ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В «РАЗВИТИИ РЕЧИ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Оценка 4.9

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В «РАЗВИТИИ РЕЧИ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Оценка 4.9
Документация +2
doc
русский язык
2 кл
29.01.2017
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В «РАЗВИТИИ РЕЧИ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
В современное время важное значение имеет применение ИКТ в образовательном процессе в сочетании с развитием речи на уроках русского языка. Но не всегда это применение является корректным. Я предлагаю алгоритм использования компьютерных технологий при написании сочинения на примере обучения во 2 классе.
Боровикова Е.В. Статья..doc
Боровикова Е.В. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В «РАЗВИТИИ РЕЧИ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. В современном мире общение играет важную роль. Общение представлено, как   и   в   устной,   так   и   в   письменной   формах.   В   последние   десятилетия компьютерные   технологии   внедрились   в   наше   общество.   Без   ИКТ   невозможно представить и общение. На уроках русского языка использование ИКТ имеет не последнюю роль. Благодаря современным технологиям развитие речи на уроках русского языка становится более эффективным. Исходя   из   необходимости   развития   речи   и   развития   компьютерных технологий, можно выделить проблему возможности использования компьютерных технологий в развитии речи детей. В толковом словаре понятия «речь» обозначается, как способность «говорить, говорение; звучащий язык; разновидность или стиль языка».  Педагогические труды Н.И. Жинкина, А.Р. Лурии об особенностях обучения детей речевой деятельности, таких как чтение, говорение, письмо, слушание, в устной   и   письменной   формах,   являются   основой   методики   формирования синтаксического строя речи младших школьников. Развитие лингвистики текста стало   основой   многих  методических   работ  Т.А.  Ладыженской,  М.Р.  Львова   по развитию   связной   монологической   речи   младших   школьников   для   русских   и национальных школ. Л.В. Занков считает, что необходимо начинать работу по развитию речи с первых дней обучения в школе и проводить систематически не только на уроках чтения и русского, но и на остальных уроках. Учитель по мере развития навыка устных рассказов учащихся вводит письменные творческие работы – сочинения, при написании которых является важным высказывания детей. В данной работе по развитию речи необходимо стремиться не только к логической связи мыслей и последовательности, но не менее важны такие показатели качества сочинений, как их   эмоциональная   окрашенность   и   самостоятельность   суждений.   На   данные показатели учитель должен обращать особое внимание [1]. М.Р.   Львов   описывает   основные   задачи   развития   связной   речи   у   младших школьников, одной из которых является создание учителем в классе атмосферы борьбы   детьми   за   высокую   культуру   речи.   В   качестве   основных   требований   к хорошей   речи   педагог   выделяет   выразительность   (яркость,   убедительность, эмоциональность высказываний), а также разнообразие языковых средств [3]. Т.А. Ладыженская считает, что к задачам развития связной речи необходимо относить   развитие   умения   говорить   правильно,   свободно   и   в   полной   мере выразительно.   Развитие   речи   –   один   из   разделов   большинства   современных программ   по   русскому   языку.  В   своей   программе   по   развитию   речи   учащихся 1 начальной   школы   Т.А.   Ладыженская   обозначает   основные   коммуникативных умений [2]. Под   развитием   речи   учащихся   в   практике   школы   определяют   следующие направления работы: ­   построение   словосочетаний,   усвоение   устойчивых   сочетаний   слов, расчленение значений слов, обучение грамматически правильному употреблению слов в словосочетании; ­   постепенное,   планомерное   пополнение   словарного   запаса   учащихся, обучение   их   точному   пониманию   значений   слов,   как   основных,   так   и дополнительных,   переносных,   оттенков   значений,   эмоциональных   окрасок, понимание   уместности   употребления   того   или   иного   слова   в   том   или   ином контексте и т.п.; ­ тренировку произношения слов школьниками, развитие их артикуляционных умений,   устранение   различных   недочетов   произношения,   коррекция   нарушения речи; ­   употребление   усвоенных   слов,   их   сочетаний   в   предложениях,   в самостоятельно   составленных   текстах   –   пересказе,   рассказе,   письменных сочинениях и изложениях и т.д.; ­ правильное построение предложений разнообразных типов, их изменения и связями между предложениями в тексте; ­   применение   умений   и   навыков   передачи   устной   речи,   овладение интонациями, паузами, логическими ударениями, другими средствами просодики, а на письме – навыков быстрого каллиграфически и орфографически правильного письма; ­ достаточно быстрое и правильное, точное построение речи – предложений и текста   в   устном   и   письменном   вариантах,   достаточно   быстро   реагировать   на задания, связанные с данным типом работы; ­   усвоение   ряда   конкретных   умений   в   области   подготовки   и   построения связного   текста:   понимание   темы   и   ее   раскрытие;   накопление   и   подготовка материала   для   рассказа,   сочинения;   составление   плана;   языковая   подготовка; запись и совершенствование написанного и др. Матюха   Л.В.,   учитель   русского   языка   и   литературы,   выделила   основные достоинства   ИКТ:   позволяет   разнообразить   формы   работы,   деятельность учащихся, активизировать  внимание, повышает творческий потенциал личности, развитие активности на уроке и желание учиться [4]. Использование компьютерные технологии на уроке положительно влияют на процесс   обучения:   повышают   темп   урока,   увеличивают   долю   самостоятельной работы   учащихся,   позволяют   проверить   усвоение   теории   у   всех   учащихся, углубить   степень   отработки   практических   умений   и   навыков,   вести дифференцированную работу с каждым учеником. Учителю необходимо верно и в нужный использовать ИКТ для эффективного результата обучения [4]. 2 По   мнению   Матюха   Л.В.   ИКТ   лучше   всего   использовать   при   изложении нового   материала,   например   таким   образом   как   демонстрационно­ энциклопедические   программы,   использовать   при   закреплении   изложенного материала,   например   тренинг   или   разнообразные   обучающие   программы,   не исключено   использование   и   в   системе   контроля   и   проверки,   например тестирование с оцениванием, контролирующие программы, для самостоятельной работы учащихся возможны обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы, при возможности отказа от традиционной урочной возможны системы: проведение   интегрированных   уроков   представленных   как   проекты,   которые проводятся   для   тренировки   конкретных   способностей   учащихся   (внимание, память, мышление) [4].  Исходя из проблемы выделим следующие задачи: 1. Изучить   литературу   по   развитию   речи   и   применению   компьютерных 2. 3. технологий на уроках русского языка; Выявить возможности использования ИКТ; Выявить   особенности   использования   компьютерных   технологий   для письменной речи учащихся начальной школы. В  связи   с  этим,  предлагаем   обучение   сочинению   на   основе   компьютерных технологий во 2­х классах. Сочинение – творческая индивидуальная работа, которая требует наибольшей самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего­то своего, внесение   своих   собственных   мыслей.   Система   сложных   действий   таких   как: подготовка материала, обдумывание композиции и плана рассказа или сочинения, выбор слов, проверка орфографии, построение предложений и связи между ними, требует   от   школьника   напряжение   всех   его   умственных   сил,   но   и   умения управлять   своей   интеллектуальной   деятельностью,   что   является   несомненно важным [5]. Со   второго   класса   обучающимся   дают   такие   понятия   как   текст повествования,   рассуждения,   описания.   С   первых   дней   обучения   сочинению внимание обучающихся нужно заострять на алгоритме написания сочинения трех видов текста.  описание 1). Охарактеризуйте общий вид  предмета; 2). Определите цель описания; 3). Изложите характерные  признаки: цвет, объём, форма,  размер, назначение, запах, вкус,  необходимость, впечатление,  сущность; 4). Найдите наиболее точные  слова; 5). Отберите необходимые  признаки; 6). Расположите описание так,  как требует тема и идея; 7). Подумайте над итогом; 8). Придумайте несколько  заглавий, выберите лучшее. 3      1). В тексте должно быть  повествование указано время и место  действия; 2). Названы действующие  лица; 3). Текст должен указывать  на завершение действия;  4). Должен быть определён  порядок действия; 5). Обязательно должен  быть сделан вывод. Текст    рассуждение 1). Вступление; 2). Основная мысль,  которую будете  доказывать; 3). Мотивы, доводы,  доказательства  /аргументы/; 4). Итог, к которому  пришёл автор  рассуждения. Применение ИКТ при этом имеет немало важную роль.  Можно   представить   написание   сочинения   по   картинкам.   Учащимся   на интерактивной   доске   представлены   картинки,   распределяют   в   правильной последовательности.   Затем   каждое   действие   героев   обсуждается,   совместно   с учителем.     Придумывают   название   сочинения.   Строят   алгоритм   сочинения, который   затем   на   протяжении   всего   урока  вывешен   на   интерактивной   доске   в качестве помощи. Сочинение   по   тексту.   Текст   раздается   каждому   учащемуся,   также   он появляется   на   интерактивной   доске,   для   дальнейшей   работы.   Читают   сначала каждый про себя. Затем все вместе, соблюдая все знаки препинания и интонацию. Выделяют   смысл,   герои,   настроение   текста.   Обсуждается   текст,   по   вопросам учителя. На интерактивной доске даются высказывания в тексте (сколько абзацев, столько   высказываний),   которые   учащиеся   распределяют   в   верной последовательности.   Данные   высказывания   будут   являться   стержнем   для   всего сочинения.   Непонятные   понятия,   также   появляются   на   интерактивной   доске. Составляется алгоритм написания сочинения, которому должны придерживаться учащиеся во время написания сочинения. Компьютерные технологии положительно влияют на формирование  умения связной письменной речи у младших школьников. Подготовка и проведение уроков с компьютерной техникой требуют от учителя много времени и терпения, создают некоторые трудности организационного характера. Но зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.  Введение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы   позволяет   в   доступной   форме   использовать   познавательные   и   игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств. Исходя   из   выше   сказанного,   можно   составить   алгоритм   использования компьютерных технологий при написании сочинения: 1. 2. 3. 4. Представление материала учащимся; Совместное прочтение, соблюдая все знаки препинания и интонацию; Обсуждение теста. Озаглавливание текста при необходимости. Нахождение и выделение  в  тексте основных  высказываний,  которые будут являться стержнем всего текста. Выделение их на интерактивной доске;  5. Объяснение новых понятий, встретившихся в тексте. Высвечиваются на доске на всеобщее внимание. 4 6. Составление   алгоритма   написания   сочинения.   Высвечивается   совместно   с высказываниями­стержнями.   На   протяжении   всего   урока   показаны   на интерактивной доске, для подсказки. Литература 1). Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990. 2). Ладыженская Т. А.  Характеристика связной речи детей. ­ М.: Просвещение, 1979. 3).   Львов   М.   Р.   ,   Рамзаева   Т.   Г.   ,   Светловская   Н.   Н..  Методика   обучения русскому языку в начальных классах. ­ М.: Просвещение,1987. 4). Матюха Л.В. «Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы», статья, http://festival.1september.ru/articles/562759/ 5). http://www.prodlenka.org/opyt­i­problemy­publikatcii/razvitie­rechi­v­nachalnoi­ shkole.html 5

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В «РАЗВИТИИ РЕЧИ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В «РАЗВИТИИ РЕЧИ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В «РАЗВИТИИ РЕЧИ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В «РАЗВИТИИ РЕЧИ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В «РАЗВИТИИ РЕЧИ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В «РАЗВИТИИ РЕЧИ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В «РАЗВИТИИ РЕЧИ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В «РАЗВИТИИ РЕЧИ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В «РАЗВИТИИ РЕЧИ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В «РАЗВИТИИ РЕЧИ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017