Методическое пособие для организации проектно-исследовательской деятельности. Главной целью является обучение учащихся исследовательской работе и вовлечение родителей в проектно-исследовательской деятельности. важно вовлечение родителей в учебный процесс с целью:
1. Психолого – педагогическое просвещения родителей;
2. Включения родителей в образовательный процесс;
3. Создания духовной общности родителей, учителя и детей;
4. Установления в семье гуманных отношений.
Роль родителей, форма их участия в проектной деятельности младших школьников:
• мотивационная поддержка
• информационная поддержка
• организационная поддержка
• техническая поддержка
• поддержка в самооценке проекта
Эти занятия проходят во внеурочное время, в соответствии заранее составленного плана.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«2 Хомустахская средняя общеобразовательная школа
им. Е.П. Сивцева МО «Намский улус» Республики Саха
(Якутия)»
Вовлечение родителей
учащихся начальной
школы
в проектно
исследовательскую
деятельностьПрезентации лучших исследовательских работ учащихся
2017
Оглавление:
1. Введение………………………………………………………
1.1 Актуальность проблемы…………………………………
2. Научная обоснованность……………………………………
2.1 Проектноисследовательская деятельность в школе..
3. Вовлечение родителей в деятельность школы……………
3.1 Цели вовлечения родителей в учебный процесс……..
3.2 Роль родителей и формы их участия в
исследовательской деятельности
3.3 План работы с родителями……………………………
3.4 План работы с учащимися ……………………….
4. Алгоритм организации проектно исследовательской
деятельности………………………………………………..
4.1 Этапы включения……..……………………………….
4.2 Этапы создания проектноисследовательской
деятельности
4.3 Этап рефлексии……………………………………….
5. Примеры из практики…………………………………….
5.1 Родительское собрание……………………………..
5.2 Внеклассная работа……………………...…………
5.3 Примеры с урока …………………………………
5.4 Кружок «Я исследователь»
6. Заключение…………………………………………………
Использованная литература
Использованные ресурсы
Приложение
Составитель: Рожина Я.П. учитель начальных классов МБОУ
«2 Хомустахская СОШ им. Е.П. Сивцева МО «Намский улус»
Республики Саха (Якутия)»
Брошюра содержит материалы из опыта работы учителя
начальных классов МБОУ «2 Хомустахская СОШ им. Е.П. Сивцева
МО «Намский улус» Республики Саха (Якутия)» Рожиной Я.П.
Адресована учителям начальных классов.Введение.
Современное общество переживает быстрые изменения, в
которых люди не всегда успевают сориентироваться. В процессе
этих изменений терпит кризис семья, которую можно сравнить с
огромной рекой, меняющей цвет воды в зависимости от «погоды в
доме».
Актуальность
Как помочь семье в сегодняшних условиях? Тема эта
чрезвычайно актуальна. Во ФГОС второго поколения сказано, что
«духовно – нравственное развитие и воспитание личности
начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые
ребенком с первых дней, имеют непреходящее значение для
человека в любом возрасте».
По моему мнению, проектная и исследовательская работа
помогает повысить самоценность семьи, реализовать семейные
возможности, сблизится всем участникам творческого, поискового,
исследовательского процесса.
В обоих случаях я, как учитель, выигрываю, так как нет
большего счастья, видеть радостные лица детей и родителей, когда
после выступления их хвалят. Повышается их самооценка и оценка
их труда одноклассниками. Появляется интерес на уроках,
повышается познавательная активность.
Научная обоснованность.
Одной из приоритетных задач современной школы является
создание необходимых и полноценных условий для личностного
развития каждого ребенка, формирования активной жизненной
позиции. В соответствии с требованиями стандартов второго
поколения для повышения качества
обучения, развития их
познавательных и творческих способностей, среди разнообразных
направлений новых педагогических технологий ведущее место
занимает проектно – исследовательская деятельность.
1) Проектно – исследовательская деятельность прописана в
стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен
быть обучен этой деятельности.
2) Проектно – исследовательская деятельность – совместная с
родителями интеллектуально – познавательная, творческая
(игровая) деятельность, имеющая общую цель, согласованные
методы, способы деятельности, направленная на достижение
общего результата.
3) Проектно – исследовательская деятельность – деятельность
по проектированию собственного исследования, способствующаяформированию ключевых компетентностей обучающихся,
подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.
Проектно – исследовательская деятельность выводит
процесс обучения и воспитания из стен школы в семью, в
окружающий мир.
Вовлечение родителей в деятельность школы
По оценкам специалистов современные дети – это дети 21 века,
имеющие новый тип сознания – системно – смысловой. Первый
вопрос, волнующий малыша, ЗАЧЕМ? пришёл на смену вопросу
ПОЧЕМУ? Иными словами, если ребенок принимает и понимает
смысл поступка или действия, которое он должен совершить, то он
будет его выполнять. Вот здесь и важно вовлечение родителей в
учебный процесс с целью:
1. Психолого – педагогическое просвещения родителей;
2. Включения родителей в образовательный процесс;
3. Создания духовной общности родителей, учителя и детей;
4. Установления в семье гуманных отношений.
Роль родителей, форма их участия в проектной
деятельности младших школьников:
• мотивационная поддержка
•
•
информационная поддержка
организационная поддержка
•
•
техническая поддержка
поддержка в самооценке проекта
План работы:
1. Работа с родителями.
Проведение просветительской работы через лектории и
практикумы.
Привлечение к организации и проведению внеклассных
мероприятий.
Анкетирование с целью выявления творческого
потенциала семьи.
Анкетирование с целью рефлексии.
Организация и проведение проектно исследовательской
работы.
2. Работа с обучающимися.
Диагностирование совместно с психологом и
логопедом.
Индивидуальный подход,
дифференцированное
обучение.
Наблюдение.
Эксперимент.
Работа с научной литературой (сбор необходимой
информации).
Проектирование – «обучение через делание».
Формирование учебной проблемы (задачи).
Планирование возможных вариантов решения проблем.
Анализ своей деятельности – результативность
(портфолио).
Проведение классных и школьных олимпиад.
Участие в турнирах, конкурсах, конференциях,
выставках.
Использование ИКТ – технологий на всех этапах
процесса обучения.
Совместная работа ребенка – учителя – родителей позволяет
выстроить особые отношения, отношения сотрудничества и
равноправия, наладить диалог с ребенком и его семьей. Главное дляучителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательскую
деятельность, вселить уверенность в своих силах.
Алгоритм организации проектной и исследовательской
деятельности.
1. Этапы включения:
1й этап – УЧИТЕЛЬ – ученик – родитель (постановка
проблемы, погружение в проект учителя)
2й этап – учитель – УЧЕНИК – родитель (принятие темы
проекта учеником)
3й этап – учитель – ученик – РОДИТЕЛЬ (вовлечение в
исследование родителей)
4й этап – УЧИТЕЛЬ – ученик – родитель (обобщение с
учителем исследовательской деятельности, цель прийти к
умозаключениям)
5й этап – учитель – УЧЕНИК – РОДИТЕЛЬ (обогащение
житейским опытом, научным кругозором, повышение
самооценки семьи)
2. Этапы создания проектной и исследовательской работы.
1) предварительный этап для учителя:
Постановка проблемы
Составление плана работы
Выбор методов
Изучение литературы
2) предварительный этап для обучающихся:
Проблема
Зачем?
Цель
Задачи
Методы
способы
и
Результат
Что для этого мы
делаем?
Как мы это можем
делать?
Что получится?
Какое решение
проблемы?
Почему это важно
для меня лично?
Актуальность
Мотивация
Целеполагание
Постановка задач
Выбор способов и
методов.
Планирование
Ожидаемый
результат
3) предварительный этап для родителей:
Памятка для родителей: в ходе работы над проектом родители
могут выступать одновременно в нескольких ролях. Они:
консультируют;
отслеживают выполнение плана;
решают оперативные вопросы;
помогают в предварительной оценке проекта;
участвуют в подготовке презентации;
обеспечивают наиболее подходящий режим работы,
отдыха и питания
Тема проекта
Выбирается из содержания учебных предметов;
Близка и понятна детям,Находится в зоне их ближайшего развития
Длительность выполнения проекта
1–3 урока;
1–2 недели (бывает больше) в режиме урочновнеурочных
занятий при участии родителей.
Виды проектов
Творческие
Информационные
Фантастические
Исследовательские
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности
младших школьников
Реферат
Альбом, газета, гербарий;
Журнал, книжкараскладушка;
Костюм, макет, модель, сувенир;
Сценарий праздника;
Учебное пособие
Критерии успеха работы над проектом
Достигнут конечный результат.
Создана активная команда участников проекта, способная
продолжить работу в будущем.
Результат проекта может быть использован другим
коллективом.
Получено удовольствие от самой деятельности.
Проектноисследовательская работа совместно с родителями:
умение видеть проблему
умение выбрать тему исследования
умение определять цель и задачи исследования
определяем гипотезу исследования
составляем план исследования
проводим эксперимент
проводим наблюдения
накапливаем материал по теме,
всевозможные источники
используя
проводим исследование различными методами:
анкетирование,
интервьюирование,
тестирование, фотографирование, сочинение…
собеседование,
3. Этап рефлексии – заключительная часть (анализ
результатов, формулировка выводов, поиск дальнейшего
развития работы):
Реферат
Альбом, газета, гербарий;
Журнал, книжкараскладушка;
Костюм, макет, модель, сувенир;
Сценарий праздника;
Учебное пособие
Творческая игра.
Спектакль.
Стенгазета.
Защита исследовательских проектов в классе, в школе.
Участие в научно – практических конференциях.
Примеры из практики.
Роль родителей в исследовательской деятельности ребёнка
огромна. Фундамент исследовательского поведения — психическая
потребность в поисковой активности. Она выступает в качествемотива — двигателя, который запускает и заставляет работать
механизм исследовательского поведения.
Многие родители никогда не имели возможности участвовать в
какихлибо делах, не связанных с их профессией или чисто
родительской деятельностью. Такую возможность я предлагаю
родителям своего класса. Им предоставляется возможность
вовлечься в учебный процесс с детьми, участвуя в научно
исследовательской деятельности.
Родительское собрание
Чтобы помочь родителям добиться результативной помощи в
исследовательской работе обучающихся, с первых дней школьной
жизни провожу родительское собрание на тему «Исследовательская
работа в начальной школе».
На первом родительском собрании пока неизвестны
потенциальные возможности семьи, а изучить их необходимо как
можно быстрее. Я объявляю родителям, что мы потерпели
кораблекрушение и попали на необитаемый остров. Теперь 1я
группа будет ответственной за пропитание, 2я – за комфортное
пребывание, за досуг на острове, пока мы ждем помощи, а вот 3я
думает, как нам выбраться с острова. Вот тут наблюдаю, кто и с
какой степенью активности включается в проблему и ее решение.
Результат не заставит себя ждать: те, кто будут подводить итог,
выступать от лица группы – это верные лидеры (члены РК),
помощники – активисты. К ним первым я могу обращаться за
помощью, их активная жизненная позиция проходит красной нитью
через всю семью.
Привожу пример этого родительского собрания.
Цель: знакомство родителей с исследовательской деятельностью
Задачи собрания:
•
•
познакомить с исследовательскими работами учащихся;
активизировать родителей для участия и сотрудничества в
исследовательской деятельности; разработка памяток.
Форма проведения: практическое занятие.
Оборудование: компьютер, мультимедийный экран, памятки
1. Вступительное слово учителя.
Ход собрания
Добрый день, уважаемые родители, гости. Сегодня у нас
необычное собрание. Тема нашего собрания « Исследовательская
деятельность младших школьников»
Представляю вам повестку дня:
1.На нашем собрании будет рассмотрена очень актуальная
тема «Исследовательская деятельность».
2. Анализ анкет детей и родителей по проблеме собрания.
3. Исследовательские работы учащихся
1. Знакомство родителей с проектноисследовательской
деятельностью
Ребенок любознательный с рождения. Ему все интересно, все
хочется попробовать, изучить принцип действия. Это врожденные
исследовательские качества. В раннем детстве интересно абсолютно
все. Но проходит немного времени, появляется избирательность –
исследуется то, что вызывает настоящий интерес. Затем ребенок
идет в школу, ему приходится исследовать очень много заданного –
запланированного разными программами, стандартами. И на
исследование того что наиболее интересно уже не хватает времени.
Исследовательские качества не угасают, они переходят в пассивный
багаж. А в классе 78 начинаются олимпиады, конференции. И тут
учителя начинают развивать исследовательские умения и качества.
Исследовательский дух может проснуться, а может и нет, остаться в
«спячке». Детям на первой ступени обучения близко исследование и
развивать его надо сейчас, в этой творческой работе главными
помощниками будем мы с вами.
Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит
в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его
представителей.
Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя
увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для
того, чтобы эти способности были реализованы.
2.При подготовке к нашему собранию было проведено
анкетирование детей и родителей. Подведем анализ анкет.Анкета для родителей
Знаете ли вы о исследовательской деятельности?
Нужно ли в школе заниматься этой работой?
С какого класса нужно организовывать работу в этом
направлении.
Нужна ли вам информациями по данной теме?
Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок занимался проектами?
Окажете ли вы ему помощь
По результатам анализа анкет видно, что родители в нашем
классе мало слышали об исследовательской деятельности, хотят
получить информацию, окажут помощь детям, но хотят получить
подробную информацию по теме. Почти все родители высказали свое
мнение, что исследовательскую деятельность нужно начать со
второго класса. Это показывает, что родители имеют неправильное
представление о понятии «исследование».
Анкета для учащихся
Любишь ли ты исследовать, открывать чтото новое?
С кем бы ты хотел сотрудничать?
По какой теме ты хотел бы узнать как много больше?
По результатам анализа анкет видно, что наши дети
любознательны, желают сотрудничать в процессе открытия новых
знаний и с родителями и со своими друзьями.
Правила выбора темы исследовательской работы
Способы решения проблем начинающими исследователями во
многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все
пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые,
общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор,
оценив эффективность каждого способа.
Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна
увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на
добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной
она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого
увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя
вовлеченным в очередное скучное мероприятие.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно
быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту
идею, в которой он максимально реализуется как исследователь,
раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые
полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимаязадача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой
проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.
Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться
ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в
которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот,
кто увлечен сам.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами
неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать как
способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и
явления.
относительно быстро.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть
выполнена
долго
концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е.
долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у
младшего школьника ограниченна.
Способность
Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна
соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не
только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора
материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться
разными возрастными группами на различных этапах обучения.
Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему,
педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов –
исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать
необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению,
порождают "пустословие". Это мешает развитию критического
мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных
знаниях.
Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство
учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их
интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует
быстро, пока интерес не угас.
Какими могут быть темы исследования?
«фантастические» – о несуществующих фантастических объектах и
явлениях;
«экспериментальные» – предлагающие проведение собственных
наблюдений и экспериментов;
«теоретические» – предусматривают изучение и обобщение
сведений, фактов материалов, содержащихся в различных
источниках (книгах, фильмах и т.д.)
Цель исследования.
Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о
том, зачем мы его проводим.
Задачи исследования.
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее
направление движения, а задачи описывают основные шаги.
Гипотеза исследования.
Гипотеза – предложение, догадка ещё не доказанная логически.
Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим»,
«возможно». Самую главную гипотезу надо поставить на первое
место, остальные расположить по степени важности.
Этапы реализации исследовательской работы
Источники для сбора материала во многом зависят от
избранной темы. Но и актуализация поиска новых сведений создает
прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его
собственных исследовательских, познавательных потребностей к
работе с самыми разными источниками и средствами.
что в книге,
Следует учитывать,
видеофильме,
информационном обзоре мы встречаемся с добытой информацией.
Главный смысл настоящего исследования – найти знания
самостоятельно. Учащимся можно предложить список допустимых
методов исследования:
подумать самостоятельно;
прочитать книги о том, что используешь;
познакомиться с фильмами по этой проблеме;
найти информацию в сети Интернет;
спросить у других людей;
понаблюдать;
провести эксперимент.
Подготовка к защите исследования.
Кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом.
Для этого потребуется:
Дать определения основным понятиям.проблемы.
Классифицировать основные предметы, явления,
Выработать суждения.
Сделать выводы.
Подготовить текст выступления и подготовиться к
ответам на вопросы по результатам исследования.
Приготовить текст, макеты, рисунки, схемы, чертежи для
иллюстрации результатов исследования.
Этап защиты и оппонирования.
Работа завершается коллективным обсуждением, экспертизой,
объявлением результатов, формулировкой выводов. Результаты
должны быть реалистичными. Если рассматривается теоретическая
проблема, то итогом проектной деятельности является конкретное
ее решение: советы, рекомендации, выводы. Если выдвигается
практическая проблема, то требуется получить конкретный продукт,
готовый к внедрению (видеофильм, альбом, компьютерная газета,
альманах, доклад и т. д. мультимидийная презетация)
Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее исследование не
может считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения
начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с
привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи, учителя,
родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую
информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему,
учится доказывать свою точку зрения. Время представления проекта
целесообразно ограничить 7–10 мин.
Необходимо строго
регламентировать вопросы и ответы.
Повторяющиеся и
малосущественные вопросы должен снимать педагог, ведущий
защиту. По завершении прений следует поощрить не только тех, кто
хорошо отвечал, но и тех, кто задавал интересные вопросы. После
раздаются памятки «С чего начать научноисследовательскую
деятельность? План проведения исследовательской работы с
учащимися» (Приложение 1)
Внеклассная работа
Работа с родителями является очень важной и неотъемлемой
частью воспитательной и внеаудиторной деятельности системы
школы.
В настоящее время используются всевозможные методы и
формы педагогического просвещения родителей, как и уже
утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.
В последние годы в педагогическом лексиконе всё чаще стал
использоваться термин "инновация". Этот термин означает
"нововведение", "передовой педагогический опыт", "новаторство,
возникшее на основе разнообразия инициатив и новшеств,
перспективных для развития образования". Инновация это
изменение того, что уже существует.
Формы работы:
психологопедагогический лекторий;
открытые уроки и внеклассные мероприятия;
индивидуальные тематические консультации;
посещение семьи;
творческие группы, группы по интересам;
педагогический практикум;
ролевая игра;
переписка с родителями;
родительские собрания;
родительские дни в школе;
совместные творческие дела;
социологические опросы;
общешкольный родительский комитет;
диагностическая работа по изучению семей; выявление и использование в практической деятельности опыта
семейного воспитания;
семейные гостиные;
Дни творчества детей и их родителей;
организация клубов;
организация деловых игр.
Успех этой работы зависит не только от умения педагога
наладить эффективное сотрудничество с родительской
общественностью, но и от выбора форм взаимодействия школы и
семьи. Выбор таких форм напрямую зависит от содержания
сотрудничества, целей и задач, решаемых школой совместно с
родительской общественностью
Содержание сотрудничества классного руководителя с
родителями включает три основных направления:
Все инновационные формы работы подразделяются на
индивидуальные, коллективные и наглядно информационные
Индивидуальные формы работы с родителями.
В самом начале очень важно изучение семейной микросреды.
Для этого проводится диагностико аналитическая работа со
взрослыми. Наиболее распространённый метод диагностики – это
анкетирование. Оно позволяет выявить общий план семьи, возраст,
образовательный уровень, сведения о ребёнке.
Однако анкета не даёт возможности в полном объёме узнать
индивидуальные особенности ребёнка, организацию его жизни в
семье. Поэтому следующим важным звеном в индивидуальной работе
является посещение семьи. Основная цель визита познакомиться с
ребёнком и его близкими в привычной для него обстановке.
Посещение, с одной стороны приносит пользу родителям они
получают представления о том, как учитель общается с ребёнком, и,
с другой стороны, позволяет педагогу познакомиться с условиями, в
которых живёт ребёнок, с общей атмосферой в доме. Кроме того,
такая форма работы даёт возможность общаться не только с
матерью, отцом, самим ребёнком, но и с другими членами семьи,
которые принимают участие в его воспитании
Содержание
деятельности школы
с родителями
Вовлечение
Психолого
родителей в учебно
воспитательный
Участие семей в
управлении школой
процесс
педагогическое
просвещение
Беседа с родителями наиболее доступная форма
установления связи педагога с семьёй, его систематического
общения с отцом и матерью, другими членами семьи. Цель беседы
обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитание и
достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание
родителям своевременной помощи.
Одной из форм индивидуальной дифференцированной работой
с родителями являются консультации. Они помогают, с одной
стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она
больше всего нужна, с другой побуждают родителей серьёзно
присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера,
задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.
Коллективные формы работы с родителями.
Если собрания проводятся в удобное для родителей время и
организованы интересно, то его участники получат не только пользу,
но и удовольствие от общения друг с другом.
Эффективной нетрадиционной формой работы с родителями
можно считать минисобрания. На такие встречи приглашаются
семьи, находящиеся в поиске по вопросу, который будет
обсуждаться на минисобраниях. Изучается и передаётся опыт
семейного общения.Дни открытых дверей это возможность для родителей
присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в
разных мероприятиях.
Родители стараются участвовать в республиканских,
Всероссийских конкурсах.
Родительские тренинги помогают выработать оценку разным
способам воздействия на ребёнка, выбрать более удачные формы
обращения к нему и общения с ним, заменить нежелательные
конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг,
начинает общение с ребёнком, постигает новые истины.
ѳ
Одной из форм работы с родителями на современном этапе
является проведение различных конкурсов. В нашей школе стал
традиционным конкурс «Аман с», где учащиеся принимают участие
со своими родителями, бабушками и дедушками, со старшими
братьями и сестрами. Такой подход побуждает к творческому
сотрудничеству родителей,
устраняет
отчуждённость между ними, вселяет уверенность в успехе
совместной работы, решает многие проблемы.
детей и учителей,
Ньургун Ширяев вместе с мамой принял во Всероссийском
конкурсе «Вселенная под названием КНИГА» в номинации ИЗО и
декоративноприкладное искусство – 1 место и Мультимедийные
издания – 3 место.
Семьи с удовольствием участвуют в экскурсиях, походах
выходного дня, акциях, субботниках, походах. Общение родителей
между собой сплачивает и детей, помогает общению. Образуется
общее поле интересов, действий детскородительского сообщества.
Наряду с этим устанавливается более тесная связь класса и семьи,
что положительно влияет на воспитательную и оздоровительную
работу с детьми. Участие родителей в соревнованиях способствует
сближению членов семьи, формирует интерес к физической
культуре, а через неё к здоровому образу жизни.Хочется остановиться более подробно на некоторых
инновационных формах работы с родителями.
Интересной и достаточно новой формой работы с родителями
являются родительские вечера. Родительские вечера уместно
проводить, когда классный руководитель только начал формировать
родительский коллектив класса, когда дети только переступили
порог начальной школы.
прекрасно
Родительские вечера – форма работы,
которая
сплачивает
родительский коллектив,
позволяет
увидеть взрослых и детей в ином свете,
помогает преодолеть недоверие и
враждебность во взаимоотношениях
взрослых и детей.
.
В последнее время достаточно эффективной формой
формирования культуры быть родителем стали родительские
тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые
осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое
взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более
открытым и доверительным и понимают необходимость
приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.
Родительский тренинг проводится, как правило, психологом
школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование со
мной и дает рекомендации по организации взаимодействия с каждым
ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.
При отсутствии психолога можно использовать так
называемые «Часы откровения», которые можно организовать в
своем классе.
Полезность таких встреч родителей состоит еще и в том, что
они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей
по вопросам организации образовательного пространства их детей,
содержанию учебновоспитательного процесса.
Темы родительских рингов могут быть самыми
разнообразными. Можно предложить, например, такие:
Как помочь первоклассникам безболезненно пройти
адаптацию в школьной жизни?
Что делать, если папа не интересуется воспитанием
собственного ребенка?
«За и против» школьной формы.
Трудности школьного урока. В чем они состоят?
Традиционными становятся проекта «Мы вместесила». Ни
одни крупные проекты, акции, концерты не проводятся безактивного
приходят в школу и готовятся к различным проектам.
участия родителей. После рабочего дня родители
Участие родителей в Интернетфорумах и блицопросах.
Невозможно представить работу современной школы без
использования ИКТ. Одной из наиболее распространённых форм
общения с родителями является участие в Интернетфоруме или в
чатконференциях. Задачей классного руководителя является
информирование родителей о времени и тематике чатов и форумов.
Родители,
с
удовольствием принимают участие в этой деятельности.
имеющие возможность выхода в Интернет,
Во взаимодействии с коллективом родителей классный
руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение
сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на
поддержку родителей во всех начинаниях.
Для того,
чтобы активизировать исследовательскую
деятельность учащихся и родителей, помочь им освоить первичные
навыки проведения самостоятельных исследований, полезно в работе
использовать коллективные и индивидуальные игры. Каждая игра
исследование состоит из двух этапов: 1 – тренировочное занятие;
2 – самостоятельное исследование.
Что представляет тренировочное занятие?
1. Подготовка к занятию. Для проведения тренировочного
занятия понадобятся карточки с символическими изображениями
методов исследования: «подумать», «спросить у взрослых»,
«получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по
телевизору», «провести эксперимент» и другие. На таких же
листочках символическими знаками нужно изобразить темы будущих
исследований.
2. Выбор темы и методов исследования. Весь класс
располагается за «круглым столом», на котором разложены карточки
с символическим изображением методов и тем исследования. Детям
сообщается, что они будут учиться проводить самостоятельные
исследования, то есть им предстоит выполнить работу, которую
делают взрослые учёные. Ктото из участников выбирает тему.
Карточка с избранной темой размещается на середине стола. К
примеру, дети выбрали тему «Снег», нужно объяснить, что их задача
заключается в подготовке небольшого сообщения, то есть собрать
информацию о снеге. Как это можно сделать? Учитель должен
предлагать только те способы, которые доступны детям. Начать
можно с обычных вопросов, например, «Что мы должны сделать
перед тем, как начнём собирать информацию?» или «Как вы думаете,
с чего начинали исследования учёные?». Необходимо подвести к
мысли, что исследование начинается с обдумывания, какая
информация необходима исследователю. После того как учащиеся
поймут это, на столе появляются карточки с символическими
изображениями методов исследования. Следующий вопрос «Где мы
можем узнать чтото о снеге?». Постепенно появляются карточки
«подумать», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «узнать из
книг», «спросить у взрослых» и другие.
3. Сбор информации. Разложенные на столе карточки с
символическим изображением методов сбора информации будутпланом исследования. Важно объяснить, что собранные данные
лучше сразу зафиксировать, чтобы не забыть. Следует научить детей
кратко выражать новые идеи на бумаге. Делать это можно не только
с помощью записей, но и рисунками. Для накопления информации
вести дневник исследователя.
4. Обобщение результатов поиска. Для обобщения всей
собранной информации проводится занятие, на котором дети
рассказывают, что они узнали. Результатом может стать совместно
подготовленные газета, альбом, журнал, презентация и др.
При проведении тренировочных занятий присутствуют
заинтересованные родители.
Самостоятельное исследование.
1. Подготовка к проведению самостоятельного исследования.
определение области исследования;
выбрать объекта и предмета исследования;
обоснование актуальности исследования;
составление плана;
определение гипотезы;
определение цели и задач;
сбор и изучение информации;
оформление результатов исследования;
защита результатов исследования.
Необходимо, чтобы и учащиеся, и родители были бы
погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно
излагать свои мысли, т.е. могли бы применять все имеющиеся у них
знания на практике. Ведущее место среди таких методов
принадлежит сегодня методу проектов.
Работа в режиме проектной деятельности помогает выработать
у учащихся ключевые компетентности. Проектная деятельность
ориентирует детей на коллективную, групповую, парную и
индивидуальную работу. Проектная деятельность предлагает выход
за границы учебника во внеурочную деятельность. Проектная
деятельность является технологией, обеспечивающей рост личности
ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по
ступенькам роста от проекта к проекту.
Чтобы обеспечить эффективность проектной деятельности,
следует учитывать некоторые моменты.
1. Возрастные и индивидуальные особенности. Важно
помнить, что интерес к работе и посильность во многом определяют
ее успех.
2. Обеспечить заинтересованность детей и родителей в работе
над проектом. Мотивация является незатухающим источником
энергии для самостоятельной деятельности и творческой
активности. Для этого нужно педагогически грамотно сделать
погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой
практической и социальной пользы. Целесообразно в процессе
работы над проектом проводить с младшими школьниками
экскурсии, прогулки наблюдения, социальные акции.
3. Создавать группы количеством не более 5 человек. Для
работы над проектом весь класс разбивается на группы. Оптимально
создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет
работать над одним из подвопросов.
Для меня, как учителя, самым ценным в методе проектов
является сам процесс работы, так как он представляет собой
инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей.
Для ученика проект – это возможность максимального
раскрытия своего детского потенциала, деятельность, которая
позволяет:
проявить себя,
попробовать свои силы,
приложить свои знания,
принести пользу,
показать публично достигнутый результат.
Продукты, которые могут получить дети в результате
проектной деятельности:
1. Газета
2. Игра
3. Костюм
4. Альбом
6. Спектакль
7. Урок
8. Публикация9. Справочник
10. Презентация
11. Учебное пособие
12. Буклет
13. Афиша
14. Устный журнал
15. Тематические выставки рисунков, поделок
16. Диафильм
17. Набор открыток
18. Памятка
19. Реклама
20. Плакат
21. Мероприятие
22. Раскладушка
23. Макет
24. Модель
25. Папка
26. Экскурсия
В процессе работы над проектом у ученика формируется
большое количество надпредметных умений (универсальных учебных
действий), таких как:
Проектировочные
Исследовательские
Информационные
Коммуникативные
Экспериментальные
Презентационные.
Рефлексивные
Включать школьников в проектную деятельность я начала
постепенно, с первого класса. Сначала это были небольшие
творческие проекты: книжки – малышки, выставки рисунков и
поделок, сборники загадок, стенгазеты и фотогазеты к различным
мероприятиям, датам и т.д. Это краткосрочные проекты
продолжительностью от 1 урока до недели.
Хочу
остановиться еще на одном
проекте
«Уют в классе».
Вначале было погружение в
проблему с родителями на
родительском собрании, решение
проблемы сначала в виде
планирования, выбора способов
действия. И результат кропотливой работы не заставил себя ждать –
заняли 1 место.Проектный метод помогает и в сплочении коллектива. Так,
необходимо было подготовить инсценирование олонхо. На первом
этапе подготовительном – был выбор олонхо. На втором –
знакомство с героями олонхо «Арчылаан бухатыыр» М.П.Эверствой
Обутовой. Третий этап – настольная игра «Путешествие с героями
олонхо». Дети сами слепили героев олонхо. На четвертом этапе –
постановка олонхо, где учащиеся и родители были артистами.
Целью данного проекта было участие всего класса и
родителей в спектакле и изучение произведений писателя.
На этапе планирования были распределены роли (по желанию
детей). Каждый ученик, имеющий свою роль в спектакле, определил
оформление (костюм). Далее шли репетиции. Дети были увлечены
данным процессом. Родители принимали самое активное участие. И
вот этап защиты проекта – выступление на сцене КЦ «Түhүлгэ».
Результат был очевиден. Увлеченность, ответственность, умение
донести до зрителей слова героев, эмоции – все это было достигнуто.
После выступления рефлексия. Общее впечатление. Как
получилось? Над чем можно было еще поработать? Как помогали
друг другу?
Также дети любят инсценировки известных русских писателей.
Одним из них – произведение К.И.Чуковского «МухаЦокотуха»
Все костюмы, маски и атрибуты делали сами ребята с
родителями. Это было настоящее сближение семьи и школы, где нет
плохих и хороших, а все работали на равных по мере своих сил и
возможностей, но были увлечены единым процессом.О каждом из выполненных проектов можно долго рассказывать.
К каждому из них учащиеся подходят творчески, проявляют
максимум самостоятельности, наглядно видят результаты своего
труда, пользу своего проекта.
При использовании в образовательном и воспитательном
процессе проектной деятельности происходит формирование у детей
личностных качеств (доброжелательность, внимательность к людям,
уважение), мотивация, рефлексия и самооценка, обучение выбору и
осмысление последствий выбора и результатов собственной
деятельности. Развиваются познавательные интересы, инициатива,
любознательность, самостоятельность, целеустремленность. Сами
дети и родители отмечают, что, работая над проектом в группах,
становятся дружнее, сплоченнее, внимательнее друг к другу, учатся
прислушиваться к чужому мнению, обсуждать его, а не опровергать
сразу, как иногда бывает.
Примеры с урока
Современный урок в начальной школе будет радостным и
интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы
учащихся, расширяя
кругозор, ставит их перед принятием
самостоятельного решения. Так как современные условия развития
общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых
знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его
творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства
личной ответственности. В такой педагогической теории ученик
является центральной фигурой, его деятельность приобретает
активный познающий характер.
Не вдаваясь в детальное обсуждение всех требований
Стандарта и возможных путей их реализации, остановлюсь лишь на
некоторых наиболее очевидных требованиях, ориентируясь на
которые учитель мог бы строить свои уроки поновому.
Какими же признаками должен обладать урок,
ориентированный на новый стандарт? Важнейшим признаком урока
по новому Стандарту является наличие в его методическом арсенале
деятельностного метода. При работе с младшими школьниками
реализуются три основных вида деятельности: учебная, игровая и
учебно исследовательская. Учебная и игровая деятельности для
практики работы начальной школы традиционны. Учебно
исследовательская деятельность явление сравнительно новое.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным
его
этапом развития творческих способностей ребёнка,самореализации. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя
подобно учёному, проводя собственные исследования, чем
получать кемто добытые знания. Формирование у учащихся
готовности и способности самостоятельно и творчески осваивать
новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры
формируется на уроках русского языка, математики, окружающего
мира, литературного чтения.
Именно поэтому ученические исследования рассматриваются
как средство активизации процесса обучения. Дети вовлечены в
интересную поисковоисследовательскую деятельность.
В
результате вовлечения ребёнка в исследовательскую деятельность
происходит развитие познавательной потребности и потребности в
творческой деятельности, повышается уровень самостоятельности
при поиске и усвоении новых знаний, т.е. формируются общие
умения и навыки учебной работы: познавательные, практические,
организационные. Мои ученики
учатся наблюдать, давать
определения и понятия, пользоваться различными источниками для
нахождения информации,
делать вывод,
самостоятельно обрабатывать отобранный материал, представлять
результаты своей работы.
планировать,
Исследования представлены в различных формах:
электронная презентация, рисунок, схема, паспорт, заметка,
фоторепортаж, устное сообщение и т.д. (приложение)
Задачи поисковоисследовательской деятельности.
Образовательная: активизация и актуализация знаний,
полученных школьниками при изучении определённой темы.
Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов,
заведомо выходящим за пределы школьной программы.
Развивающая: развитие умения размышлять в контексте
изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные
выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать
его; использовать ИКТ при оформление результатов проведённого
исследования; публично представлять результаты исследования.
Воспитательная:
создание продукта,
востребованного
другими
Активное использование в организации образовательного
процесса поисковоисследовательской деятельности младших
школьников «даёт возможность развития у учащихся важнейшего
инструмента оперативного освоения действительности –
возможности осваивать не только суммы готовых знаний, а методы
освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения
совокупных знаний человечества»/Симонов В. П. Планирование,
организация, анализ и оценка эффективности урока: Учеб. пос. по
спецкурсу. М., 1988.
В основе поисковоисследовательского метода лежат:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
умение самостоятельно конструировать свои знания;
умение интегрировать знания из различных областей наук;
умение критически мыслить.
Как использую на практике проблемно – поисковый метод,
как организую исследовательскую деятельность учащихся на своих
уроках, хочу показать на фрагментах уроков русского языка и
математики.
В первом классе трудно приступать к исследовательской
деятельности. Но вполне возможно. Приведу пример приемлемого
для первоклассников задания на уроке «Обучения грамоте» при
изучении темы «Буквы А, Я». Предлагаю детям разные тексты,
напечатанные на листочках. Задание: найдите и обведите в тексте все
буквы А, подчеркните – Я. Выясните, какая буква чаще
употребляется. Такое задание не только развивает внимание и
способствует усвоению букв,
но и носит поисково
исследовательский характер. Первоклассники часто задают вопросы
по поводу встречающихся непонятных по значению слов. Использую
приём «Попробуй узнать сам», т. е. спросить дома, в библиотеке, а
затем рассказать в классе.
На уроках русского языка я организую три вида исследования:
исследование словарного слова;
исследование текста;
исследование фразеологизма.
Исследование словарного слова проводится в несколько
этапов по определённому плану:Первый этап подготовительный
выбор темы
формулирование целей
составление плана исследования
Второй этап основной
сбор материала
обобщение полученных данных
Третий этап заключительный
представление результатов исследования
обмен мнениями
На первом этапе определяется область исследования,
например, словарное слово, формируются цели и задачи под
руководством учителя. Цель исследования словарного слова: анализ
значения и происхождения слова, наблюдение над единообразным
написанием в различных формах, над функционированием слова в
речи и т.д. Вместе с учителем выбираются приёмы и способы,
которыми будут пользоваться исследователи:
наблюдение,
сравнение, выделение главного, анализ и синтез и т.д.
Одним из интересных приемов словарной работы, на мой
взгляд, является «усиление» орфограммы. «Усилить» орфограмму –
значит сделать более ярким то место в слове, которое трудно
запоминается и легко забывается. «Усиление» требует большой
творческой активности учащихся.
Этапы работы по «усилению»:
Выделение трудной орфограммы;
Постановка перед учащимися проблемы: как «уярчить»
орфограмму? Как лучше запомнить именно эту букву?;
Самостоятельный поиск учащимися способов «усиления»;
Коллективный выбор лучших из предложенных вариантов;
Выбор каждым учащимся индивидуального приема
запоминания.
На втором этапе учащиеся
работают с научной и
художественной литературой, сопоставляют свои знания с данными
научного источника, отбирают наиболее интересный материал,
структурируют собранный материал,
отбирают главное и
второстепенное.
Третий этап заключительный, представление результатов
исследования или этап защиты проекта. Докладчик старается
изложить суть исследования точно, ярко, доходчиво, используя все
свои достижения. А тёплый приём товарищей вселяет уверенность и
желание провести новое исследование.
тексты.
Проводим
Второй вид это исследование текста. Для анализа беру
художественные
лингвистический,
грамматический, синтаксический анализы, выявляем значение слов и
выражений, подбираем синонимы и выясняем их смысловые
различия, анализируем изобразительные средства языка, определяем
различные формы слова и др. Приоритетным являются активные
игровые методы, творческое самовыражение, выбор наиболее точных
и эффективных форм работы.
Урок русского языка во 2 классе.
Тема: Разделительный мягкий знак.
Цели:
1) Создать проблемную ситуацию и условия для ее разрешения,
провести исследовательскую работу по теме «Разделительный
мягкий знак»
2) Развивать умение употреблять в словах разделительный
мягкий знак.
3) Воспитывать интерес к изучению русского языка, к
исследовательской работе.
I. Усвоение новых знаний, понятий и способов действия.
1) Создание проблемной ситуации.
разделите данные слова: деньки, вьюга, коньки, ружьё,
листья, воробьи
на две группы (групповая работа).
а) Разделительный мягкий знак.
в) Мягкий знакпоказатель мягкости.
2) Постановка проблемного вопроса.
Почему задание одно, а выполнено по разному?
3) Исследовательская работа. Ребятам розданы карточки с
заданиями.
Деревья, белье, ручьи, ночью, веселье.
а) прочитай слова и запиши их в тетрадь;б) букву, которая написана перед мягким знаком
подчеркни синей линией;
Сделай вывод, какие звуки обозначают данные буквы?
в) букву, которая написана после мягкого знака
подчеркни красной линией;
Сделай вывод, какие звуки обозначают данные буквы?
г) сделай вывод: где пишется разделительный ь знак?
Каждый ученик выполняет исследовательскую работу в
тетради самостоятельно, делает свой вывод.
Одна из основных задач обучения математике в начальных
классах – формирование у учащихся осознанных прочных
вычислительных навыков. Было бы ошибкой решать эту задачу
только путём зазубривания таблиц и использование тренировочных
упражнений. Возникает вопрос можно ли решить одновременно, в
тесной взаимосвязи такие задачи, как формирование прочных
вычислительных навыков и развитие школьников. Ответ может быть
только положительным.
Присутствие в вычислительных упражнениях элемента
занимательности, догадки, сообразительности, умения подметить
закономерности, выявить сходство и различие в решаемых
выражениях, установить доступные зависимости – вот основные
особенности методики формирования вычислительных навыков.
В своей работе я уделяю большое внимание поисково
исследовательской деятельности учащихся на уроках математики,
вызывая тем самым интерес, открытие нового, участие в диалоге,
понимание материала, т.к. нельзя не понять то, что открыл сам.
Открывая новые для себя знания,
ученики являются
исследователями.
Поисковоисследовательский метод – это метод привлечения к
самостоятельным и непосредственным наблюдениям, на основе
которых учащиеся устанавливают связи, делают выводы, познают
закономерности.
Приведу примеры.
Работая с числовыми закономерностями, ученики открывают
для себя немало интересных связей, переживают ситуацию успеха,
активно сопереживают одноклассникам в поиске нестандартного
решения. Их можно удачно использовать в ходе проведения устного
счёта. Исследование числа, ряда чисел, суммы, разности,
произведения, частного.
Исследование ряда чисел.
Дан ряд чисел: 13, 17, 21. Что можно сказать об этих числах?
(Двузначные, нечётные, увеличиваются на 4.)
Продолжите ряд влево, уменьшая числа на 4, и вправо,
увеличивая на 4.
( 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.)
Какие числа в получившемся ряду?
( Однозначные и двузначные, нечётные)
Разделите их на две равные части посередине и запишите в две
строчки.
( 1 5 9 13 17
21 25 29 33 37)
Что интересного вы заметили?
(В числах, записанных в каждом столбике, одинаковое число
единиц, а количество десятков в числах второго ряда на 2 больше,
чем в числах первого ряда.)
Сложите числа каждого столбика.
( 22, 30, 38, 46, 54.)
Что можно сказать о них?
( Они чётные и увеличиваются на 8.)
Почему?
( Мы дважды увеличили числа на 4.)
Используя числа из подчёркнутого ряда, составьте верные
равенства.
(17 + 9 – 1 = 25, 13 + 17 – 1 = 29, 13 + 25 – 1 = 37, 5 + 9 1 = 13,
17 + 5 – 1 = 21, 29 + 9 – 1 = 37, 25 – 5 + 1 = 21, 29 – 9 + 1 = 21, 33 – 13
+ 1 = 21.)
Сложите числа из подчёркнутого ряда парами, начиная с
самого маленького и самого большого.
( 1+ 37 = 38, 5 + 33 = 38, 9 + 29 = 38, 13 + 25 = 38, 17 + 21 =
38.)
Найдите разность этих чисел.
(37 – 1 = 36,33 – 5 = 28, 29 – 9 = 20, 25 – 13 = 12, 21 – 17 = 4.)
Запишите результаты в строчку.
(36, 28, 20, 12, 4.) Что можно сказать об этих числах?
(Каждое следующее число меньше предыдущего на 8.)
Найдите «лишнее» число. Чем оно отличается от других
чисел?
( 4 – однозначное число, остальные числа двузначные.)
Разделите каждое число на 4.
( 36:4=9, 28:4=7, 20:4=5, 12:4=3, 4:4=1.)
Что интересного вы заметили?
( Значения частных выражены однозначными нечётными
числами.)
При рассматривании различных видов задач, можно тоже
использовать поисковоисследовательский метод.
Составление текста задачи по чертежу или краткой записи.
Широко использую методику исследовательской деятельности
на уроках окружающего мира. Эти работы так и называются “Наши
маленькие исследования” и идут по темам. Так, начинают с коллажа
о семье, родословной, коллажа о животном и растительном мире
своего края и иисследовательским проектом,
докладом.
(приложение)
В условиях правильной организации исследовательской
деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми
нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них
развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые
формы поведения, самостоятельность, т.е. формируются так
называемые нравственные привычки.
Трудолюбие,
ответственность,
самостоятельность,
предприимчивость такими качествами личности овладевают
учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе.
Выполняя исследование в группах, дети и сильные, и слабые имеют
возможность развить лидерские качества.
Участие в
исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что
позволяет успешно учиться.
Кружок «Я исследователь»Организуя исследовательскую деятельность учащихся, я
придерживаюсь того, что работа по развитию исследовательских
умений детей может проходить и во внеурочное время.
Проблемное обучение, которое организуется на уроках,
способствует, но не может в полной мере помочь детям стать
настоящими исследователями.
Значительно расширить поле
исследовательской деятельности для детей позволяют
дополнительные занятия с учащимися начальных классов во
внеурочное время, а также посещение кружков, студий, организация
экскурсий.
Для успешного
занятия проектноисследовательской
деятельностью необходимо наличие обязательных условий —
желание самого ребёнка, помощь родителей (создание условий дома,
подбор необходимой литературы, взаимное обсуждение проблемы,
помощь в проведении наблюдений, экспериментов, опытов,
моральная поддержка и т.д.).
Особое место уделяю индивидуальной работе с детьми.
Каждый ребенок по своей натуре исследователь. Ежедневно ему
приходится сталкиваться с новыми явлениями и предметами.
Научить ребенка находить объект исследования, источники
информации, способы познания – одна из целей обучения. Учебное
исследование школьника, включает следующие основные этапы:
Выделение и постановка проблемы (выбор темы
исследования).
Поиск и предложение возможных вариантов решения.
Сбор материала (используем различные энциклопедии,
школьников стараюсь учитывать следующие условия:
– систематичность;
– мотивированность;
– психологический климат;
– создание творческой атмосферы;
словари, возможности Интернет).
Обобщение полученных данных.
Подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.)
Защита проекта.
При организации исследовательской деятельности младших
– учет возрастных особенностей детей.
На первом этапе исследовательской работы осуществляю
помощь при выборе темы. Эта тема должна быть близка и интересна
ребенку. Планирование работы по исследованию, работа с
различными источниками информации (книги, справочный материал,
энциклопедии, словари, материалы музеев, архивов, беседы со
взрослыми людьми, просмотр теле– и видеофильмов, работа с
данными компьютера), проведение наблюдений, проведение опытов,
экспериментов, анкет, обработка результатов проводятся под
руководством учителя. Стараюсь предоставлять как можно больше
самостоятельности. Чтобы ребенок почувствовал радость познания,
радость открытия. Даю индивидуальные задания по подготовке
докладов, опытов, экспериментов, наблюдений и т.д.
Исследовательские
проекты учащихся:
«Саhарбыт
хаартыскалар кэпсииллэр» (Саша О.), «Андаатары бултааhын»
(Ньургун П.), «Сибэкки иhиттэрин киэргэтии» (Валерия Г.), «Дьиэ
усулуобуйатыгар йогурту оҥоруу» (Оля Д.), «Ыт – киhи доҕоро»
Саша С.), «Дьиэ кыылын иитии» (Ньургун Ш.) являются
победителями и призерами улусных,
региональных и
республиканских НПК. Дети получают задания и ведут наблюдения в
дни летних каникул – в период роста, цветения, осеменения растенийи т.д. При этом немаловажную роль играют родители, которые
контролируют, помогают, направляют.
Групповая работа. Она включает в себя работу над
совместных исследовательских
организацией исследований,
проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько
детей, весь класс, а также, родителей. Совместные проекты класса с
родителями очень сплачивают весь коллектив. Поисковые
исследовательские проекты «Мин дьиэ кэргэним Кыайыы туhугар»,
«Маҥнайгы кинигэм — Буукубаар» успешно реализованы,
оформлены в виде альбомов. Эти проекты дают детям очень многое
– узнают о своих родственниках, изучают историю страны,
республики, улуса. В ходе проекта дети посещали с экскурсией
краеведческие музеи, памятники, участвовали на библиотечных
уроках, викторинах, конкурсах, встречались с интересными людьми,
выступали с родителями на классных часах.
Одной из форм организации групповой работы с детьми по
развитию их исследовательских умений стало проведение кружка «Я
– исследователь». Этот кружок я веду с 2006 г. Сначала приучаю
учеников к самому слову «исследование», «исследуем». Исследуя,
мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий,
описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав
вывод, фиксируем.
Цель программы:
создание условий для расширения творческо
обучающихся
интеллектуальных
средствами познавательной деятельности.
возможностей
Задачи программы:
Выявлять интересы,
способности,
возможности учащихся к различным видам
деятельности.
склонности,
Создавать условия для индивидуального развития
ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
Формировать систему знаний, умений, навыков в
избранном направлении деятельности, расширять общий
кругозор.
Развивать опыт творческой деятельности, творческих
способностей.
Создавать условия для реализации приобретенных
знаний, умений и навыков.
Развивать
опыт
неформального
общения,
взаимодействия, сотрудничества.
Данный кружок проводится 1 раз в неделю с 1 по 4 классы,
программа рассчитана на 134 часа. Составляется и утверждается
рабочая программа кружка. (Приложение 2)
На занятиях кружка дети узнают о происхождении привычных
вещей. Они в процессе игры, в ходе экскурсий, общения со
взрослыми приходят к пониманию того, что изучать окружающий нас
мир можно поразному.
Главными помощниками юных
исследователей могут стать взрослые, книги, компьютер. Дети
убедятся в том, что познать окружающий мир можно с помощью
наблюдений и при проведении опытов. Исследовать можно все, что
нас окружает, опираясь на свой собственный опыт, наблюдения, с
помощью взрослых, чтения разнообразных книг, энциклопедий,
Интернетресурсов, при просмотре кино– и телефильмов, в ходе
проведения наблюдений и экспериментов и т. д.Большое внимание уделяется развитию у детей умения
работать в команде, происходит формирование соответствующих
умений, коммуникативной компетентности, получение опыта
эффективной командной работы. Дети учатся выступать с
результатами проведенных ими исследований. При этом углубляется
опыт их публичных выступлений. Дети учатся отстаивать свою точку
зрения, вступать в спор с выступающими, формулировать вопросы и
отвечать на них.
Все занятия кружка «Я исследователь» стараюсь проводить в
нетрадиционной форме. Так как при обучении младших школьников
большая роль отводится игре, то большинство занятий проводится в
форме игр
игр
экспериментальных лабораторий и др.) Большое внимание уделяется
экскурсиям различной направленности. Дети учатся работать в
группах разного состава.
игрвыступлений,
(игрисследований,
Итак, организуя исследовательскую деятельность младших
школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в
ходе массовых мероприятий, стараемся воспитывать у детей интерес
к познанию мира, создавать условия, способствующие развитию у
младших школьников навыков исследовательской работы.
Конспекты занятий кружка «Я исследователь»
Йогурт (1 ч)
Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация Power
Point.
Цель работы:
определить положительную роль йогурта на организм школьника.
разобраться во всем многообразии йогуртов. Какие из них полезны?
Задачи:
1. Познакомиться с разнообразными видами йогурта;
2. Провести анкетирование учащихся начальных классов;
3. Попытаться самим сделать йогурт.
Подготовительная работа: дети приходят с различными видами
йогурта – «Данон», «Вимм Билль Данн», «Молочный дождь»..
Ход занятия:
1. Орг.момент
2. Актуализация
Йогурт вкусный, йогурт сладкий,
В сто раз лучше шоколадки,
Он на молоке коровьем,
Он полезен для здоровья!
Открывай скорее рот,
Йогурт хочет в твой живот!
Зайчику нравится йогурт морковный,
А медвежонку конечно, медовый!
Йогурт клубничный приятен лисичке,
Ну, а вишневый полезен синичке.
Йогурт полезен не только зверятам,
Но и хорошим веселым ребятам!
Ёжик и медвежонок каждое утро на завтрак едят вкусный и
полезный йогурт с лесными ягодами. Мишка любит йогурт с
малиной, а ёжик — с черной смородиной. После такого завтрака
целый день настроение хорошее!
Сейчас в продаже множество йогуртов: «Данон», «Нестле»,
«ВиммБилльДанн», якутский «Молочный дождик». Что такое
йогурт, как делают и чем полезен йогурт?
Как вы думаете, из чего сделан йогурт? Из молока.
История йогурта уходит далеко в древность. Существует
версия, в соответствии с которой предшественник йогурта появился
в те далекие времена,
когда древние народыкочевники
путешествовали, перевозя молоко в бурдюках из козьих шкур. Изза
не герметичности сосудов из воздуха в молоко попадали бактерии,молоко, сквашиваясь на жаре, превращалось в особый продукт,
похожий на современный йогурт.
Какие бывают йогурты?
Йогурты делятся на:
• молочные;
• молочносливочные;
• сливочные;
С различными добавками.
Он полезнее, бесспорно,
Йогурт вкусный с ежевикой,
С вишней, с дыней и клубникой.
Только самый мой любимый
Йогурт розовый с малиной
Йогурт любят все на свете:
Мамы, бабушки и дети.
Йогурт всем продукт известный,
Он и вкусный, и полезный.
Какой йогурт самый полезный? Лишь некоторые йогурты
понастоящему полезны для нашего организма. Очень важным
показателем «полезности» продукта является срок его хранения.
Чем он меньше, тем йогурт полезнее. В продуктах длительного
хранения теряется самый главный смысл – польза для организма
человека.
Качественный йогурт состоит из молока и закваски, может
содержать сухое молоко и различные пищевые и ароматические
добавки, консерванты и загустители.
Наиболее полезным продуктом можно считать йогурт
натуральный, «живой» йогурт. В «живом» йогурте есть только
молоко и закваска. В составе нет ни сахара, ни ароматизаторов, ни
консервантов, имеют недолгий срок хранения.
То есть во время употребления натурального продукта вы
получаете только полезные для организма вещества. Такой
кисломолочный продукт очень полезен для организма благодаря
возможности активировать функцию иммунной системы человека.
Чем полезен йогурт? Вопервых, в йогурте много кальция,
поэтому ежедневное употребление йогуртов ведет к укреплению
костей, зубов и ногтей. Употребление «живого йогурта» полезно
всем, в большей мере тем, кто испытывает проблемы с желудочно
кишечным трактом. Если вы долгое время болели, употребляли
различные лекарства, употребляйте йогурты регулярно.
Употребление йогурта способствует лучшей усвояемости
кальция и витаминов группы В.
Йогурт переваривается лучше, чем молоко. Многие люди,
которые страдают от аллергии на молоко, могут есть йогурт. Йогурт
легко усваивается организмом. Помогает кишечнику переваривать
пищу. Йогурт является ценным источником кальция, служит для
укрепления наших костей. Есть данные, что, если человек ежедневно
съедает два стаканчика йогурта, в его организме повышается
иммунитет. Возможно, нам следует брать пример с тех народов,
которые едят много йогурта, например с болгар. Болгария известна
своими долгожителями и тем, что многие люди в этой стране
остаются здоровыми даже в преклонном возрасте.
Изучаем этикетку на йогуртах
Йогурт из цельного молока содержит приблизительно
3,5 г жира (один стаканчик).
Йогурт с низким содержанием жира должен содержать
не более 2 г жира (один стаканчик).
Обезжиренный йогурт содержит менее 1 г жира (один
стаканчик).
Фруктовый йогурт — это продукт, в состав которого
входят фрукты.
Чтобы определить отношения детей к йогурту проводим
анкетирование:
1. Любишь ли ты употреблять йогурт?
2. Как часто ты ешь йогурт?
3. Знаешь ли ты, что такое «живой йогурт»?
4. Знаешь ли ты как правильно выбрать йогурт?
5. Знаешь ли ты, чем полезен йогурт?
Делаем сами йогурт: Молоко прокипятить, остудить до
температуры 38 градусов, в качестве закваски подойдет йогурт, в
составе которого написано: живые бактерии. У него маленький срок
хранения. Подойдет продукция фирмы Данон. В стаканчике, как
правило, 125 гр.Пропорция: 100 г йогурта (закваски) на 1 л молока. Для
получения более густого йогурта можно взять побольше закваски
200300 г на 1л молока. Лучше всего использовать термос.
Берем термос (лучше с широким горлышком), выливаем туда
молоко, следом закваску, быстро размешиваем и еще быстрее
закрываем.
Оставляем стоять ночь.
Утром у нас получится достаточно жидкая смесь.
Переставляем в холодильник на 45 часов. Там он и загустеет. Но,
эффекта магазинного фруктового по густоте не будет, т.к. там
обязательно добавлен желатин.
Выводы:
1. Из чего сделан йогурт?
2. Какие бывают йогурты?
3. Какой йогурт самый полезный?
4. Чем полезен йогурт?
После занятия Оля Д. заинтересовалась этой темой и решила
написать доклад «Йогурту дьиэ усулуобуйатыгар оҥоруу» и
выступила в I Республиканских Даниловских чтениях и заняла 1
место среди учащихся начальных классов. (Приложение)
Пейте, дети, молоко будете здоровы!
Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация Power
Point.
Цель: обогатить знания детей о молоке, как о ценном и полезном
продукте для роста детского организма.
Задачи:
Расширять кругозор детей о молоке и молочных продуктах.
Формировать у детей исследовательские навыки (поиск
информации в различных источниках).
Развивать познавательный интерес к исследовательской
деятельности, желание познать новое.
Развивать умение работать в коллективе, желание делиться
участвовать в совместной опытно
информацией,
экспериментальной деятельности.
Формировать у детей осознанное отношение к здоровому
питанию.
Оборудование: молоко, микроскоп, проектор, ПК, презентация.
1. Организационный момент
Ход:
Ктото стучится. Пришел Почтальон Печкин с посылкой и
письмом от кота Матроскина.
Дети читают письмо Матроскина: Здравствуйте дети! Мы
купили корову. Корова очень хорошая. Дает много молока. Вы очень
умные дети. Занимаетесь в научнопознавательном кружке. Помогите
мне. Отправляю вам молоко нашей коровы. Дальше пишу секретное
письмо. Потому что мы с Шариком поругались. Прочитать можно,
прогладив письмо утюгом.
Секретное письмо: Здравствуйте. дети! Хочу узнать – С
каких пор люди начали употреблять молоко? Из чего состоит
молоко? Как выглядит молоко по микроскопу?
Задание от Матроскина: Сделайте «Опыт взрыв цвета в
молоке».
Задание 1. Хочу узнать – Как к нам на стол попадает
молоко? От чего зависит количество и качество молока?
Давайте поможем Матроскину. Как вы думаете, откуда к нам
на стол приходит молоко? – работа по энциклопедиям ответы
детей.
Сколько же лет молоку? При раскопках доисторических
поселений на Украине археологи находят подойники, отстойники
для приготовления творога. По ним можно судить, как давно, больше
5000 лет назад, пользовались молоком. Качество и количество
молока зависит от корма или качества сена.
Работа по группам
Задание 2. Из чего состоит молоко? (Детям даются
карточки – вода. Красители. Витамины. Углеводы. Жиры.
Микроэлементы. Витамины. Белки) Составляют рисунок молока
из этих карточек.
Проверка – дети высказывают свое мнение.
Задание 3. Микроскоп. Как выглядит молоко по микроскопу?Работа по микроскопу. Практическая работа
Задание 4. Эксперимент «Взрыв цвета в молоке».
Чтобы провести этот зрелищный эксперимент, вам понадобятся:
цельное молоко
пищевые красители разных цветов
любое жидкое моющее средство
ватные палочки
тарелка
Обращаем ваше внимание на то, что молоко должно быть
обязательно цельным, а не обезжиренным. Почему? Все объяснения
после опыта.
План работы:
1. Налейте молоко в тарелку.
2. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя.
Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.
3. А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко
двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную
палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр
тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет
двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в
тарелке!
Объяснение опыта:
Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки,
углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего
средства происходит одновременно несколько процессов. Моющее
средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые
красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности
молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию
с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Именно
поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.
Итог занятия: Помогли ли мы Матроскину?
Что узнали?
Чему научились?
Заключение.
Результативность изложенного опыта работы позволяет
отметить развитие у учащихся творческой и коммуникативной
активности, познавательной самостоятельности, интеллектуальных
способностей, уровня обученности и воспитанности.
Анализируя опыт организации проектноисследовательской
деятельности, выделяются следующие результаты, указывающие на
преимущества применения
этого метода в образовательном
процессе школы:
Работа над проектами
внутреннюю
познавательную мотивацию и способствует повышению
интереса к предметам.
Это подтверждается следующими фактами:
стимулирует1. уроки стали проходить боле оживленно, ученики с
нетерпением ожидают как момент начала работы над
проектами, так и заключительный этап – презентацию;
2. прикладной характер проектной деятельности,
практическая направленность выбираемых исследований,
проекты становятся лично значимыми для учащихся;
3. у ребят проявился стимул не только получить хорошую
то есть можно судить о наличии навыков групповой работы и
развитии коммуникативных умений.
Оказывают помощь при выполнении творческих заданий, судя
по выборам детей, – учитель (100% выборов), родители (75%),
одноклассники (75%), значит можно говорить о том, что цель
создания единого творческого образовательного пространства
«ученик учитель родитель» достигнута.
оценку, но и добиться успехов в выполняемой работе.
повышает
Работа над проектами
активность и
самостоятельность разных по уровню развития и
способностям учащихся:
1. немотивированные на учебу дети, заинтересовавшись
какойнибудь проблемой и выполнив проект, пусть даже
на вторых ролях в группе, приобретают уверенность в
своих силах, таким образом для них создается реальная
ситуация успеха в обучении;
2. для одаренных детей участие в проекте еще одна
возможность проявления творчества,
развития в
совместной деятельности с учителем, родителями и
одноклассниками творческого потенциала, накопление
опыта самостоятельной роботы.
Повышается учебная активность школьников.
Было проведено анкетирование (анонимно) с целью выяснения
у учащихся 4 класса предпочтения видов учебной деятельности на
уроке, определения сформированности навыков проектной
деятельности и выявления эмоционального отношения к школе и
классу
На вопросы «Нравится ли тебе учиться в школе» и «Нравится
ли тебе учиться в твоем классе» все ученики (100%) ответили
утвердительно «да», что определяет стабильную положительную
учебную мотивацию детей. Ответы на вопрос «Какие виды
деятельности на уроке тебе особенно нравятся» указывают на
предпочтение творческих видов, из них «работа над проектом»
была в выборах у 75 % учеников.
Они предпочитают работать в парах, группах или «со всем
классом над одним заданием», что соответствует 100%, 70% и 75%,
Детям было предложено отметить те виды умений проектной
деятельности, которые они выполняют хорошо и с удовольствием.
Практически каждый подчеркнул три из предложенных четырех
пунктов: «готовить сообщение» 90%, «презентовать итоги своей
работы по заданной теме» 70%, «высказывать предложения по
тому, что надо сделать по данной работе» 50%, «работать в группе
сообща» 75%.
Полученные ответы на вопрос «Ты участвуешь в проектной
деятельности потому, что…» тоже предполагал несколько
выборов, предпочтительных для каждого ученика: «узнать чтото
новое» выделили 75%, «можно раскрыть свои способности,
подняться в глазах своих одноклассников на более высокий
уровень»50%, «пообщаться с одноклассниками»90%.
Для детей, выполняющих творческие задания, в том числе в
рамках проектов, школьная жизнь вызывает положительные
эмоции, так практически все учащиеся класса (100%) отметили,
что выполняют творческие работы с хорошим настроением.
Экспертиза качества успеваемости учащихся начальных
классов за период использования проектноисслндовательской
технологии в обучении показывает, что уровень обученности детей
составляет 100%, уровень качества знаний в среднем 70%. Таким
образом, можно считать, что участие детей в проектной
деятельности действительно способствует развитию их творческих
способностей и учебной активности.
С первого класса к работе над проектами обязательно
привлекаются родители, которые, после консультации с учителем,
помогают маленьким ученикам правильно подобрать нужный
материал и направить его в определённое русло. Если ребёнок
участвует в создании проекта, то задача родителей – знать суть
этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу ирезультату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему
ребёнку, если он обратится за помощью.
^ Действия родителей могут быть такими:
Этапы проектной
деятельности.
Возможные действия
родителей.
Выдвигаются первоначальные
идеи.
Выбирается и формулируется
тема проектной работы.
Формулируется задача проекта. Может потребоваться помощь в
Помогите ребенку выдвинуть
как можно больше идей,
записывайте их на лист бумаги.
Пусть идеи будут самыми
разнообразными и дерзкими.
Чем больше идей тем больше
выбор.
Помогите выбрать лучшую идею
и обосновать выбор.
правильной формулировке.
Помогите спланировать работу
с учётом занятости вашего
ребенка.
Обдумайте
возможные результаты.
ребенком
с
Разбейте объём работ на
небольшие части и определите
срок выполнения каждой.
Может
разъяснение обязанностей.
потребоваться
Посодействуйте в посещении
библиотеки.
Помогите ребенку в нахождении
разнообразных
источников
информации.
Разрабатывается
выполнения проекта.
план
Обсуждаются
возможные
результаты работы по теме
проекта.
Определяются учебные задачи и
устанавливаются сроки их
выполнения.
Распределяются обязанности
между участниками проектной
группы.
Изучаются источники и
литература по теме проекта.
Собирается и обрабатывается
информация по проблеме.
Готовятся выводы,
которые Может потребоваться помощь в
сопоставляются с задачами
проектной деятельности.
результаты
к
Оформляются
работы, и готовится отчет.
Проект
презентации.
Публичная
проектной работы.
готовится
презентация
Анализируется
проделанная
в
проектного периода.
работа,
течение
прорепетировать
выводов,
и
подготовке
грамматический
стилистический контроль.
Подскажите основные правила
оформления документов.
Помогите
выступление.
Присутствуйте на защите.
Поддерживайте ребёнка, у вас
есть повод гордиться им.
Обсудите вашу совместную
работу, подумайте, что можно
было сделать подругому.
Совместная работа ребенка – учителя – родителей позволяет
выстроить особые отношения. Отношения сотрудничества и
равноправия, наладить диалог с родителями, с ребенком. Стало
очевидным, что совместная работа педагога, детей и родителей
является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для
каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать
оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того,
совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её
участников.
Таким образом:
работая вместе с детьми над проектом, родители больше
времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним,
лучше понимают проблемы своих детей.
огромное значение имеет положительное общение детей
(во время работы над проектом) из неполных и
проблемных семей.
встречи, общение с родителями одноклассников может
сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и
нравоучения.
В результате совместной проектной деятельности дети узнают
много нового друг о друге, восполняют дефицит общения с
взрослыми, их родителями у них формируется значимое
отношение к понятию «семья».Специфика исследовательской работы в начальной школе
заключается в систематической направляющей, стимулирующей и
корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и
«заразить» детей, показать им значимость их деятельности и
вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к
участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится
для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они,
вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные
исследования по наблюдению за выращиванием растений,
погодными явлениями, помогают подбирать информацию для
теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить
защиту своей работы. Заполняют «Чинчийэр үлэ дневнигэ» в 12
классах, а в 34 «Дневник исследовательской деятельности».
(Приложение 3) Работы получаются очень интересными, ведь это
общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
Результатом сотрудничества ученикучительродитель являются
призовые места на улусных, региональных и республиканских
научноисследовательских конференциях.
№
Региональ
ные
Респуб
ликанские
Ф.И.
учащегося
Трапезникова
Сайыына
1
2
Стручков
Алеша
3
Рожин Ян
Улус
ные
1 м.
3 м
2 м
Название
доклада
Саха
чулуу
уолаттара
Максим
Аммосов
уонна
Платон
Ойуунуск
ай
доҕордоhу
улара
Хос эбэм
ытык
иhитэ –
туос
ыаҕайа
Саха
фольк
лорун
аны
3 м
2 м
1 м
3 м
гы
информа
ционнай
технологи
яны
туhанан
уруhуйдаа
н
ѳ ѳ
к рд рүү
Ыткиhи
доҕоро
Кыhыл
кинигэҕэ
киирбит
Саха
сирин
сибэккилэ
р
сардаана
уонна
ньургуhун
Сибэкки
иhиттэрин
киэргэтии
Пластилин
–
мин
ѳ
с бүлээн
оонньуур
дьарыгым
Саhарбыт
хаартыска
лар
кэпсииллэ
р
Андаатыр
ы
бултааhын
ньымалара
Замятинна
р удьуор
оҕуруоччу
ттар
Сибэкки
иhиттэрин
4
5
Соловьев
Саша
Протопопова
Вилена
6
Гермогенова
Валерия
7 Ширяев
Ньургун
8
Осипов Саша
9
Протопопов
Ньургун
10 Осипов Саша
1
1
Гермогенова
Валерия
1 м
2 м
1 м
3 м