Особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста
Оценка 5

Особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста

Оценка 5
docx
26.05.2020
Особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста
особенности эмоционального развития детей.docx

Особенности эмоционального развития детей

младшего школьного возраста

Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребенка. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования.

Эмоции играют важную роль в жизни детей.

В настоящее время большой интерес вызывает проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействие и взаимовлияние. Ученые определили, что около 80% успеха в социальной и личной сферах жизни определяет уровень развития эмоционального интеллекта, и лишь 20% - IQ – коэффициент интеллекта, определяющий уровень умственных способностей человека.

К основным, или фундаментальным, эмоциям К. Изард относит следующие :

Страх - это эмоция, которая может возникнуть в период новорожденности (К. Изард, 1980).

Наибольшая чувствительность к страхам проявляется в 7 лет (кризис 7 лет), когда ребенок начинает обучаться в школе. У девочек проявляется больше страхов, чем у мальчиков.

Дети, не отделяя вымысел от реальности, иногда начинают бояться персонажей сказок.

Полезно обратить внимание на то, что по сравнению с дошкольниками у младших школьников возрастает частота «воображаемых» или прогнозируемых переживаний разных угрожающих ситуаций. Наличие воображаемых страхов, является важным регулятором поведения детей, облегчающим их приспособление к новым сферам жизни (в школе, на улице, в транспорте) .

Страхи ребенка отражают его восприятие окружающего мира, рамки которого теперь для него значительно расширяются. По большей части, страхи связаны с событиями, происходящими, в семье, в школе, со сверстниками. Предметами страха может быть всё, что угодно боязнь уколов, уроки в школе, проблемы в общении со сверстниками и многое другое.

Иногда у детей младшего школьного возраста возникает нежелание идти в школу, сопровождаемое внешними симптомами головной болью, рвотой, головокружением, повышением температуры. Чаще всего дети не симулируют, организм переносит внутренние переживания на внешние проявления, в виде, плохого самочувствия.

Стыд - самая тягостная социальная эмоциональная сфера, надстроенная над врожденным страхом. Стыдно бывает из-за любых ошибок. Стыдящийся боится осуждения своего поведения, сожалеет о совершенном поступке, осуждает свое поведение, испытывает неудовлетворенность собой (К. Изард, 1980).

Стыд как страх осуждения надстраивается над врожденным страхом. Он формируется уже в возрасте 3-7 лет, являясь социальной формой страха. Существенно, что определяется он уже не физическими характеристиками ситуаций, а их социальным значением.

Наряду с нарушением запретов взрослых частыми причинами возникновения стыда в младшем школьном возрасте являются плохие отметки («стыдно из-за своих двоек»), материальные утраты («стыдно - разбил хрустальную вазу») или другие формы общественного порицания (например, насмешка) .

Стыд делает детей младшего школьного возраста восприимчивым к оценкам окружающих. Заставляет идти на муки и страдания, защищая свое достоинство, а также побуждает развивать способности - чтобы быть не хуже других. Однако частое переживание этой эмоции вредно. Стыд может препятствовать развитию целостности человека и нередко лежит в основе развития комфортности.

Гнев - в младшем школьном возрасте вызывается ограничением свободы движений, у ребенка развиваются зависть и ревность, как социальные формы гнева. Эмоция гнева быстро мобилизует энергию человека и готовит его к самозащите.

 Ярости - высшая степень гнева, который у человека выражается сдвинутыми бровями, оттопыренными губами, выставленной вперед нижней губой, стиснутыми кулаками и сильной жестикуляцией.

Причины гнева разнообразны. Это - физические помехи, различные правила и законы, собственная неспособность, обманы и оскорбления. Однако гнев - это та фундаментальная эмоциональная сфера, контролю над проявлением которой уделяется особое внимание в процессе социализации. Открыто выражать свой гнев в обществе недопустимо, особенно ребенку. Младший школьник не имеет права прямо заявить отцу или учительнице, что те несправедливо к нему относятся и поэтому он возмущен и обижен. Неспособность выразить справедливый гнев может нанести ущерб адаптации ребенка, т. к. мешает ясному мышлению, ухудшает отношения с другими людьми и ведет к психосоматическим расстройствам .

Если гнев не выражается, это ведет к самым разным болезненным проявлениям (зуд, крапивница, одышка, боль в животе, повышение артериального давления и пр.). Поэтому необходимо учить детей выражать свои чувства протеста, несогласия, раздражения и злости цивилизованным образом не крик, плач, угрозы, насмешки или агрессивные действия, направленные на других людей или предметы, а словесное выражение испытываемых чувств (И.Ю. Кулагина, 2001).

На развитие агрессии влияет наказание. В результате наблюдений, оказалось, что дети, которых строго наказывали, проявляли большую агрессивность в игре, нежели дети, которых наказывали менее строго. Полное отсутствие наказания неблагоприятно влияет на развитие характера и личности ребенка.

Радость - положительные эмоции развиваются у детей младшего школьного возраста в игре и в исследовательском поведении. Выражение радости легко узнается. При радости лицо расцветает улыбкой уголки губ оттягиваются кверху, около глаз собираются морщинки. Она не только делает более прочными социальные связи, но и усиливает восприимчивость, увеличивает мотивацию, способствует уверенности и мужеству, она может успокоить, отвлечь. Радость невозможно вызвать волевым усилием, но, ставя ребенка в определеннее ситуации, можно его легко зарядить чувством радости (К. Изард, 1980).

Показано, что момент переживания радости в детских играх по мере роста и развития ребенка сдвигается. У младших школьников оно возникает при получении желаемого результата, ему принадлежит завершающая роль, поощряющая доведение деятельности до конца. В младшем школьном возрасте, по мере взросления и накопления социального опыта, дети постепенно, на основе подражания, учатся радоваться за других. (М. Я. Якобсон, 1966).

Интерес - это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. На первых порах у ребенка интерес носит безотчетный, непроизвольный, стихийный характер. Затем, углубившись и утвердившись, интерес может стать потребностью. С возрастом у ребенка становиться все более устойчивым (К. Изард, 1980).

В первое время младших школьник ещё не знаком с содержанием конкретных учебных предметов, у него нет познавательных интересов к самому учебному материалу. Они формируются в процессе изучения грамматики, математики и других предметов. Постепенно у детей складывается подлинные познавательные интересы как основа учебной деятельности. Если ребёнок проходит этот этап безболезненно, это свидетельствует о хорошей готовности к школе и исключает нежелательные негативные последствия .

Уровень самооценки и эмоционального состояния ребенка значительно зависит от домашней обстановки в семье. Дети с пониженной самооценкой чаще всего встречаются в распавшихся семьях или там, где родители живут в разладе. В таких семьях родители мало знают о своих детях, их интересах, нет никакой системы правил, норм, определяющих жизнь семьи в целом и ребенка в частности. Видимая свобода оказывается, в сущности, бесконтрольностью, результатом безразличного отношения к ребенку. Ребенок чувствует себя неуютно. Он избегает общения с родителями. В семьях со здоровым психологическим климатом, где наблюдается бережное, уважительное отношение родителей и личности ребенка, дети оказались с нормальной самооценкой .

Эмоциональное развитие ребенка в возрасте от 6 до 11 лет напрямую связано с переменой его образа жизни и расширением круга общения – он начинает учиться в школе. Продолжается бурное развитие и совершенствование «эмоционального языка» ребенка. В младшем школьном возрасте развивается собственная эмоциональная выразительность, что отражается в богатстве интонаций, оттенков мимики ребенка. Характерной особенностью возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на все яркое, необычное, красочное

Со временем ребенок начинает более сдержанно выражать свои эмоции (раздражение, зависть, огорчение), особенно когда он находится среди сверстников, боясь их осуждения. Обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости – возрастает умение ребенка владеть своими чувствами.

В этот возрастной период у ребенка активно развиваются социальные эмоции, такие как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность к сопереживанию. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития ребенка на этом возрастном этапе.

На первой стадии (до 7 лет) дружба основана на соображениях физического или географического порядка и носит эгоцентрический характер: друг - это просто партнер в играх, тот, кто живет рядом, ходит в ту же школу или имеет интересные игрушки. О понимании интересов друга речи пока нет.

На второй стадии (от 7 до 9 лет) дети начинают проникаться идеей взаимности и сознавать чувства другого. Для установления дружеских отношений важна субъективная оценка поступков другого.

На третьей стадии (от 9 до 11 лет) дружба основана на взаимопомощи. Впервые появляется понятие обязательства друг перед другом. Узы дружбы очень сильны, пока сохраняются, но они, как правило, не долговечны.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что эмоциональная сфера младших школьников в целом характеризуется неустойчивостью и динамичностью, это связано со сменой образа жизни, с появлением новых требований и новой деятельностью – учебной.

 

 

Первый класс школы – один из наиболее существенных и критических периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально – стрессовой ситуации: изменяется привычный для малыша стереотип поведения, возрастает психо- эмоциональная нагрузка. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет целый комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных, обязанностей.

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно не ошеломляет лавиной впечатлений» - так В.А.Сухомлинский представлял преемственность между дошкольным и школьным обучением.

Чтобы дети, приходящие в школу, были адаптированы к новой социальной роли, мы считаем, что необходимо учитывать следующее:

-формирование психологической готовности к школе предполагает сочетание игровой, учебной видов деятельност

-для достижения эффективности в обучении необходимо формирование положительного эмоционального отношения к занятиям;

 

- руководство деятельностью детей дошкольного возраста следует осуществлять, широко используя методы дошкольного воспитания с частичным применением школьных методов.

 

- при формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуально – психологические особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения.

 

Для того, чтобы основная масса детей благоприятно адаптировалась к школе, мы организуем раннее знакомство детей и родителей со школой, ее режимом и учебным процессом, т.е. формируем по желанию учебные группы детей и родителей по адаптации детей к школьной жизни .Это наша «Субботняя школа для малышей». Можно спорить о том, нужны или нет подобные школы, наш опыт показывает, что «Субботняя школа для малышей» способствует повышению общего уровня развития, позволяет детям подняться до уровня «школьной зрелости», т.е самостоятельности школьника в организации своей познавательной деятельности; помогает осознать появление нового сообщества – класса, новой роли школьника, ученика, изменение его социального окружения; обучать детей навыкам учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками.

 

Так же необходимо учитывать соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях общения учителя и учащихся в процессе совместной деятельности. Общение один из ведущих механизмов социализации учащихся, позволяющий им успешно адаптироваться к требованиям учителя, приобрести взаимопонимание со сверстниками и предупредить появление негативных качеств в социальном становлении личности. Задача учителя – присмотреться к индивидуальным особенностям личности и учебной деятельности школьника. Понять, принять такими, как есть, и пробудить у них стремление к достижениям, без которого не может быть успеха в учении, увлеченности познанием. Отследить все эти тонкости в учебной деятельности детей помогает школьный психолог. В процессе общения у ученика формируется чувство защищенности либо его отсутствие; возникает уверенность в своих силах либо страх и неуверенность в себе; развивается отношение к себе как к ценности либо культивируется чувство ненужности. Слова, которые нужно говорить ребенку ,как можно чаще, чтобы одобрить его поступки:

 

- «Хорошо. Отлично. Мне нравится»

 

Чтобы поддержать начинания:

 

- «Как у тебя хорошо получается! Ну еще немного! Давай попытаемся еще раз»

 

Чтобы почувствовать поддержку:

 

- «Ты очень хорошо себя вел. Я тобой горжусь. Ты просто золото»

 

Чтобы похвалить способности:

 

- «как здорово у тебя получилось! Очень красиво»

 

Чтобы поблагодарить за помощь:

 

- «Спасибо за помощь. Что бы я без тебя делала»

 

Чтобы малыш понял, почему нужно поступать именно так:

 

- «Это делается так, потому что……..

 

- « Все дело в том, что…………..

 

Чтобы поддержать идеи:

 

- «Замечательная игра, как ты здорово придумал! Прекрасная игра! Ты гений!

 

«От того, как чувствует себя учащийся в определенной ситуации ,зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Оттенки таких ощущений бесконечно разнообразны и охватывают самый широкий спектр – от безграничной радости до полного отвращения»

 

Ведущая роль учебной деятельности младшего школьника не исключает того, что он активно включен и в другие виды деятельности (игра, спорт, искусство и др). В этот период в ребенке живут два желания- хочу учиться и хочу играть. От того насколько благоприятно пройдет период вступления в школьную жизнь, зависит все дальнейшее пребывание в школе.

 

Психологи утверждают, что если человек в первые десять лет своей жизни терпит неудачи, то к десяти годам от его уверенности в себя не остается и следа, мотивация пропадает, человек смиряется с неудачами. Возраст от пяти до десяти лет считается с этой точки зрения критическим. Неудачи легче всего предотвратить именно на этом этапе. Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть шансы на успех в жизни.

 

 

Особую ценность в этот период имеет такая форма обратной связи, как «письмо учителю».

 

Ежедневно ребенок делится с учителем, родителями впечатлениями прошедшего дня, вопросами и пожеланиями. Курс способствует формированию родительского коллектива. Это очень важный момент в сохранении психического здоровья детей, так как тревога ребенка по поводу школы в огромной степени связана с тем, как домашние относятся к его школьной жизни. Задача родителей – постараться вовлечь ребенка в различные занимательные игры, способствующие развитию ребенка.

 

Спортивные игры развивают психомоторные способности ребенка. Разгадывая ребусы, загадки, кроссворды, дети развивают внимательность и память, расширяя свой словарный запас. Мозаика и конструкторы развивают аналитические способности ума и моторику пальцев. Мастеря игрушки, дети развивают воображение и творческие способности.

 

Золотое правило соционики: «Уважай сильные, не дави на слабые функции  другого человека»

 

Наша задача – обеспечить условия для проявления всех способов познания окружающего мира, людей, природы и самого себя. Создать развивающую среду в условиях доверительного, основанного на любви, понимании общения с ребенком.

Такой подход позволяет реализовывать принцип преемственности и непрерывности на разных ступенях образовательного процесса.

 

 

 Заключение Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что эмоциональная сфера младших школьников в целом характеризуется неустойчивостью и динамичностью, это связано со сменой образа жизни, с появлением новых требований и новой деятельностью – учебной. Но основной особенностью развития эмоциональной сферы младшего школьника является появление отрицательных эмоциональных состояний: тревожность, повышенная эмоциональная напряженность ребенка, которая приводит к снижению активности и устойчивости поведения, деструктивному поведению в форме агрессивности, наличие чувства страха, агрессии, которые впоследствии могут, приводит к формированию неблагоприятных вариантов личности. Несмотря на это младший школьный возраст, будучи переходным, обладает глубокими потенциальными возможностями духовного и эмоционального развития ребенка.


 

Особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста

Особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста

Стыд - самая тягостная социальная эмоциональная сфера, надстроенная над врожденным страхом

Стыд - самая тягостная социальная эмоциональная сфера, надстроенная над врожденным страхом

Поэтому необходимо учить детей выражать свои чувства протеста, несогласия, раздражения и злости цивилизованным образом не крик, плач, угрозы, насмешки или агрессивные действия, направленные на других…

Поэтому необходимо учить детей выражать свои чувства протеста, несогласия, раздражения и злости цивилизованным образом не крик, плач, угрозы, насмешки или агрессивные действия, направленные на других…

Уровень самооценки и эмоционального состояния ребенка значительно зависит от домашней обстановки в семье

Уровень самооценки и эмоционального состояния ребенка значительно зависит от домашней обстановки в семье

Первый класс школы – один из наиболее существенных и критических периодов в жизни детей

Первый класс школы – один из наиболее существенных и критических периодов в жизни детей

Это наша «Субботняя школа для малышей»

Это наша «Субботняя школа для малышей»

Очень красиво» Чтобы поблагодарить за помощь: - «Спасибо за помощь

Очень красиво» Чтобы поблагодарить за помощь: - «Спасибо за помощь

Ежедневно ребенок делится с учителем, родителями впечатлениями прошедшего дня, вопросами и пожеланиями

Ежедневно ребенок делится с учителем, родителями впечатлениями прошедшего дня, вопросами и пожеланиями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2020