Возникновение Древнерусского государства

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели и задачи урока: • выяснить причины и факторы возникновения русской государственности; • подчеркнуть многонациональный характер первого русского государства; • проанализировать различные теории возникновения Древнерусского государства; • выявить последствия создания Древнерусского государства; • углубить знания учащихся по ранней истории России. ХОД УРОКА 1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности – Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами снова встретились на уроке истории России. А что мы узнали на прошлом уроке, на чем остановились при изучении российской истории? (Повторили историю создания восточнославянских союзов, быт и культуру восточных славян.) – Какие народы были соседями восточных славян? (Ответы учащихся.) – Что же мы видим, все ли соседи восточных славян проживали племенным строем? (Нет, не все у славян в соседях были уже сформировавшиеся государства: Византия, Болгария, Волжская Булгария, Хазарский каганат, Польша.) – А как вы считаете, нуждались ли восточные славяне в государстве? (Ответы учащихся) – Итак, мы подошли к теме нашего урока. Как же он будет называться (подобная тема у вас уже была в 6-м классе)? (Ответы учащихся)
Иконка файла материала Возникновение Древнерусского государства.doc
Возникновение Древнерусского государства Цели и задачи урока:      выяснить причины и факторы возникновения русской государственности; подчеркнуть многонациональный характер первого русского государства; проанализировать различные теории возникновения Древнерусского государства; выявить последствия создания Древнерусского государства; углубить знания учащихся по ранней истории России. ХОД УРОКА 1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности – Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами снова встретились на уроке истории России. А что мы узнали на прошлом уроке, на чем остановились при изучении российской  истории? (Повторили историю создания восточнославянских союзов, быт и культуру  восточных славян.) – Какие народы были соседями восточных славян? (Ответы учащихся.) – Что же мы видим, все ли соседи восточных славян проживали племенным строем? (Нет, не  все у славян в соседях были уже сформировавшиеся государства: Византия, Болгария,  Волжская Булгария, Хазарский каганат, Польша.) – А как вы считаете, нуждались ли восточные славяне в государстве? (Ответы учащихся) – Итак, мы подошли к теме нашего урока. Как же он будет называться (подобная тема у вас  уже была в 6­м классе)? (Ответы учащихся) – «Возникновение Древнерусского государства». Утро,пробуждается природа. Первые рассветные лучи На воротах древнего поселка Отблески оставили свои. Здесь живет народ, высокий и красивый,­ Светлоокие и сильные мужи, Женщины,изящные,как ивы, Дети, словно крепкие дубки. Просмотр видеоотрывка  «История государства Российского». Именно о возникновении государства у восточных славян сегодня и пойдет речь на нашем  уроке. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии – Итак, вопрос всем вам – как и почему возникло Древнерусское государство? Какие теории  возникновения государства у восточных славян вы знаете? (Ответы учащихся) – А теперь постарайтесь ответить на следующий вопрос: Какие изменения произошли у  восточных славян после возникновения государства? (Ответы учащихся) – Как вы считаете вы дали полные ответы на поставленные вопросы? 3. Выявление места и причины затруднения – Скорее всего, нет. А почему? Что же у нас вызвало затруднения? (Не хватает знаний,  многое позабыли, а что­то и новое надо добавить к своим знаниям). 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема,способ, план,средство)– Давайте поставим перед собой цель – чего мы хотим достичь? Цель – выяснить причины возникновения древнерусского государства, различия в теориях  происхождения государства у восточных славян и последствия возникновения государства у славян. Способ выхода из затруднения – дополнение исходных данных о возникновении  Древнерусского государства. План достижения – поэтапная работа с документами и учебниками. Средства достижения – документы, видеоматериал, учебные пособия. Схема действий: 1. Причины возникновения государства. 2. Теории возникновения государства. 3. Последствия появления государства. 5. Реализация построенного проекта Работа учащихся с дополнительным материалом. Задание 1. Автор «Повести временных лет» Нестор связывает возникновение государства у восточных  славян с личностью легендарного Кия, основателя Киева: «Поляне же жили тогда отдельно  от других и управлялись своими родами... И были три брата: один по имени Кий, другой Щек  и третий – Хорив, а сестра их Лыбедь... Кий этот княжил в роде своем, и ходил к царю (в  Царьград)...». Тот же Нестор зафиксировал в своей летописи и другое событие: «В год 6370  (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было  среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с  собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И  пошли за море к варягам, к Руси». – О чем говорят два этих отрывка из «Повести временных лет»? (О существование двух  государственных центров у восточных славян: южном – поляне и город Киев; северном –  словене ильменские и город Новгород). Работа с отрывком из видеофильма «Рюрик и его братья». Задание 2. Дополните недостающие элементы в таблице. Теории возникновения государства у восточных славян Название теории   Центристская Славянская Представители Н.М.Карамзин,  С.М.Соловьев,  Л.Н.Гумилев, Б.Л.  Васильев А.Л.Юрганов, Л.А.Кацва Б.А.Рыбаков,  В.Н.Чивилихин. Содержание   Древнерусское  государство создано  варягами с добровольного согласия славян. Варяги  организованнее и  образованнее славян,  признаются  представителями более  развитого мира. Древнерусское государство  возникло как результат  длительного  самостоятельного развития  славянского общества. Но  иноземные князья  действительно были  приглашены на Русь в  качестве «третьей»,примиряющей силы. Сторонником какой теории являетесь вы, почему? 6. Первичное закрепление с проговариванием  во внешней речи Работа с проблемными заданиями в парах. Задание 3. Заполните схему «Возникновение государства у восточных славян». Предпосылки возникновения государства: 1. Появление людей, способных установить и удержать свою власть силой. 2. Появление излишков продукции. 3. Переход от коллективного труда к индивидуальному. 4. Появление возможности эксплуатировать чужой труд. 5. Возникновение противостоящих друг другу интересов у членов общества. 6. Появление вождей и дружин. 7. Необходимость поддержания  в обществе порядка. 8. Переход от родовой общины к соседской. 9. Возникновение неравенства. Озвучивание полученных вариантов, внесение исправлений. Каковы же причины возникновения древнерусского государства? (Ответы учащихся) Задание 4. Когда и благодаря чему было образовано единое Древнерусское государство? Выясните это после работы с учебным пособием – стр. 57 (учебник для  общеобразовательных учебных заведений «Россия и мир» 10 класс, О.В.Волобуев,  В.А.Клоков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожкин). Задание 5. После работы с хронологической таблицей назовите последствия возникновения  государства у восточных славян. Дата Событие.907 г. Поход князя Олега на Константинополь. 911 г. Заключение  договора Руси с Византией. 945 г. Восстание древлян из­за сбора дани. 946 г. Введение княгиней Ольгой «уроков» и «погостов». 965 г. Разгром князем Святославом Хазарского каганата. 988 г. Принятие христианства в византийской форме. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (схеме действий) Работа с мини­тестовыми заданиями. Выберите правильный ответ: 1) Центрами Древнерусского государства были: а) Тверь и Смоленск, б) Новгород и Псков, в) Киев и Новгород, г) Москва и Суздаль. 2) Государство у восточных славян сложилось в: а) 8­9 вв., б) 9­10 вв., в) 10­11 вв., г) 7­8 вв.  3) Полюдье – это: а) запись событий по годам, б) объезд князем с дружиной подвластных земель, платящих дань, в) соседская община, г) штраф. 4) Основание правящей династии русских князей летописцы связывают с: а) призванием варягов, б) объединением Киева и Новгорода, в) государственной деятельностью княгини Ольги, г) княжением Олега Вещего. 5) В какой город, согласно летописному рассказу, варяги были приглашены на княжение: а) Новгород, б) Константинополь, в) Киев, г) Псков. 6) Кто из варяжских князей и когда объединил под своей властью Киев и Новгород: а) Рюрик в 862 г., б) Олег в 882 г., в) Аскольд при участии Дира в 865 г., г) Игорь в 945 г. 7) 988 г. – эта дата отражает: а) крещение Руси, б) призвание варягов, в) объединение Киева и Новгорода, г) начало правления Олега.– Кто выполнил все задания верно? – Кто 6­5 заданий? – Кто менее 5 заданий? С чем это связано? 8. Включение в систему знаний и повторение – Для чего нам нужно было рассмотреть тему сегодняшнего урока? (Для дальнейшего  раскрытия вопроса об изменениях в русском государстве в 10­11 вв.) Выставление оценок за работу на уроке. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) – Что нового мы узнали сегодня на уроке? – Достигнута ли цель урока? – У кого остались вопросы по данной теме? – Поднимите руку те, кто считает, что ему полностью понятна тема. (Если мало, кому она  понятна, задать вопрос о причинах плохого усвоения материала). – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? – Важна ли эта тема для вас? А какое место эта тема занимает в курсе истории России? – Как вы думаете, о чем мы будем говорить на следующем уроке? 10. Домашнее задание: по учебному пособию § 8 выясните причины принятия  христианства на Руси и последствия крещения Руси.