Возможности предметной области «Филология» в формировании логического мышления учащихся начальных классов.
Оценка 4.7
Лекции
docx
русский язык
Взрослым
17.02.2019
Учителя начальных классов работают над формированием логического мышления учащихся на уроках русского языка, литературного чтения, т.к новый ФГОС ставит перед нами цель: воспитать личность способную учиться
находить решение творческих задач, иметь навыки поиска и анализа информации,уметь креативно мыслить - личность свободную и самодостаточную.
Возможности предмета «Филология» в формировании логического мышления учащихся нач. классов..docx
Возможности предметой области «Филология» в формировании
логического мышления учащихся начальных классов.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №1 г. Мичуринска
Тамбовской области
Моисеева Л.И.
Проблема развития логического мышления звучит очень актуально, так как
с переходом на новый Федеральный Государственный Образовательный
Стандарт современная школа ставит перед собой цель: личностное и
познавательное развитие учащихся, способное обеспечить умение учиться.
Стандарт второго поколения в подготовке младших школьников
поддерживает традиции начального обученияв в предметной области
«Филология», но расставляет иные акценты и определяет иные приоритеты.
Речь идёт об универсальных учебных действиях, составляющих умения
учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и
интерпретации информации.
Начальное образование должно заложить базовые основы общего
умственного развития детей, которые создали бы условия для воспитания
самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека,
который бы мог сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов
решения проблемы, выделять главное и делать обобщенные выводы;
применять знания в нестандартных условиях. Необходимым условием
интеллектуальной грамотности такого человека является овладение
логическими приемами и операциями.
Логика наука о законах и формах правильного мышления. Она изучает
формы рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания, устанавливает,
что из чего следует, ищет ответ на вопрос: как мы рассуждаем? Одна из актуальных проблем современной педагогики и методики
преподавания русского языка проблема развития логического мышления
младших школьников средствами учебного предмета «русский язык».
В разные возрастные периоды ведущее значение для общего психического
развития человека приобретает какойлибо один из психических процессов.
Так, в раннем детстве основное значение имеет развитие восприятия, в
дошкольном возрасте – памяти.
Психологические исследования показывают, что в младшем школьном
возрасте главное значение имеет дальнейшее развитие мышления. В этот
нагляднообразного,
период совершается переход от мышления
являющегося основным для данного возраста, к словеснологическому,
понятийному мышлению. Нагляднообразное мышление очень ярко
проявляется при понимании, например, сложных картин, ситуаций. Для
понимания таких сложных ситуаций требуется сложная ориентировочная
деятельность. Понять сложную картину – это значит понять ее внутренний
смысл. Понимание смысла
требует сложной аналитикосинтетической
работы, выделения деталей сопоставления их друг с другом. В наглядно
образном мышлении участвует и речь, которая помогает назвать признак,
сопоставить признаки. Только на основе развития нагляднодейственного и
нагляднообразного мышления начинает формироваться в этом возрасте
формальнологическое мышление.
Уже к 7 годам «Память становится мыслящей, а восприятие – думающим»
по словам Д.Б.Эльконина.
Младшие школьники склонны понимать буквально переносное значение
слов, наполняя их конкретными образами. Ту или иную мыслительную задачу
учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы,
представления или
действия. И запоминают младшие школьники
первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения
учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что
интересно, эмоционально окрашено, неожиданно и ново.
"Книжка с картинками, наглядное пособие, шутка учителя – все
вызывает у них немедленную реакцию. Младшие школьники находятся во
власти яркого факта, образы, возникающие на основе описания во время
рассказа учителя или чтения книжки, очень ярки". (Блонский П.П.).
Чтобы помочь ребёнку обеспечить своевременное развитие операций
логического мышления, очень важно организовать учебновоспитательный
процесс таким образом, чтобы на каждом уроке и во внеурочное время
ребёнку предлагались игры, задания и упражнения, которые способствовали
бы формированию логического мышления.
Всегда можно выявить силу возникшего интереса к учебному предмету, она выражается в той настойчивости, которую проявляют ученики в процессе
решения логических задач, выполнения различных заданий, связанных с
разрешением проблем.
Дидактический материал по развитию речи и логического мышления
на уроках русского языка.
Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью
которого происходит развитие у детей правильного мышления. Чаще всего
они заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить
несложные доказательства, а занимательность содействует возникновению
интереса к процессу мыслительной деятельности.
В программе обучения по «Русскому языку» по УМК «Начальная школа
XXI века» представлена система упражнений и учебных заданий для развития
активного, самостоятельного, творческого мышления младших школьников.
Главным условием реализации этой цели в учебных заданиях выступает их
направленность на то, чтобы учащиеся применяли полученные знания в
нестандартных,новыхусловиях.
Там, где организуется основательный опыт самостоятельного обобщения,
происходит интенсивное развитие самостоятельного мышления, умения
применить полученные знания в новой или нестандартной ситуации.
Результатом этой работы является повышение мотивации к изучению
русского языка.
1. Творческие задания на развитие речи.
Развитие устной и письменной речи происходит при рассматривании картин
и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при
чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера
картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети
использовали широкий круг
слов и речевых оборотов.
Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме
проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют
синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их
составление и обсуждение,
выработка композиционных умений.
1) Восстановление деформированного текста.
Из
его.
Она собрала тонкие веточки. Настя шла из школы домой. В школьном
саду обрезали деревья. Скоро заблестели зелёные листочки. Дома девочка
поставила их в воду.
2) Составление предложений из данных слов с добавлением любых других
слов.
3) Сочинение на тему "Что бы я рассказал африканскому мальчику о зиме".
4)
статьи.
5)Раскрой тему
данных предложений
научнопопулярной
Составление
конспекта
составь
рассказ,
запиши Прочитайте сочинения. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте
её.
6) Определение границ предложений.
Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.
2. Задания на сравнение
Цель– научиться решать грамматические (орфографические, фонетические и
синтаксические) задачи по предмету и развитие аналитического мышления.
Задание 1. Найдите общие и различные черты у выделенных слов.
Я водяной, я водяной. Никто не водится со мной. Внутри меня води(ться,
ца), что с таким води(ться, ца).
Прочитайте. Сравни слова как части речи и части слова.
В процессе выполнения задания формируются умения высказывать свое
мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.
Задание2. Существительное, корень, прилагательное, окончание, глагол,
приставка, предлог, суффикс, местоимение.
На одной строчке выпиши слова, которые обозначают части речи, на
другой строчке слова, которые обозначают части слова.
Задание 3. Назовите как можно больше слов, имеющих одинаковое написание,
но, в зависимости от ударения, приобретающих разный смысл. Это омографы.
Задание 4. Добавьте к нотам буквы, чтобы получились новые слова:
до
ре
ми
фа
соль
ля
си
(Чудо, море, домино, арфа, фасоль, воля, лисица)
Задание 5. Превратите ночь в день.
(Ответ: ночьнольсольсолоселосеносеньдень
Задание6.Развитию умения сравнивать во многом способствуют
метаграммы.
Например: С Б – я плачу,
С Р – играю,
С С – я пищу посыпаю.
(Ответ: боль – роль – соль)
3.Группировка
Цель таких заданий состоит в совершенствовании орфографической
грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно
следственные связи между отдельными языковыми явлениями.
Задание 1. Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите
несколько вариантов группировки. Дядя, зевака, прадедушка, тетя, плакса, прабабушка, сластена, зубрила.
В результате предложенные слова группируются:
• по наличию звонких, глухих согласных в начале слова;
• по родам (существительные общего рода, мужского и женского);
• по наличию орфограмм;
• по количеству слогов.
4.Задания на обобщение
Цель осмысление понятия «предмет» на грамматическом уровне.
Задание 1. Как бы вы сказали одним словом о человеке: необщительный,
скрытный, трудно сближающийся с другими людьми. (Замкнутый)
5.Задания на исключение лишнего
Цель усвоение учащимися большого объема знаний языкового материала . В
отличие от традиционной методики проведения выполнения этого задания, в
системе развивающего обучения она имеет свои особенности: ученикам
предлагается такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое
слово из четырех предложенных.
Задание 1. Из данного перечня слов найдите четвертое лишнее.
Сосна, клен, ясень, тополь.
Ученикам предлагается цепочка слов, в процессе работы надо исключать из
нее постепенно по одному слову.
Задание 2. Исключите из цепочки лишние слова по какомулибо признаку
так, чтобы в ней осталось только одно слово. Причину исключения каждого
слова обоснуйте.
Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.
• Объединить – это глагол, остальные – существительные и т.д.
Эти задания служат успешному усвоению знаний, развитию монологической
речи и мышления учащихся.
6.Учебная лингвистическая задача
языкового материала на высоком уровне трудности
Задание. Исправьте ошибки. Почему они вызывают смех?
Мальчик полоскал собаку. Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны
в сторону. Все спустились с горы, а Витя всё слизал. Мама отварила дверь.
Неправильное написание слов искажает смысл.
7. Задания по аналогии
Цель получение прочных знаний по изучаемой теме, совершенствование
умения систематизировать их, в развитии логического мышления, творческой
и познавательной активности .
Задание . Дополните начатые цепочки до 4–5 слов по трем признакам
одновременно. Признаки подбора слов определите самостоятельно. Запишите
слова, выделяя окончания.
Цель выполнения таких заданий состоит в освоении теоретического столбик.
Какие
в
это
отдельный
Лесников, грибников, ... .
Вокзалы, салюты, ... .
8 Задания по фразеологизмам
1 задание.
Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую
группу
группы?
Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о
палец не ударить, не покладая рук.
2 задание.
1)Упражнения, направленные на формирование образности речи школьников.
Ничего не помню, все вылетело из головы. Ничего не помню, все забыл.
2) Данное задание может стать стимулом для написания сочинения.
"Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?").
3) Замените глаголом следующие выражения:
прикусить язык ,совать нос в чужие дела
Освоение региональной фразеологии должно помочь учащимся осознать
самобытность родной культуры, ее значимость .
9.Задания по словообразованию.
Задание 1. Разбери по составу слова:
аистёнок, бездомный, еловый, жарища, настольный, капустник,
мелковатый, плечистый, программист, стекольщик, лошадёнка, сурок.
Задание 2. Выдели группы слов с одинаковым корнем.
Гора, горький, горьковатый, гористый, горчинка, горный, пригорок.
Задание 3. Найди слова с одинаковыми приставками и без приставок и
запиши их группами.
Оборка, обогатить, обогреть, обогнать, ободок, ободрить.
10. Игры на формирование умения анализировать: найди пару,
найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы
1.Загадки, в которых даётся описание предмета или явления путём
перечисления различных его признаков, например: Сам алый, сахарный,
кафтан зелёный, бархатный. Арбуз – словарное слово
2.Краткая характеристика предмета или явления например: Белая скатерть
всё поле покрыла. (Снег парная согласная в конце отгадки требует
проверки). Игровая ситуация помогает запомнить правило.
3.Противопоставления, например: По земле ползёт, а к себе не подпускает.
(Змея – безударная гласная в корне слова требует проверки
4.Использованы метафоры, например: Одной ручкой всех встречает, другой
ручкой – провожает. Дверь.
5.Это шарады –Первое предлог, второе летний дом, а целое порой
решается с трудом. За дача в отгадке правило «ча ща». В процессе работы с нетрадиционными заданиями школьники учатся
формулировать суждения и производить умозаключения. Вот некоторые
примеры заданий:
а) Определи закономерность составления среднего : гараж жаба банан
ливер … кулак (река).
б) в исходном слове меняется одна (любая) буква,нужно дойти до заданного
нужного слова : лес – … – … – … – бор(лис,бис, бос).
в) Составь предложение, в котором бы были эти три слова: медведь, озеро,
карандаш; мальчик, клен, пень
Главным критерием эффективности таких заданий являются:
а) радость познания;
б) постоянное достижение новых результатов;
в) приобретение нового интеллектуального опыта.
Этот эмоциональный фон, положительное отношение к заданиям имеют
определенное последействие. Дети более активны, внимательны, успешнее
справляются с учебными заданиями, они быстрее выполняют домашние
задания, лучше учатся.
Таким образом, в процессе формирования логического мышления детей 7
10 лет, пожалуй, самое важное — научить ребят делать пусть маленькие, но
собственные открытия. Ученик должен решать задачи, которые требовали бы
от него не простого действия по аналогии , а давали бы возможность для
«умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам
процесс решения с его гипотезами, ошибками, оценками и открытиями, что, в
конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.
Способствуют развитию логического мышления учащихся на разных уроках
и такие виды игровых заданий:
«Исключение лишнего»
Берутся любые 3 слова, например «собака», «помидор», «солнце». Надо
оставить только те слова, которые обозначают в чемто сходные предметы, а
одно слово, лишнее, не обладающее этим общим признаком, исключить.
Задание «Новое применение»
Называется какойлибо хорошо известный предмет. Надо назвать как можно
больше необычных способов его применения.
Эта игра развивает способность концентрировать внимание на одном
предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и открывать в
обычном предмете неожиданные возможности.
«Друдлы»
Основой друдла (головоломки для развития воображения и креативности)
могут быть любые каракули и кляксы. Друдл это НЕ совсем законченная
картинка, которая требует ответа на вопрос: «Что здесь нарисовано?» Лучший ответ тот, который сразу мало кому приходит в голову, но стоит его
услышать и решение кажется очевидным. Особенно ценится в ответах
оригинальность и юмор. Каждый ответ развивает фантазию и творческое
мышление. Друдлы одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых,
помогает вместе думать, фантазировать и смеяться.
Возможны три направления использования друдлов:
1) Для приятного времяпрепровождения детей и родителей, как при
разгадывании кроссворда.
2) В исследовании познавательных способностей ребенка.
3) Для развития гибкости мышления и умения подойти к ситуации с разных
сторон.
Дается головоломка рисунок, на основании которого невозможно точно
сказать, что это такое.
Вы можете увидеть в данном изображении десятки различных ситуаций.
Единственно правильного ответа нет. Данный друдл может быть всем, что Вы
ему припишите.
Очень интересна для развития творчества интернет – технология
« Вебквест»
Образовательный вебквест проблемное задание c элементами ролевой
игры.Веб – квест это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся,
выполняя ту или иную учебную задачу. Они охватывают отдельную проблему,
учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью
образовательных вебквестов является то, что часть или вся информация
для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на
различных вебсайтах. Определены следующие виды заданий для вебквестов:
• Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления
материалов из разных источников в новом формате: создание
презентации, плаката, рассказа.
• Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на
основе заданных условий.
• Самопознание – любые аспекты исследования личности.
• Компиляция – трансформация формата информации, полученной из
разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной
выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
• Творческое задание – творческая работа в определенном жанре создание
пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
• Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов
на основе уникальных онлайн источников.
• Журналистское расследование – объективное изложение информации
(разделение мнений и фактов). • Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
• Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
Тема должна быть интересна не только для учителя, но и для учащихся.
Самое главное в квесте это путешествие детей по всемирной паутине в
поисках ответов на вопросы квеста.
Когдато К.Э. Циолковский сказал: «Сначала я открывал истины,
известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и,
наконец, стал открывать истины, никому ещё не известные».
И обязанность учителя – помочь ребёнку открыть все эти истины.
Источники и литература:
1. Андреева Е.А. «Лучшие в мире загадки и развивающие игры»
2. Электронное периодическое издание «НУМИ» ( NUMI.RU)
3. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках
русского языка, 3 класс. М.: Владос, 2004г
4. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках
русского языка. М.: АСТ, 2004г.
5. Вахрушева Т.В., Попова Е.В. Сборник упражнений по русскому языку. М.,
1998г.
6. Лайло В.В. Повышение грамотности и развития мышления. М., Дрофа 2002г.
7. Ратанаева Т.А, Способы актуализации познавательной деятельности
школьников.// Вопросы психологии, 1990г, №5
8. Тихомирова Л. Ф. Басов А.В.Развитие логического мышления детей. ТОО
«Трио», 1995г.
Возможности предметной области «Филология» в формировании логического мышления учащихся начальных классов.
Возможности предметной области «Филология» в формировании логического мышления учащихся начальных классов.
Возможности предметной области «Филология» в формировании логического мышления учащихся начальных классов.
Возможности предметной области «Филология» в формировании логического мышления учащихся начальных классов.
Возможности предметной области «Филология» в формировании логического мышления учащихся начальных классов.
Возможности предметной области «Филология» в формировании логического мышления учащихся начальных классов.
Возможности предметной области «Филология» в формировании логического мышления учащихся начальных классов.
Возможности предметной области «Филология» в формировании логического мышления учащихся начальных классов.
Возможности предметной области «Филология» в формировании логического мышления учащихся начальных классов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.