В представленной мною статье на примере учебного материала УМК "Английский в фокусе" 5 класс представлен воспитательный материал в достижении личностных результатов обучающихся.
Воспитательный результат, заложенный в систему уроков иностранного языка- это те духовно-нравственные приоритеты и личностные результаты, которые получают обучающиеся.Кратко представлен воспитательный материал уроков английского языка для достижения личностных результатов учащихся.
Долгополова Валентина Ивановна, учитель английского языка
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Гимназия имени А. Грина» города Кирова
Воспитательный потенциал уроков иностранного языка в достижении
личностных результатов обучающихся.
Воспитательный аспект урока заложен в основу нового ФГОС ООН.
Необходимость модернизации современного российского образования
обусловлена приоритетностью задач духовнонравственного развития личности,
усиления воспитательного потенциала, призванного обеспечить готовность
обучающихся к жизненному самоопределению, их социальной адаптации.
Стандарт ФГОС ООО и «Концепция духовнонравственного развития и
воспитания личности гражданина России» согласно Закону «Об образовании»,
устанавливают в качестве важнейшей цели образования духовнонравственное
развитие личности в контексте становления ее гражданственности.
В МОАУ «Гимназия имени А.Грина» г. Кирова на основе национального
воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель –
воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного
гражданина России. Это ведущее направление в воспитательном конструкторе
Гимназии подкрепляется инновационными проектами программы развития
образовательной организации: « Вятский край. Краеведение», «Гражданин»,
«Меридиан».
Организация воспитания и социализации обучающихся гимназистов в
перспективе достижения общенационального воспитательного идеала
осуществляется по следующим направлениям:
в урочной деятельности
во внеурочной деятельности
в сфере дополнительного образования.
Особенно эффективно идет развитие личностных результатов на уроках
гуманитарного цикла в 5 классах, получивших начальное общее образование по
федеральным государственным образовательным стандартам второго
поколения. Обучающиеся 4 классов в общем показателе личностных результатов
по итогам начального общего образования продемонстрировали высокий и
средний уровень развития.
На уроках иностранного языка в 5 классах также идет дальнейшее
развитие личностных результатов.
Иностранный язык как один из ведущих гуманитарных учебных предметов
в российской школе содействует развитию личности учащихся посредством
реализации воспитательного потенциала иностранного языка. Главные цели
изучения предмета «Иностранный язык» по ФГОС ООО:
воспитание и разностороннее развитие школьника средствами
иностранного языка; формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям
иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии
мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью
своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы
разных жанров;
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма.
Личностными результатами учащихся обозначены как
формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к
самосовершенствованию;
осознание возможности самореализации средствами иностранного языка;
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и
межэтнической коммуникации;
стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность
содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное
отношение к проявлению иной культуры; осознание себя гражданином своей
страны и мира.
Требования к личностным результатам, которые не оцениваются и не
персонифицируются, могут анализироваться учителем через отношения и
представления обучающихся, более глубокое их осознание, осмысление
принадлежности, ощущение себя частью российского общества, через отношение
к культуре другой страны.
Исходя из воспитательных целей изучения иностранного языка, личностных
результатов, учитель, проектируя занятие, может планировать воспитательный
аспект как на один урок, так и на серию уроков блока изучения материала.
При организации любого вида деятельности на уроках необходимо помнить
о воспитательных результатах. На уроках иностранного языка проектируются
следующие виды деятельности:
познавательная деятельность;
творческая деятельность;
коммуникативная деятельность;
исследовательская деятельность.
На всех видах деятельности идет развитие личностных качеств:
развивается воля, целеустремленность, креативность. инициативность,
эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность.
Остановимся на воспитательном потенциале урока иностранного языка на
примере 5 класса учебник «Spotlight», который предлагает следующие
смысловые ценности:ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и
прогресса которого необходим мир, сотрудничество народов и уважение
многообразия их культур.
ценность гражданственности осознание человеком себя как члена общества,
народа, представителя страны и государства.
Модуль 2.»Страны изучаемого языка и родная страна»
формируем устойчивый познавательный интерес и мотивацию к странам
изучаемого языка и родной страны;
расширяем знания о своей этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры; уважение к ценностям семьи, любви, любовь к
природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в
восприятии мира.
Ценность природы, красоты, гармонии.
При изучении модуля 5 «Окружающий мир» формируем экологическое
сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание
основных принципов и правил отношения к природе.
Ценность человека.
Ценность жизни.
Учебный материал модуля 6 «Здоровый образ жизни» способствует
формированию основ социальнокритического мышления, развитие потребности
в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, знание
основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, обучающиеся более глубоко осознают, осмысливают
ценностные ориентиры, соответствующие общероссийскому гражданскому
сознанию.
Следовательно, воспитательный результат, заложенный в систему уроков
иностранного языка это те духовнонравственные приоритеты и личностные
результаты, которые получают обучающиеся.