Технологическая карта урока «Династический кризис 1825 года.
Выступление декабристов».
Игра – это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка.
Игра способна также решить ещё одну проблему – она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ЦЕЛИ УРОКА:
СПЕЦИАЛЬНЫЕ:
познакомить учащихся с причиной династического кризиса,
ходом восстания на Сенатской площади,
определить причины поражения, итоги и последствия выступления декабристов.
ОБЩЕПРЕДМЕТНЫЕ:
Развитие аналитического мышления.
Продолжить формирование основных компетенций:
-учебно-информационных :
-обрабатывать информацию,
-создание презентации,
-коммуникативных:
-выступать публично,
-социальных:
-определять тему,
-прослеживать причинно-следственные связи,
-аргументировано обосновывать свои выводы.
ПЛАН УРОКА. 1.Мотивация. Введение в тему. (Постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа).
2.Повторение домашнего задания
3.Изучение нового материала:
А. Династический кризис.
Б. Выступление 14 декабря 1825 г.
В. Следствие и суд над декабристами.
Г. Историческое значение и последствия восстания декабристов.
4.Рефлексия.(Решение проблемного вопроса, самооценка работы учащихся).
5.Домашнее задание.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, тетради, презентация
Тема урока |
Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов |
|
Тип урока |
Урок изучения нового материала |
|
Дата урока |
|
|
План урока |
1. Мотивация. Введение в тему (Постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа); 2. Опрос домашнего задания; 3. Изучение нового материала Ø Династический кризис; Ø Выступление 14 декабря 1825 года на Сенатской площади; Ø Следствие и суд над декабристами; Ø Историческое значение и последствия восстания; 4. Рефлексия; 5. Домашнее задание. |
|
Педагогическая цель урока |
Раскрыть сущность династического кризиса; разобрать ход восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года; показать героизм благородство, любовь к Отечеству молодого дворянства; определить причины поражения и последствия выступления декабристов. |
|
Формы и методы обучения |
Методы – объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; Формы – индивидуальная, групповая, фронтальная. |
|
Определения и даты |
Династический кризис; 14 декабря 1825 года – выступление на Сенатской площади, 29 декабря 1825 года - восстание Черниговского полка. |
|
Персоналий |
Александр I, Константин Павлович, Николай I, Павел Иванович Пестель, Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин, Никита Михайлович Муравьёв, Кондратий Фёдорович Рылеев, Пётр Григорьевич Каховский, Сергей Павлович Трубецкой. |
|
Оборудование |
Проектор, раздаточный материал |
|
Авторский медиапродукт |
Презентация Microsoft Power Point |
|
Планируемые образовательные результаты |
||
Предметные компетенции |
Метапредметные и личностные УУД |
|
Научатся выделять главное в тексте, строить причинно-следственные связи, объяснять значения терминов, высказывать своё отношение к выступлению декабристов. |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи между событиями; Коммутативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. |
|
План проведения урока |
||
Этапы урока |
Временная реализация |
|
Организационный момент |
2 |
|
Постановка целей и задач урока, формулировка проблемного вопроса |
5 |
|
Опрос домашнего задания |
5 |
|
Изучение новой темы |
22 |
|
Рефлексия |
5 |
|
Запись домашнего задания |
1 |
|
Оборудование:
ü Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. XIX век.8 класс. М., 2012.
ü Презентация «Выступление декабристов»
ü Абдулаев Э.Н., Морозова А.Ю., Сдвижков О.В. История Отечества. Историческая география. XIX век. Картографический тренинг для работы на уроке и подготовке к экзаменам.//СD-ROM, 2013
ü Ожившая история. XIX век// CD-ROM, 2013
ü Мультимедийный проектор
ü Компьютер
План урока:
1.Организация начала урока |
1 минута |
2.Проверка домашнего задания |
7 минут |
3.Сообщение темы и задач урока |
2 минуты |
4.Усвоение нового материала и его первичное осознание |
25 минут |
5.Закрепление и обобщение полученных знаний. |
6 минут |
6.Подведение итогов урока |
3 минуты |
7.Информация о домашнем задании |
1 минута |
Технологическая карта
№ п/п |
Этап урока |
Дидактическая цель |
Методы обучения |
Формы обучения |
1 |
Организационный |
Мотивация на работу на уроке |
Эвристический |
Беседа |
2 |
Проверка домашнего задания |
Контроль за усвоением темы предыдущего урока |
Контроль |
Интерактивная игра |
3 |
Изучение нового материала |
Познакомить с содержанием новой темы |
Объяснительно-иллюстративный, поисковый-исследовательский |
Беседа, самостоятельная работа с историческими источниками |
4 |
Закрепление |
Первичное закрепление событий 14 декабря 1825 года. |
Эвристический |
Беседа, самостоятельная работа |
5 |
Организационный |
Сообщение домашнего задания |
Рассказ |
Беседа |
6 |
Организационный |
Подвести итог |
Рефлексивные методы |
Беседа |
Ход урока
Организационный момент.
Постановка целей и задач урока, формулировка проблемного вопроса
Стихотворение А.С. Пушкина 1827 г. «Во глубине сибирских руд»
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Учитель:
· Кому посвящено стихотворение А.С.Пушкина?
· Какова его главная мысль?
· В чем особенности общественного движения в первой четверти XIX века?
· О каких «высоких стремлениях» говорит А.С.Пушкин?
В ходе беседы учащиеся должны прийти к выводу, что стихотворение посвящено участникам тайных обществ – будущим декабристам, именно они стали открыто говорить о необходимости отмены крепостного права, ограничении самодержавия, проведения реформ.
Проверка домашнего задания
Для проверки домашнего задания организовывается игра «Чистая доска». Учитель до начала урока в разных концах школьной доски, в произвольном порядке, размещает кленовые листочки с вопросами по предыдущей теме. Учитель объясняет обучающимся правила игры. Класс делится на три команды. Какая команда сможет ответить на большее количество вопросов, та и выигрывает. К концу опроса домашнего задания доска должна быть чистой.
Прогнозируемые результаты: обобщение знаний по теме «Общественное движение при Александре I», развитие умения анализировать и систематизировать исторический материал, делать выводы, совершенствование навыков устной речи, умения излагать и доказывать свою точку зрения, приводить аргументы и контраргументы, вести дискуссию, развитие навыков самоанализа успешности и результативности своей деятельности.
Вопросы:
1. Какие причины привели к движению и недовольству офицеров, передовой части русского общества?
2. Каковы же предпосылки возникновения движения декабристов? (Участие в заграничном походе русской армии позволило увидеть свободную жизнь людей в Европе и русская действительность, крепостное право теперь воспринимались солдатами особенно остро.)
3. В чем сходство и отличие «Союзов спасения и благоденствия»? (Сходство этих организаций в том, что они были тайными офицерскими организациями участников Отечественной войны 1812 года, имели тот же состав руководителей. Обе организации имели свои цели и задачи, сформулированные в уставах обществ. Целью обеих организаций было стремление к реформированию России, превращению ее в могущественную державу. Также целью этих обществ была забота об улучшении жизни и быта своего народа. Союзы были самораспущены.)
4. В чём различие «Союзов спасения и благоденствия»? (Различие между этими организациями в том, что «Союз спасения»- заговорщическая организация, четкой программы и форм деятельности у нее не было. Главной целью «Союза спасения» было наделение русского народа Конституцией и гражданскими правами. «Союз благоденствия» носил более открытый характер, он имел сеть местных организаций во многих крупных городах. «Союз благоденствия» пошел дальше по пути пропаганды и просветительской деятельности, благотворительности, смягчения и гуманизации нравов - все это являлось ближней целью деятельности общества. Его члены должны были добиваться устранения жестокости, рукоприкладства и произвола в армии. Предполагалось также открывать школы для крестьян, внедрять передовые формы земледелия. Дальней целью являлось введение Конституции, равенства всех перед законом, гласности в государственных делах и судопроизводстве, уничтожение крепостного права, рекрутчины и военных поселений. Методом прихода к свободному правлению в стране они считали бескровный политический переворот.
5. Почему эти организации были самораспущены? (Среди участников «Союза спасения» было очень много разногласий в видении путей к освобождению России и в конце 1817 года это общество было распущено. В 1821 году полиция и царь узнали о существовании тайного общества «Союз благоденствия», поэтому было решено его распустить, чтобы избавиться от ненадежных членов, царских агентов и пересмотреть дальнейшую тактику борьбы.)
6. Назовите даты возникновения «Северного» и «Южного» обществ. (В 1821-22 годах возникли 2 новых общества «Северное» в Петербурге и «Южное» на Украине. В Полтавской губернии независимо от них возникло «Общество соединенных славян» во главе с братьями Борисовыми, которое объединилось с «Южным обществом».
7. Сравните два программных документа декабристов «Русская правда» Павла Пестеля и «Конституция » Никиты Муравьева, выделите черты сходства и черты отличия этих программ. (Никита Муравьев разработал проект «Конституции», но он был очень умеренным деятелем декабристского движения, и в своем проекте пытался свести воедино неосуществленные проекты Александра I.)
Вопросы сравнения |
«Русская правда» П.И.Пестеля |
«Конституция» Н.М.Муравьева |
Форма правления |
Республика |
Конституционная монархия |
Избирательное право |
Мужчины с 20-летнего возраста, без имущественного ценза |
Имущественный ценз |
Государственное устройство |
Унитарное государство |
Федерация |
Демократические преобразования |
Политические свободы (свобода слова, печати) |
Политические свободы (свобода слова, печати) |
Судьба военных поселений |
Уничтожение |
Уничтожение |
Судьба крепостного права |
Отмена немедленно и без выкупа |
Отмена |
Вопрос о земле |
½ у крестьян, ½ у помещиков. |
Земля у помещиков, крестьянам 2 десятины |
8. Почему декабристы назначили выступление на 14.12.1825 года? (Предполагалось, что восстание произойдет летом 1826 года. Но 19 ноября 1825 года, когда во время поездки по стране в Таганроге заболел и умер император Александр I. Неожиданная смерть Александра I, человека со сложным характером, скрытного и непредсказуемого, сразу же породила множество слухов, суть которых сводилась к одному: царь не умер, в гроб положен был какой-то другой человек. Александр же скрылся, ушел, отрекшись от престола. Правда, слухи скоро затихли. Эта внезапная смерть привела к династическому кризису.
9. Как вы считаете, программа какого общества была более реалистична для осуществления в России? (Положительная сторона проекта Муравьева – это то, что в своей основе он был реалистичен. Автор понимал, что стране нельзя навязывать преобразования, к которым она не готова. Программа преобразований, написанная Пестелем и названная им «Русской правдой», была более смелой, но при этом менее реалистичной.
Подводится итог игры. Объявляется команда, победившая в данном туре.
Изучение новой темы.
Учитель: Ребята давайте с вами еще раз вспомним, кем же были декабристы. Декабристы – уникальное явление в русской истории. Молодые дворяне, хорошо образованные с блестящей военной карьерой, имеющие уважение, почет, статус. Но именно они не захотели смириться с гнетом крепостного права. Возвращаясь из Европы, они ждали перемен, а получили свертывание реформ, поэтому они стали, активно готовится к восстанию против самодержавия.
Внезапная смерть Александра I вызвала в российском обществе много различных слухов, но для либеральных дворян смерть императора стала сигналом к активным действиям. Всё перечисленное вами, было ещё при Александре I до его смерти.
Тема урока: «Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов».
Что нам предстоит узнать на уроке? Что мы пока не знаем? (Составление плана)
1. Причины династического кризиса.
2. Цели восставших.
3. Причины поражения и значение восстания.
В конце урока нам предстоит найти ответ на вопрос: Могло ли восстание декабристов закончиться победой?
Игра: «Исследовательская лаборатория». Класс делится на три группы. Для каждой группы разработаны задания с использованием исторических источников. И группа экспертов. Учащиеся исследуют материалы, отвечают на вопросы, представляют ответы перед классом. Критерии оценивания…
Задание для группы 1 - работая с текстом выделить причину династического кризиса.
(Приложение 1)
Династический кризис - нарушение установленного порядка передачи верховной власти при наследственной монархии вследствие отсутствия прямых наследников.
Называют причины.
Причины:
· Смерть Александра I, который не оставил наследников;
· Тайное завещание, об отречении следующего по старшинству брата Константина было секретным. Константин, разведшись с первой женой, женился на польской аристократке Иоанне Грудзинской, которая не принадлежала ни к какому правящему дому, поэтому брак считался неравным, дети в этом браке не имели права на престол. Сам Константин на престол не стремился, зная, что в народе про него говорят: «достойный сын своего отца: те же странности и вспышки, и та же жестокость и буйство». Иная ситуация была у Николая – женат на принцессе прусского правящего дома, в 1818 году у них родился сын Александр. Минусы Николая в том, что его не любила армия, а, следовательно, нет поддержки со стороны гвардии.
· Положение осложнялось огромными расстояниями, которые отделяли друг от друга главных героев этих событий. Александр I умер в Таганроге; Константин, которого все считали законным наследником престола, находился в это время в столице Царства Польского — Варшаве; а Николай, совершенно неожиданно для всех, провозглашенный наследником указом умершего царя, — в Петербурге.
· Николай познакомился с завещанием старшего брата, но не рискнул действовать по его воле. Генерал-губернатор столицы Милорадович, отвечавший за порядок в городе, во всеуслышанье заявил, что ни за что не ручается, если Николай взойдет на престол. Очевидно, и сам будущий царь хорошо сознавал свою непопулярность и ту опасность, которой она грозит. В этой ситуации Николай решил не торопиться. 27 ноября, на другой день после получения известий из Таганрога, Николай в Большой церкви Зимнего дворца сам первым принял присягу Константину и привел к ней дворцовые караулы. Константин был провозглашен императором. Фактически мы видим, что в стране установилось безвластие.
· Только когда стало окончательно ясно, что Константин ни за что не приедет в столицу, Николай рискнул провести переприсягу. В ночь на 14 декабря на чрезвычайном заседании Государственного Совета он прочел манифест о своем вступлении на престол. Узнав о переприсяге, которая была назначена на утро 14 декабря, члены Северного общества решили этими обстоятельствами воспользоваться в полной мере.
4. Задание для группы 2 – Прочитайте текст документа и определите Цели декабристов, а также события восстания.
Приложение 2.
«В чём состоял план восстания?».
Восстание 14 декабря 1825 г.
Планы декабристов |
События восстания |
|
|
Сообщение военного министра А. И. Татищева командующему 2-й армией фельдмаршалу П. X. Витгенштейну:
Декабря 14-го поутру Государь император извещен был начальником штаба Гвардейского корпуса, что несколько рот лейб-гвардии Московского полка отказались от должной Его Величеству присяги и, завлеченные буйством своих капитанов, овладевши знаменами, принесенными к полку для присяги, изранили своего бригадного командира генерал-майора Шеншина и полкового командира генерал-майора Фредерикса, что толпа сия в величайшем неистовстве взяла направление к Исаакиевской площади, увлекая силою встречающихся офицеров, но другая часть полка осталась покорная и в порядке.
Государь император, дав повеление генерал-майору Нейдгарту велеть лейб-гвардии Семеновскому полку немедленно идти унять бунтующих, а Конной гвардии — быть готовой по востребованию, сам изволил сойти на дворцовую главную гауптвахту, где караул был от лейб-гвардии Финляндского полка, и приказал им зарядить ружья и занять главные ворота дворца. Между тем доходили до Государя императора сведения, что роты бунтовавшие были 5-я и 6-я Московского полка, что они уже вошли на площадь против Сената и что при них находится толпа разных людей в самом буйственном виде. Государь император изволил приказать тогда же первому баталиону лейб-гвардии Преображенского полка немедленно прийти к Его Величеству на Дворцовую площадь, что им и исполнено в неимоверной скорости, — тогда же прибыл к Государю императору военный генерал-губернатор Милорадович с известием, что толпа произносит крик и восклицания «Ура, Константин!» и что он полагает, что сие иное не может быть как предлог к самым пагубным намерениям, для которых нужно без отлагательства взять строжайшие меры.
Тогда послано от Его Величества повеление прибыть 3-м ротам лейб-гвардии Павловского полка, свободным от караула, и лейб-гвардии Саперному баталиону, которому занять Зимний дворец, а третьему баталиону лейб-гвардии Преображенского полка прибыть немедленно к Его Величеству. Между тем сам Государь император с первым баталионом Преображенского полка пошел навстречу бунтующим, дабы предупредить всякое покушение на дворец, в коем изволили находиться их императорские величества Государыни императрицы и прочие члены императорской фамилии. Прибыв против дома княгини Лобановой, государь император услышал выстрелы, и тогда же донесено Его Императорскому Величеству, что военный генерал-губернатор граф Милорадович ранен смертельно бунтовщиками; в то же время прибыл к Государю императору Конно-гвардейский полк и вслед за ним три роты лейб-гвардии Павловского полка, вскоре потом и его высочество Михаил Павлович привел баталион лейб-гвардии Московского полка, который с большим усердием просил позволения смыть кровию бунтующих срам и бесчестие мундиру своему нанесенное, но Государь император, не желая проливать крови, предпочел меры кротости и увещания, но ни уважение Его Величества, ни присутствие митрополита, ни угрозы не могли склонить их к сдаче.
Напротив того, буйство приметно возрастало и к шайке прибыли разные толпы лейб-гвардии Гренадерского полка солдат с тремя офицерами и знаменем оного и тогда же начали стрелять из среды шайки. Посему решено было Его Величеством прибегнуть к мерам строгости, тем необходимейшим, что чернь, подкупаемая деньгами и подносимым вином, начинала приставать к бунтующим... Прежде, однако ж, нежели приступить к последним мерам строгости, Государь император изволил повелеть лейб-гвардии Конному и Кавалергардскому полкам сделать покушение устрашить бунтовщиков атакою, весьма трудною, впрочем, по тесному месту и выгодному расположению мятежной шайки, усиленною уже большею частью баталиона Гвардейского экипажа, но сия мера не имела желаемого успеха, мятежники стояли твердо и, пользуясь выгодою своего места, продолжали свое неистовство, тогда Его Величество решился с душевным прискорбием вывести против мятежной толпы четыре орудия, приказав зарядить картечью, послав в последний раз им сказать, чтоб они предались милости Государя императора, но, получив решительный отказ, повелел начать стрельбу. По второму выстрелу шайка рассыпалась... Цит. по: Гордин Я. А. Мятеж реформаторов. — Л., 1989.
Из воспоминаний декабриста генерал-майора М. А. Фонвизина:
13 декабря казалось, что все было приготовлено тайным обществом к решительному действию: оно считало на гвардейские полки, в которых было много членов, ручавшихся за успех, как один член Союза, адъютант начальника гвардейской пехоты генерала Бистрома, поручик Ростовцев, не из корыстных видов, а испуганный мыслию о междоусобном кровопролитии, идет во дворец и открывает великому князю Николаю намерения и надежды тайного общества воспрепятствовать его восшествию на трон. Великий князь в ту же ночь созывает во дворец начальников гвардейских полков (в числе их был один член тайного общества генерал Шипров) и льстивыми убеждениями, обещаниями наград и т. п. преклоняет их к присяге императору Николаю I, зная, что этим они свяжут совесть своих солдат. Этой счастливой проделкой Николай Павлович удачно избегает опасности, ему угрожавшей.
Тайное общество могло тогда считать на части лейб-гвардии Московского и Гренадерского полков и на баталион Гвардейского морского экипажа, которые твердо решились стоять за права великого князя Константина, полагая, что жизнь его в опасности. Декабря 14-го на рассвете этот малочисленный отряд, над которым приняли начальство военные члены тайного общества, собирается на Сенатской площади в уверенности, что гвардия его поддержит.
Но гвардейские полки, так недавно связанные присягою, данною Николаю I, хотя не с большим усердием, а по приказанию начальников, идут против отряда, собравшегося на Сенатской площади, к которому присоединилась большая толпа народа. Император посылает уговаривать солдат положить оружие. Неустрашимый генерал-губернатор граф Милорадович с тем же намерением скачет к отряду, но в ту же минуту, смертельно раненный пулей, падает. Трепеща от страха, петербургский митрополит Серафим в угождение царю, окруженный своей свитой, подходит к отряду, начинает убеждать солдат, но напрасно теряет слова. Конная гвардия идет в атаку на инсургентов, и они опрокидывают ее батальонным огнем.
Наконец подвозят шесть батарейных орудий (ultima-ratio — последний довод) и несколько картечных выстрелов с близкого расстояния расстраивают ряды инсургентов и заставляют их рассеяться. Если б отряд, вышедший на Сенатскую площадь, имел предприимчивого и отважного начальника и, вместо того чтобы оставаться в бездействии на Сенатской площади, он смело повел бы o его до прибытия гвардейских полков ко дворцу, то мог бы легко захватить в плен всю императорскую фамилию. А имея в руках таких заложников, окончательная победа могла бы остаться на стороне тайного общества. Цит. по: Гордин Я. А.Указ. соч.
- Какую историческую информацию вам удалось извлечь из этих документов?
1. Группа №3 Причины поражения и значение восстания.
Наступал рассвет, медлить было нельзя. Ещё затемно 14 декабря офицеры – члены тайного общества были в казармах и вели агитацию среди солдат. С горячей речью выступил перед солдатами Московского полка Александр Бестужев. «Я говорил сильно, меня слушали жадно», - вспоминал он позже. От присяги Николаю солдаты отказались и приняли решение идти на Сенатскую площадь. С развивающимися знамёнами Московский полк под командованием братьев Александра и Михаила Бестужевых и Дмитрия Щепина-Ростовского первым пришёл на Сенатскую площадь (слайд 14). Но здесь их ожидало первое горькое разочарование. Оказалось, что Сенат уже присягнул Николаю I и сенаторы разъехались. Таким образом, первая цель восстания не была достигнута. Это была тяжёлая неудача. А дальше от плана начало откалываться одно звено за другим. Оказалось, рано утром отказался совершить акт цареубийства Каховский, отказался вести на Петропавловскую крепость солдат - Булатов и захватить Зимний дворец - Якубович.
Но, как показали события, у Николая был сильный союзный союзник – время. 14 декабря оно работало на царя. Большинство войск, расквартированных в Петербурге, поддержали Николая. Декабристы же эффект внезапности, который давал им серьёзные преимущества, упустили безнадёжно.
Противостояние на Сенатской площади продолжалось около 5-ти часов: с 11 до начала 5-го. Пожалуй, самым ярким и трагическим событием за эти долгие часы являлся рейд на Сенатскую площадь генерал-губернатора Милорадовича, пытавшегося убедить рядовых участников восстания в том, что их обманывают. Но он был смертельно ранен Каховским (слайд 15).
После того, как переговоры не удались, Николай приказал войскам, принесшим ему присягу, открыть огонь по мятежникам. Уже после второго выстрела восставшие дрогнули и побежали.
Какие вы выделили причины поражения?
Учитель: Следствие по делу декабристов началось практически в день восстания. Некоторые из его руководителей были задержаны прямо на Сенатской площади. Вечером 14 декабря они уже давали первые показания. Пятеро были повешены в Петропавловской крепости
- Какую историческую информацию вам удалось извлечь из этих документов?
Задание группе «Эксперты»: составить по 2 вопроса для каждой группы
Физкультминутка
А теперь ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело!
Учитель: Заслушав ответы рабочих групп мы можем ответить на вопрос «Могло ли восстание декабристов закончиться победой?»
Несмотря на разгром восстания – Николай I оказался под сильным впечатлением от этого события, стало очевидно, что жить по старым порядкам страна уже не может. Декабристы всколыхнули передовую часть российского общества, способствовали тому, что её усилия и таланты оказались направленными на борьбу с крепостничеством и самодержавием.
6. Подводятся итоги урока, звучит оценка работы групп, отдельных обучающихся.
1. Рудник, на котором работали большинство декабристов.
2. Первая из женщин-декабристок.
3. Император, который взошёл на престол в 1825 году.
4. Император, который разрешил декабристам в 1856г. вернуться в Россию.
5. В этом сибирском городе в разное время проживали до 15 декабристов и их семьи.
6. Самая большая колония декабристов проживала в …… заводе.
7. Помилование, объявленное декабристам в 1856г.
8. Этот декабрист несколько лет служил в Омске.
9. Большинство декабристов были осуждены на …… .
7. Рефлексия
Попробуйте оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале.
· Как я усвоил материал?
Получил прочные знания, усвоил весь материал – 9-10 баллов.
Усвоил новый материал частично – 7-8 баллов.
Мало что понял, необходимо еще поработать – 4-6 баллов.
· Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?
Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9-10 баллов.
Допустил ошибки – 7-8 баллов.
Не справился – 4-6 баллов
Критерии для оценивания работы группы (примерная таблица для учителя):
№ гр. |
Правильность изложения материала |
Логика изложения материала, чѐткость |
Культура изложения материала |
Поведение в группе, умение сотрудничать |
I |
|
|
|
|
II |
|
|
|
|
III |
|
|
|
|
Критерии для оценивания выступления от группы:
1. Время
2. Правильность
3. Доступность изложения
4. Логика изложения
5. Речь
6. Эмоциональность
Приложение 1.
Прочитайте отрывок из монографии Мелицы Нечкиной «Декабристы», выделите и запишите причины, которые могли привести к династическому кризису.
«…..Между тем события обогнали декабристов и вынудили их выступить раньше сроков, которые были ими определены. Всё резко изменилось поздней осенью 1825 г. В ноябре 1825 года неожиданно умер вдали от Петербурга, в Таганроге, император Александр I. Сына у него не было, и наследником престола являлся его брат Константин. Но женатый на простой дворянке, особе не царской крови, Константин по правилам престолонаследия не мог бы передать престол своим потомкам и поэтому отрекся от престола. Наследником Александра I должен был стать следующий брат, Николай – грубый и жестокий, ненавидимый в армии. Отречение Константина держали в тайне, о нём знал лишь самый узкий круг членов царской семьи. Не обнародованное при жизни императора отречение не получило силы закона, поэтому наследником престола продолжал считаться Константин; он воцарился после смерти Александра, и 27 ноября наследие было приведено к присяге Константину. Формально в России появился новый император – Константин I. В магазинах уже выставили его портреты, успели даже отчеканить несколько новых монет с его изображением. Но Константин престола не принимал, одновременно не желал и формально отрекаться от него в качестве императора, которому уже принесена присяга. Создалось двусмысленное и крайне напряженное положение междуцарствия. Николай, боясь народного возмущения и ожидая выступления тайного общества, о котором уже был осведомлен шпионами-доносчиками, решился, наконец, объявить себя императором, так и не дождавшись от брата формального акта отречения. Была назначена вторая присяга, или, как говорили в войсках, «переприсяга», - на этот раз уже Николаю I. «Переприсяга» в Петербурге была назначена на 14 декабря. Междуцарствие и «переприсяга» волновали население и раздражали армию. Декабристы ещё при создании своей первой организации приняли решение выступить в момент смены императором на престоле. Этот момент теперь настал…….».
1. _____________________________________________________________
2. _____________________________________________________________
3. _____________________________________________________________
4. _____________________________________________________________
Приложение 2.
Нечкина М.В. Декабристы.
Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге (отрывок)
Декабристы планировали вывести на Сенатскую площадь 6 гвардейских полков. Гвардейские полки должны были выступить символом эпохи дворцовых переворотов, когда при помощи гвардии происходила смена правителей на троне. В реальности этого сделать не удалось. Порядок прибытия восставших полков на площадь был следующий: первым пришел лейб-гвардии Московский полк с декабристом Александром Бестужевым и его братом Михаилом Бестужевым во главе. За ним (значительно позже) – отряд лейб-гренадер – 1-я фузилерная рота декабриста Сутгофа со своим командиром во главе; далее – гвардейский морской экипаж под командой декабриста капитан-лейтенанта Николая Бестужева (старшего брата Александра и Михаила) и декабриста лейтенанта Арбузова. Вслед за гвардейским экипажем вступили на площадь последние участники восстания—остальная, наиболее значительная часть лейб-гренадер, приведенная декабристом поручиком Пановым. Рота Сутгофа примкнула к каре, а матросы построились со стороны Галерной другим воинским построением — «колонной к атаке». Пришедшие позже лейб-гренадеры под командой Панова составили отдельное, третье на Сенатской площади, построение – вторую «колонну к атаке», расположенную на левом фланге восставших, ближе к Неве. На площади собралось около трех тысяч восставших солдат при 30 офицерах-декабристах – строевых начальниках. Все восставшие войска были с оружием и при боевых патронах. Артиллерии у восставших не было. Все восставшие были пехотинцами. За час до конца восстания декабристы выбрали нового «диктатора» – князя Оболенского, начальника штаба восстания. Он трижды пытался созвать военный совет, но было уже поздно: Николай успел взять инициативу в свои руки и сосредоточить на площади против восставших вчетверо большие воинские силы, причем в его войсках были кавалерия и артиллерия, которыми не располагали декабристы. В распоряжении Николая было 36 артиллерийских орудий. Восставшие, как уже сказано, были окружены правительственными войсками со всех сторон. Короткий зимний день клонился к вечеру. «Пронзительный ветер леденил кровь в жилах солдат и офицеров, стоявших так долго на открытом месте», – вспоминали потом декабристы. Наступали ранние петербургские сумерки. Уже было 3 часа дня, и стало заметно темнеть. Николай боялся наступления темноты. В темноте народ, скопившийся на площади, повел бы себя активнее. Из рядов войск, стоявших на стороне императора, начались перебежки к восставшим. Делегаты от некоторых полков, стоявших на стороне Николая, уже пробирались к декабристам и просили их «продержаться до вечера». Более всего Николай боялся, как позже сам записал в своем дневнике, чтобы «волнение не сообщилось черни». Николай дал приказ стрелять картечью. Команда раздалась, но выстрела не последовало. Канонир, зажегший фитиль, не вложил его в пушку. «Свои, ваше благородие», – тихо ответил он набросившемуся на него офицеру. Офицер Бакунин выхватил запал из рук солдата и выстрелил сам. Первый залп картечью был дан выше солдатских рядов – именно по «черни», которая усеяла крышу Сената и соседних домов. На первый залп картечью восставшие отвечали ружейным огнем, но потом под градом картечи ряды дрогнули, заколебались - началось бегство, падали раненые и убитые. «В промежутках выстрелов можно было слышать, как кровь струилась по мостовой, растопляя снег, потом сама, алея, замерзала», – писал позже декабрист Николай Бестужев. Царские пушки стреляли по толпе, бегущей вдоль Английской набережной и Галерной. Толпы восставших солдат бросились на невский лед, чтобы перебриться на Васильевский остров. Михаил Бестужев попытался на льду Новы вновь построить солдат в боевой порядок и идти в наступление. Войска построились. Но ядра ударялись о лед – лед раскалывался, многие тонули. Попытка Бестужева не удалась. К ночи все было кончено. Царь и его клевреты всячески преуменьшали число убитых, –говорили о 80 трупах, иногда о сотне или двух. Но число жертв было гораздо значительнее – картечь на близком расстоянии косила людей. По приказу полиции кровь засыпали чистым снегом, спешно убирали убитых. Всюду ходили патрули. На площади горели костры, от полиции послали по домам с приказом, чтобы все ворота были на запоре. Петербург походил на город, завоеванный врагами.
Восстание декабристов можно назвать неудавшейся попыткой гвардейского дворцового переворота в стиле XVIII века. От предыдущих попыток захвата власти отличалась большим количеством участников – на площадь перед Сенатом вышло около 3 тысяч солдат. В результате восстания погибли 1 271 человек, что является абсолютным рекордом среди отечественных государственных переворотов по числу жертв.
Прочитайте 2 два первых абзаца пункта «Выступление 14 декабря 1825 года», найдите и выпишите в них ответ на вопрос «В чём состоял план восстания?».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.