Восстановление целостности рельсовой плети

  • pptx
  • 16.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Восстановление целостности рельсовой плети.pptx

Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути
Профессия: оператор дефектоскопной тележки

Тема «Восстановление целостности рельсовой плети и ее температурного режима работы»

Преподаватель Оренбургского подразделения ЮУрУЦПК
Головчик Ю.А.

2024

Законспектируйте материал

2. Пройдите в течение пары тест
«МПСпк4р занятие 29-30»

в системе «Контроль знаний»

http://5.189.74.21/control/


ЗАДАНИЕ

Этапы восстановления целостности рельсовой плети

3

Этапы восстановления целостности рельсовой плети

Восстановление производится в два или три этапа, включающих:

КРАТКОСРОЧНОЕ

ВРЕМЕННОЕ 

ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ

В каких случаях выполняется

При внутренней поперечной трещине в головке (дефекты 21.2, 22.2), если границы трещины по дефекту выходят за середину головки рельса, или указанные дефекты вышли на поверхность рельса, а также при сквозном поперечном изломе рельса по этим же дефектам и образовавшемся зазоре до 40 мм.

Если трещина или излом произошли по дефектам 24.2, 25.2, 26.3, 26.4, 27.3, 27.4, 30.2, 31.2, 50.2, 55.2, 56.3, 56.4, 57.3, 57.4, 60.2, 65.2, 66.3, 66.4, 67.3, 67.4, 69.2, 70.2, 71.2, 72.2, 74.2, 75.2, 76.3, 76.4, 77.3, 77.4, 79.2, 99.2 , или были обнаружены два и более дефекта 20.2, 21.2 между двумя сварными стыками, т.е. на одном рельсе, или при их сквозном изломе образовался зазор более 40 мм, ставить на дефектное место накладки, сжатые струбцинами, запрещается. В этих случаях должно сразу же производиться временное или окончательное восстановление целостности рельсовой плети.

Этапы восстановления целостности рельсовой плети

Краткосрочное

Временное 

Окончательное

Как выполняется восстановление

Для этого в месте повреждения устанавливают шестидырные накладки, сжатые струбцинами типа ПСС-36 или конструкции ПТКБ ЦП, по утверждённым схемам.
Скорость движения по участку с использованием струбцин ПСС-36, при зазоре в месте излома 25 мм и менее - не более 50 км/ч, а при зазоре 26÷40 мм – 25 км/ч, а при струбцинах ПТКБ ЦП, не должна превышать 25 км/ч (не более 3 часов, для пропуска нескольких поездов, под наблюдением не ниже ПДБ)

Из рельсовой плети вырезается часть рельса с дефектом и вместо нее укладывается рельс длиной 8-11 м. Концы укладываемого рельса соединяют с образовавшимися концами рельсовой плети шестидырными накладками, стягиваемыми полным комплектом болтов.
Расстояние от края дефекта или от конца трещины до ближайшего пропила и до ближайшего сварного стыка должно быть не менее 3 м.

Заключается в вваривании в рельсовую плеть заранее подготовленного рельса без болтовых отверстий взамен временного. Вваривание рельса производится электроконтактным способом при помощи машины ПРСМ или алюминотермитной сваркой. Наработка тоннажа ввариваемого рельса не должна отличаться от наработки плети более, чем на 100 млн. т брутто.
 

Этапы восстановления целостности рельсовой плети

Краткосрочное

Если внутренняя трещина по дефектам 21.2, 22.2 не выходит на поверхность, а границы ее за середину головки рельса, допускается устанавливать на поврежденное место шестидырные накладки с четырьмя болтами так, чтобы середина накладки совмещалась с дефектом. При этом отверстия под два средних болта не сверлятся во избежание развития дефекта в их сторону. После постановки накладок поезда пропускаются с установленной скоростью.

Краткосрочное восстановление

При внутренней поперечной трещине в головке (дефекты 21.2, 22.2), если границы трещины по дефекту выходят за середину головки рельса (за вертикальную ось симметрии рельса), или указанные дефекты вышли на поверхность рельса,
а также при сквозном поперечном изломе рельса по этим же дефектами образовавшемся зазоре до 40 мм,
для пропуска нескольких поездов может проводиться краткосрочное восстановление плети.

Краткосрочное восстановление плети

Для этого в месте повреждения устанавливают шестидырные накладки, сжатые струбцинами типа ПСС-36 (путевые соединители стыков), или конструкции ПТКБ ЦП.

При этом на плети бесстыкового пути, уравнительном рельсе или месте временного восстановления возможно краткосрочное восстановление, расстояние от стыка до места излома (трещины), должно быть не менее 4,5 м, на участках движения тежеловесных поездов не менее 6 м.
Скорость движения поездов на таком участке не должна быть более 25 км/ч. При этом расстояние до сварного стыка должно быть не менее 3 м.

Краткосрочное восстановление плети

ПТКБ ЦП

Краткосрочное восстановление плети

Одинарная (2 шт. шириной 70 мм) и двойная (1 шт. шириной 140 мм) струбцины ПСС-36

Схемы установки струбцин ПСС-36: а) при дефекте или изломе плети в середине шпального ящика;
б) при дефекте или изломе плети над шпалой

Струбцины ПСС-36 стягиваются высокопрочными болтами с затяжкой гаек болтов крутящим моментом не менее 900 Н.м.
При затяжке болтов должно производиться обязательное обстукивание накладок молотками.
По завершению затяжки гайки болтов струбцин должны быть зафиксированы стопорными скобами.
Скорость движения по участку, где произведено краткосрочное восстановление плети с использованием струбцин ПСС-36:
при зазоре в месте излома 25 мм и менее, не должна превышать 50 км/ч,
при зазоре более 25 мм (25-40 мм) – 25 км/ч.
На линиях «В» и «С» для поездов типа «Сапсан», «Дезиро», «Аллегро» и др. с осевой нагрузкой не более 18 т/ось при зазоре в месте излома до 25 мм скорость их движения по участку, где произведено краткосрочное восстановление плети с использованием струбцины ПСС-36, не должна превышать 70 км/ч.
На путях 1 и 2 классов линий «О» и «Т» струбцины ПСС-36 при краткосрочном восстановлении плетей могут находиться в пути не более 3-х часов, а на путях 3-5 классов линий «П», «Г» и «М» не более 6 часов, в течение которых должно быть организовано временное или окончательное восстановление плети.

Краткосрочное восстановление плети

При применении струбцин ПТКБ ЦП) болты затягиваются с крутящим моментом 600 Н.м.
Струбцины ПТКБ ЦП рекомендуется применять на путях 3-5 классов линий «П», «Г» и «М».
Скорость движения поездов по участку, где краткосрочное восстановление производилось с использованием струбцин ПТКБ ЦП, не должна превышать 25 км/ч, а время нахождения их в пути - не более 3-х часов, в течение которых должно быть организовано временное или окончательное восстановление плети.
При этом стык должен находиться под непрерывным наблюдением специально выделенного работника, по должности не ниже бригадира пути, который, как и при струбцинах ПСС-36, должен следить за раскрытием зазора в стыке и в случае превышения им 40 мм или дальнейшего разрушения рельс в месте излома остановить движение поездов.

Краткосрочное восстановление плети

1 – струбцина;
2 – гайка М27;
3 – болт М27

Струбцина по проекту ПТКБ ЦП (а) и схемы установки струбцин при изломе между шпалами (б)и на шпале (в)

Если внутренняя трещина по дефектам 21.2, 22.2 не выходит на поверхность, а границы ее за середину головки рельса, допускается устанавливать на поврежденное место шестидырные накладки с четырьмя болтами так, чтобы середина накладки совмещалась с дефектом.
При этом отверстия под два средних болта не сверлятся во избежание развития дефекта в рельсе в их сторону. После постановки накладок поезда пропускаются с установленной скоростью.
Для предотвращения растяжения зазора и среза болтов в случае сквозного излома рельса под накладками на протяжении 50 м в каждую сторону от дефектного места закрепление промежуточных рельсовых скреплений должно соответствовать нормативному значению. Место с дефектом, взятым в накладки, необходимо осматривать при всех проверках пути, стыковые болты, клеммы промежуточных рельсовых скреплений простукивать молоточком, а их болты и шурупы подтягивать до нормативных значений. Рельсы в месте дефекта и на подходах к нему должны тщательно проверяться средствами дефектоскопии.
При распространении трещины по рисунку 21.2, 22.2 за середину головки, а также при сквозном изломе плети, должно быть выполнено временное или окончательное восстановление плети.

Краткосрочное восстановление плети

ЕСЛИ ТРЕЩИНА ИЛИ ИЗЛОМ ПРОИЗОШЛИ ПО ДЕФЕКТАМ:
24.2, 25.2, 26.3, 26.4, 27.3, 27.4,
30.2, 31.2,
50.2, 55.2, 56.3, 56.4, 57.3, 57.4,
60.2, 65.2, 66.3, 66.4, 67.3, 67.4, 69.2,
70.2, 71.2, 72.2, 74.2, 75.2, 76.3, 76.4, 77.3, 77.4, 79.2,
99.2
или были обнаружены два и более дефекта 21.2, 22.2 между двумя сварными стыками, т.е. на одном рельсе, или при их сквозном изломе образовался зазор более 40 мм,
СТАВИТЬ НА ДЕФЕКТНОЕ МЕСТО НАКЛАДКИ, СЖАТЫЕ СТРУБЦИНАМИ, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
В ЭТИХ СЛУЧАЯХ ДОЛЖНО СРАЗУ ЖЕ ПРОИЗВОДИТЬСЯ ВРЕМЕННОЕ ИЛИ ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ РЕЛЬСОВОЙ ПЛЕТИ.

Случаи, в которых не производится краткосрочное восстановление

Временное восстановление

Временное восстановление

При временном восстановлении из рельсовой плети должна быть вырезана часть рельса с дефектом и вместо нее уложен рельс длиной 8-11 м.
Перед вырезкой дефектного места должно быть произведено сплошное подтягивание до нормативного значения болтов (шурупов) на протяжении 50 м в обе стороны от места вырезки. Болтовые стыки должны располагаться на расстоянии не менее чем 3 м от ближайшего сварного стыка.
Концы укладываемого рельса соединяют с образовавшимися концами рельсовой плети шестидырными накладками, стягиваемыми полным комплектом болтов.

Временное восстановление

Работы по временному восстановлению плетей должны производиться в специальные «окна».
Перед временным восстановлением рельсовой плети необходимо установить ее температуру и фактическую температуру закрепления и подготовить временный подобранный по износу рельс длиной 8-11 метров с тремя болтовыми отверстиями диаметром 36 мм и снятыми на них фасками на каждом конце рельса.

Временное восстановление

Перед выполнением первого пропила проверяется закрепление плетей, после его выполнения заменяемый конец плети с дефектом до намечаемого второго реза освобождают от промежуточных рельсовых скреплений и простукивают не металлическими молотками.
Положение второго пропила намечается после полного перемещения концов плети в месте ее первого пропила.

Временное восстановление

При температуре рельсовой плети выше температуры ее закрепления в ней действуют сжимающие силы, величины которых определяются разностью указанных температур.
В таких случаях необходимо сначала вырезать газовым резаком кусок рельса длиной 10-20 см в месте дефекта, а затем на требуемых расстояниях обрезать рельсовых концы плетей рельсорезным станком.
Перед вырезкой куска рельса необходимо проверить закрепление плетей промежуточными рельсовыми скреплениями на участке вырезки дефектного рельса. Если затяжка болтов, шурупов не соответствует нормативным значениям, то их необходимо подтянуть.
Чтобы вырезаемый кусок рельса не зажимало в процессе вырезки, для обеспечения безопасности работающих следует его вырезать последовательно.
Сначала по концам вырезаемого куска прорезают всю головку и шейку до половины высоты, затем часть рельса, находящуюся между двумя вертикальными прорезями, удаляют горизонтальным резом, после чего на той же длине 10-20 см вырезают две части подошвы по обе стороны шейки.
Оставшуюся часть шейки постепенно выжигают посредством строго вертикальных перемещений резака до образования свободного зазора.

1-3 - расположение резов при виде сбоку;
4-5 - расположение резов в плане;
6 - последовательно выжигаемая часть шейки рельса (обозначена пунктирной линией)

В регионах Сибири и Дальнего Востока следует использовать высокопрочные болты, затягиваемые с крутящим моментом 1100 Н.м.
Сведения о местах временного восстановления короткой плети с указанием ее температуры и длины вырезанного из плети рельса и уложенного временного рельса, а также стыковых зазоров заносятся в Журнал учета службы и температурного режима рельсовых плетей.
Каждый временно уложенный рельс (в местах временного восстановления) на расстоянии 500-1500 мм от начала его по ходу километров пути маркируется путем нанесения значений с внутренней стороны рельса светлой несмываемой краской:
длина рельса в метрах,
даты укладки,
температуры рельса при его укладке,
например: 8.36-05.03.14 (-10).

Временное восстановление

8.36-05.03.14 (-10)

Окончательное восстановление

Окончательное восстановление рельсовых плетей заключается в вырезке части плети с дефектом, в том числе взятым в накладки, или в изъятии рельса, уложенного при временном восстановлении, и вваривании вместо них рельсовой вставки, одинаковой по износу и качеству металла с рельсовой плетью и с разностью по пропущенному тоннажу, не превышающему 100 млн. тонн брутто, и в годах производства не должна быть старше 20 лет.
На путях 1 и 2 классов линий «В», «С», «О», «Т» работы по восстановлению целостности плетей сваркой выполняются преимущественно машинами ПРСМ.
На остальных путях и линиях восстановление целостности плетей производится преимущественно алюминотермитной сваркой производится по утвержденным технологическим процессам.

Окончательное восстановление

Восстановление целостности плетей сваркой должно производиться при температуре закрепления плети ±5оС.
Если работы выполняются при температуре ниже температуры закрепления плети более чем на 50С, то необходимо восстановить ее температуру закрепления на участке производства работ (снимают напряжения путем вырезки куска рельса).
Короткие плети или участки длинных плетей, имеющие на протяжении 800 м три и более, а на протяжении 400 м два и более мест временного восстановления, после восстановления сваркой ПРСМ или АЛТС должны быть перезакреплены с восстановлением оптимальной температуры закрепления.
При меньшем количестве мест окончательного восстановления плетей сваркой, восстановление оптимальной температуры закрепления плетей на участке производства работ должно выполняться в соответствии с требованиями Приложения 4 Инструкции 2544р.

Окончательное восстановление

При окончательном восстановлении плети с дефектом, взятым в накладки, из нее вырезают кусок рельса с дефектом и вваривают заранее подобранный по износу рельс без болтовых отверстий длиной 8-11 метров.
При окончательном восстановлении сваркой плети с временным рельсом обрезаются концы плетей с болтовыми отверстиями и удаляются вместе с временным рельсом, а вместо них вваривается рельсовая вставка.
Перед сваркой рельсовой вставки и концов рельсовой плети ПРСМ должна быть выполнена контрольная сварка двух стыков из аналогичных рельсов и определен необходимый запас металла на сварку двух стыков.
В зависимости от расположения дефектного рельса или места временного восстановления относительно концов восстанавливаемой рельсовой плети окончательное восстановление ее электроконтактной сваркой может производиться с подтягиванием привариваемой плети или с предварительным ее изгибом.

Окончательное восстановление плетей электроконтактной сваркой

Сварка с подтягиванием привариваемой плети производится при расположении места восстановления на расстоянии не более 150 м от конца плети.
При сварке с подтягиванием короткую часть плети (длиной до 150 м) раскрепляют и вывешивают на каждой 15-ой шпале на парные пластины или ролики диаметром 2022 мм.
После вырезки куска рельса с дефектом или обрезки концов плетей с болтовыми отверстиями в местах временного восстановления плети, удаления вырезанного рельса с дефектом или временного рельса с обрезанными концами плетей с болтовыми отверстиями и укладки вместо них заранее подготовленной рельсовой вставки производится сварка ее с концами примыкающих к ней плетей.
Сварка рельсовой вставки с лежащей в пути плетью, а затем и вывешенной короткой плети (длиной до 150 м) с другим концом рельсовой вставки производится методом подтягивания.
При длине привариваемой плети более 150 м сварка плетей производится с предварительным изгибом привариваемой плети.

Окончательное восстановление ПРСМ. Сварка с подтягиванием привариваемой плети

При сварке с предварительным изгибом раскрепляется только часть плети.
На участке ВС длиной 5 м для облегчения перемещения плети гайки болтов скреплений КБ65 ослабляют на несколько оборотов, клеммы скреплений типа ЖБР-65 переворачивают на 180о и затягивают усилием 100-150 Н·м, а монорегулятор скреплений АРС-4 устанавливается на первую позицию.
На участке СD длиной 40 м клеммы скреплений КБ65 и АРС-4 снимаются, а клеммы скреплений типа ЖБР устанавливаются в монтажное положение.

Окончательное восстановление ПРСМ. Сварка с предварительным изгибом привариваемой плети

A, В - места сварки;
С, D - начало и конец изгиба плети;
1 - направление движения ПРСМ;
2 - рельсовая плеть не раскрепляется;
3 - вставка;
4 - скрепления ослабляются;
5 – клеммы снимаются или устанавливаются в монтажное положение.

Окончательное восстановление ПРСМ. Сварка с предварительным изгибом привариваемой плети

Длина рельсовой вставки, после ее подготовки, должна соответствовать расстоянию между точками А, В (lА-В), плюс запас на сварку 2-х стыков, на косой рез два раза (всего 2 мм) и плюс запас на остаточную стрелу изгиба (5-6 мм), т.е.
lвст = lА-В + 2 + 2 + 5, мм.

Рельсовую вставку сваривают с концами плети в сечении А. После сварки в сечении А забег конца рельсовой плети относительно рельсовой вставки (lз) должен соответствовать:
lз =  + 1 + 5 =  + 6, мм.

Раскрепленную часть плети вывешивают и изгибают в горизонтальной плоскости на прямых участках в сторону оси пути или наружу, а на кривых – только в наружную сторону кривой. Изгиб плети следует заканчивать, когда торец плети совпадает с торцом приваренной ранее рельсовой вставки.

Окончательное восстановление ПРСМ. Сварка с предварительным изгибом привариваемой плети

В процессе сварки изогнутая часть плети выпрямляется под действием продольного усилия, создаваемого сварочной машиной.
По окончании сварки плеть не должна занимать исходного положения - стрела остаточного изгиба должна оставаться в пределах 15-30 см.
Если остаточная стрела - наибольшее расстояние от внутреннего относительно изгиба плети края подошвы до наиболее удаленной от рельса реборды подкладки (при подкладочных скреплениях) или опорной скобы (при скреплениях типа ЖБР) выходит за указанные пределы, сварной стык должен быть забракован и вырезан из плети. Фактическая остаточная стрела изгиба должна быть записана сварщиком в сменный журнал.
После остывания замыкающего стыка (через 2-3 мин после окончания сварки) оставшуюся изогнутую часть рельсовой плети выпрямляют приложением поперечного усилия. Закрепление плети на участке изгиба необходимо выполнять в направлении от последнего сваренного стыка.

Сдвиг плети на участке СD при изгибе ее перед сваркой, в процессе сварки и при выправлении после сварки должен происходить по трем металлическим скользунам, равномерно распределенным на участке изгиба, при этом должно быть обеспечено свободное, без большого трения перемещение плети по ним.
Если восстановление рельсовой плети сваркой выполняется при температуре рельсов выше ее температуры закрепления, но не более чем на 10С, то на участке, включающем участок производства работ по восстановлению плети плюс по 100 м с обеих его сторон, должна быть выполнена регулировка напряжений, после чего плети должны быть закреплены.
В Журнале учета службы и температурного режима рельсовых плетей должны быть занесены дата окончательного восстановления плети, температура плети при производстве работ и границы регулировки напряжений.
Если восстановление плети сваркой выполняется при температуре рельсов ниже ее температуры закрепления, то перед сваркой необходимо рассчитать удлинение плети на участке производства работ для восстановления.

Окончательное восстановление ПРСМ. Сварка с предварительным изгибом привариваемой плети

Окончательное восстановление плетей алюминотермитной сваркой

Окончательное восстановление плетей алюминотермитной сваркой производится при температуре рельсовой плети, соответствующей ее температуре закрепления ±50С.
Разрешается восстанавливать плети алюминотермитной сваркой при температуре плетей выше или ниже их температуры закрепления с последующим перераспределением или разрядкой напряжений способами, аналогичными при сварке ПРСМ.
Окончательное восстановление плетей алюминотермитной сваркой может производиться сразу же после выявления опасного дефекта, требующего вырезки или после временного восстановления плети.

Окончательное восстановление плетей алюминотермитной сваркой

В случаях, если плеть восстанавливается сразу же после обнаружения дефекта, то при температуре рельсовой плети выше ее температуры закрепления из плети, в зоне обнаруженного дефекта газопламенным способом вырезается кусок рельса, затем обрезаются рельсорезными станками концы плетей с созданием между ними расстояния, равного длине ввариваемой вставки (8-12,5 м) и двух зазоров (251 мм).

Окончательное восстановление плетей алюминотермитной сваркой

Каждому сваренному стыку присваивается порядковый номер и дата сварки.
Номер наносится на расстояние от 500 до 1500 мм от сварного стыка.
Дата сварки, температура рельсов при сварке, расчетное и фактическое удлинение растягиваемого конца плети записываются в Журнал учета службы и температурного режима рельсовых плетей, а номер стыка, дата сварки и код предприятия записывают в Журнал учета алюминотермитной сварки.

Постановка накладок на дефектное место и временное восстановление целостности плети должны выполняться под руководством дорожного мастера,
а окончательное восстановление сваркой под руководством
начальника участка при работе на перегоне и главных путях станций,
дорожного мастера - при работе на станционных путях.
При восстановлении пути после выброса или сдвига, участки рельсовых плетей в месте наибольшего остаточного искривления должны быть вырезаны и заменены рельсами с соответствующим износом и пропущенного тоннажа.

Руководители работ при восстановлении плетей

Спасибо за внимание!