Конспект урока по русскому языку.Возвратное местоимение СЕБЯ 6 класс Цель:1.познакомить учащихся с лексическим значением и осо-
бенностями склонения возвратного местоимения СЕБЯ;
формирование умения употреблять местоимение СЕБЯ
в нужной форме; повторить изученное о местоимении;
2.развивать речь учащихся, логическое мышление, память,
внимание.
3.воспитывать познавательный интерес.
Открытый урок по русскому языку
в 6 классе.
ТЕМА:Цель:1.познакомить учащихся с лексическим значением и осо
бенностями склонения возвратного местоимения СЕБЯ;
формирование умения употреблять местоимение СЕБЯ
в нужной форме; повторить изученное о местоимении;
2.развивать речь учащихся, логическое мышление, память,
внимание.
3.воспитывать познавательный интерес.
Оборудование: карточки –задания.
Литература: Г.А.Богданова «Уроки русского
языка в 6 кл.»
Москва, 2001г.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.З., «Зани
мательно о русском языке».Л., 1990г.
Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. «Практичес
кая методика русского языка. 5 класс.»М., 1995г.
Степанов Вл. « Русские пословицы и поговорки
от А до Я».М., 1998г.
«Русские народные загадки, пословицы, поговор
ки».М.,1990г.
Угроватова Т.Ю. «Подсказки на каждый день».
2ч., М., 1995г.Организационный момент.
Учитель зачитывает песенку Винни Пуха, сочиненную поэтом
Б.Заходером:
На днях, не знаю сам зачем,
Зашёл я в незнакомый дом,
Мне захотелось кое с кем
Потолковать о том о сём.
Я рассказал им ,что, когда
И почему и отчего,
Сказал откуда и куда,
И как, и где, и для чего;
Что было раньше, что потом,
И кто кого, и что к чему,
И что подумали о том,
И если нет, то почему!
Когда мне не хватало слов,
Я добавлял то «ах», то «эх»,
И «так сказать», и «будь здоров»,
И «ну и ну», и «просто смех»!Когда ж закончил я рассказал,
То коекто спросил: «И всё ?
Ты говорил тут целый час,
А рассказал ни то, ни сё!»
Понятна ли нам песенка Винни Пуха? О чём и ком идёт речь?
В чём же ошибка ВинниПуха, который так подробно, эмоции
нально рассказывал о своих похождениях, но остался непоня
тым?
Вам знакомы слова, которые использует ВинниПух?
Фронтальный опрос.
1. Что такое местоимение?
Так о чём не знал ( или забыл) Вини –Пух?
2.На какие группы делятся местоимения по соотношению с
другими частями речи.
3.По каким признакам местоимения делятся на разряды?
4.С какими местоимениями мы познакомились? Почему они
называются личными? Перечислите личные местоимения.
5.Какое личное местоимение присоединяет в косвенных паде
жах букву Н, в каком случае?
6.Какова особенность употребления местоимения вы (Вы)?
Когда –Вы?
Проверка домашнего задания.
Упр.515.
Назовите предложения, в которых пишется Вы (1,2), а в каких
вы(1,3).Почему?
Объяснение нового материала.
1.Запись на доске:
Умываюсь Извиняюсь
СЕБЯУлыбаюсь Стираюсь
Что общего и чем отличаются данные слова?
Вывод: В первый столбик записаны словаглаголы возвратные
обозначают возврат действия.
Во второй столбик записаны словаглаголы, употребле
ние которых с возвратным суффиксом –сь, ся невоз
можно.
В третьем столбике возвратное местоимение .
2.Чтение п.121. Записать число, тему урока. Составить план
параграфа.
Примерный план:
1) Себя возвратное местоимение.
2) Значение возвратного местоимения.
3) Особенности изменения местоимения СЕБЯ.
4) Местоимение не имеет формы Р.п.
5) Синтаксическая роль местоимения СЕБЯ.
Закрепление.
1.Записать предложения под диктовку; определить падеж воз
ратных местоимений.
А)Незаметно для себя я привык читать и брал книги с удовольст
вием. (М. Горький.)
Герои Дюма внушали желание отдать себя какомуто важному,
великому делу. ( М.Горький.)
О себе он рассказывал мало.
Однажды отец взял меня с собой на рыбалку.
Б)2 группа учащихся работает самостоятельно с упр.525.
2.Разминка.
Отгадайте, о каких местоимениях идёт речь?
1.)В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)
2.)Какие два личных местоимения мешают движению на доро
гах? (Я, мы.)3.)Сколько личных местоимений в слове семья? (Семья)
4.)Первый слог личное местоимение, второйдетская болезнь.
Вместе получается слово, обозначающее предмет, который
помогает судну удержаться на месте. ( Якорь)
5.)Первый слог – личное местоимение, второйзвук, который
издаёт лягушка. Вместе овощ. (Тыква)
стр.148.Г.А. Богданова «Уроки русского языка.6 класс.»
3.Учащихся получают карточки с пословицами, поговорками,
включающими в себя возвратное местоимение.
Записать, объяснить устно значения; определить падеж возврат
ного местоимения.
1)Руби дерево по себе.
2)Сам себя сжёг француз,
сам себя и поморозил.
3)Всяк сам себе загляденье.
4)Он не даст наступить себе на ногу.
5)Всяк Аксён про себя умён.
6)Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.
7)Умный себя винит, глупый своего товарища.
8)Дураку воля что умному доля; сам себя губит.
9)На других умён, на себя глуп.
10)В благополучии человек сам себя забывает.
11)Всякая рука к себе загребает.
12)Выше себя не прыгнешь.
13)Друга иметь себя не жалеть.
14)Бояться себя заставишь, а любить не принудишь.
В это время проверяется работа девочек, работавших по
карточкам самостоятельно.
Подведение итогов.
С каким местоимением мы познакомились сегодня на уроке?
Какое значение имеет возвратное местоимение?
Чем возвратное местоимение отличается от других местоимений
Д\З.п. 121124.,упр. 526.4.Объяснительный диктант.
Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу, думать о
нём, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над нами,
беседовать с нами, трава подо мной, объясняться с ним, сожалеть
о нём , подарил им.
Вопрос на пять.
Представляешь, верь не верь,
Говорит при встрече дверь:
Тяжело мне, я не скрою,
Мною хлопают порою
Так, что всё во мне болит,
Планка каждая скрипит.
Дверь, за ручку открывая,
Замечаешь: Дверь живая…
И, узнав об этом, верю,
Ты не будешь хлопать дверью.
Г.Фархади.
Прослушать, определить, сколько раз употреблено в нём
личное местоимение Я и в каких падежах.
Проверочная работа.
Заполнить карточки –таблицы.
Местоимения числительные Местоимениянаречия
Местоимения
существительные
Местоимения прилагательные