Возможности использования хореографии в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха.
Оценка 5
Исследовательские работы +1
doc
дефектология
Взрослым
14.11.2018
Возможности использования хореографии в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха. Любовь к ребенку рождается раньше его появления на свет. С будущим малыша связаны многие надежды и мечты. Все родители хотят, чтобы их сынишка или дочурка были здоровы и счастливы. Но вот в дом приходит беда — малыш не слышит. Родителям трудно поверить, что са¬мое дорогое для них существо никогда не услышит их ласкового голоса, щебета птиц, музыки... Нарушение слуха и связанная с ним немота могут стать преградой к познанию мира и общению с людьми. Родителям необходимо собрать все свои си¬лы, волю и помочь своему ребенку преодолеть несчастье.
Возможности использования хореографии в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха..doc
Доклад
Научнопрактическая конференция
Работа с детьми с ограниченными возможностями
здоровья I II вида
(глухие и слабослышащие)
Возможности использования хореографии в
коррекционной работе с детьми с нарушением слуха.
Подготовила учитель
индивидуальной работы
СКОШИ №4 Андреева Н.А. Любовь к ребенку рождается раньше его появления на свет. С будущим малыша связаны
многие надежды и мечты. Все родители хотят, чтобы их сынишка или дочурка были
здоровы и счастливы. Но вот в дом приходит беда — малыш не слышит. Родителям трудно
поверить, что самое дорогое для них существо никогда не услышит их ласкового голоса,
щебета птиц, музыки... Нарушение слуха и связанная с ним немота могут стать преградой к
познанию мира и общению с людьми. Родителям необходимо собрать все свои силы, волю и
помочь своему ребенку преодолеть несчастье.
Снижение слуха той или иной степени может быть вызвано разными причинами.
Большинство из них носит временный характер: например, при воспалении среднего уха
(отите), при простудах, при образовании серных пробок, при аномальном строении
наружного и среднего уха
Такого рода нарушения слуха называются кондуктивными.
Как правило, в результате лечения, иногда длительного, слух восстанавливается.
Другую группу нарушений слуха составляют стойкие нарушения, связанные с поражением
внутреннего уха, — сенсоневральная тугоухость и глухота.
Сенсоневральное нарушение слуха возникает при наследственной предрасположенности,
внутриутробные инфекции (герпес, краснуха, грипп).
При попытке матери самостоятельно избавиться от плода, длительные токсикозы, наличие
у матери различных инфекционных заболеваний, алкоголь, наркотические средства,
курение.
Послеродовые осложнения, применение ребенку целого ряда ототоксичных антибиотиков
(стептомицин, гентомицин), которые влияют на снижение слуха.
Детские инфекционные заболевания, перенесенные в раннем возрасте, минингит
(воспаление мозговых оболочек), энцифалит (воспаление головного мозга),
травмы головы у ребенка,
психологические травмы, полученные во время шока, стресса, сильного испуга.
Также физические факторы: радиоционный фон, ультразвуки, экология.
При этих нарушениях современная медицина восстановить нормальный слух не в силах. Лишь возможна поддерживающая терапия,
определенные профилактические
мероприятияя, слухопротезирование (подборе индивидуальных слуховых аппаратов) и
длительной систематической педагогической коррекции.
В настоящее время в России начали проводиться операции по вживлению электродов во
внутреннее ухо — кохлеарная имплантация.
В настоящее время выделяют следующие группы людей с нарушением слуха.
Слабослышащие — дети, которым остатки слуха помогают усвоить речь,
накопить речевой материал.
Не слышащие — это дети, слух которых совсем не позволяет самостоятельно
овладеть речью. Такие дети нуждаются в специальном организованном
обучении.
В системе образовательных учреждений существуют различные специальные
коррекционные школы для детей с ограниченными возможностями здоровья
разных видов. Мы говорим о первом и втором виде школ.
I Вида – для не слышащих глухих
II Вида – Cлабослышащих
У нас в Республике Коми существует единственное образовательное
учреждение для слабослышащих и не слышащих детей это специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа интернат №4 I и II вида,
объединенная, в одну школу, которая находиться в поселке Верхняя
Максаковка.
«Не слышащий, говоря откровенно, не хуже и не лучше прочих людей. Он носит в
себе одинаковые зародыши страстей, владеет одинаковыми стихиями
усовершенствовании; всю разницу, которая заметна, можно приписать
Говорил известный сурдопедагог Виктор Иванович Флери
обстоятельствам»
По медицинским данным на 20112012 учебный год у всех учащихся 4 группа здоровья. Все имеют группы инвалидности по слуху. По соматической патологии дети с
заболеванием ЦНС, заболевания органов зрения, психические заболевания, заболевания
костномышечной системы, органы дыхания, органы пищеварения, эндокринная патология,
врожденные патологии, заболевания сердечнососудистой системы.
Большое количество детей с нарушением осанки, нарушением координации.
Необходимо проводить работу над коррекцией физического состояния детей.
Известно, что некоторые виды спорта и в частности хореография связаны с нагрузками
напозвоночник. Тем не менее занятия хореографией даже при болезнях позвоночника
(исключение составляют тяжелые заболевания и заболевания в острой форме) вполне
допустимы.
Организационно формы работы
Программа «Танцевальный кружок» является дополнительной к предметам из курса
специальной коррекционной школы интернат I и II вида. Так как дополняет, по предмет
«Ритмика», способствует физическому совершенствованию ребенка дополняя предмет
«Физическая культура».
Группа формируется в начале учебного года путем специального отбора детей исходя от
возраста ребенка и его медицинских показаний.
Занятия групповые, при необходимости по подгруппам или индивидуально.
Занятия по данной программе проводятся в музыкальном классе, в спортивном зале.
экзерсис выполняется не у станка, а на середине зала.
Для не слышащих и слабослышащих школьников характерны следующие разнообразные
нарушения:
недостаточно точная координация и неуверенность в движениях, что
особенно заметно при овладении навыком ходьбы у малышей и проявляется в
более старшем возрасте в виде шаркающей походки;
относительная замедленность овладения двигательными навыками
трудность сохранения статистического и динамического равновесия
относительно низкий уровень развития ориентировки в пространстве
замедленная скорость выполнения отдельных движений.
низкий уровень развития силовых качеств (особенно статической и силовой
выносливости, а также силы основных мышечных групп сгибателей и
разгибателей);
Большая часть не слышащих и слабослышащих детей 1517 лет имеют нарушения в осанке
(сутулость, сколиоз, плоская грудная клетка), ожирения, плоскостопия I и II степени и др. Уроки по хореографии и ритмики в школе глухих и слабослышащих имеют свои
особенности. Отсутствие слуха, недостаточное развитие речи создают определенные
трудности при обучении упражнениям
В связи с этим курс обучения упражнениям и развития слухового внимания необходимо
условно делить на несколько этапов.
Первый этап Слабослышащие и дети слышат музыку, но не так четко как мы, они ее
слышат оглушено, не могут выделять самостоятельно метр, ритм, темп музыкального
произведения, слушаем одно музыкальное произведение и работаем с ним несколько
уроков: вальс, марш, народная мелодия, спокойная мелодия, все с проговариванием. Дети
учатся различать ритм произведения, темп произведения, учатся определять музыкальный
метр с помощью метронома (дети хлопают и т.д.).
Далее берем упражнения под эту мелодию: ходим, бегаем, приседаем, прыгаем, плавно
машем руками, топаем, хлопаем. После продолжительной работы над музыкальным
произведением слушаем несколько и даем задание детям: «Какие упражнения можно
делать под эту музыку?».
Не слышащим детям мы даем понятия и представления, что есть такая музыка, и
выполняем все те же самые движения, характерно музыке. Также вырабатываем
внутреннее чувство ритма.
На уроках ритмики используется большое количество музыкальных инструментов: ложки,
дудки, барабаны, бубны, колокольчики низкие и высокие, металлофоны и т.д.
Дети учатся определять начало музыкальной фразы, конец музыкальной фразы вступление.
Учимся считать под музыку вместе с учителем, измеряя метр, что бы понимать
дирижирование учителя, во время танца или песни. В
о время занятий не слышащих и слабослышащих деток можно посадить на динамики, либо
положить ручку на динамик, чтобы они почувствовали вибрацию.
Второй этап обучения — создание у учащихся общего представления о постановках
корпуса, рук, ног классического танца. О различных комбинациях, прыжках, а также о их
связи с ранее изученными упражнениями на уроках ритмики. Для детей глухих и
слабослышащих, конечно, не обязательно углубляться в азы этого искусства, и разучивать с
ними сложные виды упражнений, но элементарные позы, прыжки, позиции они должны
уметь, и знать, так как это основа хореографии.
Третий этап должен осуществляться за счет комплексного применения различных
упражнений. На этом этапе отводится особая роль коррекции техники выполнения
упражнений.
Четвертый этап направлен на стабилизацию и совершенствование навыков выполнения
упражнений в условиях повышения нагрузки и увеличения интенсивности занятий.
На протяжении всех этапов основной акцент надо делать на развитие силовых и волевых
качеств. Бывает, что дети на этом этапе останавливаются, и отказываются заниматься.
Когда они видят результат работы других детей, снова возвращаются к нам. Для успешного использования методики необходимо применять
следующие педагогические методы:
1. Практические (предписание алгоритмического типа).
Так, на начальном этапе обучения упражнениям желательно предпочтение отдавать
наглядным и словесным методам.
Без предварительного создания у учащихся образного представления об изучаемом упраж
нении, формирование правильных двигательных навыков ребенок не в состоянии
самостоятельно понять, как делается упражнение.
Для создания образа и формирования мысленной модели изучаемого упражнения не
обходимо использовать: его показ, объяснение (в данном случае использовать все виды
речи, жестовую, дактильную, устную и письменную), предварительную коррекцию ошибок
на основе графической записи упражнения.
2. Наглядные (показ и метод графической записи упражнений, графическое
расположение детей на площадке, графические записи ходов (змейка, дорожка,
колонна, шеренга, движение по кругу, движение в центр круга, из круга, вокруг
конуса, по диагонали, движение в паре, дозадо, воротики, расческа, полукруг, в
две линии.)
После показа упражнения и демонстрации его графического изображения (рисунка, фото)
надо дать название упражнения, его основных элементов (термины).
Ученикам предлагается несколько раз повторить их вместе с педагогом (проговаривание
вслух).
Такого рода обучение позволяет активизировать деятельность сигнальных систем,
акцентировать внимание занимающихся на восприятии технической основы упражнения,
закрепить ассоциативную связь между зрительным образом упражнения и обозначающим
его термином.
Таким образом, в результате применения методов наглядной информации (показ, демон
страция графического изображения упражнения) удается значительно интенсифицировать
процесс создания представления и уточнения знаний глухих о методике занятий и технике
выполнения силовых упражнений.
3. Словесные (объяснение, метод коррекции ошибок, просматривание видео
материала, своих же выступлений и оценки себя и других.).
Использование методов наглядного восприятия в сочетании со словесными способствует
более осознанному выполнению комплексов упражнений, повышает интерес к занятиям.
Обучение физическим упражнениям глухих детей с использованием словесной речи имеет
большое положительное значение. Слово способно повышать интеллектуальную и
двигательную активность ученика, а также способствовать более быстрому и прочному освоению физических упражнений. По мере освоения упражнений необходимость в
применении жестовой и дактильной речи резко уменьшается.
Большое количество поступающих в школу детей, в основном не говорящих. Учителя
индивидуальной работы ставят им звуки, работают над речью.
И в учебном плане есть часы для работы над коррекцией произношения и развитием
слухового восприятия. Из этих часов выделяется время (часы) для уроков фонетической
ритмики.
Фонетическая ритмика
Это система двигательных упражнений, в которых различные движения корпуса,
головы, рук, ног сочетаются с произнесением определенного речевого материала: звуков
слогов, слов, фраз.
Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и
играет существенную роль как в коррекции речи слабослышащих детей младшего
возраста, так и в развитии у них естественности движений.
Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и
монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками слуха.
Большое значение, придается диафрагмальному дыханию.
В упражнения по закреплению навыка речевого дыхания постепенно включается
речевой материал, который должен произноситься на длительном выдохе: ряд слогов,
слогосочетания, слова со сменой ритма и темпа, словосочетания и предложения.
Двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и темпа
произношения, они являются обязательным компонентом каждого занятия.
Характер этих движений также различен от плавных и медленных до отрывистых и
резких. Дети учатся управлять своими эмоциями и
употреблять их в нужных ситуациях в сопровождении естественных движений, жестов,
мимики лица. Все эти движения играют важную роль в общении.
(На слайде фото из урока по фонетической ритмике).
Сейчас мы вам покажем фрагмент урока по фонетической ритмике.
1) Упражнение на дыхание ( надуваем шарик)
2) А ОУИЭЫ (постепенно наращивая, отрывисто и слитно)
3) Стих АУ мы в лесу. (диалог)
4) Игра опа, опа, оп, оп. (темп)
5) Игра – «ЖУК» (интонация)
6) Игра с Бубном ( марш и бег под разный темп бубна) (на развитие слухового
восприятия)
Проблема творческой реализации людей, как принято теперь говорить, «с ограниченными
возможностями» сегодня особенно актуальна. Волею судьбы эти люди в основной своей
массе оторваны от активного участия в социальноэкономической жизни общества.
Показателем эффективности любого процесса обучения служит конечный результат. Для детей – это публичные выступления, которые стимулируют и повышают
результативность обучения, усиливают его привлекательность, воспитывают и
концентрируют лучшие качества, помогают ощутить общую значимость своего труда и
увидеть его итог.
Сегодня в нашем коллективе много танцев разных по характеру исполнения:
современные (эстрадные), народные, спортивные.
( на слайде фото танцев, и участие в Московском фестивале в будущее с надеждой)
Наш творческий коллектив участвовал в фестивале в г. Москва «В будущее с Надеждой».,
в конкурсах и соревнованиях как городских, так и республиканских, межрегиональных и
всероссийских.
Нельзя не оценить социальную значимость таких мероприятий, потому что посредством
культуры и искусства люди с ограниченными возможностями здоровья получают не только
заряд бодрости и эстетического наслаждения, но и возможность преодоления духовного и
социального отчуждения.
Сейчас мы вам продемонстрируем танец «Ивана купала» средняя группа нашего
(На слайде фото праздников в школе)
коллектива «Радость»
Успешное достижение цели предполагает решение ряда задач:
Социальная:
Адаптация детей к этике танца и среде общения в танцевальном коллективе и в обществе.
Удовлетворение потребностей в неформальном общении, собственной полезной
значимости в коллективе.
Обучающая:
Овладение навыками исполнения и характера танца.
Дать понятие о первичных знаниях и умениях: классического экзерсиса, координации
движений, ориентация в пространстве зала, ритмичности и музыкальности.
овладение сложными танцевальными элементами.
Развивающая:
Развитие опорнодвигательного аппарата и мышечной системы.
Развитие внутреннего чувства ритма
Формирование эмоциональной сферы и творческого мышления.
Развитие коммуникабельности и раскрепощенности.
Развитие художественноэстетических способностей и применение их в жизни.
Коррекционной: обеспечивает адекватную реакцию на негативные эмоциональные состояния (депрессию,
тоску, подавленность, гнев, страх, неудовлетворенность и т.п.). Что очень характерно для
наших детей.
облегчает процесс общения для замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на
сверстников детей;
создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к
саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная и другая
продуктивная деятельность, требует от ребенка планирования и регуляции на пути
достижения цели;
оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и
эмоциональных состояний; создает предпосылки для их регуляции;
повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я – концепции»
и повышению уверенности в себе
возможности невербального контакта между детьми и использование жестовой речи
способствуют преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
Корректирует физическое здоровье, осанку, координацию движений, скорость
двигательной, и мышечной реакции, снятие мышечного тонуса, напряжения.
Воспитательная:
Воспитание музыкального вкуса у слабослышащих детей, формирование музыкального
кругозора ребенка.
Формирование устойчивых качеств характера и навыков ребенка: упорство, трудовую
дисциплину, творческую активность.
Развитие чувства целеустремленности и взаимопомощи.
Развитие интересов к знаниям танцевального искусства, творчества народа коми, России,
и других стран мира.
Все эти задачи решаются комплексно. Одно связано с другим.
(На слайде фото выступлении старших девочек)
Сейчас для вас выступит старшая группа детей с Индийским танцем.
Очень хочется познакомить вас с новым видом искусства, он распространен в мире среди
глухих. Мир глухих закрыт для свободного проникновения в него песенного жанра
большую часть информации они получают через зрение. И для того, чтобы услышать и
прочувствовать песню, глухому нужно переложить ее на жестовый язык. Так рождается
жестовое пение. Красота, доступность, эстетика жестового языка оказывает огромное
влияние на развитие культуры у людей с ограниченными возможностями по слуху. Оно
помогает понять смысл песни, ее настроение. Искусство жестового пения приобщает к
национальной культуре, помогает детям раскрыть и показать свой творческий потенциал.
Нашим детям жестовое пение приносит радость, дает возможность реализовать свои
творческие способности, позволяет быть нужными, востребованными и равными в
обществе. Переводом песни на жест у нас занимается сурдопедагог, а я работаю над движениями и
над пластикой рук и тела. Мы неоднократно являлись участниками всероссийских
конкурсов жестового пения «поющая душа» в г. Грязовец, уже несколько лет подряд
являлись победителями Всероссийского конкурса жестового пения «Поющие руки» в
г. Санкт Петербурге.
(на слайде фото с конкурсов 20102011 года).
И в заключении для вас жестовая песня в исполнении Евгении Шелюжак и Деули
Алены.
Возможности использования хореографии в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха.
Возможности использования хореографии в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха.
Возможности использования хореографии в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха.
Возможности использования хореографии в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха.
Возможности использования хореографии в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха.
Возможности использования хореографии в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха.
Возможности использования хореографии в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха.
Возможности использования хореографии в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха.
Возможности использования хореографии в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха.
Возможности использования хореографии в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.