"Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"

  • Презентации учебные
  • Работа с родителями
  • Разработки курсов
  • Субтитры
  • docx
  • 21.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
Иконка файла материала Документ возрастные особенност Word.docx
"Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста" Возраст 5­6 лет ­ это старший дошкольный возраст. Он является очень важным  возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и  личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются  многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В  этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по  существенным признакам. Важным показателем этого возраста 5­6 лет является  оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к  некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим  сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5­6 лет. Очень важный  возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.  Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая  активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и  взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых  средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех видах  деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого  потенциала. Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут  распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое  взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно  оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера.  Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость,  способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное  отношение к себе. Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается  фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в  основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей  необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать  воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний  контроль посредством речи. В 5­6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно  доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает  совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не  только основные цвета, но и их оттенки, знают формы. В этом возрасте ребенку  интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора.  Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской  энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается  любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о  космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах,  изобретениях и о многом другом. Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов:  внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этихпроцессов усложняется игровой материал, он становится логическим,  интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Конструктор  хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является  складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные  головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет,  форму, величину. В логических играх ребенок должен увидеть последовательность,  проследить логическую закономерность и обосновать. В играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно  решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание  побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей  выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я  могу». Необходимо прививать интерес к размышлению и рассуждению, поиску  решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого  результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех. Главное, в развитии детей 5­6 лет – это их познавательное развитие, расширение  кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте  односложно – «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его  мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации  в голове, задача взрослых им в этом помочь. ВНИМАНИЕ: • ­ выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10­12 минут, наблюдается переход  от непроизвольного к произвольному вниманию;  • ­ находить 5­6 отличий между предметами, выполнять задания по предложенному  образцу, находить пары одинаковых предметов – это концентрация внимания; ПАМЯТЬ:  • ­ запоминать 6­8 картинок в течение 1­2 минут; • ­ рассказывать наизусть несколько стихотворений; • ­ пересказать близко к тексту прочитанное произведение; МЫШЛЕНИЕ: • ­ определять последовательность событий; • ­ складывать разрезанную картинку из 9 частей; • ­ находить и объяснять несоответствия на рисунках; • ­ находить и объяснять отличия между предметами и явлениями; • ­ находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор. МАТЕМАТИКА • Счет в пределах 10, знакомство с цифрами. • Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в  пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?» • Уравнивает неравные группы предметов двумя способами. • Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность  определенным путем наложения или приложения. • Выражает местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам. • Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур.• Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. • Называет текущий день недели. РАЗВИТИЕ РЕЧИ • Имеет достаточно богатый словарный запас. • Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение. • Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок;  последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие  литературные произведения. • Определяет место звука в слове. Обучение чтению необходимо начинать с  формирования фонематического анализа слова. ПОЗНАНИЕ • Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в  быту. • Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны. • Знает название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес. • Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года. • Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений. • Бережно относится к природе. ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ • Знает стихотворения, считалки, загадки. • Называет жанр произведения. • Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения. • Называет любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.  В изобразительной деятельности 5 – 6 летний ребёнок свободно может изображать  предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, обычно рисунки представляют  собой схематические изображения различных предметов, дети любят рисовать,  лепить. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов прямоугольной и  круглой формы, умение вырезывать по контуру – один из показателей готовности к  школе. В развитии эмоциональной сферы необходимо формировать позитивное  эмоциональное отношение к самому себе и своему имени, к членам своей семьи, к  друзьям, учить детей сопереживать, помогать по мере возможности, заботиться о  младших. Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также  процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями. Родители ДОЛЖНЫ быть оставаться примером для детей. Если родители несут  позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды,  тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить  в ребенка.