«Возрастные особенности психофизического развития детей старшей группы (5–6 лет)»

  • Работа с родителями
  • doc
  • 19.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Игровая деятельность. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. Рисование. Это период наиболее активного рисования: в течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструктивная деятельность. Характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Перцептивная деятельность. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. Мышление. Продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить: схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты; представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Воображение. Дети 6-го года могут сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Внимание. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Речь. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Иконка файла материала конспект 6.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №18 «ЧЕБУРАШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОРЕХОВО­ЗУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА П.ВЕРЕЯ Консультация для родителей «Возрастные особенности психофизического развития детей старшей группы (5–6 лет)» Воспитатель:  Сухова Ю.Н.  МБДОУ д\с №18 «Чебурашка» 2016 год П.ВереяИгровая деятельность. Дети шестого года  жизни  уже  могут  распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни   роли   становятся   для   них   более   привлекательными,   чем   другие.   При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого   поведения.   Наблюдается   организация   игрового   пространства,   в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки,   а   зал   ожидания   выступает   в   качестве   периферии   игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. Рисование. Это период наиболее активного рисования: в течение года дети способны   создать   до   двух   тысяч   рисунков.   Рисунки   могут   быть   самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью   композиционного   решения,   передавать   статичные   и динамичные   отношения.   Рисунки   приобретают   сюжетный   характер; достаточно   часто   встречаются   многократно   повторяющиеся   сюжеты   с небольшими   или,   напротив,   существенными   изменениями.   Изображение человека   становится   более   детализированным   и   пропорциональным.   По рисунку   можно   судить   о   половой   принадлежности   и   эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструктивная   деятельность. Характеризуется   умением   анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные   детали   деревянного   конструктора.   Могут   заменить   детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом   обследования   образца.   Дети   способны   выделять   основные   части предполагаемой   постройки.   Конструктивная   деятельность   может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре,   шесть   сгибаний);   из   природного   материала.   Они   осваивают   два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный  материал  до целостного образа, дополняя   его   различными   деталями);   2)   от   художественного   образа   к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).Перцептивная   деятельность. Продолжает   совершенствоваться   восприятие цвета,   формы   и   величины,   строения   предметов;   систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но   и   промежуточные   цветовые   оттенки;   форму   прямоугольников,   овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов. Могут   испытывать   трудности   при   анализе   пространственного   положения объектов,   если   сталкиваются   с   несоответствием   формы   и   их пространственного   расположения.   Это   свидетельствует   о   том,   что   в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно  если  они  должны  одновременно  учитывать  несколько различных и при этом противоположных признаков. Мышление. Продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только   решить   задачу   в   наглядном   плане,   но   и   совершить   преобразования объекта,   указать,   в   какой   последовательности   объекты   вступят   во взаимодействие   и   т.   д.   Однако   подобные   решения   окажутся   правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить: схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные   представления,   отражающие   представления   детей   о   системе признаков, которыми могут обладать объекты; представления,   отражающие   стадии   преобразования   различных   объектов   и явлений (представления о цикличности  изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме   того,   продолжают   совершенствоваться   обобщения,   что   является основой словесно­логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам,   которые   могут   изменяться,   однако   начинают   формироваться операции   логического   сложения   и   умножения   классов.   Так,   например, старшие   дошкольники   при   группировке   объектов   могут   учитывать   два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Дети   старшего   дошкольного   возраста   способны   рассуждать   и   давать адекватные   причинные   объяснения,   если   анализируемые   отношения   не выходят за пределы их наглядного опыта.Воображение. Дети   6­го   года   могут   сочинять   достаточно   оригинальные   и последовательно   разворачивающиеся   истории.   Воображение   будет   активно развиваться   лишь   при   условии   проведения   специальной   работы   по   его активизации. Внимание. Продолжают   развиваться   устойчивость,   распределение, переключаемость   внимания.   Наблюдается   переход   от   непроизвольного   к произвольному вниманию. Речь. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно­ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все   части   речи,   активно   занимаются   словотворчеством.   Богаче   становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается   связная   речь.   Дети   могут   пересказывать,   рассказывать   по картинке, передавая не только главное, но и детали. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности;   структурированием   игрового   пространства;   дальнейшим развитием   изобразительной   деятельности,   отличающейся   высокой продуктивностью;   применением   в   конструировании   обобщенного   способа обследования   образца;   усвоением   обобщенных   способов   изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в   этом   возрасте   характеризуется   анализом   сложных   форм объектов;   развитие   мышления   сопровождается   освоением   мыслительных средств   (схематизированные   представления,   комплексные   представления, представления   о   цикличности   изменений);   развиваются   умение   обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.