Цели и задачи урока:
• выяснить причины и факторы возникновения русской государственности;
• подчеркнуть многонациональный характер первого русского государства;
• проанализировать различные теории возникновения Древнерусского государства;
• выявить последствия создания Древнерусского государства;
• углубить знания учащихся по ранней истории России.
ХОД УРОКА
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами снова встретились на уроке истории России.
А что мы узнали на прошлом уроке, на чем остановились при изучении российской истории? (Повторили историю создания восточнославянских союзов, быт и культуру восточных славян.)
– Какие народы были соседями восточных славян? (Ответы учащихся.)
– Что же мы видим, все ли соседи восточных славян проживали племенным строем? (Нет, не все у славян в соседях были уже сформировавшиеся государства: Византия, Болгария, Волжская Булгария, Хазарский каганат, Польша.)
– А как вы считаете, нуждались ли восточные славяне в государстве? (Ответы учащихся)
– Итак, мы подошли к теме нашего урока. Как же он будет называться (подобная тема у вас уже была в 6-м классе)? (Ответы учащихся)
Возникновение Древнерусского государства
Цели и задачи урока:
выяснить причины и факторы возникновения русской государственности;
подчеркнуть многонациональный характер первого русского государства;
проанализировать различные теории возникновения Древнерусского государства;
выявить последствия создания Древнерусского государства;
углубить знания учащихся по ранней истории России.
ХОД УРОКА
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами снова встретились на уроке истории России.
А что мы узнали на прошлом уроке, на чем остановились при изучении российской
истории? (Повторили историю создания восточнославянских союзов, быт и культуру
восточных славян.)
– Какие народы были соседями восточных славян? (Ответы учащихся.)
– Что же мы видим, все ли соседи восточных славян проживали племенным строем? (Нет, не
все у славян в соседях были уже сформировавшиеся государства: Византия, Болгария,
Волжская Булгария, Хазарский каганат, Польша.)
– А как вы считаете, нуждались ли восточные славяне в государстве? (Ответы учащихся)
– Итак, мы подошли к теме нашего урока. Как же он будет называться (подобная тема у вас
уже была в 6м классе)? (Ответы учащихся)
– «Возникновение Древнерусского государства».
Утро,пробуждается природа.
Первые рассветные лучи
На воротах древнего поселка
Отблески оставили свои.
Здесь живет народ,
высокий и красивый,
Светлоокие и сильные мужи,
Женщины,изящные,как ивы,
Дети, словно крепкие дубки.
Просмотр видеоотрывка «История государства Российского».
Именно о возникновении государства у восточных славян сегодня и пойдет речь на нашем
уроке.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
– Итак, вопрос всем вам – как и почему возникло Древнерусское государство? Какие теории
возникновения государства у восточных славян вы знаете? (Ответы учащихся)
– А теперь постарайтесь ответить на следующий вопрос: Какие изменения произошли у
восточных славян после возникновения государства? (Ответы учащихся)
– Как вы считаете вы дали полные ответы на поставленные вопросы?
3. Выявление места и причины затруднения
– Скорее всего, нет. А почему? Что же у нас вызвало затруднения? (Не хватает знаний,
многое позабыли, а чтото и новое надо добавить к своим знаниям).
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема,способ, план,средство)– Давайте поставим перед собой цель – чего мы хотим достичь?
Цель – выяснить причины возникновения древнерусского государства, различия в теориях
происхождения государства у восточных славян и последствия возникновения государства у
славян.
Способ выхода из затруднения – дополнение исходных данных о возникновении
Древнерусского государства.
План достижения – поэтапная работа с документами и учебниками.
Средства достижения – документы, видеоматериал, учебные пособия.
Схема действий:
1. Причины возникновения государства.
2. Теории возникновения государства.
3. Последствия появления государства.
5. Реализация построенного проекта
Работа учащихся с дополнительным материалом.
Задание 1.
Автор «Повести временных лет» Нестор связывает возникновение государства у восточных
славян с личностью легендарного Кия, основателя Киева: «Поляне же жили тогда отдельно
от других и управлялись своими родами... И были три брата: один по имени Кий, другой Щек
и третий – Хорив, а сестра их Лыбедь... Кий этот княжил в роде своем, и ходил к царю (в
Царьград)...». Тот же Нестор зафиксировал в своей летописи и другое событие: «В год 6370
(862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было
среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с
собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И
пошли за море к варягам, к Руси».
– О чем говорят два этих отрывка из «Повести временных лет»? (О существование двух
государственных центров у восточных славян: южном – поляне и город Киев; северном –
словене ильменские и город Новгород).
Работа с отрывком из видеофильма «Рюрик и его братья».
Задание 2. Дополните недостающие элементы в таблице.
Теории возникновения государства у восточных славян
Название
теории
Центристская
Славянская
Представители Н.М.Карамзин,
С.М.Соловьев,
Л.Н.Гумилев, Б.Л.
Васильев
А.Л.Юрганов, Л.А.Кацва
Б.А.Рыбаков,
В.Н.Чивилихин.
Содержание
Древнерусское
государство создано
варягами с добровольного
согласия славян. Варяги
организованнее и
образованнее славян,
признаются
представителями более
развитого мира.
Древнерусское государство
возникло как результат
длительного
самостоятельного развития
славянского общества. Но
иноземные князья
действительно были
приглашены на Русь в
качестве «третьей»,примиряющей силы.
Сторонником какой теории являетесь вы, почему?
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Работа с проблемными заданиями в парах.
Задание 3. Заполните схему «Возникновение государства у восточных славян».
Предпосылки возникновения государства:
1. Появление людей, способных установить и удержать свою власть силой.
2. Появление излишков продукции.
3. Переход от коллективного труда к индивидуальному.
4. Появление возможности эксплуатировать чужой труд.
5. Возникновение противостоящих друг другу интересов у членов общества.
6. Появление вождей и дружин.
7. Необходимость поддержания в обществе порядка.
8. Переход от родовой общины к соседской.
9. Возникновение неравенства.
Озвучивание полученных вариантов, внесение исправлений.
Каковы же причины возникновения древнерусского государства? (Ответы учащихся)
Задание 4. Когда и благодаря чему было образовано единое Древнерусское государство?
Выясните это после работы с учебным пособием – стр. 57 (учебник для
общеобразовательных учебных заведений «Россия и мир» 10 класс, О.В.Волобуев,
В.А.Клоков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожкин).
Задание 5. После работы с хронологической таблицей назовите последствия возникновения
государства у восточных славян.
Дата
Событие.907 г. Поход князя Олега на Константинополь.
911 г. Заключение договора Руси с Византией.
945 г. Восстание древлян изза сбора дани.
946 г. Введение княгиней Ольгой «уроков» и «погостов».
965 г. Разгром князем Святославом Хазарского каганата.
988 г. Принятие христианства в византийской форме.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (схеме действий)
Работа с минитестовыми заданиями.
Выберите правильный ответ:
1) Центрами Древнерусского государства были:
а) Тверь и Смоленск,
б) Новгород и Псков,
в) Киев и Новгород,
г) Москва и Суздаль.
2) Государство у восточных славян сложилось в:
а) 89 вв.,
б) 910 вв.,
в) 1011 вв.,
г) 78 вв.
3) Полюдье – это:
а) запись событий по годам,
б) объезд князем с дружиной подвластных земель, платящих дань,
в) соседская община,
г) штраф.
4) Основание правящей династии русских князей летописцы связывают с:
а) призванием варягов,
б) объединением Киева и Новгорода,
в) государственной деятельностью княгини Ольги,
г) княжением Олега Вещего.
5) В какой город, согласно летописному рассказу, варяги были приглашены на княжение:
а) Новгород,
б) Константинополь,
в) Киев,
г) Псков.
6) Кто из варяжских князей и когда объединил под своей властью Киев и Новгород:
а) Рюрик в 862 г.,
б) Олег в 882 г.,
в) Аскольд при участии Дира в 865 г.,
г) Игорь в 945 г.
7) 988 г. – эта дата отражает:
а) крещение Руси,
б) призвание варягов,
в) объединение Киева и Новгорода,
г) начало правления Олега.– Кто выполнил все задания верно?
– Кто 65 заданий?
– Кто менее 5 заданий? С чем это связано?
8. Включение в систему знаний и повторение
– Для чего нам нужно было рассмотреть тему сегодняшнего урока? (Для дальнейшего
раскрытия вопроса об изменениях в русском государстве в 1011 вв.)
Выставление оценок за работу на уроке.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
– Что нового мы узнали сегодня на уроке?
– Достигнута ли цель урока?
– У кого остались вопросы по данной теме?
– Поднимите руку те, кто считает, что ему полностью понятна тема. (Если мало, кому она
понятна, задать вопрос о причинах плохого усвоения материала).
– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
– Важна ли эта тема для вас? А какое место эта тема занимает в курсе истории России?
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на следующем уроке?
10. Домашнее задание: по учебному пособию § 8 выясните причины принятия христианства
на Руси и последствия крещения Руси.