Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №22 с углубленным изучением отдельных предметов»
Педагогический совет
"Воспитательный потенциал урока".
Выступление
на тему "Воспитательный потенциал одного учебного дня школьника начального уровня образования"
учителя начальных классов
Гараниной С.А.
Тамбов
2021
Слайд 1.
Тема: "Воспитательный потенциал одного учебного дня школьника начального уровня образования"
На одном уроке у детей невозможно воспитать честность или милосердие, мужество или волю, вежливость или какое - либо другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо.
Нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, к школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов.
Приведу примеры воспитывающего значения уроков в начальном звене на примере одного учебного дня и тех уроков, которые я преподаю.
Слайд 2. Воспитательные возможности урока «Математики».
Слайд 3.
На этапе «раскручивания формулировки темы урока»:
- ребята сами определили тему, высказывая свои соображения;
- выдвинули задачи урока.
Это позволяет воспитывать творческое мышление, смелость суждений, культуру речи.
- Самостоятельно обозначили круг вопросов, которые необходимо выполнить. - Это умственное воспитание, воспитание уверенности в своих силах.
Несколько минут рассуждений вслух, мотивируют деятельность учащихся и создают рабочий настрой: ученики активно включились в обсуждение, они не боялись высказывать свои мысли вслух.
В обсуждении активное участие принимали как «сильные» и «средние» ученики, так и «слабые». Такой прием позволил создать ситуацию успеха на уроке, а это эффективное средство воспитания положительного отношения к учению.
Перед ними возникла проблема, которую им пришлось решить на уроке, - а это воспитание критического мышления, ответственности и волевых качеств.
Слайд 4.
На этапе актуализации опорных знаний – проведена работа с применением электронных тренажеров для устного счета. У учеников воспитывается внимательность, честность, самостоятельность, взаимоуважение.
Материал для нравственного воспитания учащихся взяла из
содержания текстовой задачи, в процессе её решения несколько минут отвела для краткой целенаправленной беседы нравственного характера.
Задача. В классе 30 учеников. Сколько граммов хлеба окажется в пищевых отходах после посещения классом столовой, если каждый оставит полкусочка хлеба, а масса всего кусочка 50 г?
В ходе беседы выяснилось, что погублена целая буханка! А сколько их за неделю выбросил класс?
А ведь в школе не один класс, и школа не одна в городе! Сколько же хлеба мы выбрасываем?! Это неуважение к труду многих людей, к хлебу; хлеб в жизни человека всему голова… Ребята высказывались, как они понимают эту народную мудрость.
Слайд 5.
Работа в группах: Предложила учащимся самостоятельно составить задачи по рисункам, схемам, кратким записям, выражениям о бережном отношении к животному и растительному миру, о труде, о спорте. Такая работа позволяет воспитывать культуру общения, творческое воображение детей, познавательную активность, ответственность, расширяет их кругозор, укрепляет связи обучения с жизнью. Дети учатся понимать, что все блага жизни создаются трудом.
Слайд 6.
Воспитание творческой самостоятельности осуществила с помощью проверки домашней работы: нужно было составить математическую сказку по теме и художественно оформить её.
- Сочиняя свою сказку, дети учатся быть добрыми и справедливыми.
На этапе рефлексии в конце урока - присутствовал анализ учителя и учеников, а также самоанализ. Делались акценты на нравственных критериях, трудовых успехах или неудачах. – Здесь происходит развитие умственного воспитания.
Слайд 7.
Воспитательное значение урока «Русский язык»
Самый главный воспитательный момент урока – вызвала эмоциональный всплеск в душах ребят. Для этого я привлекла такие средства воздействия, как музыка и живопись (репродукции, портреты), презентация,
Слайд 8. - работа с интерактивными карточками на платформе Учи.ру.
Работая над фонетическим и грамматическим разбором, над усвоением орфограмм, обращала внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок. Воспитание нравственных качеств на уроке происходило путем использования художественного текста, который способствовал формированию духовного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире. Провела работу над обогащением словарного запаса детей нравственными определениями (справедливость, гуманизм, честность).
В качестве развития речи, учащимся предложила творческое задание нравственного характера: написать сочинение на одну из предложенных тем: «Что значит воспитанный человек?», «Я и мои товарищи», «Что я ценю больше всего в человеке».
Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.
Слайд 9.
Воспитательное значение урока «Литературного чтения»
Поэтическая минутка: чтение наизусть стихов о весне. Чудесные стихи поэтов – классиков позволили детям яснее услышать первый звон капели, острее почувствовать благоухание и свежесть весеннего утра… Изучение стихотворений формирует духовный мир, тонко и глубоко влияя на ребёнка.
Слайд 10.
Дома учащиеся сами подобрали пословицы и поговорки о добре и зле, о дружбе и вежливости, а на уроке ребята объяснили, как они их понимают, провели аналогию с конкретными ситуациями. Дети оценили свое поведение: всегда ли они поступают правильно, и пришли к выводу о том, что доброе слово творит чудеса; разобрали, как поступают настоящие друзья, как правильно относиться к своим близким и окружающим людям.
Слайд 11.
Использовали элементы театрализации: инсценировка басни Ивана Андреевича Крылова «Квартет». Это способствует формированию мировоззрения учащихся, их эстетическому развитию, позволяет вывести ребят на новый уровень осмысления прочитанного: через творчество увидеть нравственные, духовные, эстетические аспекты произведения.
Слайд 12.
Воспитательное значение урока «Окружающий мир»
Последние изученные темы в четверти были связаны с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом. Учащихся подвела к мысли, что для их нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать. Ребята предложили смастерить кормушки, затем они развесили их возле домов и в ближайших парках. Осуществляют регулярный сбор корма для птиц и их кормление. Есть дети, которые подкармливают белочек в парке «Дружба» и в Пригородном лесу.
Развиваются умения и навыки ухода за животными, оказания им необходимой помощи. Это наиболее действенное средство экологического воспитания. Ребенок усваивает правила поведения в природе, в обществе, учится понимать самого себя и управлять своим поведением, гуманно относиться ко всему живому.
+❤ В
Слайд 13.
иПредмет «Технология» – это творческий предмет, который развивает чувство прекрасного, формирует высокие эстетические вкусы.
Сейчас мы работаем с бумагой и картоном. Открытки, поделки и тематические композиции прекрасно смотрятся. Выполненные с большим старанием и любовью, они приносят детям чувство удовлетворения и радость, помогают приобщить ребенка к красоте и являются первой ступенькой к творческому росту. Мы организовали выставку детских работ в классе, наслаждаемся прекрасным сами и дарим радость и красоту всем, кто к нам приходит.
Слайды 14 – 19.
Позволю себе небольшое отступление от уроков одного дня, и предложу вашему вниманию несколько слайдов с детскими работами и выставки, которые мы организовываем.
Слайд 20.
Учитель и ученики: мы вместе учимся, открывая для себя что-то новое. Главное – вступить в диалог, ведь именно через него происходит культурное, нравственное и духовное воспитание не только учащихся, но и самого учителя.
И в конце хотелось бы сказать словами поэта Фёдора Ивановича Тютчева:
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
Слайд 21.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ТВОРЧЕСКИХ ВСЕМ УСПЕХОВ!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.