Восстание декабристов

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Восстание декабристов Тип урока: комбинированный Цель урока: познакомить обучающихся с первым в России революционным вооруженным выступлением дворян против самодержавия и крепостничества. Учебно-воспитательные задачи: • показать причины выступления декабристов, подвести итоги и дать значение восстания декабристов; • выработать умения и навыки работать с документами, развивать аналитические способности; • воспитывать уважение к гражданским ценностям, правам и свободам личности; Наглядность: • карта “Россия в первой половине 19 века”, портреты декабристов, их жен; • учебные фильмы: Петропавловская крепость, Во глубине сибирских руд; Восстание декабристов; Кинофильм: Звезда пленительного счастья; • картина: К.И.Кольман “Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825года”; • документы: “Манифест к русскому народу”; Манифест Николая 1 о приговоре декабристам; Указ сената о присяге императору Константину 1; Указ Сената о присяге императору Николаю 1.декабрь 1825г.; • письма: М.Н.Волконской отцу “Я летаю на собственных крыльях”, А.Г.Муравьевой из Сибири к родным.
Иконка файла материала Восстание декабристов1.doc
Восстание декабристов Тип урока: комбинированный Цель урока: познакомить обучающихся с первым в России революционным вооруженным выступлением дворян против самодержавия и крепостничества. Учебно­воспитательные задачи:    показать причины выступления декабристов, подвести итоги и дать значение восстания  декабристов; выработать умения и навыки работать с документами, развивать аналитические способности; воспитывать уважение к гражданским ценностям, правам и свободам личности; Наглядность:      карта “Россия в первой половине 19 века”, портреты декабристов, их жен; учебные фильмы: Петропавловская крепость, Во глубине сибирских руд; Восстание  декабристов; Кинофильм: Звезда пленительного счастья; картина: К.И.Кольман “Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825года”; документы: “Манифест к русскому народу”; Манифест Николая 1 о приговоре декабристам;  Указ сената о присяге императору Константину 1; Указ Сената о присяге императору Николаю  1.декабрь 1825г.; письма: М.Н.Волконской отцу “Я летаю на собственных крыльях”, А.Г.Муравьевой из Сибири к  родным. Литература. 1. Винокурова М. Восстание декабристов. Учебное пособие. Пакет­комплект документов. М.  “Денди”, 1993. 2. Гассен А. Во глубине сибирских руд...М., Д.Л.,1965. 3. Орлов В. Антология. Меч и лира. М.,1976. 4. Очерки Живописная Россия, т.12,ч.1.С.­Петербург, 1895г. 5. Сборник. Декабристы и Сибирь. Новосибирск, 1977. 6. Сборник. Поэзия и письма декабристов. Горький.1984. 7. Факел. Историко­революционный альманах.1990. Письма декабристок. стр.8­41. Даты: 14 декабря 1825год ­ восстание декабристов. Ход урока 1. Организационный момент: Проверка готовности к уроку и задачи на урок. 2. Повторение домашнего задания: Выяснение идеологии декабристов. 1. Рассказать о деятельности общества декабристов в 1818­1824г.г. 2. Сравнить содержание программ Северного и Южного обществ. Сделать вывод. 3. Рецензия на ответ. Подведение итога:1. Какие задачи программ? 2. Каким образом они пытались осуществить эти задачи? Таким образом, осуществить задачи программ декабристы стремились путем военного переворота. 3. Изучение новой темы: План: I. Причины, повлиявшие на формирование революционных взглядов декабристов. II. Восстание декабристов: 1 ­ причины восстания; 2 ­ подготовка и план восстания; 3­ ход восстания; 4 ­ причины поражения восстания; III. Следствие по делу декабристов. IV. Декабристы в Сибири. Задача: В чем состояло историческое значение восстания декабристов? Декабристы­первые русские революционеры, были борцами против крепостничества и самодержавия. I вопрос. Выяснение вопроса путем беседы и запись причин в рабочую тетрадь. II вопрос. 1. Выяснение вопроса путем беседы. Глубокое чувство патриотизма, желание видеть свой народ  свободным, готовность к самопожертвованию ­ вот что побудило героев 1825 года выйти в холодное  утро 14 декабря, чтобы силой принудить членов Сената и Государственного Совета обнародовать  “Манифест к русскому народу”. 2. Ролевая игра. Кабинет, у классной доски ­ стол, на столе ­свечи, листы бумаги, чернильница, перо.4­ 5учеников в роли декабристов, одни сидят, другие прохаживаются у стола. Учитель:13 декабря, вечер, накануне восстания на квартире Кондрата Рылеева. 1 ученик: Итак, мы имеем программы “Русская правда” и Конституцию. А чтобы осуществить задачи  программ необходим военный переворот. 2 ученик: А не будет ли это дворцовым переворотом? 1ученик: Нет, мы совершим революционный переворот силами армии с целью смены правительства,  отмены крепостного права и проведений демократических преобразований. 2 ученик: А как быть с народом? 1 ученик: Без участия народа. Народ­ это толпа, основная масса ­ крестьяне, они не грамотны, не  подготовлены. Я не верю, что народ сыграет положительную роль, народ будет нам только помехой. 3 ученик: Ясно, но когда же начнем восстание? Учитель: Александр I  знал о существовании тайных обществ и отдал приказ об аресте руководителей  “Южного общества”, но 19 ноября 1825 года он скончался. У него не было детей, поэтому наследовать  престол должен был его брат Константин, который отказался от престола в пользу брата Николая. Чтение Указа Сената о присяге императору Николаю1. 2 ученик: Но как же, Николай не популярен в гвардии. 2 ученик: Он зол, мстителен, скуп. 2 ученик: Господа! У нас есть шанс. Начнем восстание в день переприсяги новому царю ­ 14 декабря.1 ученик: Войска, уже присягнувшие Николаю, не будут стрелять в своих братьев по оружию, и,  компромисс будет найден. Мы достигнем своих целей мирным путем. 3ученик: У нас есть “Манифест к русскому народу”. Мы заставим Сенат подписать его. Работа с манифестом /текст манифеста имеется у каждого ученика, один из них вслух зачитывает  текст /. 2 ученик: Решено, завтра с утра выводите войска на Сенатскую площадь. Диктатором, то есть военным  руководителем, назначается полковник, князь Сергей Петрович Трубецкой, Гвардейский морской  экипаж, Измайловский полк под командованием капитана Якубовича должны захватить Зимний дворец  и арестовать царскую семью. Захватить Петропавловскую крепость поручается полковнику Булатову с  подчиненным ему полком. Ты, Каховский должен рано утром тайно пробраться в Зимний Дворец и  убить Николая. Открой нам путь. Это облегчит осуществление плана восстания. 3. Работа с картой “Восстание декабристов 1825г.”. Декабристы уже с 7часов утра объезжали казармы, агитировали солдат и офицеров, объяснили цели  выступления, но первоначальный план восстания был сорван уже в первые часы. Царь успел привести  Сенат и Государственный Совет к присяге рано утром, еще затемно, и, когда восставшие прибыли на  Сенатскую площадь, сенаторы уже разъехались по домам. Рано утром были приведены к присяге многие гвардейские полки и воинские части. Еще ночью Якубович отказался возглавить штурм Зимнего дворца,  боясь, что в схватке вместо ареста произойдет цареубийство. Отказался от поручения убить царя и  Каховский. Но самым главным ударом была неявка на площадь избранного диктатора­Трубецкого, что  лишало восстание единого руководства. Декабристы заняли выжидательную позицию и упустили время  для нанесения удара, они не двинулись на Зимний дворец, Петропавловскую крепость. Фактически, они  дали возможность царю подтянуть войска, верные Николаю 1 и разгромить восставших. Показ кинофрагмента “Восстание декабристов”. Вывод: Дворяне, выступившие 14 декабря на Сенатской площади, потерпели поражение. Позднее их  стали называть декабристами. 4. После просмотра кинофрагмента разбор причин поражения восстания 14 декабря  1825года. Беседа:Основные причины поражения: срыв первоначального плана восстания, поведение  Трубецкого и Якубовича в момент восстания, боязнь обратиться к народу на площади, недостатки в  подготовке восстания, выжидательная тактика, нерешительность восставших, численное превосходство  и лучшее вооружение войск, присягнувших Николаю 1. Если время на исходе, то проверка проблемной задачи путем беседы: В чем состояло историческое  значение восстания декабристов? Пункты III и IV изучаются самостоятельно. III вопрос. Восстание потерпело поражение. Многие декабристы были арестованы, находились в  заключении в крепости и ждали суда и приговора. Работа с Манифестом Николая 1.12 июля 1826года был зачитан Манифест Николая 1 о приговоре  декабристам. Приговор состоял из 11 разрядов.30 человек были приговорены к смертной казни  четвертованием, остальные были осуждены на каторжные работы в Сибирь. Вскоре, Николай 1  помиловал декабристов, четвертование было заменено казнью через повешение пятерым декабристам:  К.Ф.Рылееву, П.И.Пестелю, С.И.Муравьеву­Апостолу, М.П.Бестужеву­Рюмину, П.Г.Каховскому.  Остальные были поэтапно отправлены на каторгу в Сибирь, многие оставались в тюрьмах крепостей.  Приговор поразил всех своими суровыми сроками. ­ Как встретили декабристы приговор? ­“И в Сибири есть солнце!” IV вопрос. Работа с картой: Декабристы были поэтапно отправлены в Сибирь. Иркутск, Забайкалье,  Чита. /Рассказ о работе на рудниках, соляных, винокуренных заводах/. Вскоре за декабристами отправляются в Сибирь их жены, невесты. Первыми подали прошение и  получили разрешение на выезд в Сибирь Мария Волконская и Екатерина Трубецкая. Следом за нимивыехала Александрина Муравьева, жена Никиты Муравьева. В Сибирь она везла письмо “Послание в  Сибирь” Александра Сергеевича Пушкина. В последствии эти стихи стали гимном борьбы. Портреты жен декабристов. Работа над письмом “Я летаю на собственных крыльях...” ­ Письма М.Волконской отцу. Сообщения: 1. “Я достигла цели своей жизни” /Мария Волконская/. 2. “В Сибири он женился на крестьянке...” /Евдокия Макарова/. 3. “Подвиг любви бескорыстной” /француженки Камилла Ле Дантю и Полина Гебль/ Рецензия на сообщения. 4. Закрепление изученного материала: Тест: “Восстание декабристов” 5. Домашнее задание: ответить на вопросы в конце параграфа.