Возрастная социализация детей и подростов

  • Работа с родителями
  • pptx
  • 04.03.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рассмотрены особенности социализации детей и подростков
Иконка файла материала Возрастная социализация.pptx

Возрастная социализации детей

Этапы социализации
Нарушения социализации






Светлана Васильевна Митросенко

Кризисы развития

Кризис 1 года
Кризис 3-4 лет
Кризис 7 лет
Кризис подросткового возраста

Кризис 1 года

Причины кризиса

1. Активное развитие психических процессов.
2. Интеллектуальное и физическое развитие.
3. Познавательное развитие.
4. Возникновение новых возможностей и потребностей.

Кризис 1 года

Поведенческие признаки (симптомы) кризиса первого года жизни:
1. Непослушание , Упрямство
2. Частая смена настроения, Противоречивый характер поведения
3. Страх потерять маму из поля зрения (мамин хвостик)
4. Первые проявления ревности

Что делать?

Создать безопасную среду
Обеспечить предметную деятельность (посуда, игрушки)
Включить в процесс воспитания мужчин (переход от эмоций к речи, развитие мышления и логики )

Кризис 3 - 4 лет

Причины кризиса
Отделение своего «Я» от родительского.
Стремление к самостоятельности. Появление самооценки, самоуважения, самосознание.
Открытие новых возможностей и границ дозволенного.

Кризис 3-4 лет

Поведенческие признаки кризиса трех лет:
1. Избирательный негативизм.
2. Упрямство.
3. Своеволие – проба своих сил и возможностей («Я сам»).
4. Протест – бунт (не удовлетворяется потребность в самостоятельности).
5. Обесценивание – все, что вызывало интерес раньше (ломание игрушек, обзывание родителей).
6. Стремление к деспотизму (ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему).

Рекомендации родителям

1. Обеспечить условия для формирования самостоятельности (Я-САМ!)
2. Создавать ситуации выбора
3. Переключать внимание
4. Учить обсуждать и договариваться

Младшие школьники

Причины кризиса 7 лет

1. Потеря непосредственности и импульсивности реакций – вместо первого порыва «Я хочу», теперь появляется идея «А, что за этим будет?» Оценка поступка.
2. Обретение новых социальных ролей: Ребенок идет в школу, он ученик школы, одноклассник. Завязывается первая настоящая дружба, приходится учиться быть другом.
3. Симптом «горькой конфеты» - ребенку плохо, но он это старается не показать. Стремясь скрыть свой внутренний мир, ребенок будет стараться скрыть от вас, что ему плохо.
4. Смена ведущего вида деятельности – на смену игре приходит осознанное обучение.

Признаки (симптомы) кризиса семи лет

1. Появление искусственности, нарочитости, кривляния в поведении. Намеренно разговаривает искаженным голосом. Меняет походку и т.д.
2. Быстрая утомляемость, рассеянность и как следствие плохая успеваемость.
3. Вспыльчивость, раздражительность, обесценивание.
4. Замкнутость и застенчивость, либо наоборот – агрессивность и гиперактивность. 5. Поиск авторитета – именно в кризис 7 лет у ваших детей появляются друзья старшего возраста в основном забияки и хулиганы.

рекомендации для родителей

1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи.
2. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
3. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий. Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.

Подростки

Причины кризиса подростков

1. Переход от «детства к взрослости»:
2. Приобретение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.
3. Половое созревание (гормональный скачок: избыточное производство одних гормонов и недостаток других, смена их соотношений. Тестостерон, Эстрогены).

Признаки подросткового кризиса

1. Ухудшение результатов учебной деятельности, даже в той области, в которой ребенок одарен.
2. Негативизм.
3. Постоянное или периодическое чувство беспокойства.
4. Завышенная или заниженная самооценка.
5. Повышенная агрессивность, грубость, конфликтность.
6. Формирование сексуального влечения.
7. Обостренное чувство несправедливости.
8. Неприятие авторитетов. 100
9. Сильная эмоциональность, ранимость, резкие перепады настроения.
10. Стремление к экстравагантным поступкам. 1
1. Показная бравада.

Рекомендации родителям

1. Включить подростка в продуктивную деятельность
2. Создать ситуации ответственности
3. Опережающее воспитание.

2 часть. Нарушенная социализация

Возраст

Важнейшие навыки

Позиция
Социальные отнощения

Нарущенная социализация

Последствия

Новорожденный
0 – 1 год

Эмоции (эмоциональные контакты со значимыми взрослыми (мама, папа и др.)
Управление взрослыми посредством эмоций (плач, улыбка, гуление).
Восприятие интонаций в речи взрослых и реагирование на них.

К концу первого года малыш учится отделять себя от окружающего мира, чувствовать себя независимым

Сильная, лидерская

Ребенок - мама

Мама знает (хочет есть, пить, на ручки, и т.д.)


Материнская, социальная, физическая депривация

Пассивность,
Умственные отклонения.
Физическое недоразвитие.
Отсутствие жизненной энергии.
Отсутствие (недоразвитость) эмоций. «Спокойный» ребенок. Несформированность умений управлять взрослыми, посредством эмоций демонстрировать свои потребности.

Крайний сценарий: олигофрения в стадии дебильности.

Возраст0

Важнейшие навыки

Позиция
Социальные отнощения

Нарушенная социализация

Последствия

Ранний возраст
От 1 до 3

Освоение ходьбы.

Управление своими эмоциями. Перевод эмоций в речь.

Управление взрослыми посредством эмоций и речи.

Ограничения – запреты и табу.

Сила воли.

Автономность.

Подчинения, ограничений.

Ребенок – отец.

«Давай договоримся..»

Отсутствие контактов с отцом (мужчинами)

Управление взрослыми посредством эмоций, неуравновешенность, капризность, несдержанность, манипулирование «сейчас как заплачу».
Неумение озвучивать свои потребности.
Несоответствие детализированного образа желаемого в мышлении ребенка и озвученного абстрактного образа.
«Хочу вот это вкусное шоколадное мороженое в красивом фантике» - «Хочу мороженое» .

Возраст

Важнейшие навыки

Позиция

Нарушенная социализация

Последствия

Дошкольник
От 3 до 7

«Я сам!»
Самостоятельность.
Самостоятельное принятие решений, выбора.
Освоение социальных ролей посредством сюжетно-ролевой игры,
Формирование норм поведения в обществе.

Сильная, лидерская.

Ребенок – старшие братья и сестры,
Группа детского сала

Отсутствие контактов с детьми

Эгоцентризм,
Своеволие, упрямство, стремление подчинить взрослых, неумение играть со сверстниками, неумение подчиняться.

Возраст0000

Важнейшие навыки

Позиция
Социальные отнощения

Нарушенная социализация

Последствия

Младший школьник
От 7 до 10
(второе детство)

Освоение социальной роли учащегося. Дисциплина.
Навыки свободного планирования (режим дня).
Формирование учебных навыков и компетенций ..
Развитие умений анализа, освоение навыков рефлексии.

Подчинения, ограничений

Ребенок – учитель - ученики

Неуспешность в учебе

Комплекс неполноценности,
Заниженная самооценка, неверие в собственные силы, инфантилизм.

Возраст0000

Важнейшие навыки

Позиция
Социальные отнощения

Нарушенная социализация

Последствия

Подросток
От 11 до 15

Контроль состояния здоровья, мониторинг самочувствия.

Принадлежность к «стае». Самоутверждение. Определение собственного места в социальной иерархии в подростковой группе в процессе общения и деятельности (дифференцированная иерархия: в школы, на улицу, в группе сверстников, .в системе дополнительного образования).

Чувство взрослости. Подражание взрослым. Конфликты с родителями. Умение договариваться со взрослыми.
Освоением умений продуктивной деятельности. Профессиональная ориентация.
Противоречие между внешним и внутренним. «Царевна-лягушка».

Сильная, лидерская,
Самоутверждение

Ребенок – подростковая группа

Отсутствие референтной подростковой группы

Самоутверждение перед родителями, конфликты, протест,

Социальный инфантилизм.

Отсутствие друзей, одиночество

Возраст

Важнейшие навыки

Позиция
Социальные отнощения

Нарушенная социализация

Последствия

Мл. юношеский

16-18 лет

Максимализм. «Сон разума», «Спящая красавица» – проблемы с анализом и рефлексией.

Стремление к самосовершенствованию.

Половая идентификация.

Формирование основ нравственности.

Дифференциация в образовании.
Переход к самообразованию.

Профессиональное и жизненное проектирование.


Подчинения (наиболее развитая за все периоды) /лидерства

Первая любовь.

Одиночество


Проблемы в профессиональном

Трагедия первой любви
выборе

Неверие в себя,

уход в себя,
Отсутствие жизненных планов,


Стресс, депрессия, пофигизм, суицид