Возрастные особенности формирования толерантности у младших школьников
Оценка 4.6

Возрастные особенности формирования толерантности у младших школьников

Оценка 4.6
docx
15.12.2019
Возрастные особенности формирования толерантности у младших школьников
ввв.docx

Возрастные особенности формирования толерантности у младших школьников

 

Необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является важной закономерностью воспитания. В  возрасте 9-11 лет (периодизация по Д.Б.Эльконину) ведущей деятельностью является социально значимая деятельность общения, которая заключается в построении отношений на основе определенных морально-этических норм, которые опосредуют поступки школьников, при этом в центре новообразования находится абстрактное мышление, самосознание, рефлексия [8].

Заметным своеобразием отличается нравственное развитие младших школьников. Оно происходит преимущественно под влиянием побуждения их к соблюдению установленных в ОУ, классе правил поведения и тех которые содержатся в повседневных требованиях и указаниях учителя. Их действия и поступки во многом имеют подражательный характер. Большое значение имеют упражнения в выработке и закреплении устойчивых форм поведения (оказание взаимопомощи, уважение чужого мнения и т.д. и т.п.) [35, с. 50].

Возрастные особенности развития учащихся по разному  проявляются в их личностном формировании. Связано это с тем, что школьники в зависимости от условий жизни, семейного воспитания, природных задатков, национальности, значительно отличаются друг от друга, и их формирование характеризуется существенными особенностями, без учета которых трудно рассчитывать на успех воспитания.

Толерантность начинает закладываться в дошкольном возрасте. В школу ребенок приходит с небольшим запасом полученных в семье и дошкольном учреждении знаний из этой области. Базовые знания он получает в процессе школьного обучения [14].

Толерантность и духовная культура младших школьников формируется двумя основными путями:

1)                в процессе социализации, передачи из поколения в поколение нравственных ценностей, закрепленных в образе жизни людей, традициях, обрядах;

2)                посредством системы образования.

Духовность младшего школьника проявляется в его потребности и способности познавать мир, самого себя, и свое место в мире.

Именно поэтому так важно уделять внимание процессу наследования, воспитания, и присвоения личностью духовного начала.

Воспитание толерантности, в младшем школьном возрасте, как сущность процесса духовного становления личности, должно выступать как целостный неразрывный процесс.

Вместе с тем обеспечить полноценное развитие современного младшего школьника, невозможно без учета социокультурной ситуации, одной из которых является поликультурный характер образовательной среды.

Индивид, особенно в детском возрасте, с  легкостью приемлет знакомое, соответствующее его внутренним критериям оценки окружающего, и настороженно относится к инокультурным проявлениям [34].

Психологические исследования детей данного возрастного периода указывают на то, что в 10 летнем возрасте происходит значительное снижение интереса учащихся к учебе в школе и к самому процессу обучения. Самыми распространёнными симптомами снижения интереса являются отрицательное отношение к школе в целом, в необходимости и обязательности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания на уроках и дома, конфликтные взаимоотношения с учителями, а также неоднократные нарушения правил поведения в школе.

Рефлексия как новообразование данного возраста меняет взгляд детей на окружающий мир, он впервые вырабатывает собственные взгляды, собственное мнение, не всегда принимая на веру всё то, что он получает от взрослых. Но всё это пока находится на этапе зарождения и затрагивает относительно более знакомую детям сферу - учебную.

У детей отмечаются сильные эмоциональные переживания как положительные, так и отрицательные. Так же данный период характеризуется наибольшими изменениями во внутренней позиции ребёнка, связанные со взаимоотношениями с другими людьми, и прежде всего со сверстниками. Эмоциональное состояние ребёнка чаще всего начинает зависеть не только от успехов в учебе и отношениями с учителями, но и от того, как складываются его отношения с товарищами.

К 9-10 годам сверстник и общение с ним начинают определять многие стороны личностного развития ребенка. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе личных и деловых взаимоотношений в классе, происходит формирование достаточно устойчивого статуса ученика в этой системе.

Вместе с тем ребенок иногда оказывается в ситуации выбора между позицией "хорошего ученика" и позицией товарища. Может происходить так, что "хороший ученик" делает все задания самостоятельно, не списывает и это не мешает ему быть в то же время и хорошим другом. Но способен ли "хороший ученик" оставаться настоящим другом, если он не дает другому списать или сообщает учителю о "провинностях" своих одноклассников?

Вероятность появления конфликтов со сверстниками и с учителями велика, если две системы направлений: позиции ученика и позиции субъекта общения будут противостоять друг другу, не выступать в единстве [8].

В 10 лет происходят существенные изменения в характере самооценки школьников. Уровень самооценки подвергается корректировке и переоценке другими детьми. Возрастает количество негативных самооценок и при этом равновесие между негативными и позитивными самооценками нарушается в пользу первых.

Дети наиболее часто проявляют недовольство собой не только в общении с одноклассниками, но и в процессе учебной деятельности. Критичность отношения к себе объясняется потребностью ребёнка в общей положительной оценке своей личности другими людьми и прежде всего взрослыми.

Ребёнок ощущает необходимость в общей положительной оценке себя в целом, при этом оценка не должна зависеть от конкретных его результатов.

Человек, на каком бы возрастном этапе он не находился, всегда нуждается в принятии его со стороны другими людьми. Но в возрасте 10-ти лет данная потребность выражена наиболее сильно. И она становится основой благоприятного личностного развития школьников в дальнейшем.

В данном возрастном периоде переживания школьников далеко не всегда осознаются ими и чаще всего они даже не всегда могут сформулировать свои проблемы, сложности, вопросы. В результате возникает психологическая незащищенность перед новым этапом развития.

Ребёнок проявляет недовольство собой, отношениями с другими, проявляется критичность в оценке результатов учебы - и все это может стать стимулом к развитию потребности в самовоспитании, а может наоборот стать препятствием полноценного формирования личности, негативно отразиться на характере самоуважения.

К десяти годам в каждой детской группе, классе есть неформальный лидер, которого признают все остальные. Так же явно выделяются аутсайдеры, отличники, дети, которые лучше других бегают или являются генераторами блестящих идей или зачинщиками проказ. В десять лет дети по-прежнему выбирают себе в друзья ровесников того же пола. Влияние семьи постепенно снижается, а зависимость ребенка от мнения друзей становится крайне значительной [8].

Десятилетний ребенок проводит больше времени со своим лучшим другом, при этом он чаще делится с ним своими секретами. Отношения с одноклассниками в этом возрасте могут стать более сложными и даже в некоторых случаях напряженными. Это в основном относится к девочкам. Мальчиков, как правило, больше волнует то, чем они занимаются, а не с кем.

Ребенок одинаково ровно общается с матерью и отцом, с ним легко договориться. 9-летний ребенок может чувствовать себя независимым, но большинство экспертов психологии приходят к выводу, что им по-прежнему требуется поддержка своих родителей. Отмечаются на этом этапе развития резкие перепады настроения.

Десятилетний возраст характеризуется проявлением большей независимости и не желанием опеки и заботы со стороны родителей. 10 лет – это «золотой возраст». Всё чаще детей данного возраста начинает беспокоить их социальный статус, достаточно ли модна их одежда или являются ли их гаджеты современными и достаточно дорогими. Отмечается потеря интереса к таким семейным видам деятельности, как праздники или экскурсии, пикники, которые они так любили несколько лет назад.

Когнитивное развитие детей начинается с развития собственных представлений о мире. Это время перемен, ответственности за свои действия. Дети чувствуют, что они уже взрослые и пытаются решать большинство вещей самостоятельно. Многие дети серьезно обсуждают со взрослыми свое будущее и начинают думать о том, какие предметы лучше изучать, и какую школу им лучше выбрать.

Физические и эмоциональные изменения, особенно у мальчиков, не так важны, как для девочек. Это связано с тем, что мальчики, как правило, физически созревают чуть позже. В 10 лет мальчики пытаются добиться успеха в различных видах деятельности, например, спорте, чтобы доказать свою конкурентоспособность.

Если говорить о развитии ребёнка данного возраста, то в 10 лет ребёнок прекрасно ориентируется во времени, читает с удовольствием и для удовольствия, имеет чувство юмора, позитивно относится к правилам и следит за тем, чтобы все их соблюдали, обладает обостренным чувством справедливости, имеет развитые навыки самообслуживания и способен следить за порядком в своей комнате. Может взять на себя ответственность за определенные дела по дому. Имеет развитую мелкую моторику. Достаточно чисто пишет и рисует. С удовольствием присоединяется к группе ровесников.

Таким образом, глубокое знание возрастных и индивидуальных особенностей развития учащихся создает предпосылки для успешного воспитания толерантности.

 

Возрастные особенности формирования толерантности у младших школьников

Возрастные особенности формирования толерантности у младших школьников

Возрастные особенности формирования толерантности у младших школьников

Возрастные особенности формирования толерантности у младших школьников

Возрастные особенности формирования толерантности у младших школьников

Возрастные особенности формирования толерантности у младших школьников

Возрастные особенности формирования толерантности у младших школьников

Возрастные особенности формирования толерантности у младших школьников

Возрастные особенности формирования толерантности у младших школьников

Возрастные особенности формирования толерантности у младших школьников

Возрастные особенности формирования толерантности у младших школьников

Возрастные особенности формирования толерантности у младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2019