Время глагола.

  • Разработки курсов
  • docx
  • 14.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Русский язык_5 класс_Время глагола.docx

Технологическая карта

Дата: «_______»_______________ 20____ г.

Класс:  5

Тема урока: Время глагола.

Тип: урок систематизации.

Цель деятельности учителя: систематизировать знания учащихся о глаголе, особенностях функционирования глаголов в речи, отработать умения правильно определять время глаголов; совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль глагола; уметь находить глаголы в тексте, определять и синтаксическую роль в предложении, определять время глагола; различать по вопросу личную и неопределённую форму глагола

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; контроль, коррекция, оценка действий партнёра Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, составление плана и последовательности действий, предвосхищение результата и уровня усвоения, оценка своих достижений.

Ход урока/этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД (на каждом этапе урока)

I  Организационный момент

 

- Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.

Демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Л: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

П: осознают учебно-познавательную задачу.

II  Речевая разминка

Эпиграф: «Нужно любить и непрерывно изучать русский язык. Человек,  равнодушный к своему языку, - дикарь».

                                                 К.Г. Паустовский

Читают эпиграф, осознают его.

Л: мотивация, смыслообразование

III    Актуализация знаний

 

 

Вызов

 

 

Орфографическая работа.

Замирать от радости, располагаться на ночлег, туман расстилается, постелить скатерть, блестит роса, прилагать усилия, выбирать путь, собираемся в поход.

 

Ребята, давайте проведём интересную зарядку для мозгов «Кто что делает?»

Повар - …, врач - …, учитель - …, художник - …, портниха - …, продавец - …, пекарь - , ветер - …, гром - …, молния - …, трава - …, дождь - …, огонь - …, солнце - …, вода - …

- Слова, какой части речи вы называли?

В.И.Даль в своем словаре: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками».

Время летит. Делу время, потехе час.

Как вы их понимаете? О каком времени пойдет речь сегодня?

- Сформулируйте тему урока.

- Поставьте цели на сегодняшний урок.

Формулируют тему: «Время глагола»  цель: «Вспомнить, что знаем о времени  глагола.

Записывают тему урока в тетрадь.

Л:имеют мотивацию к учебной деятельности

П:выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Р:принимают и сохраняют учебную задачу.

К: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

IV    Работа по теме урока

 

 

Осмысление

 

Вывод:

глаголы, обозначающие действие, которое уже прошло – прошедшего времени;

глаголы, обозначающие действие, которое происходит сейчас – настоящего времени;

глаголы, обозначающие действие, которое будет происходить – будущего времени.

СТР. 57.

Упр._______.

Читают материал учебника. Делают вывод. Отвечают на вопросы.

Выполняют задания упр.Проверка.

П:извлекают нужную информацию, самостоятельно находят ее в материал учебника; учатся преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

К:осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы; формулируют собственные мысли.

Л: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относятся к учению, познавательной деятельности, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Р: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки

V  Физкультминутка

1.                  И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.

2.                  И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.

(1 мин.)

 

VI   Продолжение работы по

 теме урока

 

  1. Работа с текстом (на карточках у каждого ученика)

Застучала за окошком звонкая капель пот..плел воздух пот..мнел и осел снег. Умчались зимние дни. В лесу всё дышит весной. Вот-вот выбросят первые цветки-сере..ки деревья, прилетят грачи, поплывут по реке первые льдинки. Забл..стят шальные весенние руч..и наполнят лес звонким журчанием. А пока ещё лесной народ оставляет на снегу свои автографы. (К.Г.Паустовский)

 - Прочтите текст про себя, подберите заглавие к тексту в соответствии с его темой (Весна).

- Запишите текст в тетради. Укажите время глаголов.

2.      Найти «четвёртое лишнее». Запиши без этого слова, определи время.

1.       Принёс, принесут, будут носить, занесут.

  1. Направляем, будут направлять, направят, направлю.
  2. Решаю, решу, решат, будут решать.

 

Выполняют задания самостоятельно. Выполняют индивидуальную работу.

Л: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий

П:приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности.

Р: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

К: формулируют собственные мысли ,высказывают и обосновывают свою точку зрения.

VII  Рефлексия

 

 

Рефлексия

 

Что понравилось? Что узнали?

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

VIII Подведение итогов

 

Вопросы:

 Вспомните цель, которую мы ставили вначале урока. Как вам кажется, достигли вы этой цели?

Назовите признаки глагола, как части речи.

Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? Выберите полоску соответствующего цвета.

Д.З.параграф 51 упр. 385 или 386.

Отвечают на вопросы

К: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют и аргументируют свое мнение

Р: оценка и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

 

 

Предлагаю послушать текст.

     У каждого времени года своя музыка.

     Снег померк. Весёлой струйкой серебряные шарики торопятся скатиться с крыш. Мелодично поёт, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно обронённый хрусталь. А в кустах слышится частый звон серебряного колокольчика. Это заливается овсянка.

     Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.

- Как вы думаете, как называется этот текст? («Мелодия весны» Д.Зуева).

- Запишем предложение:

Весёлой струйкой серебряные шарики торопятся скатиться с крыш.

- Определите время глаголов в этом предложении.

- Почему мы не можем определить время глагола скатиться? (Это инфинитив, неопределённая форма глагола). Синтаксический разбор предложения.