Возникновение ислама и объединение арабов

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: 1. Рассмотреть особенности жизни арабских племен и проследить пути возникновения государства у арабов. 2. Сформировать у учеников представление о новой мировой религии, зародившейся в VII в., - исламе, рассмотреть ислам как одну из мировых религий. 3. Познакомить учеников с широким кругом «исламской терминологии», которая активно используется в современном лексиконе и классической литературе. 4. Способствовать развитию хронологических и картографических умений школьников. Тип урока: Комбинированный урок. Основные понятия: Ислам, Аллах, Мухаммед, Коран, шариат, арабы. Оборудование урока: учебник Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «История Средних веков», карта «Арабы в VII-XI вв.»
Иконка файла материала Возникновение ислама и объединение арабов.doc
Возникновение ислама и объединение арабов Цели урока: 1. Рассмотреть особенности жизни арабских племен и проследить пути возникновения  государства у арабов. 2. Сформировать у учеников представление о новой мировой религии, зародившейся в VII в., ­ исламе, рассмотреть ислам как одну из мировых религий. 3. Познакомить учеников с широким кругом «исламской терминологии», которая активно  используется в современном лексиконе и классической литературе. 4. Способствовать развитию хронологических и картографических умений школьников. Тип урока: Комбинированный урок. Основные понятия: Ислам, Аллах, Мухаммед, Коран, шариат, арабы. Оборудование урока: учебник Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «История Средних веков», карта  «Арабы в VII­XI вв.» План урока: I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний по теме «Культура Византии». III. Изучение нового материала: 1. Условия и образ жизни арабов. 2. Возникновение ислама. 3. Традиции и обычаи мусульман. IV. Закрепление изученного на уроке. V. Домашнее задание. Конспект урока: I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний по теме «Культура Византии». Устный индивидуальный опрос:    какие достижения в области культуры появились в VI­XI вв.? что нового внесли в развитие культуры жители Византии? как отразились в культуре Византии идеи античного мира? III. Изучение нового материала. 1. Постановка целей и темы урока. На Востоке граница Византии тесно соприкасалась с территориями, где издавна проживали  арабские племена. В VII веке незаметные раньше кочевники объединяются в мощное государство и становятся реальной угрозой для других держав. Чем же можно объяснить внезапные успехи  пустынных кочевников, какие внешние и внутренние факторы повлияли на организацию  арабского государства? Вот именно на этот вопрос мы и попытаемся с вами ответить на нашем  уроке. 2. Работа с картой. Найдите на карте Аравийский полуостров. В какой части света он находится? (В Юго­  Западной Азии) Какими морями омывается Аравийский полуостров? (Средиземным, Красным и  Аравийским морями)  Проследите по карте, с какими народами соседствовали арабы.  Назовите знаменитые торговые пути, проходящие через Аравийский полуостров. 3. Рассказ учителя. С незапамятных времен в Юго­Западной Азии жили многочисленные кочевые племена, известные под именем арабов. Арабские племена, которые жили в оазисах на юге и западе Аравии, были  оседлыми племенами, они занимались скотоводством и земледелием, строили города. Самым  крупным из них был город Мекка, в котором каждый год в течении четырех месяцев проводились  ярмарки. На эти ярмарки съезжались сотни купцов из многих уголков земли. Совсем иначе протекала жизнь бедуинов ­ кочевников, которые жили в пустыне. Это были  бедные племена, занимавшиеся разведением верблюдов, овец и лошадей. Очень часто бедуины  нанимались проводниками в богатые караваны, проходившие через пустыню. Но помимо этого  пустынные кочевники постоянно воевали между собой. Со временем среди арабов крепло  желание покончить с враждой между племенами. Объединение племен было ускорено  совместной борьбой с внешними врагами Объединению арабских племен помогло и  возникновение новой религии – ислама. 4. Беседа с учащимися.     Какие мировые религии вы знаете? (христианство, буддизм, иудаизм) А как вы считаете, какая из этих религий самая молодая? (Ислам) Кто является богом мусульман? (Аллах) А кто знает, какая книга является священной для мусульман? (Коран) 5. Рассказ учителя. В отличие от предшествовавших религий, ислам устанавливал, прежде всего, правила жизни на  свете и только потом сулил праведникам рай, а грешникам – геенну огненную. В то же время  ислам много почерпнул из христианства и аравийских древних верований. Великий основатель ислама – Мухаммед, родился в 570 г. в Мекке, в знатной купеческой семье.  Его имя встало в один ряд с именами Будды, Моисея, Христа. Пророк ислама – абсолютно  реальное и конкретное историческое лицо. Мухаммед с юности занимался караванной торговлей. Во многом он достиг влияния среди мекканцев благодаря своей старшей жене, вдове богатого  купца. В 610 г Мухаммед выступил с проповедью новой религии. Он утверждал, что нет других  богов, кроме Аллаха, а себя называл «посланником Бога» ­ его Пророком. У Мухаммеда появились сторонники, которые стали называть себя мусульманами (покорными  Богу). Но не все люди с пониманием отнеслись к нему. Нашлись и такие, которые отнеслись к  нему враждебно. Поэтому в 622 году Мухаммед переселяется в г. Медину. Там он находит своих  сторонников. Однако противостояние с Меккой заканчивается только к 630 году. К этому  времени большинство арабов принимает ислам и признает власть Мухаммеда, который  становится во главе Арабского государства. Какие же традиции и обычаи сложились у мусульман? Давайте вместе прочитаем текст  учебника. 6. Комментированное чтение. Прочитать текст учебника на стр. 72 – 74 (по ходу чтения ученики выписывают основные понятия  в тетрадь) 7. Беседа по прочитанному.   Каковы главные положения ислама? Где записаны основы мусульманского учения? Что такое шариат, какие правила поведения мусульман вам известны? 8. Запись в тетрадь. Согласно положениям ислама, у мусульманина пять основных обязанностей. Давайте запишем их  в тетрадь.  Махадэ ­ верить в то, что существует лишь единый Бог – Аллах, а Мухаммед – пророк его.  Намаз – в установленное время совершать молитвы пять раз в день.    Ураза – соблюдать главный пост в течение одного месяца в году. Закят – благотворительность. Хадж – хотя бы один раз в жизни совершить паломничество в священные города – Мекку  и Медину. И уже позднее появилась еще одна обязанность мусульманина:  Джихад – священная война против не мусульман. IV. Закрепление изученного на уроке. Ислам имел огромное влияние на обычаи и нравы, мораль и право самих арабов, а также оказал  сильное культурное воздействие на Западную Европу.    Какое же значение имело появление новой религии – ислама? (новая религия помогла  объединить арабские племена, укрепить государство арабов. В рамках новой религии  установились главные обязанности верующих, их каноны поведения.) Когда появился ислам? (в VII веке) Как называется священная книга мусульман? (Коран) V. Домашнее задание: § 12 (пересказ), письменно ответить на вопрос «Что сближает ислам с другими религиями и что  отличает? Сравните ислам и христианство