Проблемы социально-эмоционального развития детей младшего школьного возраста
Оценка 4.7

Проблемы социально-эмоционального развития детей младшего школьного возраста

Оценка 4.7
docx
01.06.2021
Проблемы социально-эмоционального развития детей младшего школьного возраста
Проблемы социально-эмоционального развития детей младшего школьного возраста.docx

Проблемы социально-эмоционального развития детей младшего школьного возраста

 

  Воспитание детей всецело зависит

от отношения к ним взрослых, а не от

отношения взрослых к проблемам

воспитания.

                                        Г. Честертон

Лена

Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребенка. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования.

Эмоции играют важную роль в жизни детей.

В настоящее время большой интерес вызывает проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействие и взаимовлияние. Ученые определили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - IQ – коэффициент интеллекта, определяющий уровень умственных способностей человека.

Формирование каких основных эмоций приводит к  развитию так называемого «дивиантного» поведения детей?

Девиантное поведение  - это   поведение, противоречащее общепринятым нормам, нарушающее социальные нормы и противоречащее правилам человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям. 

Страх - это эмоция, которая может возникнуть в период новорожденности (К. Изард, 1980).

Наибольшая чувствительность к страхам проявляется в 7 лет (кризис 7 лет), когда ребенок начинает обучаться в школе. У девочек проявляется больше страхов, чем у мальчиков.

Дети, не отделяя вымысел от реальности, иногда начинают бояться персонажей сказок.

Полезно обратить внимание на то, что по сравнению с дошкольниками у младших школьников возрастает частота «воображаемых» или прогнозируемых переживаний разных угрожающих ситуаций. Наличие воображаемых страхов, является важным регулятором поведения детей, облегчающим их приспособление к новым сферам жизни (в школе, на улице, в транспорте) .

Страхи ребенка отражают его восприятие окружающего мира, рамки которого теперь для него значительно расширяются. По большей части, страхи связаны с событиями, происходящими, в семье, в школе, со сверстниками. Предметами страха может быть всё, что угодно боязнь уколов, уроки в школе, проблемы в общении со сверстниками и многое другое.

Иногда у детей младшего школьного возраста возникает нежелание идти в школу, сопровождаемое внешними симптомами головной болью, рвотой, головокружением, повышением температуры. Чаще всего дети не симулируют, организм переносит внутренние переживания на внешние проявления, в виде, плохого самочувствия.

Стыд - самая тягостная социальная эмоциональная сфера, надстроенная над врожденным страхом. Стыдно бывает из-за любых ошибок. Стыдящийся боится осуждения своего поведения, сожалеет о совершенном поступке, осуждает свое поведение, испытывает неудовлетворенность собой (К. Изард, 1980).

Стыд как страх осуждения надстраивается над врожденным страхом. Он формируется уже в возрасте 3-7 лет, являясь социальной формой страха. Существенно, что определяется он уже не физическими характеристиками ситуаций, а их социальным значением.

Наряду с нарушением запретов взрослых частыми причинами возникновения стыда в младшем школьном возрасте являются плохие отметки («стыдно из-за своих двоек»), материальные утраты («стыдно - разбил хрустальную вазу») или другие формы общественного порицания (например, насмешка) .

Стыд делает детей младшего школьного возраста восприимчивым к оценкам окружающих. Заставляет идти на муки и страдания, защищая свое достоинство, а также побуждает развивать способности - чтобы быть не хуже других. Однако частое переживание этой эмоции вредно. Стыд может препятствовать развитию целостности человека и нередко лежит в основе развития комфортности.

Гнев - в младшем школьном возрасте вызывается ограничением свободы движений, у ребенка развиваются зависть и ревность, как социальные формы гнева. Эмоция гнева быстро мобилизует энергию человека и готовит его к самозащите.

 Ярости - высшая степень гнева, который у человека выражается сдвинутыми бровями, оттопыренными губами, выставленной вперед нижней губой, стиснутыми кулаками и сильной жестикуляцией.

Причины гнева разнообразны. Это - физические помехи, различные правила и законы, собственная неспособность, обманы и оскорбления. Однако гнев - это та фундаментальная эмоциональная сфера, контролю над проявлением которой уделяется особое внимание в процессе социализации. Открыто выражать свой гнев в обществе недопустимо, особенно ребенку. Младший школьник не имеет права прямо заявить отцу или учительнице, что те несправедливо к нему относятся и поэтому он возмущен и обижен. Неспособность выразить справедливый гнев может нанести ущерб адаптации ребенка, т. к. мешает ясному мышлению, ухудшает отношения с другими людьми и ведет к психосоматическим расстройствам .

Если гнев не выражается, это ведет к самым разным болезненным проявлениям (зуд, крапивница, одышка, боль в животе, повышение артериального давления и пр.). Поэтому необходимо учить детей выражать свои чувства протеста, несогласия, раздражения и злости цивилизованным образом не крик, плач, угрозы, насмешки или агрессивные действия, направленные на других людей или предметы, а словесное выражение испытываемых чувств (И.Ю. Кулагина, 2001).

На развитие агрессии влияет наказание. В результате наблюдений, оказалось, что дети, которых строго наказывали, проявляли большую агрессивность в игре, нежели дети, которых наказывали менее строго. Полное отсутствие наказания неблагоприятно влияет на развитие характера и личности ребенка.

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. (Дружба)

Аня

Именно в начальной школе дети зачастую приобретают первый  негативный опыт  учебной деятельности и проявляют девиантное поведение.   В данном случае девиантное поведение является начальной стадией отклоняющегося поведения и «это нарушение поведения, не обусловленное психическими заболеваниями» - дает определение Р.В. Овчарова.      

Многие психологи считают, что  у младших школьников девиантное поведение  нужно рассматривать  как нормальную реакцию  на ненормальные для ребенка условия, в которых он оказался.   В этом случае  задача педагога – помочь ребенку справиться с его проблемами, облегчить развитие, вовремя снять причины, вызывающие отклонение в поведении, а также посредством школьных занятий воздействовать на представления ребенка о данном процессе.

 Рассмотрим явления, с которыми  сталкивается педагог   в начальной школе, работая с младшими школьниками.

        Практически ежедневно младшие школьники проявляют непослушание. Непослушание - наиболее распространенная в  младшем возрасте форма сопротивления, которая проявляется в нежелании выполнять требования учителя, соблюдать правила. Непослушание иногда проявляется в стойком упрямстве. Упрямство является отрицательной  особенностью поведения младших школьников, которое проявляется в противодействии просьбам, советам, требованиям и указаниям учителей и родителей. Это вид упорного непослушания, для которого нет видимых, четких мотивов. Опасность непослушания  в том, что оно порождает детскую лживость, а также может привести к расстройству нервной системы: неврозам, раздражительности, склонности к скандалам  и конфликтам. Когда такое поведение переходит в хроническое состояние, то в учебном процессе появляются   проблемы.

Шалость - краткий, эпизодический отрезок поведения отдельного ребенка, в котором ярко проявляется его активность, инициатива, избирательность. Особенностью шалости являются ее обязательно доброе отношение к окружающим и такое поведение хоть и является отклонением от нормы, не приводит к негативным явлениям.

 Озорство -  также характерно для младших школьников и является   эпизодом в поведении учащегося.  Но в отличии от шалости озорник уже сознательно нарушает установленные правила, сознательно совершает действия, приносящие вред другим ученикам. Цель озорства - досадить, отомстить или получить выгоду для себя.

 Капризы - особенность поведения ребенка, выражающаяся в стремлении настоять на своем. Капризы проявляются в раздражительности, плаче, двигательном перевозбуждении. Они могут быть эпизодическими, но могут превращаться в обычную форму поведения. Как правило, у большинства капризных детей  неокрепшая нервная система и капризы возникают в результате переутомления, перевозбуждения, сильных впечатлений, усталости или недомогания. Но преимущественно капризы - это следствия неосознанной и неокрепшей воли и   результат неправильного воспитания. Главным направлением в работе учителя по профилактике капризного поведения является укрепление и закаливание нервной системы ребенка, тактичное внушение, создание здоровой атмосферы, спокойной требовательности. Капризное поведение в основном характерно для девочек.

Детский негативизм - проявляется как немотивированное, беспричинное и неразумное сопротивление учащихся требованиям учителя, родителей  и других людей. Психологи выделяют  активный и пассивный детский негативизм. Пассивный - это один из видов упрямства, выражающийся в отказе от выполнения требуемого действия. Активный - когда ребенок совершает действия, противоположные тем, которые от него ожидаются. По длительности проявления негативизм бывает устойчивым и эпизодическим. Первый длиться долго, а второй проявляется лишь временами. Основные причины возникновения детского негативизма это  перевозбуждение нервной системы, переутомление, протест против несправедливого отношения, капризы избалованного ребенка.

В младшем школьном возрасте можно рассматривать как проявление девиантного поведения и  капризы детей.

Для мальчиков же характерна недисциплинированность. Она может быть двух видов: злостной и не злостной.  К не злостным нарушениям дисциплины, как правило, ведут озорство, шалость. Более опасными являются злостные нарушения дисциплины, особенно если  они имеют повторяющийся характер.  При  социальной и педагогической запущенности недисциплинированность младших школьников   может  перейти в преступное поведение. Некоторые из них  способны совершать значительные противоправные нарушения,  такие как хулиганство, воровство, жульничество, мошенничество. Перешагнув границы дозволенного, потерявшие контроль над собой  дети становятся особенно дерзкими, их поведение становиться девиантным.

Проступок – более негативное явление в поведении младших школьников и это уже социально опасное явление. Основное отличие проступка от озорства в его повторяемости и заблаговременной продуманности. Если ребенок повторяет проступки неоднократно, есть все основания говорить о складывающихся,  у него негативных чертах характера и склонности к девиантному поведению.

 

 Заключение Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что эмоциональная сфера младших школьников в целом характеризуется неустойчивостью и динамичностью, это связано со сменой образа жизни, с появлением новых требований и новой деятельностью – учебной. Но основной особенностью развития эмоциональной сферы младшего школьника является появление отрицательных эмоциональных состояний: тревожность, повышенная эмоциональная напряженность ребенка, которая приводит к снижению активности и устойчивости поведения, деструктивному поведению в форме агрессивности, наличие чувства страха, агрессии, которые впоследствии могут, приводит к формированию неблагоприятных вариантов личности. Несмотря на это младший школьный возраст, будучи переходным, обладает глубокими потенциальными возможностями духовного и эмоционального развития ребенка.


 

Проблемы социально-эмоционального развития детей младшего школьного возраста

Проблемы социально-эмоционального развития детей младшего школьного возраста

Предметами страха может быть всё, что угодно боязнь уколов, уроки в школе, проблемы в общении со сверстниками и многое другое

Предметами страха может быть всё, что угодно боязнь уколов, уроки в школе, проблемы в общении со сверстниками и многое другое

Неспособность выразить справедливый гнев может нанести ущерб адаптации ребенка, т

Неспособность выразить справедливый гнев может нанести ущерб адаптации ребенка, т

Непослушание иногда проявляется в стойком упрямстве

Непослушание иногда проявляется в стойком упрямстве

Первый длиться долго, а второй проявляется лишь временами

Первый длиться долго, а второй проявляется лишь временами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2021