Воспитательный аспект в целеполагании урока чтения
Оценка 4.8

Воспитательный аспект в целеполагании урока чтения

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
дефектология +1
Взрослым
14.05.2017
Воспитательный аспект в целеполагании  урока  чтения
По-настоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим. Новые федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ставят перед учителями новые задачи: • воспитание свойств и качеств личности, которые позволят учащимся адаптироваться в социальной среде и стать полезными членами общества в соответствии со своими возможностями. От решения этих задач зависит результат обучения: достижение выпускниками социальной зрелости, достаточной для дальнейшего самоопределения и самореализации в учебной, трудовой, культурной сферах деятельности.Уроки чтения являются самым действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания умственно отсталых учащихся. Именно на этих занятиях дети знакомятся с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку. Сила воспитательного воздействия литературного произведения зависит от его эмоциональной выразительности, от умения учителя довести ее до детей, связать с конкретными детскими переживаниями. Особый ребенок ожидает от взрослых жизненноважную и своевременную информацию о себе и своей судьбе, хочет получить ответы на свои глубинно-личностные вопросы. В книге он может найти ответ или похожую ситуацию, которую проживает герой и смоделировать ее на себя. На материале художественных произведений ребенок учится жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире нравственных ценностей. Чтение формирует взгляды на жизнь, закладывает многие нравственные качества. На уроках чтения значительно повышается и общее развитие учащихся, расширяются их представления о мире. Уроки чтения способствуют развитию связной устной речи детей. Происходит знакомство с новыми словами, значения которых объясняются, закрепляются в процессе неоднократного употребления. Эффективность дальнейшего обучения школьника всем другим предметам напрямую зависит от того, как сформированы у него навыки чтения.
Документ Microsoft Office Word (7).docx
Белорыбцева Алёна Владимировна,  учитель русского языка и чтения  ГОКУ СКШ № 25 города Братска Воспитательный аспект в целеполагании  урока  чтения в (специальной) коррекционной школе По­настоящему   развивающее   обучение   не   может   не   быть   не воспитывающим.   Новые   федеральные   государственные   образовательные стандарты  образования   обучающихся   с   умственной   отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ставят перед учителями новые задачи:  воспитание свойств  и качеств личности, которые  позволят учащимся адаптироваться   в   социальной   среде   и   стать   полезными   членами общества  в соответствии со своими возможностями. От   решения   этих   задач   зависит   результат   обучения:  достижение выпускниками   социальной   зрелости,   достаточной   для   дальнейшего самоопределения и самореализации в учебной, трудовой, культурной сферах деятельности. Урок   обладает   уникальными   возможностями   влиять   на   становление очень   многих   качеств   личности   учащихся.   Он   должен   быть   направлен   на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям.  В этом смысле уроки чтения являются самым действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания умственно отсталых учащихся. Именно   на   этих   занятиях   дети   знакомятся     с   различными   поступками взрослых   и   детей,   учатся   давать   им   оценку.   Сила   воспитательного воздействия   литературного   произведения   зависит   от   его   эмоциональной выразительности,   от   умения   учителя   довести   ее   до   детей,   связать   с конкретными   детскими   переживаниями.   Особый   ребенок   ожидает     от взрослых   жизненноважную   и   своевременную   информацию   о   себе   и   своей судьбе, хочет получить ответы на свои глубинно­личностные вопросы. В книге он может найти ответ или похожую ситуацию, которую проживает герой и смоделировать   ее   на   себя.     На   материале   художественных   произведений ребенок   учится   жить,   адаптироваться   в   социуме,   ориентироваться   в   мире нравственных ценностей. Чтение формирует взгляды на жизнь, закладывает многие нравственные качества. На уроках чтения значительно повышается и общее   развитие   учащихся,   расширяются   их   представления   о   мире.   Уроки чтения   способствуют   развитию   связной   устной   речи   детей.   Происходит знакомство с новыми словами, значения которых объясняются, закрепляются в   процессе   неоднократного   употребления.   Эффективность   дальнейшего обучения школьника всем другим предметам напрямую зависит от того, как сформированы у него навыки чтения. Нельзя согласиться с мнением отдельных учителей, которые считают, что воспитательная работа на уроке не нуждается в специальном планировании, так как проводится неосознанно.  Действительно,   нельзя   забывать   о   роли   неосознанного   воспитания.   Под неосознанным принято называть то воспитание, которое учитель не планирует заранее,   не   прописывает   в   тетради,   но   воспитывает   каждый   день   своим примером, своим отношением к детям и окружающим, своим внешним видом и  реакциями   на   раздражители.   Когда   же   учитель   говорит   одно,  а   реально поступает наоборот, это уже  пример негативного  неосознанного воспитания.     Воспитательная   работа   на   уроке     должна   планироваться   самым тщательным   образом.   В   отличие   от   целей   обучения   воспитательную   цель необязательно объявлять ученикам, нужно помнить одно: цель должна быть конкретной   и   достижимой.  Могут   быть   использованы   следующие формулировки при постановке воспитательной цели:  вызвать интерес,  пробудить любознательность,  побудить учащихся к активности,  выразить свое отношение…  прививать, укреплять... навыки; Достижение цели происходит не прямым путем, а через решение задач:   помочь осознать, как  взаимодействовать с миром;  содействовать развитию умений общаться;  формировать способности выполнять роль человека;  формировать способности вступать в социальные отношения;  готовить   к   труду,   семейной   жизни,   проведению   досуга,   творческому самовыражению. Но   правильно   поставленные   цели   не   являются   гарантией   высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они   будут   реализованы.   Даже   самая   совершенная   система   воспитательных целей   и   задач   мало   поможет   практике,   если   учитель   не   будет   иметь правильного   представления   о   путях   достижения   этих   целей   через деятельность   учащихся,   последовательность   выполнения   ими   отдельных действий.  При   составлении   плана   урока   важно   продумывать   виды деятельности   ученика   на   каждом   этапе   урока   в   связи   с   поставленными воспитательными   задачами,   т.е.   через   какие   виды   деятельности,   формы работы может быть достигнута поставленная цель.  На уроке чтения можно достичь желаемого в воспитательной области через эмоции, полученные при чтении литературного произведения, для этого содержание   урока     должно   быть   соответствующим   образом   подготовлено. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу,   как   удивительное.   Всегда   можно   найти   такой   угол   зрения,   при котором даже обыденное становится удивительным.   Это   могут   быть   факты   из   биографии   писателей.   Хорошо   работает   так называемая   «фантастическая   добавка».   Учитель   дополняет   реальную ситуацию фантастикой. На уроках чтения фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо литературному герою; представить, что встретились с героями перед дуэлью и других. Если во время урока учитель видит   пустые   глаза   учеников,   значит,   урок   проходит   зря.     Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом, главное правильно   выбрать   приемы   целеполагания.  При   выборе   приемов целеполагания   необходимо   использовать   следующие   условия:   учет   уровня знаний   и  опыта   учащихся;   доступность,  толерантность.  т.е.  необходимость выслушивания   всех   мнений   правильных   и   неправильных,   но   обязательно обоснованных.  Необходимо   обеспечить   детей   инструментом,   позволяющим удержать  суть. Таким инструментом являются схемы, модели, иллюстрации, детские рисунки, т. е. знаково­символические средства. Следует отметить, что все приемы строятся на диалоге. Поэтому учителю необходимо грамотно формировать и выстраивать цепочку вопросов и учить отвечать   на   них, учитывая   уровень   знаний   и   опыта   детей. В коррекционной школе  я часто использую такие приемы, как:    1.   «Тема­вопрос».  Тема   урока   формулируется   в   виде   вопроса.   Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развивается умение слушать друг друга, тем интереснее и быстрее проходит работа. 2.   «Работа   над   понятием».  Учащимся   предлагаю   для   зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.  3. «Домысливание». Предлагается тема урока и слова "помощники":  Повторим…  Узнаем…  Проверим…           4. «Подводящий диалог». На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение и  конкретизацию. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих   действий.  Тем   самым   возникает   ситуация,  для   которой   необходимы дополнительные действия. Ставится цель. Важно   понимать,   что   процесс   целеполагания   –   это   коллективное действие,   каждый   ученик   –   участник,   активный   деятель.   Учителю   важно обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель — отвечающий ученик»   к   отношению   «спрашивающий   ученик   —   учитель,   помогающий ребенку сформулировать свой вопрос и найти на него ответ».  Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Правильно   организованный   процесс   целеполагания   на   уроках   чтения приведет   к   достижению   выпускниками   коррекционной   школы     достойных личностных   результатов.   включают   овладение обучающимися   социальными   (жизненными)   компетенциями,   необходимыми для   решения   практико­ориентированных   задач   и   обеспечивающими формирование и развитие социальных  отношений обучающихся в различных средах:   Личностные   результаты    Осознание   себя   как   гражданина     России;   формирование   чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;  Развитие   этических   чувств   стыда,   вины,   совести,   как   регуляторов морального поведения;  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;  Развитие адекватных представлений о собственных   возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;  Овладение   начальными   навыками   адаптации   в   динамично изменяющемся и развивающемся мире;  Овладение   социально   бытовыми   умениями,   используемыми   в повседневной жизни;  Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;  Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;  Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации   к   творческому   труду,   работе   на   результат,   бережному отношению к материальным и  духовным ценностям. Проработав несколько лет по данной теме, пришла к выводу, что отслеживать правильно организованную   целеполагающую деятельность на уроке чтения можно   по   следующим   параметрам:   изменение   основы   целеполагания   –   от эмоциональной   (любопытство,   интерес)   к   осмыслению   социальной, практической и личностной значимости изучаемой темы.

Воспитательный аспект в целеполагании урока чтения

Воспитательный аспект в целеполагании  урока  чтения

Воспитательный аспект в целеполагании урока чтения

Воспитательный аспект в целеполагании  урока  чтения

Воспитательный аспект в целеполагании урока чтения

Воспитательный аспект в целеполагании  урока  чтения

Воспитательный аспект в целеполагании урока чтения

Воспитательный аспект в целеполагании  урока  чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2017