Возникновение и становление психологии общения
Оценка 4.7

Возникновение и становление психологии общения

Оценка 4.7
docx
27.01.2024
Возникновение и становление психологии общения
Возникновение и становление психологии общения.docx

Возникновение и становление психологии общения Как начать учить язык — Французский и итальянский язык: работа, учеба за  границей, экзамены

 

            Понятие «общение» почти не было предметом серьезного монографического рассмотрения в научной литературе вплоть до середины XX века.

Этапы становления психологии общения

1 этап

Конец XIX – начало XX века

Решались вопросы анализа результатов влияния общения на психические процессы и функции

2 этап

Начало XX века – 1970-е гг.

Наблюдается развитие теоретико-философского подхода, в котором рассматривались проблемы социальной обусловленности общения, опосредованности психики человека. Продолжается теоретический анализ роли и функций общения в психическом развитии человека, намечаются вопросы, связанные с разработкой проблемы психологической сущности и структуры общения, специфики процессуальных характеристик общения. Общение выступает в качестве основы социализации личности.

1950-е гг.

Принципиально первым важным шагом в направлении создания психологии речевого общения как части психологии общения и тем самым как относительно самостоятельной части общей психологии стало появление в 1950-х гг. так называемой психолингвистики. Эта междисциплинарная область с самого начала поставила перед собой задачу раскрытия внутренней психологической организации речи. В число основных проблем, которыми она занималась, вошли:

- система уровней психофизиологической организации речевой способности;

- оперативные единицы речеобразования и восприятия речи;

- номенклатура, взаимосвязь и взаимозависимость отдельных операций в процессах порождения и восприятия речи.

 

1960-е гг.

Распространение психолингвистики в нашей стране.

Несмотря на различия во взглядах и психологических направлениях, которым ученые положили начало, их объединяло общее понимание речи как органического звена в системе деятельности человека. Поэтому психолингвистика в нашей стране развивалась как часть общей психологической теории деятельности, а речь с самого начала понималась как «речевое действие», подчиненное задачам, функциям и структуре обслуживаемой ею неречевой деятельности.

Важно подчеркнуть, что психолингвистика принципиально ориентирована на исследование того звена речевого общения, тех факторов общения, которые носят индивидуальный и в то же время универсальный характер. В частности, она интересуется структурной организацией и закономерностями функционирования функциональных систем, обеспечивающих осуществление речи и речевого восприятия. К недостаткам теории психолингвистики до последнего времени относили неучет ею социальных функций общения, его природы и места в общей системе деятельности общества (и индивида как члена этого общества).

Однако концептуальная система психолингвистики в некоторых ее направлениях является открытой, что создает возможность расширения и углубления ее проблематики. Поэтому перед отечественными исследователями встает задача одновременного учета и включения в анализ социальных и личностных факторов речевого общения.

Данное направление следует известной мысли К. Маркса о том, что мы должны искать социальное начало прежде всего не вне, а внутри личности говорящего человека, понимать самую психологию общения как социальную - не по названию, а по существу. Именно такой подход традиционен для отечественной психологии.

3 этап

С 1970-х гг. по настоящее время

Общение рассматривается в качестве самостоятельной области научных исследований. Происходит переход от исследований «в условиях общения» к изучению самого процесса, его характеристик. Проблема общения становится объектом психологического теоретического, эмпирического и прикладного исследования. В качестве предмета исследования рассматриваются функции, механизмы, стороны общения, данная проблематика встает в один ряд с исследованиями проблем деятельности, личности и сознания.

В качестве собственного предмета психологии общения, предлагается изучать взаимоотношения общения с другими видами деятельности человека, например, с его практической и познавательной деятельностью.

Психология общения - это раздел общей психологии, предметом которого является психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества. Под психологической спецификой следовало понимать тот факт, что процессы общения могут быть рассмотрены не только под психологическим, но и под иными углами зрения - социологическим и лингвистическим.

Выделены основные проблемы психологии общения:

- психологические функции общения;

- формирование и функционирование механизмов и средств общения в их зависимости от функций общения, от особенностей личности и от других психологических факторов;

- взаимоотношение общения с другими аспектами психической жизни человека и с особенностями личности.

Возник и в настоящее время приобретает общественную значимость целый ряд практических областей, нуждающихся в теоретической разработке психологии общения, и прежде всего - общения речевого (например, оптимизация деятельности средств массовой информации и пропаганды: радио, телевидения и т.д.).

 

 

            Каждому из нас совершенно привычно и нормально использовать общение в различных его проявлениях, формах и видах. Например, мы с кем-то разговариваем, кого-то уговариваем или переубеждаем, с кем-то соглашаемся, над чем-то задумываемся и т.д. Именно так между людьми зарождается дружба, доверие или вражда, наступает одиночество или возникает привязанность, создается семья или команда.

Антуан де Сент-Экзюпери — МИФ

Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (1900-1944) - французский писатель, поэт, эссеист и профессиональный лётчик.

 

 

«Общение - единственная роскошь, которая есть у человека»

 

            Жизнь каждого человека связана с общением с другими людьми. Ежедневно у нас появляется потребность или желание, нужда перекинуться словом с живой душой, понимающей, разумной, способной услышать. Возникает потребность в общении с себе подобными.

            Началом разработки проблемы общения в отечественной психологии принято считать 20-30-е гг. ХХ в. Первые попытки осветить эту проблему среди отечественных ученых предпринял B. М. Бехтерев в связи с разрабатываемой им социальной рефлексологией.

Бехтерев Владимир Михайлович - Психологическая газета

Владимир Михайлович Бехтерев

(1 февраля 1857 — 24 декабря 1927) русский и советский невропатолог, психиатр, физиолог и психолог, академик, ученый-энциклопедист.

Положил начало развитию рефлексологии и психопатологии в России

            Владимир Михайлович Бехтерев был известным российским неврологом и психофизиологом, который внес значительный вклад в развитие психологии общения. Он изучал механизмы общения между людьми, исследовал влияние нервной системы на поведение и эмоции. Бехтерев разработал концепцию рефлексов, которая оказала значительное влияние на понимание психологии общения. Его работы по изучению рефлексов и их влиянию на поведение человека стали основой для дальнейших исследований в области психологии общения.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/6/60/Myasishchev_Vladimir_Nicolayevich.jpg/200px-Myasishchev_Vladimir_Nicolayevich.jpg

Влади́мир Никола́евич Мя́сищев

(11 июля 1893 — 4 октября 1973) — советский психиатр и медицинский психолог, исследователь проблем человеческих способностей и отношений, основатель ленинградской (петербургской) школы психотерапии. Был учеником В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского. Член-корреспондент АПН СССР.

 

            Его вклад в психологию общения заключается в разработке концепции "психологии общения" как самостоятельной области психологической науки.

Мясищев предложил новый подход к изучению межличностных отношений, основанный на понимании коммуникации как процесса взаимодействия между людьми, включающего не только вербальное общение, но и невербальные сигналы, эмоциональные состояния и социокультурные аспекты.

Он также активно изучал вопросы влияния межличностных отношений на формирование личности и развитие социальных навыков. Работы Мясищева оказали значительное влияние на развитие теорий общения и внесли существенный вклад в понимание процессов межличностного взаимодействия в рамках психологии.

Мясищев проводил исследования, посвященные взаимодействию людей в различных социальных контекстах, а также влиянию социальной среды на поведение и коммуникацию. Он разработал ряд теорий и концепций, которые оказали значительное влияние на понимание процессов общения и межличностных отношений.

Одной из наиболее известных работ Мясищева является его теория "социального поля", которая описывает взаимодействие индивидов в социальной среде с учетом различных факторов, таких как статус, роль, власть, нормы и ценности. Эта теория стала важным инструментом для понимания динамики межличностных отношений и коммуникации.

 

Также Мясищев активно занимался проблемами межличностного конфликта, эмпатии, влияния и убеждения. Его работы оказали существенное влияние на развитие социальной психологии и психологии общения как научных дисциплин.

Таким образом, вклад Владимира Николаевича Мясищева в психологию общения заключается в разработке теорий, моделей и методов анализа процессов межличностного взаимодействия, которые стали основой для дальнейших исследований в этой области.

undefined

Алексе́й Алексе́евич Лео́нтьев

(14 января 1936, Москва — 12 августа 2004, там же) — советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук, действительный член РАО

 

            Алексей Алексеевич Леонтьев был выдающимся советским психологом, основоположником деятельностной психологии и одним из основателей отечественной психологии общения. Его вклад в психологию общения заключается в разработке теории деятельности и ее применении к изучению межличностных отношений.

Леонтьев предложил концепцию деятельности как основы психической жизни человека. Он рассматривал коммуникацию как одну из форм деятельности, включающую в себя целенаправленное взаимодействие людей. В своих работах Леонтьев выделял роль языка, символов и знаков в процессе коммуникации, а также акцентировал внимание на социокультурных аспектах общения.

Леонтьев также исследовал влияние социальной среды на формирование личности и ее способность к взаимодействию с другими людьми. Его работы оказали значительное влияние на развитие теорий общения, в том числе на формирование понимания коммуникации как деятельности, встроенной в социокультурный контекст.

Таким образом, вклад А.А. Леонтьева в психологию общения заключается в разработке теории деятельности и ее применении к изучению межличностных отношений, а также в выделении социокультурных аспектов коммуникации.

Ананьев Борис Герасимович

Ананьев Борис Герасимович

14.08.1907 - 18.05.1972

Доктор педагогических наук, профессор. Действительный член (академик) Академии педагогических наук СССР.

 

 

            Борис Герасимович Ананьев был выдающимся советским психологом, чьи работы оказали значительное влияние на развитие психологии общения. Его вклад в эту область можно рассматривать через призму его общих теоретических и методологических подходов к изучению психической деятельности человека.

Ананьев разработал концепцию деятельности как основы психической жизни человека, подчеркивая важность изучения социально-психологических аспектов деятельности и взаимодействия людей. В своих работах он выделял роль социальной среды, культуры, исторических условий и социальных отношений в формировании личности и в процессе межличностного общения.

Ананьев также акцентировал внимание на изучении психологических механизмов взаимодействия и коммуникации между людьми, включая взаимодействие в рамках групповых процессов. Он также разрабатывал методы исследования психологических аспектов общения, включая интерактивные методы и анализ межличностных отношений.

Таким образом, вклад Б.Г. Ананьева в психологию общения заключается в разработке теории деятельности, изучении социально-психологических аспектов межличностного общения, а также в разработке методов исследования в данной области.

undefined

Алексе́й Алекса́ндрович Бодалёв

(13 октября 1923, Сарапул, Уральская область — 20 декабря 2014)

 советский и российский психолог, специалист по проблемам общения и нравственного развития. Доктор психологических наук (1966), профессор (1967), действительный член АПН СССР (1978), заслуженный деятель науки Российской Федерации (2002).

 

Алексей Александрович Бодалев – советский психолог, философ, педагог, основоположник культурно-исторической психологии и психологии личности. Его вклад в психологию общения был значительным и оказал влияние на развитие этой области.

Бодалев выделял важность изучения взаимодействия человека с окружающей социальной средой, а также роли культурных и исторических факторов в формировании личности и межличностных отношений. Он разрабатывал концепцию "психологии общения", подчеркивая, что всякое общение является активным процессом, в котором участвуют не только индивиды, но и социальные структуры и культурные ценности.

Бодалев также акцентировал внимание на роли языка и символов в процессе общения, а также на влиянии социальных ролей и норм на взаимодействие между людьми. Он разрабатывал теорию "диалогического общения", подчеркивая важность взаимодействия и диалога как основы межличностных отношений.

Таким образом, вклад А.А. Бодалева в психологию общения заключается в разработке концепции "психологии общения", изучении роли культурных и исторических факторов, а также в выделении роли языка, символов и диалога в процессе межличностного общения.

Институт Экономики - Карл Маркс

Карл Генрих Маркс

05.05.1818 -  14.03.1883

Немецкий философ, экономист, основоположник научного коммунизма

 

Карл Маркс (1818-1883) был немецким философом, экономистом, социологом и революционером, чьи идеи оказали значительное влияние на различные области науки, включая психологию. В контексте психологии общения можно выделить несколько аспектов его вклада.

Во-первых, Маркс разработал материалистическую концепцию истории и общества, подчеркивая роль экономических отношений, классовой борьбы и социальной структуры. Эти идеи оказали влияние на понимание социальных процессов, включая взаимодействие и общение между людьми.

Во-вторых, Маркс выделял важность языка и символов в социальной жизни. Он утверждал, что язык и символы играют роль в формировании сознания и социальных отношений. Это имеет прямое отношение к психологии общения, так как язык и символы являются основными инструментами коммуникации.

Наконец, Маркс акцентировал внимание на роли социальных структур и экономических отношений в формировании межличностных отношений. Он утверждал, что социальная среда, включая экономические условия и классовые отношения, оказывает влияние на поведение и взаимодействие людей.

Таким образом, вклад Карла Маркса в психологию общения заключается в разработке материалистической концепции истории и общества, выделении роли языка и символов в социальной жизни, а также акцентировании влияния социальных структур на межличностные отношения.

 


 

Возникновение и становление психологии общения

Возникновение и становление психологии общения

К недостаткам теории психолингвистики до последнего времени относили неучет ею социальных функций общения, его природы и места в общей системе деятельности общества (и индивида как…

К недостаткам теории психолингвистики до последнего времени относили неучет ею социальных функций общения, его природы и места в общей системе деятельности общества (и индивида как…

Возник и в настоящее время приобретает общественную значимость целый ряд практических областей, нуждающихся в теоретической разработке психологии общения, и прежде всего - общения речевого (например,…

Возник и в настоящее время приобретает общественную значимость целый ряд практических областей, нуждающихся в теоретической разработке психологии общения, и прежде всего - общения речевого (например,…

Владимир Михайлович Бехтерев был известным российским неврологом и психофизиологом, который внес значительный вклад в развитие психологии общения

Владимир Михайлович Бехтерев был известным российским неврологом и психофизиологом, который внес значительный вклад в развитие психологии общения

Также Мясищев активно занимался проблемами межличностного конфликта, эмпатии, влияния и убеждения

Также Мясищев активно занимался проблемами межличностного конфликта, эмпатии, влияния и убеждения

Ананьев Борис Герасимович 14

Ананьев Борис Герасимович 14

Бодалев выделял важность изучения взаимодействия человека с окружающей социальной средой, а также роли культурных и исторических факторов в формировании личности и межличностных отношений

Бодалев выделял важность изучения взаимодействия человека с окружающей социальной средой, а также роли культурных и исторических факторов в формировании личности и межличностных отношений

символов в социальной жизни, а также акцентировании влияния социальных структур на межличностные отношения.

символов в социальной жизни, а также акцентировании влияния социальных структур на межличностные отношения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2024