Содержание
Введение……………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы трудотерапии в социально-профилактической работе с детьми группы риска СОП в условиях организации…………………………………………………………………....9
1.1 Социально-психологическая характеристика детей группы риска СОП………………………..………………………………………………….....9
1.2 Организация социально-профилактической работы с детьми группы риска СОП …………………………………………………………………..…14
1.3 Волонтёрская деятельность, как форма социально-профилактической работы с детьми группы риска СОП в условиях организации……………………………………………………………… …...20
Глава 2. Практические подходы к организации социально-профилактической работы с детьми группы риска СОП …………………………….................................................................................24
2.1 Социологическое исследование степени востребованности социального проекта для детей группы риска СОП в условиях организации…………..24
2.2. Социальный проект для детей группы риска СОП в условиях организации……………………………………………………………………30
Заключение…………………………………………………………………..35
Список литературы………………….……………...…………………….…37
Приложение………………………………………..…………………………38
Введение
В настоящее время в обществе усиливается ряд неблагоприятных тенденций, приводящих к появлению категории «детей группы риска».
Понятие «дети группы риска» может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому оно нуждается в уточнении и развитии.
Дети - социально-демографическая группа населения в возрасте до 18 лет, имеющая специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности. Детей можно разделить на две группы: малолетние (до 14 лет) и несовершеннолетние (от 14 до 18 лет) [8].
Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Фактически речь идет о двух сторонах риска.
С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам.
С другой стороны, эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего, с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д. [7].
Дети особенно уязвимы и подвержены отрицательным воздействиям в период социального созревания и вхождения в мир взрослых, так как в это время им свойственны неустойчивость психики, несформировавшийся характер, слабая приспособляемость к растущей интенсификации жизни, нервно-психическим перегрузкам и стрессам вкупе с материальной необеспеченностью и зависимостью от старших на фоне стремления к самостоятельности и широких потребительских запросов.
Дети группы риска — это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних [7].
Актуальность исследования заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, прослеживается тенденция к росту числа детей с отклоняющимся поведением. Важнейшей задачей, стоящей на современном этапе перед школой, является решение проблемы организации эффективной работы по профилактики и коррекции отклоняющегося поведения школьников.
К детям и подросткам «группы риска» относятся дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном формам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т.д.
Во-первых, здесь складываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с кардинальной перестройки гормональных процессов и изменением «Я»- концепции.
Во-вторых, существенно влияние оказывает неопределенность социального положения подростков. Подросток уже не ребенок, он стремиться к взрослости, устремлен в будущее, но во многом еще остается ребенком.
В-третьих, возникают многочисленные противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослых, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились. Именно подростки чаще всего попадают в категорию «трудных».
По мнению Л.Н. Антоновой, дети и подростки «группы риска» – это лица, находящиеся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни, испытывающие те или иные формы социальной дезадаптации, проявляющие различные формы асоциального поведения [10].
По мнению В.Д. Альперович, недобросовестное выполнение родителями своих обязанностей также является основанием для выделения нескольких групп подростков, которые оказываются в поле контекстных значений термина «дети и подростки группы риска» [11]:
- безнадзорные – дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих;
- беспризорные – дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных знаний, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания;
- дети-беглецы – убежавшие из дома или из воспитательного учреждения вследствие разрыва с родителями, возникшего тяжелого конфликта с учителями, воспитателями, сверстниками, деформирования ценностных ориентаций и других причин, приведших к кризису отношений [11].
Говоря о детях группы риска, важно выделить современные условия, приводящие к этому социальному явлению. Заметное место среди них принадлежит ряду социально-экономических факторов:
- фактор возрастания занятости родителей, особенно матерей. Современный ритм жизни и занятости родителей (вместе с другими факторами) существенно искажает характер взаимоотношений родителей и детей. Это проявляется в уменьшении продолжительности и обеднении содержания общения в семье, дефиците теплоты, внимательного отношения друг к другу, исчезновении действительно совместных форм полезной деятельности ребенка со взрослыми. Место личностного и познавательного общения все больше занимают его узко прагматические формы – по поводу обихода, режима дня, учебы, а поощрение сводится только к материальным его формам. Эти факторы провоцируют у детей неуверенность в своих силах, стойкое эмоциональное неблагополучие, негативизм, отрицательные формы самоутверждения;
- чрезвычайно усложняет условия развития детей рост числа разводов и неблагополучных, конфликтных семей. Распад семьи является весьма сильным психогенным фактором, ставящим ребенка в тяжелую ситуацию. Алкоголизм и наркомания родителей порождают качественные изменения генофонда нации в сторону деградации и физического уродства, нарушают социальное здоровье детей, растущих в таких семьях;
- на фоне общего сокращения рождаемости происходит рост количества внебрачных детей. В современном мире привлекательным стало убеждение, что одиночество является комфортабельным стилем жизни. Мужчины не считают себя обязанными связывать свою жизнь с женщиной и ребенком. Проблема детей в неполных семьях – затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации. Ребенок формирует стереотипы своего поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь, родители [9];
- ещё одним фактором риска является детская инвалидность. Уход за ребенком-инвалидом нередко несовместим с занятостью вне дома, поэтому мать, как правило, вынуждена оставить работу либо поменять ее на более свободную по графику, близко расположенную, но нижеоплачиваемую. Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной помощи, порой ведут биологическое существование и не получают тех навыков и умений, которые могут помочь им хотя бы в самообслуживании;
- начатые в 80-х гг. прошлого века процессы перестройки общества повлекли за собой глубокие и непредсказуемые социальные трансформации, очень скоро перешедшие в системный общественно-экономический и духовный кризис, непосредственно затронувший большую часть населения страны. Среди многочисленных проблемных категорий детей, появившихся вследствие острого социального неблагополучия последних десятилетий, появились дети беженцев, переселенцев, дети из малообеспеченных и деструктивных семей. Большая часть беженцев – это семейные люди. Пытаясь решить жизненно важные проблемы, связанные с вынужденной переменой места жительства, родители не придают особого значения той психологической травме, которую переживает их ребенок. Это приводит к серьезным социальным последствиям. Дети лишаются своих домов, привычных вещей, друзей, родственников [9].
Это далеко не все факторы риска, существующие в современном обществе. Как правило, в дезадаптации детей играет роль сочетание нескольких факторов. Тем больше потребность детей группы риска в помощи и поддержке. Существование детей под постоянным воздействием рисков в качестве потенциальных «невинных жертв» этих рисков требует от социальных служб единственно возможного подхода к таким детям и подросткам – подхода, основанного на страховании этих рисков, то есть на предотвращении реализации возможных угроз и компенсации последствий свершившихся угроз. При этом работу в данном направлении необходимо вести не только и не столько с детьми, сколько с их родителями [9].
Нами был разработан проект, направленный на социально-профилактическую работу с детьми из семей группы риска социально-опасного положения в условиях образовательной организации, трудовой волонтерский отряд «ГОСТ».
Объект: социально-профилактическая работа с детьми из семей группы риска социально-опасного положения в условиях образовательной организации
Предмет исследования – волонтёрская деятельность в социально-профилактической работе с детьми из семей группы риска социально-опасного положения в условиях образовательной организации».
Цель: теоретическое обоснование и практическая разработка социального проекта для детей из семей группы риска социально-опасного положения «ГОСТ».
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Дать социально-психологическую характеристику детей из семей группы риска социально-опасного положения.
3. Изучить организацию социально-профилактической работы с детьми из семей группы риска социально-опасного положения в условиях образовательной организации.
4. Рассмотреть волонтёрскую деятельность, как форму в социально-профилактической работе с детьми из семей группы риска социально-опасного положения в условиях образовательной организации.
5. Провести социологическое исследование для обоснования необходимости разработки социального проекта «ГОСТ» для детей из семей группы риска социально-опасного положения в условиях образовательной организации.
6. Разработать социальный проект для детей из семей группы риска социально-опасного положения «ГОСТ», в условиях образовательной организации.
Для решения поставленных задач требуются следующие методы исследования: теоретические (изучение литературы по теме исследования, систематизация изученного) и эмпирические (анкетирование, социологический опрос, проектирование).
Работа состоит из ведения, двух глав, заключения списка использованный литературы и приложений.
Во «Введении» определены цель и задачи исследования по организации социально- профилактической работы с детьми из семей группы риска социально-опасного положения, его предмет и объект, доказана актуальность изучаемой проблемы, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы социально-профилактической работы с детьми из семей группы риска социально-опасного положения в условиях образовательной организации», дана социально-психологическая характеристика детей из семей группы риска социально-опасного положения, изучены формы социально-профилактической работы и привлечение их к волонтерской деятельности ,сформированы выводы.
Во второй главе «Практические подходы к организации социально-профилактической работы с детьми из семей группы риска социально-опасного положения в условиях образовательной организации» проведено исследование степени востребованности социального проекта для детей из семей группы риска социально-опасного положения в условиях образовательной организации «ГОСТ», на основе полученных данных разработан проект трудового волонтерского отряда из числа детей группы риска социально-опасного положения, «ГОСТ».
В «Заключении» представлены выводы по теоретической и практической части работы.
Глава 1. Теоретические основы трудотерапии в социально-профилактической работе с детьми группы риска СОП в условиях организации
1.1. Социально-психологическая характеристика детей группы риска СОП
Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья, имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
В литературе часто встречается понятие «трудный» ребенок и подросток или относящийся к «группе риска». Что значит «группа риска»?
Данный термин обычно используют специалисты-медики для обозначения лиц, предрасположенных к той или иной болезни и нуждающихся, в связи с этим в проведении специальных профилактических мероприятий. В настоящей работе термин «группа риска» вводится для обозначения особой группы подростков. Симптоматика, в соответствии с которой их можно было бы отнести к категории наркоманов, алкоголиков, т. е. больных, имеющих ряд определенных признаков, у них не выявлена. Однако на этих подростков следует обратить особое внимание, чтобы не допустить развития заболевания.
Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным.
К началу школьного обучения ребенок осознает свои возможности, он готов подчиняться требованиям и предписаниям, он в состоянии видеть иную точку зрения (произошла децентрация процессов мышления), он активен и ему хочется учиться.
До 11-13 лет для ребенка первостепенную роль играет внешний мир, который он познает и с огромным интересом изучает, на который он проецирует свою фантазию, переживания и эмоции. Очень важно в этом возрасте выявить детей группы риска.
Проведя психодиагностический минимум, мы получаем достаточно большой массив информации, который нуждается в анализе, в том числе с позиции раннего выявления нарушений адаптации и социализации. Для раннего выявления не нужно дополнительных диагностических процедур. Кроме того, получить необходимую информацию можно, используя такой метод, как наблюдение. Наблюдать за ребенком могут учителя, социальные педагоги по предложенной памятке психологом.
На что обращать внимание при анализе психодиагностических материалов маркерами СОП, по мнению Н.А. Сакович являются [1]
Первый, самый явный признак СОП ребенка заключается в том, что данный объект находится в остром эмоциональном состоянии. В его поведенческих особенностях можно выделить высокие степени: — сенсорной депривации; — тревоги и страхов (страхи несоответствия, одиночества, смерти и др.); — агрессии (аутоагрессии); — чувства вины и обиды.
Как следствие приведенных расстройств выступают: — неадекватная самооценка; — негативное самоотношение; — рассогласованность образов «Я». Часто такие дети на первом этапе психокоррекции нуждаются в помощи врача, так как имеют психические расстройства, множество серьезных хронических заболеваний, у них могут выявиться последствия физического или сексуального насилия в семье. [2]
- систематические опоздания в школу.
- ребенок надолго задерживается в школе после уроков (иногда до позднего вечера).
- боится идти домой.
- убегает из дома.
- часто беспричинно отсутствует в школе.
- жалуется на голод (на недосыпание, дискомфорт в семье или другое).
- совершает самоповреждающие действия (режет руки лезвием, щиплет, выдергивает волосы, бьется головой о стену и др.).
- замкнут (или депрессивен).
- агрессивен.
- избегает физического контакта.
- имеет следы побоев.
- носит скрывающую тело одежду, не подходящую по погоде (отсутствие у ребёнка необходимой сезонной одежды, обуви).
- имеет неопрятный внешний вид.
- демонстрирует вызывающее (соблазняющее) поведение.
- демонстрирует исключительно хорошие знания о сексе.
- со сверстниками имеет плохие взаимоотношения.
- характерно резкое изменение веса (его снижение или увеличение).
- истерическая, эмоциональная неуравновешенность. На что обращать внимание при анализе психодиагностических материалов (маркеры СОП):
- отставание в развитии (социальном, эмоциональном, интеллектуальном и личностном);
- наличие «набора» хронических заболеваний, причем некоторые из них характерны для взрослых и пожилых людей;
- высокая тревожность, страхи;
- эмоциональная неадекватность;
- проявления депрессии (темы серости, конечности жизни, «все плохо», отсутствие цветности в описаниях или рисунках и пр.);
- наличие невротических состояний (грызет ногти, качается, есть тики, заикание, наматывает волосы на палец во время диагностики и т. п.);
- неудовлетворенность базовых потребностей: ребенок голодный (в ответах все сводится к еде), уставший (в ответах много астении, многие вопросы пропускаются, нет сил), запущенный внешний вид (ребенок грязный, одежда не соответствует сезону, размеру и пр.);
- проявления агрессии (аутоагрессии);
- проявление в ответах темы насилия (психического, физического, сексуального) и др.
- родители приходят в школу (на собрание или по приглашению классного руководителя) в нетрезвом состоянии (эпизодически / систематически).
- в начальной школе за ребенком приходят дальние родственники, знакомые, соседи.
Анализируя, таким образом, психодиагностическую информацию, выявляем группу риска и затем с целью определения детей, находящихся в СОП, проводим дополнительное диагностическое обследование. Параллельно проводим анализ семейных взаимоотношений.
К семьям, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося поведения несовершеннолетнего авторы относят: неполную, конфликтную, «асоциальную» (девиантную), формально-благополучную; семьи в которых есть душевнобольные родители.
В неблагополучных семьях встречаются следующие виды неадекватного воспитания - безнадзорность, эмоциональное отвержение, чрезмерная строгость и требовательность к ребенку, воспитание в условиях жестких взаимоотношений, насилие и физические наказания, чрезмерное восхищение ребенком и гиперопека [3].
Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина [4], считают, что причинами трудностей общения у несовершеннолетних: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Также причинами, по их мнению, могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ от контактов с людьми, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль.
Наряду с влиянием наследственности существенное значение имеет и биологическая неполноценность нервных клеток мозга, обусловленная такими неблагоприятными факторами, как тяжелые заболевания впервые годы жизни и травмы головного мозга, которые в биологическом развитии приводят к своеобразным особенностям темперамента и проявляются в эмоциональной неустойчивости детей, в слабости защитных и приспособительных механизмов. Так же причиной не адекватного поведения несовершеннолетних может быть оценка. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников «отличниками», «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.
Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими людьми и возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.
Воспитательный фактор в подростковом возрасте - это школа, которая может способствовать проявлению и развитию асоциального поведения подростков. Существенную роль в этой связи играют ориентиры школы и стиль осуществляемой в ней воспитательной работы. Так авторитарный характер воспитательной работы с применением педагогических средств, в которых преобладают различного рода санкции, наказания и ограничения; организация, формы, методы обучения, не создающие возможностей для успеха каждого подростка и недостаточная готовность учителей к работе с трудными детьми, могут выступать в роли «отклоняющегося» фактора поведения подростков.
Малая или дружеская группа может также являться фактором отклоняющегося поведения у подростков, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, ценностей, которыми руководствуются члены этой группы в своем поведении. Если во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если во взаимоотношениях в группе распространена анти-школьная субкультура, проявляется неприемлемость школы и любого процесса обучения.
Особо следует отметить влияние средств массовой информации на формирование личности подростков. Телевизионные передачи, видеозаписи, насилие, разврат, различные способы противоправного обращения толкают подростков в круговорот преступного бизнеса.
Таким образом, неблагоприятные условия жизни, воспитание в семье и школе, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружением и возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования, к негативной девиации и преступности, как самой острой формы девиантного поведения подростков.
1.2. Организация социально-профилактической работы с детьми группы риска СОП
Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста семей с детьми группы риска социально-опасного положения и повышения эффективности их профилактики.
Организуя работу с неблагополучными семьями, необходимо четко определить понятие «семья, оказавшаяся в социально опасном положении». Большинство исследователей выделяют три аспекта понимания данного термина:
Одно из наиболее важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющегося поведения у детей и подростков - повышение роли семьи. С древнейших времен известно, что корни порока идут от семьи. Многие проблемы можно решить, если суметь создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания для детей. Реализация этого направления требует решения комплекса проблем внесемейного и внутрисемейного характера.
Во-первых, требуется решить проблему подготовки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей.
В целом подготовка молодых людей к семейной жизни и воспитанию детей должна включать изучение следующих разделов:
- основы взаимоотношений в семье;
- внутрисемейные конфликты, причины их возникновения, возможности предупреждения и пути преодоления;
- основы ведения семейного хозяйства, экономика семьи;
- основы семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка, подростка (данное направление решается чаще всего через школу, либо через центры по работе с семьей по мере роста ребенка) и др.
Непосредственно подготовка родителей к воспитанию детей представляет достаточно емкую педагогическую проблему. Для ее решения в начале века А. Дернова-Ярмоленко рекомендовала учить молодую маму:
- методике изучения ребенка на различных этапах его возрастного развития;
- пониманию влияния на ребенка окружающей среды;
- умению считаться с окружающей средой, пользоваться ею;
- методам и методике воспитательного воздействия на детей на различных этапах их возрастного развития [5].
Наряду с изложенным для матерей рекомендовались специальные курсы по изучению ненормальных, отсталых, слабых детей и детей, трудных в воспитательном отношении, беседы о значении искусств в деле воспитания, физические упражнения и игры детей, прогулки и экскурсии с детьми и др.
Во-вторых, создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях.
Обстановка в семье — это та среда, где прежде всего формируются основы мировоззрения растущего человека. С раннего детства ребенок именно в семье, в той обстановке, в которой он живет, развивается и воспитывается, усваивает то, какими должны быть отношения между людьми (мужчины к женщине, взрослых к детям, детей к взрослым), знакомится с основами культуры общения и поведения, проведения досуга и пр. Одновременно в семье формируется будущий семьянин, человек, создающий, укрепляющий и реализующий потенциал семьи в соответствии с ее социальным предназначением.
Следует подчеркнуть, что безнравственная обстановка (пьянки, драки, истерические крики, грубость) помимо отрицательного примера может привести к серьезным психическим травмам ребенка, преодолеть которые в последующем исключительно трудно. Негативные проблемы семьи и семейного воспитания отрицательно сказываются на физическом, психическом и социальном развитии растущего человека.
В-третьих, предупреждение ошибок в семейном воспитании.
Как правило, в каждой нормальной семье родители заинтересованно относятся к воспитанию своих детей. Однако педагогическая неподготовленность нередко приводит к типичным ошибкам.
Такие ошибки описаны в литературе. К наиболее характерным, из них можно отнести:
1. Антипедагогическое поведение родителей как пример для подражания.
Характерное проявление поведения родителей через так называемые «ложные авторитеты» описал А.С. Макаренко. [6] Он, в частности, выделял авторитеты подавления, чванства, педантства, резонерства, подкупа.
2. Утрата связи между родителями и детьми. Сохранить нормальные взаимоотношения между детьми
и родителями удается, к сожалению, далеко не всем. Утрата внутренней связи значительно снижает возможности целесообразного педагогического воздействия родителей на детей особенно в подростковом возрасте, когда оно является наиболее важным.
В-четвертых, формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции.
Речь идет о формировании главного стержня, определяющего последующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, \своих действий и поступков, а также активность и направленность усилий в работе над собой. Нравственное воспитание начинается с самого раннего возраста. Упущение в этом отношении приводит к невосполнимым последствиям в воспитании человека.
В-пятых, воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства, что позволит сформировать у человека нравственно-волевые качества [5].
Волевые качества — это тот инструментарий, который позволит человеку самореализоваться, отстоять свою позицию, сохранить свое «я». Отсутствие волевых качеств превращает человека в стадное существо и может привести его под влияние другого, нередко социально-негативного лидера. В такой ситуации безвольный человек вполне может оказаться соучастником социально опасных действий группы. Нравственная основа развития личностных качеств человека определяет направленность его волевой активности.
В-шестых, недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным.
Специалисты-психологи рекомендуют воспитателям в процессе применения принуждения в воспитании учитывать следующее:
- не применять физическое наказание детей младше 3-х лет, так как это влияет на проявление их активности;
- воздерживаться от наказания детей и особенно подростков в присутствии сверстников (публичное унижение подавляет волю, травмирует психику);
- наказывать с применением силы за любую вину девочек старше 10 лет и мальчиков старше 14 лет (переходный возраст особенно нетерпим к таким воздействиям и может приводить к серьезным психическим травмам, формировать отчуждение родителей от детей);
- наказывать ребенка хладнокровно, безжалостно, устраивать своего рода экзекуции как какую-то работу.
В-седьмых, недопущение приобщения детей и подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм.
В современных условиях значительная часть проступков со стороны подростков и юношества совершается в состоянии алкогольного опьянения. Приобщение подростка к наркотикам, с одной стороны, способствует разрушению организма, его деградации, делает его уязвимым по отношению к опасным инфекционным заболеваниям (например, СПИД), с другой - их употребление требует больших материальных средств, что побуждает наркомана к уголовно наказуемым действиям.
В процессе воспитания с раннего детства постепенно и убедительно ребенку разъясняют сначала в семье, а потом и в школе, пагубность алкоголя и наркотических средств. Однако наиболее действенным средством воспитания выступает личный пример родителей, старших братьев и сестер, товарищей.
В-восьмых, побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.
С давних пор известно, что важнейшая задача воспитания – подготовить человека к самовоспитанию. Чем старше человек, тем и его роль в самосовершенствовании возрастает. Семья в этом плане не только способствует формированию нравственных ориентиров, развитию волевых качеств, но и помогает освоить навыки работы над собой.
Профилактическая роль образовательных учреждений. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков - еще одно важное направление деятельности общества.
В школе работают специалисты по социальной работе. Этим специалистам вверяются дети и подростки для дальнейшего обучения и воспитания. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам.
В условиях образовательного учреждения ребенок сталкивается с еще одним воспитателем-коллективом. Он входит в различные группы, ощущает на себе их влияние.
Учитель, воспитатель образовательного учреждения имеет возможность влиять на воспитанника не только непосредственно, но и опосредованно: через преподаваемый учебный предмет, коллектив класса, товарищей, микрогруппы.
Путями повышения воспитательной роли образовательного учреждения выступают:
- повышение качества подготовки преподавательского состава, формирование у него высокой педагогической культуры;
- создание наиболее благоприятной обстановки в условиях образовательного учреждения для педагогической деятельности;
- побуждение преподавательского состава к самосовершенствованию, повышению своего педагогического мастерства и педагогической культуры;
- создание при образовательных учреждениях социальной службы, способствующей индивидуализации работы с детьми и подростками девиантного поведения, оказывающей помощь учителю и родителям в работе с ними; - развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками в условиях образовательного учреждения.
Взаимодействие семьи и общественности. Развитие целесообразного взаимодействия семьи и школы, административных органов по месту жительства является средством профилактики девиантного поведения детей и подростков.
Единство семьи и школы объединяет и усиливает воспитательное влияние на детей и подростков. С этой целью практикуется:
- организация методических семинаров при школах для родителей (родительский лекторий, родительский семинар);
- повышение роли родительских комитетов в жизни школы, детского сада, усиление связи родителей и учителей;
- создание попечительских родительских организаций при образовательном учреждении;
- приобщение к активному участию родителей в мероприятиях класса, школы;
- посещение учителями детей на дому (проявление заинтересованного участия в том, как живут ученики);
- помощь и поддержка родителей в воспитательной работе с детьми со стороны учителя, социального педагога школы.
Круг общения ребенка. Значительное влияние на развитие, воспитание ребенка, оказывают те люди, которые непосредственно взаимодействуют с ним. Их авторитет, сила влияния, способность внушать, покорять волю ребенка в значительной степени определяют то, как они будут влиять на ребенка, подростка, в каком направлении они будут его вести.
Ребенок уже в детском садике оказывается в окружении определенного круга лиц, впоследствии он оказывается членом коллектива, различных сообществ, каждое из которых имеет свои традиции, обычаи, воспитательные возможности. К сожалению, далеко не каждое сообщество в воспитательном отношении носит положительный характер. Данный факт свидетельствует о том, что от родителей, воспитателей требуется большое искусство умения управлять воспитательными воздействиями на ребенка, подростка через тех людей, которые его окружают, те группы, коллективы, в которые он входит. От них требуется искусство ограничить взаимодействие их воспитанника от влияния негативных (девиантных, криминогенных) лиц, групп, сообществ или, наоборот, стремиться обеспечивать целесообразное влияние на него лиц позитивных, положительных групп, коллективов.
1.3. Волонтёрская деятельность, как форма социально-профилактической работы с детьми группы риска СОП в условиях организации
Во всех странах
волонтерское движение имеет глубокие самобытные корни. В России история
волонтерского движения изначально связана с деятельностью православной церкви,
позднее - с инициативой первых некоммерческих общественных объединений -
земств, учителя и врачи которых много делали для русского крестьянства. В
России же возникло и первое женское волонтерское движение - сестры милосердия,
которые во время Русско-турецкой войны добровольно отправлялись на фронт, чтобы
помогать раненым солдатам.
Сегодня по всему миру насчитываются сотни тысяч движений волонтеров, как
небольших региональных, так и крупных, имеющих профессиональный международный
статус, работающих под эгидой ООН и ЮНЕСКО. Цели волонтерских движений различны.
Но основной принцип для каждого движения волонтеров, будь то команда из
нескольких человек или сложно разветвленная система с представительствами, в
большинстве стран мира един. Он заключается в оказании добровольной
бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается.
Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои причины, немногие изъявляют
желание откровенно о них говорить. В основном это дело совести каждого
человека, но, кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная
помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно
молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных
навыков, знаний, и даже возможность сделать карьеру.
В работе с детьми группы риска социально-опасного положения одним из важнейших аспектов идет упорядочивание внеурочной занятости.
В образовательном процессе любой образовательной организации важное место занимает воспитательная работа – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Основные задачи и направления воспитательной работы:
- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии путем получения образования соответствующего уровня;
- формирование у обучающихся гражданской позиции, уважения к закону, социальной активности и ответственности, потребности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократического общества;
-развитие отношения к достижениям мировой, национальной культуры, образования, интеллекта и науки как к самостоятельным ценностным феноменам;
-формирование у обучающихся профессиональной позиции и этики, осознания общественной миссии своей профессии, ответственности специалиста за результаты и последствия своих действий, профессионально значимых качеств личности и профессиональной корпоративности;
- формирование у обучающихся значимых качеств и свойств личности семьянина и гражданина.
Можно выделить основные направления воспитательной работы:
1. Нравственное воспитание, направленное на осмысление обучающимися общечеловеческих ценностей, осознание личностной причастности к человечеству, пониманию своего «Я»;
-воспитание правильной нравственной позиции;
2. Правовое воспитание, которое содействует самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
-способствует выработке основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры, оказание в реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
-ориентация на гуманистические и демократические ценности.
3. Патриотическое воспитание это:
- формирование у обучающихся высоких нравственных принципов;
-выработка норм поведения, к готовности безупречному несению службы в рядах Вооруженных сил;
-воспитание гордости за подвиги старших поколений.
Очень значимы и важны такие направления воспитательной работы, как:
-художественно-эстетическое воспитание;
-трудовое воспитание;
-формирование здорового образа жизни.
Одним из методов упорядочивание внеурочной занятости является волонтерское движение.
Когда говорят о необходимости организации досуга детей СОП, часто обращают внимание на то, что это отвлекает их от бесполезного времяпровождения, а потому препятствует совершению безрассудных поступков, а то и общественно опасных действий. Это правильно. Но гораздо более важная роль досуга заключается в ином — в умственном и физическом воспитании подростков, в формировании у них здоровых, духовных потребностей. Такие потребности и обусловленные ими интересы развиты у детей СОП слабо.
В современных условиях развития общества профилактика девиантного поведения несовершеннолетних обусловлена многофакторностью и полу-функциональностью развития негативных проявлений (правонарушения, агрессивность, конфликты, вседозволенность, ценностная неопределенность и т.д.) и тревожных тенденций в молодежной среде (рост числа употребляющих наркотические вещества, спиртные напитки, совершивших преступления, попыток суицида, ухудшение здоровья и др.). Решение этих актуальных вопросов требует комплексного подхода. Одной из важнейших составляющих профилактики девиантного поведения является создание условий и использование эффективных средств волонтерского движения.
Вот несколько приемов приобщения подростков к волонтерской деятельности, способствующие успешному перевоспитанию:
- предоставление подросткам возможности испытать свои силы в данном виде деятельности, чтобы заинтересовать их;
- трудовое самообслуживание (санитарные дни, уборка помещения, оформление стендов)
- помощь в преодолении вредных привычек — курения, употребления алкоголя, наркомании;
- оказание во время занятий полное доверие подростку;
- проведение занятий, тренингов, встреч;
- включение подростков в общественную деятельность;
- привлечение к участию в различных мероприятиях учебного заведения;
- взаимосвязь работников учреждения с родителями, с учебным заведением, инспектором полиции, социальным педагогом по месту жительства;
- систематическое изучение подростков и выявление отрицательно воздействующих на них обстоятельств.
Благодаря вовлечению детей группы риска СОП в волонтерскую деятельность мы сможем:
- сформировать правильные установки и взгляды на жизнь;
- стабилизировать детско-родительские отношения, путем совместной деятельности и проведения мероприятий для сплочения семьи и всего коллектива в целом;
- развить в детях определенные навыки и умения;
- научить уважать друг друга, возложить на них ответственность за свое поведение;
- привить любовь к трудолюбию и усердию;
- формирование здорового образа жизни
- сократить риски участия детей в преступной деятельности;
- профилактика вредных привычек
В средствах волонтерской трудовой деятельности имеются большие возможности не только для развития трудовых, коммуникативных способностей, развитие характерных особенностей присущих добропорядочному гражданину,
Таким образом, участие в трудовой волонтерской деятельности имеет большое значение. В этой сфере дети из группы риска СОП получают больше возможностей для самореализации и проявление социальной активности.
Нами был разработан социальный проект «Трудовой волонтерский отряд «ГОСТ» из числа детей, состоящих на ведомственном учете в КДНиЗН»
Целью данного проекта, как и в любой деятельности с детьми из семей группы риска является создание благоприятных условий для выведения семьи из состояния социального неблагополучия.
Наш проект подразумевает волонтерскую деятельность, направленную на взаимопомощь с различными категориями граждан. Дети из семей группы риска социально-опасного положения будут вовлечены в эту деятельность, как волонтеры. Данная деятельность несет за собой положительное воздействие, как на детей, так и на общество в целом. Ведь вовлекая детей из неблагополучных семей группы риска социально-опасного положения мы обеспечиваем им внеурочную занятость. Следовательно, у детей группы риска социально-опасного положения нет неупорядоченного времени для совершения правонарушений и преступлений. У них четко определены ориентиры на дальнейшую жизнедеятельность. Их интересы и предпочтения будут определены и когнитивные, и физические способности будут направлены в нужное русло. Также будут развиваться, такие качества как: добропорядочность, послушание, милосердие и забота о ближнем.
Глава 2. Социальный проект социально-профилактической работы с детьми группы риска СОП в условиях общеобразовательной организации
2.1 Социологическое
исследование востребованности создания трудового волонтерского отряда как формы
социально-профилактической работы с детьми, состоящими на ведомственном учете в
КДН и ЗП г. Соликамска
Разработку социального проекта предваряло
социологическое исследование, позволяющие оценить его необходимость,
общественную значимость для конкретной целевой группы.
Цель: изучение мнения целевой группы, населения города Соликамска в необходимости разработки социального проекта по созданию трудового волонтерского отряда.
Задачи:
1. Подобрать диагностический инструментарий для проведения социологического исследования
2. Определить необходимость разработки социального проекта для целевой группы
3. Общественное мнение
4. Проанализировать результаты проведенного исследования для разработки проекта с учетом предпочтений и ожиданий целевой группы, а также общественного мнения
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: Интернет-опрос жителей города Соликамск, анкетирование целевой группы и родителей (законных представителей) детей группы риска СОП, беседа со специалистами организации, изучение личных дел детей группы риска СОП, состоящих на учете в КДНиЗП.
Организация и результаты социологического опроса жителей Соликамск. Количество опрошенных составило 100 человек в возрасте от 18 до 35 лет, из них мужчин -25, женщины -75. Участникам опроса предлагалось ответить на девять вопросов о целесообразности разработки и реализации проекта.
1. Как Вы думаете, есть ли в нашем городе проблема правонарушений и преступности детей?
А) Да (80%)
Б) Нет (12%)
В) Затрудняюсь ответить (8%)
2. Знаете ли Вы, что с каждым годом в нашем городе растет число преступлений и правонарушений среди детей?
А) Да (75%)
Б) Нет (15%)
В) Затрудняюсь ответить (10%)
3. Надо ли организовывать дополнительную занятость данной группы детей?
А) Думаю да (85%)
Б) Нет смысла (10%)
В) Затрудняюсь ответить (5%)
4. На Ваш взгляд, нужен
ли проект «Трудовой волонтерский отряд «ГОСТ» из числа детей, состоящих на
ведомственном учете в в КДНиЗП»?
А) Да, он будет полезен (72%)
Б) Не вижу смысла (15%)
В) Затрудняюсь ответить (13%)
5. Можете ли Вы согласиться с таким суждением: - Трудовой волонтерский отряд для детей, состоящих на ведомственном учете – это профилактика правонарушений, алкоголизма, наркомании?
А) я согласен(а) с суждением (60%)
Б) я не согласен(а) с суждением (3%)
В 50/50 (37%)
6. Может ли разрабатываемый проект решить проблему, связанную с преступлениями и правонарушениями детей?
А) Скорее да, чем нет (66%)
Б) Скорее нет, чем да (13%)
В) Затрудняюсь ответить (21%)
7. Смогли бы Вы стать
благотворителем для данного проекта?
А) Да, мог бы помочь финансово (25%)
Б) Могу помочь в организации (45%)
В) Нет, я не сторонник активности (30%)
8. Укажите Ваш возраст:
А) До 18 лет (13%)
Б) от 19-25 (72%)
В) 26-35 (15%)
Г) 36-45 (0%)
9. Укажите свой пол:
А) мужской (25%)
Б) женский (75%)
По результатам социологического опроса можно сделать вывод, что респонденты знают о проблеме преступности и правонарушений среди детей и то что эта проблема с каждым годом растет. Опираясь на результаты проведенного исследования, можно утверждать, что есть необходимость в создании данного проекта.
2.2 Социальный проект трудового волонтерского отряда «ГОСТ» в системе социально-профилактической работы с детьми группы риска СОП
В рамках исследования разработан социальный проект для детей группы риска СОП – обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №4» г.Соликамск
Целью проекта - является создание условий для формирования социально значимых качеств, опыта социального взаимодействия, самореализации детей группы риска СОП.
Основными задачами проекта выступают:
1) Обеспечить активное участие детей группы риска СОП в социально значимую деятельность в рамках трудового волонтерского отряда «ГОСТ».
2) Способствовать развитию духовности и милосердия посредством вовлечения детей группы риска СОП в социальную практику.
3) Содействовать проявлению социальной смелости, активности и самостоятельности детей группы риска СОП.
4) Пропаганда духовных и патриотических ценностей, профилактики асоциального поведения детей группы риска СОП.
5) Способствовать формированию навыков нравственного поведения.
Миссия трудового волонтерского отряда – внести вклад в нравственное и физическое оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.
Реализация проекта предполагает три этапа: подготовительный, основной, заключительный. Сроки реализации проекта: декабрь, 2019г. – апрель, 2020г.
К основным мероприятиям на подготовительном этапе относим:
- формирование трудового волонтерского отряда из числа детей группы риска СОП «ГОСТ»;
- формирование реестра нуждающихся в адресной социальной помощи и определение основных форм организации адресной помощи нуждающимся – жителям города (уборка, расчистка придомовой территории и т.п.).
- работа по поиску и обеспечению взаимодействия со спонсорами для реализации мероприятий проекта;
- размещение информации на сайте школы, администрации города, социальных сетях рекламного, анонсирующего характера;
Партнеры проекта:
-администрация Соликамского муниципального района, Соликамского городского поселения;
- управление образования Департамента муниципальных учреждений администрации Соликамского муниципального района (отдел общего образования, сектор дополнительного образования и воспитания, отдел культуры);
- средства массовой информации;
- туристическая фирма «Арго».
Первые волонтеры отряда, те, которые начнут все с нуля, им необходимо пропустить идею волонтерства через себя и тогда узнают, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему. Отряд «ГОСТ» объединяет детей из числа группы риска СОП, поэтому для них социально значимая деятельность дает возможность проявить свои самые лучшие качества в добрых делах.
На основном этапе реализации проекта планируется реализовать следующие мероприятия (Рабочий план реализации проекта представлен в Приложении 2).
Группа волонтеров, выезжают в город раз в неделю, разбиваются на группы по два человека, помогают по хозяйству людям, которые нуждаются в адресной социальной помощи (пожилые, ветераны): носят дрова, убирают снег, приводят в порядок участки вокруг дома, навести порядок в самом доме (по желанию семей), украшать дома, территорию вокруг дома, лентами, мишурой, строить снежные фигуры для красоты. Дети в данной деятельности смогут проявить свои навыки мышления, фантазию.
После данных работ все собираются в школе на чаепитие, обсуждают проделанную работу, делятся полученными эмоциями.
После двух месяцев активной работы. Волонтеры готовят сценарий на праздник – конкурс «Чистый двор». В актовом зале школы города Красновишерск подводятся итоги конкурса, после проводится награждение самых активных из детей. Также все участники получают утешительные призы в виде грамот.
Автобус, на котором будут совершаться поездки в город, Красновишерск оснащен системами безопасности для перевозки детей.
На протяжении всего хода реализации проекта ведется фотографирование всех процессов и мероприятий, поскольку в итоге планируется создание альбома – летописи о проекте.
Все наши мероприятия направлены на групповое взаимодействие. В ходе этого ребята учатся преодолевать периоды одиночества и депрессию, устанавливаются дружеские контакты, тем самым все это способствует психологической реабилитации и адаптации детей, их интеграции в обществе, преодолению барьеров окружающей среды.
Все мероприятия проекта строятся с учетом принятых отрядом волонтеров заповедей:
1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
2. Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
3. Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
4. Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
На заключительном этапе проекта готовится мероприятие «Чистый дом», где подводятся итоги проделанной работы. Совместно с детьми мы просматриваем фото и видеоматериалы, сделанные за вес время реализации и проекта. Все делятся своими эмоциями и впечатлениями от просмотра своих работ.
Мониторинг проекта проводится путем регулярного контроля исполнения мероприятий и корректировки рабочего плана, встреч и общения по телефону с партнерами и спонсорами.
После завершения проекта на основании анализа мероприятий, будет подготовлен итоговый отчет спонсорам.
Оценка проекта будет происходить путем анкетирования, социологических опросов, совместного обсуждения действий с целевой группой проекта.
К конкретным ожидаемым результатам проекта относим:
1. Создание постоянно действующего волонтерского отряда.
2. Повышение уровня правовой культуры, духовности, милосердия школьников.
3. Увеличение охвата детей группы риска СОП в деятельность волонтерского движения.
4. Увеличение активности детей в самоуправлении школы.
5. Повышение уровня творческой активности детей, их досуговой занятости.
Общая стоимость проекта составляет: 83860 (восемьдесят три тысяч восемьсот шестьдесят рублей)
Имеется: 46500 рублей (сорок шесть тысяч пятьсот рублей)
Запрашиваемые средства: 37360 рублей (тридцать семь тысячи триста шестьдесят рублей)
Проект «ГОСТ» как форма социальной профилактики детей группы риска СОП будет продолжать свою деятельность и после его окончания. Предполагается развивать деятельность в реализации других видов адресной помощи нуждающимся жителям города Соликамск, расширить перечень получателей данной социальной помощи (дети, семьи). Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду. Волонтерская работа очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Этим идеям и отвечает разработанный проект.
Заключение
Практический опыт специалистов по социальной работе в ходе долгих исследований говорит о том, что в обществе существуют социальные слои и группы людей, более склонные в силу сложившихся обстоятельств их жизни к совершению преступлений, чем другие. Статистика показывает, что эти слои и группы не совпадают с классовым, национальным, возрастным или профессиональным делением общества, хотя оно и имеет с рассматриваемым нами вопросом известную связь. Тем не менее критерии определения этих социально опасных групп населения (группами риска) специфичны. Поисками таких критериев занимались многие зарубежные и российские ученые.
Сам термин «группа риска» имел первоначально медицинское происхождение и употребление. Речь шла о группах людей, физиологические данные которых, а также условия их жизни свидетельствовали о повышенной вероятности того или иного заболевания.
Исследовав проблему, поставленную в начале работы, определив основные проблемы возникновения ситуации, когда ребенок попадает в группу риска СОП, мы можем заключить, что основное содержание работы специалиста по социальной работе с детьми группы риска СОП – это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерского соглашения в отношениях с несовершеннолетними.
Понимая важность и ответственность в деле воспитания подрастающего поколения законопослушными гражданами и патриотами своей страны, в работе с детьми группы риска СОП, перед всеми субъектами профилактики, а особенно перед общеобразовательной организацией, ставится одна большая задача – организация социально-профилактической работы, ориентируясь при этом на современные формы работы. Решение проблемы социально-профилактической работы с детьми группы риска СОП, исправления и их рессоциализации приобрело в настоящее время особую актуальность. Система образования должна выступать пространством развития детей группы риска СОП.
Одним из важнейших факторов обеспечения безопасности и стабильности развития государства является состояние здоровья населения, прежде всего детей и молодежи. Поэтому среди приоритетов молодежной политики России в настоящее время важнейшее место занимает формирование устойчивого правосознания у детей, находящихся на различных видах учета, посредством включения их в общественно значимые мероприятия, а также в добровольческую и волонтерскую деятельность.
Одной из наиболее эффективных форм работы по социально-профилактической работе с детьми группы риска СОП может являться организация волонтерской деятельности, где существенная роль отводится несовершеннолетним волонтерам. По нашему мнению, только через активизацию деятельности детей рассматриваемой группы можно сформировать отношение и социально адекватное поведение, когда не они будут в центре внимания, а те, кто более нуждается в помощи и поддержке, и именно сами дети могут ее оказать. Ценность труда, личного вклада будет более весомой. Физкультурно-оздоровительная деятельность положительно повлияет на динамику предотвращения появления семей с детьми группы риска СОП. Ребята будут вовлечены в внеурочную деятельность, будут развиваться, как физически, так и духовно. Смогут обзавестись новыми друзьями, сформируют правильные установки на жизнь. Значительное количество семей с детьми группы риска СОП
нивелируют риски вовлечения в преступную деятельность. Эффект такого подхода социально-коррекционной работы более значим, ощутим.
Значимость данного исследования заключается в том, что теоретическая часть представляет систематизированную информацию о подходах к социальной профилактике в работе с детьми группы риска СОП, в том числе используя активные формы работы с детьми. Разработанный социальный проект может быть реализован в любом городе
Список литературы:
1. Н. А. Сакович «Маркеры беды»;
2. Мамайчук И. И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии»;
3. Целуйко В. М. «Психология неблагополучных семей»;
4. Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина «Учим детей общению. Характер. Коммуникабельность»;
5. Социальная работа с детьми группы риска / под ред. Н. Ф. Дивицыной. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008.
6. А. Макаренко «Книга для родителей»
7. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 256 с.
8. Семейный кодекс Российской федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3.
9. Митькина Е.П. ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА - АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ДЕТСТВА // Международный студенческий научный вестник. – 2017
10. Антонова Л.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА* // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2011. № 1.
11. Альперович. В. Д. Качественные и количественные методы фзндаментальных исследований в психологии: учебное пособие / В. Д. Альперович
Приложение 2
Рабочий план реализации проекта
№ |
Мероприятия |
сроки |
Ответственный |
Средства в рублях |
||||
запрашиваемые |
имеющиеся |
|||||||
Подготовительный этап: |
||||||||
1 |
Заключение договора с тур фирмой «Арго» для перевозки Волонтеров |
Первая неделя декабря |
Специалист по социальной работе |
- |
2000 |
|||
|
|
|||||||
2 |
Реклама проекта и координация работы со СМИ, телеканала «Соль ТВ» Типографии г. Соликамск |
Вторая неделя декабря |
Специалисты по рекламе |
- |
5000 |
|||
3 |
Проведение анкетирование детей на предмет заинтересованности участие в проекте |
Третья неделя декабря |
Психолог, специалист по социальной работе |
1000 |
- |
|||
4 |
Сбор методического и сценарного материала для организации мероприятий «Чистый дом» |
Четвертая неделя декабря |
Специалист по социальной работе, волонтеры |
1000 |
- |
|||
Основной этап: |
||||||||
5 |
Организовать собрания с детьми и родителями |
Вторая неделя января |
Специалист по социальной работе, организаторы проекта. |
1500 |
- |
|||
6 |
Работа со СМИ, сайтами |
Декабрь-Апрель |
Волонтеры |
- |
- |
|||
7 |
Работа со спонсорами (проведения «Чистый дом») |
Апрель |
Социальный работник, волонтеры |
- |
- |
|||
8 |
Организация по окончания проект (чай питие ) |
Апрель |
Социальный работник, Волонтеры |
1000 |
- |
|||
Заключительный этап: |
||||||||
9 |
Размещение рекламы в СМИ, о провидении данного проекта |
Первая неделя апреля |
Специалист по социальной работе |
- |
5000 |
|||
10 |
Сбор отзывов по данному проекту |
Вторя неделя апреля |
Специалист по социальной работе |
- |
- |
|||
11 |
Отчет по данному проекту |
Третья неделя апреля |
Специалист по социальной работе |
- |
- |
|||
Приложение 2
Бюджет проекта
Название статьи |
Запрашиваемые средства |
Имеющиеся средства |
Всего |
Источник финансирования |
Оплата труда: |
||||
Оплата труда штатных сотрудников
|
- |
10500 |
10500 |
Бюджет организации |
Волонтерский труд(15 человек) |
- |
2400 |
2400 |
Бюджет организации |
Всего по оплате труда |
12900рублей |
|
|
|
Прямые расходы: |
||||
оплата транспортных услуг |
30000 |
- |
30000 |
Грантовые средства |
Пищевые расходы |
- |
28600 |
28600 |
Бюджет организации |
оплата канцелярии |
900 |
- |
900 |
Грантовые средства |
Приобретение расходных материалов |
6400 |
- |
6460 |
Грантовые средства |
Всего прямые расходы 65960 рублей спонсор/грантовые средства |
||||
Прочие расходы (Реклама в СМИ) |
- |
5000 |
5000 |
Бюджет организации |
ВСЕГО РАСХОДОВ ПО ПРОЕКТУ: |
37360 |
46500 |
83860 |
|
Полная стоимость проекта: 83860рублей (восемьдесят три тысяч восемьсот шестьдесят рублей)
Запрашиваемые средства: 37360 рублей (тридцать семь тысячи триста шестьдесят рублей)
Имеющиеся средства: 46500 рублей (сорок шесть тысяч пятьсот рублей)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.