Расшифруйте фамилию, имя, отчество нашего земляка, который от имени и по поручению советского Верховного Главнокомандования 8 мая 1945 года принял капитуляцию вооруженных сил фашистской Германии.


ЗАДАНИЯ:

  1. 4+0,5
  2. 0,28+3
  3. 2+7,2
  4. 15,4-3
  5. 0,3+0,45
  6. 0,9-0,5
  7. 0,08+0,02
  8. 0,32-0,05

 

  1. 2,3+5,4
  2. 9,74-1,54
  3. 6,38+0,62
  4. 0,003+0,05
  5. 0,52+0,009
  6. 1-0,3
  7. 0,6-0,04

 


                ШИФР:

 

    0,75

   0,56

    0,27

    4,5

  0,529

      А

     У 

      Т

     О

      Й

 

    0,7

   3,28

    0,4

     7

    7,7

     Г 

     Е

     В

     С

     Н

 

 

     9,2

     8,2

  0,053

   12,4

    0,1

      К

      Ч

     Ж

     Р

     И

 

       ОТВЕТ: Георгий Константинович Жуков.

 

 

         РАСШИФРОВКА:

 

  14

   2

   1

    4

   14

  7

  13

 

 

 

 

 

 

 

 

3

1

9

11

8

5

9

8

7

9

1

6

7

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    12

    15

     3

     1

     6

 

 

 

 

 


 

                                ТЕМА: ДЕЙСТВИЯ С ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ.

 Найдя значения выражений, вы узнаете годы жизни Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза Г.К. Жукова.

 


I      ( 4 × 2,115 + 8,4 : 0,8) × 100   

 (1896г – год рождения)

 

II     ( 30,37: 0,5 – 5,125 × 8 ) × 100

  ( 1974 г. – год смерти )


 

         Еще одним из направлений воспитательной деятельности учителя может стать использование эпиграфов к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и культурно-развивающего содержания.

Приведу несколько примеров.

« Самое полезное в жизни – это собственный опыт» В. Скотт.

«Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству»  Л.Н. Толстой.

      « Когда мы счастливы, мы всегда добры; но когда мы добры, мы не всегда счастливы».

                                                                                                                                      О.Уайльд.

«Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования.». Л.Н. Толстой.

        « А для низкой жизни были числа,

Как домашний подъяремный скот,

Потому что все оттенки смысла

Умное число передает.»                

                                                          Н. Гумилев.

« …пути постигновения даже формальных, математических истин для каждого ума – свои»

                                                                                                                                   Л.Н. Толстой.

           Эпиграфы можно записать на доске и прочитать его в начале урока..Записывать высказывания в тетради учащимся не нужно, но найдутся те, кто обязательно это сделают или хотя бы задумаются над их смыслом.

Карл Христиан Фридрих Краус, немецкий философ, писал: « Что переварили учителя, тем питаются ученики». Лучше, наверно, не скажешь.

В заключении хотелось бы сказать.За одиннадцать лет обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений. Но все-таки  одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности.  И если по словам Эразма Роттердамского :«Люди, поверьте мне, не рождаются, а формируются», то учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся.

 

                                             


Воспитательный аспект урока математики «

Воспитательный аспект урока математики «

После решения уравнения учащиеся получили ответ 1050

После решения уравнения учащиеся получили ответ 1050

Леонов « Из всех работающих на нас машин лес – одна из самых долговечных, но и труднее всего поддающаяся починке»

Леонов « Из всех работающих на нас машин лес – одна из самых долговечных, но и труднее всего поддающаяся починке»

ОТВЕТ: « Война заканчивается тогда, когда погребены останки последнего солдата»

ОТВЕТ: « Война заканчивается тогда, когда погребены останки последнего солдата»

РАСШИФРОВКА: 14 2 1 4 14 7 13 3 1 9 11 8 5 9 8 7 9 1 6 7 10 12 15 3…

РАСШИФРОВКА: 14 2 1 4 14 7 13 3 1 9 11 8 5 9 8 7 9 1 6 7 10 12 15 3…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2021