В.П. Крапивин "Всадники со станции Роса" – повесть о…

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: В.П. Крапивин «Всадники со станции Роса» – повесть о … Цели: • создать условия для развития и закрепления умения учащихся анализировать текст, высказывания и отстаивания своего мнения; • на основе самостоятельного изучения произведения выяснить критерии поведения героев и дать оценку их поступкам. ХОД УРОКА. I. Организационный момент II. Сообщение по биографии В.П. Крапивина От лица автора ведётся рассказ о биографии (ученик подготовлен заранее, используется приём эмпатии) Меня зовут В.П. Крапивин. Родился в 1938 году в Тюмени в семье педагогов. После средней школы окончил факультет журналистики Уральского государственного университета имени М. Горького. Работал в редакциях газеты «Вечерний Свердловск» и журнала «Уральский следопыт», затем перешёл на творческую работу. С 1961 года руководил детским корреспондентским отрядом «Каравелла», созданным в Свердловске по инициативе журнала «Пионер». Сегодня мне хотелось бы представить свои произведения, которые, я думаю, вам будет интересно прочитать Первая книга называется «Рейс с Ориона», она вышла в 1962 году. А вот одна повесть, которая называется «Оруженосец Кашка»- это и грустная, и весёлая история о жизни ребят в пионерском лагере, об их увлечений стрельбой из лука, о том, как можно превратить опасное увлечение в весёлую игру, если рядом будут понимающие детей взрослые. А вот и главный герой — Аркашка или для краткости просто Кашка. (Показать иллюстрацию)
Иконка файла материала В.П. Крапивин Всадники со станции Роса.doc
В.П. Крапивин "Всадники со станции Роса" – повесть о… Тема: В.П. Крапивин «Всадники со станции Роса» – повесть о … Цели:   создать условия для развития и закрепления умения учащихся анализировать текст, высказывания и  отстаивания своего мнения; на основе самостоятельного изучения произведения выяснить критерии поведения героев и дать оценку  их поступкам. I. Организационный момент II. Сообщение по биографии В.П. Крапивина ХОД УРОКА. От лица автора ведётся рассказ о биографии (ученик подготовлен заранее, используется приём эмпатии) Меня зовут В.П. Крапивин. Родился в 1938 году в Тюмени в семье педагогов. После средней школы окончил  факультет журналистики Уральского государственного университета имени М. Горького. Работал в редакциях  газеты «Вечерний Свердловск» и журнала «Уральский следопыт», затем перешёл на творческую работу. С 1961  года руководил детским корреспондентским отрядом «Каравелла», созданным в Свердловске по инициативе  журнала «Пионер». Сегодня мне хотелось бы представить свои произведения, которые, я думаю, вам будет  интересно прочитать Первая книга называется «Рейс с Ориона», она вышла в 1962 году. А вот одна повесть,  которая называется «Оруженосец Кашка»­ это и грустная, и весёлая история о жизни ребят в пионерском  лагере, об их увлечений стрельбой из лука, о том, как можно превратить опасное увлечение в весёлую игру,  если рядом будут понимающие детей взрослые. А вот и главный герой — Аркашка или для краткости просто  Кашка. (Показать иллюстрацию) Перед вами рассказ «Город весенних птиц» о четверокласснике Шурике и его друге, первокласснике Альке.  Повесть «Алые перья стрел», «Каникулы Вершинина — младшего», «Шесть лет спустя». Через эти повести  проходит единый приключенческий сюжет, даётся представление о далёких послевоенных годах. А в сказочной  повести «Дети синего фламинго» представлены сегодняшние мальчишки со своими судьбами, радостями,  заботами. Чудеса, которые происходят в повести, нужны и имеют смысл только потому, что благодаря им можно совершать реальные хорошие дела. А вот вам и фантастика: «Лоцман», «Крик петуха». Работа с детским корреспондентским отрядом «Каравелла» дела мне возможность написать роман «Мальчик со шпагой» о хороших, умных, весёлых ребятах. Главы этого романа печатались как отдельные повести в журнале  «Пионер». Хотелось бы, чтобы мои книги не прошли мимо вас, дорогие друзья. III. Слово учителя – Вы, готовясь к сегодняшнему уроку, прочитали первую часть романа В.П. Крапивина «Мальчик со шпагой»,  которая называется «Всадник на станции Роса». Как нам уже сказал сам автор, эта повесть печаталась в журнале «Пионер» наряду с двумя другими, которые  стали составными частями романа «Мальчик со шпагой». Читатель — это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем, что он  прочитал, каждый читатель должен стать и соавтором, потому что именно через его восприятия проходит то,  что хотел сказать автор. IV. Прежде чем, мы будем с вами обсуждать и решать вопросы, которые возникли при чтении главы «Всадники  со станции Роса». Я прошу Вас поделиться своими впечатлениями, возникшими после прочтения книги.4—5 человек зачитывают свои замечания. V. Работа с эпиграфами 1. Уважай себя, если хочешь, чтобы другие тебя уважали. 2. Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик. (И.Гетте)  3. Какой эпиграф вы бы выбрали к изучению повести? Почему? 4. Но и тема нашего урока ещё не сформулирована, она требует доработки. После того, как мы встретимся с  героями, мы с вами выясним, о чём же оно. VI. Мини­викторина Отмечаем правильные ответы вручением жетонов. – Проверим, насколько внимательно вы прочли повесть. – Как называется п/л? – Как звали вожатую Серёжиного отряда? – Мальчишка лет восьми, худой, золотоволосый с боевой ссадиной на переносице. Кто? (Д. Соломин) – Как Сергей объяснил попутчику, почему у него такая фамилия? – Кто был на станции, кроме мальчика и пса? (Уборщица, дежурный, кассирша) – Какие книжки назвала уборщица, когда Сергей спросил, как зовут пса? (Полкан, Жучка, Фантомас).  – Какого цвета была скамейка, на которой сидел мальчик? – Где встречались надписи «Алёша», «Азимут». «Телефон», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»? – Какую кличку Сергей дал псу? – Как зовут журналиста? – Название станции? – Он будто высматривал, не спешит ли сюда из­за дальних лесов какой­нибудь поезд? О чём? – Что лежало в газетном свёртке с дорожным запасом? – Почему Косте пришлось уехать? – Сколько всадников смастерил Сергей во время болезни? – Как незнакомец узнал, что мальчика зовут Сергей? VII. Беседа с классом – Как появилась сказка о всадниках? Что можно сказать о мальчике, сочинившем такую сказку? – Почему Сергею нравился вожатый Костя и не нравилась Гортензия? – Почему, когда исполнялась песня о горнисте Алёше Снежкове, в душе Серёжи «начинала звенеть радостная  тревога?» Кто написал эту песню? – Почему вы так решили? – Почему все ребята, даже незнакомые и некрасивые, казались симпатичными и славными? Экспертная комиссия выбирает три лучших рисунка, объясняет свой выбор. VIII. Инсценировка – Внимательно посмотрите, что приготовили наши артисты и декораторы. – Почему Сергей Каховский ушёл из лагеря? Прав он или нет, как его характеризует этот поступок? – Что понравилось Серёже в незнакомце? – Почему, увидев лист в крупную клетку, журналист удивился? – Каково ваше отношение к Тихону Михайловичу? – Какую роль играют в повести «мушкетёры»? – Как фантазия, сказка превратилась в реальность? – Как вы понимаете слова: «Будь всадником сам не обязательно на коне и в шапке со звездой – не в этом  главное….». А в чём же главное, ребята?! – Каков сам Сергей и каких людей уважает? IX. Итог урока – А теперь вернёмся к теме урока, ведь мы ещё не решили о чём эта повесть. (На доске расположены таблички со словами, из которых необходимо выбрать нужное).  о достоинстве;     о чести; о доброте; о борьбе за справедливость; о подлости; о предательстве. X. Рефлексия – Каково твоё отношение к герою? – Каким я себе представляю Сергея? XI. Домашнее задание – Напишите мини­сочинение на тему: «Хотел бы я иметь такого друга, как Сергей, и почему?»

Посмотрите также