Воспитательный аспект урока математики
« Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.»
Антуан де Сент – Экзюпери « Маленький принц».
« Новый сосуд долго пахнет тем, чем наполнили его впервые»
Гораций.
Каждый урок должен обогащать учащихся новыми знаниями, расширять их кругозор. От урока к уроку, как со ступеньки на ступеньку, учащиеся продвигаются вперед по бесконечной лестнице познаний.
В то же время урок должен иметь большую воспитательную ценность, формируя у учащихся нравственные качества личности. Наиболее общий путь нравственного воспитания - целенаправленное создание возможного максимума благоприятных для нравственного развития личности условий. Создание такого рода условий в конкретных жизненных обстоятельствах – это уже во многом дело творчества учителя.
Если сравнительно не трудно посредством внешних требований и четко организованных упражнений выработать у учащихся простейшие трудовые навыки, то требование, например, любить Родину, родной край, даже подкрепляемое участием в подготовке рефератов и исследовательских работ по краеведению, не гарантирует само по себе формирование у учащихся любви к родной земле. Выполнение моральных предписаний без соответствующего эмоционального положительного отношения к ним не гарантирует воспитательного результата.
Создание морального фона и является необходимым условием для превращения знаний в убеждения. С целью эмоционального воздействия на учащихся учитель может дать задачи, решение которых предполагает интересные факты, эпизоды из истории России родного края. Обычная задача может стать по-настоящему интересной каждому ученику. Знания одного предмета должны переноситься на усвоение других. Для этого необходимо находить в смежных предметах такой материал, который бы способствовал в ярких, образных сравнениях и сопоставлениях сильнее запечатлеть вновь изучаемый материал данной дисциплины.
В школьных учебниках математики прослеживается связь с естественными науками, в том числе с физикой, астрономией, химией и др. К сожалению, связь математики с гуманитарными дисциплинами имеет слабое отражение в практике школьного преподавания. Поэтому очень хороши и полезны как бы случайные отступления и ссылки в область истории, литературы, появляющиеся на уроках благодаря каким-то конкретным ситуациям. В такой работе важно руководствоваться требованиями самой математики - достоверность информации, конкретность постановки задачи.
Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого, сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение, прослушать музыкальный фрагмент или показать репродукцию.
В 5 классе я проводила урок, посвященный Калужскому сосновому бору - историческому и природному памятнику России.( Рисунок 1) На этом уроке, с точки зрения математики, решались задачи по темам « Упрощение выражений» и « Решение уравнений». Я приведу в пример несколько заданий, которые можно использовать полностью или частично изменив, учителям математики из других регионов.
1. Решите уравнение по рис.
_______________ 5х _______________ __х ___ ______ 3х ______
æ∙────────────────────────ö∙æ──────ö∙æ────────────ö
9000 18450
По рисунку учащиеся составляют уравнение:
9000 + 5х + х + 3х = 18450
9000 + ( 5 + 1 + 3) х = 18450
9000 + 9х = 18450
9х = 18450 – 9000
9х = 9450
х = 9450: 9
х = 1050
После решения уравнения учащиеся получили ответ 1050. После того, как получен ответ, я сообщаю, что Калужский сосновый бор расположен на площади 1050 га, заключенной между устьем реки Яченки (Яченское водохранилище) и рекой Окой, западнее города Калуга.
2. «Хочу все знать»
Задания разделены на варианты, для того чтобы каждому ряду дать свои упражнения.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
1. 83а-19а (С) 2. 29·14+11·14 (С) 3. 28х+х (А) 4. 403·3 ( Ъ) 5. 123·13 - 123·10 ( Н) 6. 599·4 ( О) |
1. 172·14+28·14(4) 2. 298·2 (0) 3. 23х+х ( 4) 4. 71·4 ( 9) 5. 135·12 - 135·10 (0) 6. 5х+3х+х ( 3) |
1. 29·13 + 11·13 (9) 2. 497·16 - 497·15 (3) 3. 57а+13а (0) 4. 203·3 (4) 5. 199·4 (5) 6. 6в+4в+15в (0) |
Ответы заносятся в таблицы, каждый вариант в свою. Верхняя строка таблицы – полученные ответы, нижняя строка – буква или цифра, соответствующая данному заданию.
1 вариант.
560 |
2396 |
64а |
369 |
29х |
1209 |
|
|
|
|
|
|
Первые пять из полученных результатов: слово «Сосна» - основная древесная порода соснового бора. Ребятам будет интересно узнать, что 78 % всех деревьев в Калужском сосновом бору составляют сосны. Помимо сосны обыкновенной растет сосна Банкса и сосна Веймутова.
2 вариант.
9х |
270 |
596 |
24х |
280 |
284 |
|
|
|
|
|
|
Первые три результата в таблице : 300. Учащимся можно рассказать, что возраст самых старых сосен в сосновом бору составляет 300 лет, и высота некоторых сосен составляет 44 метра (следующие два результата). Под пологом сосны развивается второй ярус широколиственных древесных пород, иногда с преобладанием дуба. Третий ярус – подлесок из кустарников лещины, ирги, малины, ежевики, шиповника и др. видов.
3 вариант.
609 |
796 |
25в |
497 |
70а |
520 |
|
|
|
|
|
|
Первые три результата в таблице : 450. четвертый ярус формирует травяной покров. Выявлено около 450 видов растений в Калужском сосновом бору, среди них около 30 видов растений редких и исчезающих.
Комментарии к ответам заданий я привожу в кратком виде. Необходимую подобранную информацию могут сообщать и учитель, и кто-то из учеников, подготовленный заранее.
3. Устная контрольная работа.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
50х·2 ( к) к + 591+209 ( н) 125·8·х (и) 10а – а = 81 (ш) 6а +3а – а = 6400 ( (ш) х + 2х -8 = 16 (и) |
65+2m + 25 (0) х·13·5 (е) 24·х·5 (л) 9у + у = 500 ( в) 4х + х + 5х = 1240 (н) 3х – х – 10 = 14 (о) |
1 вариант . Таблицы ответов заполняются также, как и в представленных ранее заданиях.
Ответ : Шишкин
1000х |
9 |
800 |
100х |
8 |
k+800 |
|
|
|
|
|
|
2 вариант – Леонов
« Из всех работающих на нас машин лес – одна из самых долговечных, но и труднее всего поддающаяся починке» Л. Леонов.
100х |
65х |
12 |
124 |
2m+90 |
50 |
|
|
|
|
|
|
Закончились праздничные мероприятия, посвященные 60-летию Победы над фашистской Германией. С каждым годом становится все меньше и меньше участников и ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла. Современное поколение детей не могут и представить себе все, что пережила наша Родина за годы войны! Но мы не вправе забывать об этом, и должны не только в дни юбилейных торжеств, вспоминать о подвиге советского народа. И даже на уроках математики решение задач с практическим содержанием помогут задуматься учащимся о тяготах военных лет.
Приведу пример некоторых задач, которые можно решать на уроках математики.
ТЕМА: ФОРМУЛЫ СОКРАЩЕННОГО УМНОЖЕНИЯ.
ЗАДАНИЯ:
ШИФР:
9y2-24y+16 |
4x2-12xy+9y2 |
12x |
А |
Й |
В |
a2-4 |
49-x2 |
x2-4x+4 |
Т |
Г |
Д |
25a2+60ab+36b2 |
x2+4x+49 |
9-y2 |
И |
О |
П |
4a2 |
1-16b2 |
9b2-1 |
Б |
Л |
Р |
a4-6a2+9 |
a2+6ac+b2 |
25b2-36 |
Ы |
Ч |
Н |
a2+8a+16 |
25a2+10a+1 |
49-1/4a2 |
У |
К |
З |
9+6y+y2 |
16a2-b2 |
1/4-y+y2 |
Е |
С |
Я |
РАСШИФРОВКА:
Номер задания |
Буква из шифра |
20 |
19 |
15 |
4 |
14 |
|
|
|
|
|
5 |
14 |
13 |
14 |
4 |
21 |
16 |
20 |
14 |
10 |
1 |
6 |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
19 |
7 |
11 |
14 |
|
|
|
|
|
13 |
19 |
7 |
11 |
14 |
|
|
|
|
|
2 |
19 |
7 |
3 |
10 |
18 |
10 |
4 |
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
6 |
1 |
14 |
4 |
13 |
16 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
19 |
6 |
8 |
10 |
11 |
4 |
10 |
7 |
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
19 |
8 |
11 |
14 |
1 |
14 |
|
|
|
|
|
|
|
14 |
20 |
6 |
9 |
20 |
19 |
3 |
19 |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОТВЕТ: « Война заканчивается тогда, когда погребены останки последнего солдата» А.В. Суворов.
ТЕМА: КРУГОВЫЕ ДИАГРАММЫ.
Во время Великой Отечественной войны основные усилия рабочих судостроительной промышленности были переключены на обеспечение нужд танкового, артиллерийского, боеприпасного и других производств, обеспечивавших сухопутные войска. Одновременно судостроители выполняли сложные задачи по вводу в строй новых боевых кораблей. Блокадный Ленинград оставался главным судостроительным центром страны. За годы войны судостроители дали Военно-Морскому Флоту новые образцы 54 подводных лодок, 2 крейсеров, 19 эскадренных миноносцев, 38 тральщиков.
Постройте круговую диаграмму распределения новых образцов военно-морской техники.
ТЕМА: СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ.
Расшифруйте фамилию, имя, отчество нашего земляка, который от имени и по поручению советского Верховного Главнокомандования 8 мая 1945 года принял капитуляцию вооруженных сил фашистской Германии.
ЗАДАНИЯ:
ШИФР:
0,75 |
0,56 |
0,27 |
4,5 |
0,529 |
А |
У |
Т |
О |
Й |
0,7 |
3,28 |
0,4 |
7 |
7,7 |
Г |
Е |
В |
С |
Н |
9,2 |
8,2 |
0,053 |
12,4 |
0,1 |
К |
Ч |
Ж |
Р |
И |
ОТВЕТ: Георгий Константинович Жуков.
РАСШИФРОВКА:
14 |
2 |
1 |
4 |
14 |
7 |
13 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
1 |
9 |
11 |
8 |
5 |
9 |
8 |
7 |
9 |
1 |
6 |
7 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
15 |
3 |
1 |
6 |
|
|
|
|
|
ТЕМА: ДЕЙСТВИЯ С ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ.
Найдя значения выражений, вы узнаете годы жизни Маршала Советского Союза, четырежды Героя Советского Союза Г.К. Жукова.
I ( 4 × 2,115 + 8,4 : 0,8) × 100
(1896г – год рождения)
II ( 30,37: 0,5 – 5,125 × 8 ) × 100
( 1974 г. – год смерти )
Еще одним из направлений воспитательной деятельности учителя может стать использование эпиграфов к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и культурно-развивающего содержания.
Приведу несколько примеров.
« Самое полезное в жизни – это собственный опыт» В. Скотт.
«Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству» Л.Н. Толстой.
« Когда мы счастливы, мы всегда добры; но когда мы добры, мы не всегда счастливы».
О.Уайльд.
«Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования.». Л.Н. Толстой.
« А для низкой жизни были числа,
Как домашний подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.»
Н. Гумилев.
« …пути постигновения даже формальных, математических истин для каждого ума – свои»
Л.Н. Толстой.
Эпиграфы можно записать на доске и прочитать его в начале урока..Записывать высказывания в тетради учащимся не нужно, но найдутся те, кто обязательно это сделают или хотя бы задумаются над их смыслом.
Карл Христиан Фридрих Краус, немецкий философ, писал: « Что переварили учителя, тем питаются ученики». Лучше, наверно, не скажешь.
В заключении хотелось бы сказать.За одиннадцать лет обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений. Но все-таки одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности. И если по словам Эразма Роттердамского :«Люди, поверьте мне, не рождаются, а формируются», то учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.