Возвратное местоимение СЕБЯ 6 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку.Возвратное местоимение СЕБЯ 6 класс Цель:1.познакомить учащихся с лексическим значением и осо- бенностями склонения возвратного местоимения СЕБЯ; формирование умения употреблять местоимение СЕБЯ в нужной форме; повторить изученное о местоимении; 2.развивать речь учащихся, логическое мышление, память, внимание. 3.воспитывать познавательный интерес.
Иконка файла материала знанио.docx
Открытый урок по русскому  языку в 6 классе. ТЕМА:Цель:1.познакомить учащихся с лексическим значением и осо­               бенностями склонения возвратного местоимения СЕБЯ;             формирование умения употреблять местоимение СЕБЯ               в нужной форме; повторить изученное о местоимении; 2.развивать речь учащихся, логическое мышление, память,      внимание. 3.воспитывать познавательный интерес.   Оборудование: карточки –задания.   Литература: Г.А.Богданова «Уроки русского  языка в 6 кл.»­ Москва, 2001г. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.З., «Зани­ мательно о русском языке».­Л., 1990г. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. «Практичес­ кая методика русского языка. 5 класс.»­М., 1995г. Степанов Вл. « Русские пословицы и поговорки от А до Я».­М., 1998г. «Русские народные загадки, пословицы, поговор­ ки».­М.,1990г. Угроватова Т.Ю. «Подсказки на каждый день».­ 2ч., М., 1995г.Организационный момент.  Учитель зачитывает песенку Винни­ Пуха, сочиненную поэтом  Б.Заходером: На днях, не знаю сам зачем, Зашёл я в незнакомый дом,                                  Мне захотелось кое с кем                                  Потолковать о том о сём. Я рассказал им ,что, когда                                   И почему и отчего,                                   Сказал откуда и куда,                                   И как, и где, и для чего;      Что было раньше, что потом, И кто кого, и что к чему,                                    И что подумали о том,                                    И если нет, то почему!    Когда мне не хватало слов,     Я добавлял то «ах», то «эх»,              И «так сказать», и «будь здоров»,        И «ну и ну», и «просто смех»!Когда ж закончил я рассказал,                                    То кое­кто спросил: «И всё ? Ты говорил тут целый час, А рассказал ни то, ни сё!»  ­Понятна ли нам песенка Винни­ Пуха? О чём и ком идёт речь?  ­В чём же ошибка Винни­Пуха, который так подробно, эмоции­    нально рассказывал о своих похождениях,  но остался непоня­    тым?  ­Вам знакомы слова, которые использует Винни­Пух? Фронтальный опрос. 1. Что такое местоимение?  Так о чём не знал ( или забыл) Вини –Пух?     2.На какие группы делятся местоимения по соотношению с   другими частями речи.     3.По каким признакам местоимения делятся на разряды?     4.С какими местоимениями мы познакомились? Почему они   называются личными? Перечислите личные местоимения.     5.Какое личное местоимение присоединяет в косвенных паде­  жах букву Н, в каком  случае?     6.Какова особенность употребления местоимения ­вы (Вы)?  Когда –Вы? Проверка домашнего задания.  Упр.515.  Назовите предложения, в которых пишется­ Вы (1,2), а в каких­  вы(1,3).Почему? Объяснение нового материала. 1.Запись на доске: Умываюсь     Извиняюсь                                                      СЕБЯУлыбаюсь     Стираюсь  ­Что общего и чем отличаются данные слова?  Вывод: В первый столбик записаны слова­глаголы возвратные­                обозначают возврат действия. Во второй столбик  записаны слова­глаголы, употребле­ ние которых с возвратным суффиксом –сь, ­ся невоз­ можно. В третьем столбике возвратное местоимение .  2.Чтение п.121. Записать число, тему урока. Составить план   параграфа. Примерный план: 1) Себя­ возвратное местоимение. 2) Значение возвратного местоимения. 3) Особенности изменения местоимения СЕБЯ. 4) Местоимение не имеет формы Р.п. 5) Синтаксическая роль местоимения СЕБЯ. Закрепление. 1.Записать предложения под диктовку; определить падеж воз­ ратных местоимений. А)Незаметно для себя я привык читать и брал книги с удовольст вием. (М. Горький.) Герои Дюма внушали желание отдать себя какому­то важному, великому делу. ( М.Горький.) О себе он рассказывал мало. Однажды отец взял меня с собой на рыбалку. Б)2 группа учащихся работает самостоятельно с упр.525. 2.Разминка. ­Отгадайте, о каких местоимениях идёт речь? 1.)В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я) 2.)Какие два личных местоимения мешают движению на доро­ гах? (Я, мы.)3.)Сколько личных местоимений в слове семья? (Семья) 4.)Первый слог­ личное местоимение, второй­детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который  помогает судну удержаться на месте. ( Якорь) 5.)Первый слог – личное местоимение, второй­звук, который издаёт лягушка. Вместе­ овощ. (Тыква) стр.148.Г.А. Богданова «Уроки русского языка.6 класс.»  3.Учащихся получают карточки с пословицами, поговорками,  включающими в себя возвратное местоимение. Записать, объяснить устно значения; определить падеж возврат­  ного местоимения. 1)Руби дерево по себе. 2)Сам себя сжёг француз,     сам себя и поморозил. 3)Всяк сам себе загляденье. 4)Он не даст наступить себе на ногу. 5)Всяк Аксён про себя умён. 6)Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит. 7)Умный себя винит, глупый­ своего товарища. 8)Дураку воля­ что умному доля; сам себя губит. 9)На других умён, на себя глуп. 10)В благополучии человек сам себя забывает. 11)Всякая рука к себе загребает. 12)Выше себя не прыгнешь. 13)Друга иметь­ себя не жалеть. 14)Бояться себя заставишь, а любить не принудишь. В это время проверяется работа девочек, работавших по  карточкам самостоятельно. Подведение итогов. ­С каким местоимением мы познакомились сегодня на уроке? ­Какое значение имеет возвратное местоимение? ­Чем возвратное местоимение отличается от других местоимений Д\З.п. 121­124.,упр. 526.4.Объяснительный диктант.  Появился у него, блестит надо мной, проявлять заботу, думать о  нём, прибыл с ними, у него в оранжерее, расстилаться над нами,  беседовать с нами, трава подо мной, объясняться с ним, сожалеть о нём , подарил им. Вопрос на пять.  Представляешь, верь не верь,  Говорит при встрече дверь: ­Тяжело мне, я не скрою,  Мною хлопают порою  Так, что всё во мне болит,  Планка каждая скрипит.  Дверь, за ручку открывая,  Замечаешь: Дверь живая…  И, узнав об этом, верю,   Ты не будешь хлопать дверью. Г.Фархади.   Прослушать, определить, сколько раз употреблено в нём  личное местоимение Я и в каких падежах. Проверочная работа. Заполнить карточки –таблицы. Местоимения­ числительные Местоимения­наречия     Местоимения­ существительные Местоимения­ прилагательные