ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)
Оценка 4.8

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
русская литература
10 кл—11 кл +1
16.03.2017
ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)
Цель данных методических рекомендаций – оказать помощь преподавателям в организации самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Русский язык и литература. Литература». В пособии приводятся краткие характеристики различных видов заданий, рекомендации и требования к их выполнению, ролевые алгоритмы действия преподавателя и обучающегося. Преподаватели могут ознакомиться как со своей ролью в этом процессе, так и с ролью обучающегося.Методические рекомендации по организации ВСР
ВСР литература метод. рекомендации для преподавателей.docx
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  АЛТАЙСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ Г. КАМЕНЬ­НА­ОБИ» Согласовано  зам. директора по ООД    ___________________ «___»__________2016 г. Утверждаю_________В.Н. Калинкина  директор КГБПОУ «ПТ г. Камень­на­Оби»  «___» ___________2016 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОУД.02 РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 19.01.17 Повар, кондитер   Разработчик: М.В. Такмакова – преподаватель русского языка и литературы  высшей квалификационной категории Рассмотрено на заседании                      Методической комиссии  преподавателей общеобразовательных дисциплин Протокол № 1   от «____» ________2016 г   1 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка…………………………………………………………3 Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы по литературе на  85 часов………………….......................................................................................7 Рекомендации по распределению времени в процессе работы над  заданиями……………………………………….…………………………11 Методические рекомендации по выполнению отдельных видов  самостоятельных работ и критерии оценки выполненной обучающимися  работы…………………………………………………………………………….12 Характеристика заданий………………………………………………………...14 Образцы выполнения и оформления работ.........................................................19 Содержание портфолио ………………………………………………………...24 Список основной и дополнительной  литературы…………...………………..25 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   Внеаудиторная   самостоятельная   работа   —  это   деятельность   протекающая   без обучающихся   по   усвоению   знаний   и   умений, непосредственного участия преподавателя, но направляемая им. Для внеаудиторного изучения предлагаются вопросы по темам, основной материал   которых   рассмотрен   на   аудиторных   занятиях,   индивидуальные задания   призваны   расширить   кругозор  обучающихся,   углубить   их   знания, развить   умения   исследовательской   деятельности,   проявить   элементы творчества. Современный поток  информации требует от обучающихся новых видов умений и навыков работы с ней, которые необходимо сформировать к началу профессиональной деятельности. Цель   данных   методических   рекомендаций   –   оказать   помощь преподавателям   в   организации   самостоятельной   работы   обучающихся   по дисциплине «Русский язык и литература. Литература». В пособии приводятся краткие   характеристики   различных   видов   заданий,   рекомендации   и требования к их выполнению, ролевые алгоритмы действия преподавателя и обучающегося. Преподаватели могут ознакомиться как со своей ролью в этом процессе, так и с ролью обучающегося.  При организации внеаудиторной самостоятельной работы, преподаватели должны   стремиться   пробудить   у   обучающихся   желание   стать самостоятельными исследователями в овладении знаниями для своей будущей специальности. Выполнение заданий внеаудиторной самостоятельной работы позволит обучающимся развить и закрепить необходимые для этого качества. Цель самостоятельной работы:  воспитание   духовно   развитой   личности,   готовой   к   самопознанию   и самосовершенствованию,   способной   к   созидательной   деятельности   в современном мире;  развитие   представлений   о   специфике   литературы   в   ряду   других искусств,   культуры   читательского   восприятия   художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления,   эстетических   и   творческих   способностей   обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;  совершенствование   умений   анализа   и   интерпретации   литературного произведения   как   художественного   целого   в   его   историко­ литературной   обусловленности   с   использованием   теоретико­ литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, 3 систематизации   и   использования   необходимой   информации,   в   том числе в сети Интернет;   освоение   текстов   художественных   произведений   в   единстве содержания   и   формы,   основных   историко­литературных   сведений   и теоретико­литературных понятий.  развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании. Задачи самостоятельной работы:  формирование   гуманистического   мировоззрения,   национального самосознания,   гражданской   позиции,   чувства   патриотизма,   любви   и уважения   к   литературе   и   ценностям   отечественной   культуры углубление и систематизация знаний;  формирование   общего   представления   об   историко­литературном процессе;  постановка и решение познавательных задач;  развитие   аналитико­синтетических   способностей   умственной деятельности,   умений   работы   с   различной   по   объёму   и   виду информацией, учебной и научной литературой;  практическое применение знаний, умений;  развитие   навыков   организации   самостоятельного   учебного   труда   и контроля над его эффективностью. При выполнении каждого задания и самостоятельной  работы в целом, студентам, обучающимся необходимо ответить на следующие вопросы: ради чего? (мотив), что должны приобрести? (цель), с помощью чего? (средства), что приобрели? (результат). Выполнение заданий самостоятельной работы обучающимися предполагает:  самостоятельную формулировку темы задания (при необходимости);  сбор и изучение информации;  анализ, систематизация и трансформация информации;  отображение информации в необходимой форме;  консультацию у преподавателя;  коррекцию поиска информации и плана действий (при необходимости);  оформление работы;  поиск способа подачи выполненного задания;  представление   работы   на   оценку   преподавателя   или   группы   (при необходимости). По итогам самостоятельной работы обучающиеся должны: 4  развить   такие   универсальные   умения,   как   умение   учиться самостоятельно, принимать решения, проектировать свою деятельность и осуществлять задуманное, проводить исследование, осуществлять и организовывать коммуникацию;  научиться   проводить   рефлексию:   формулировать   получаемые результаты, переопределять цели дальнейшей работы, корректировать свой образовательный маршрут;  познать радость самостоятельных побед, открытий, творческого поиска.       На протяжении всей самостоятельной работы обучающихся должен  сопровождать педагог, выступающий в роли консультанта, координатора  действий обучающихся.  У обучающихся может быть собрана папка – портфолио с листом оценки  всех внеаудиторных самостоятельных работ (на усмотрение преподавателя)  развитие навыков рефлексивной и оценочной (в том числе,  Цель создания портфолио обучающегося: самооценочной) деятельности обучающихся;  развитие умения учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Согласно требований федеральных государственных образовательных  стандартов среднего профессионального образования и плана учебного  процесса КГБ ПОУ «Политехнический техникум г. Камень­на­Оби» каждый  студент обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный  объем внеаудиторной самостоятельной работы. На изучение дисциплины  «Русский язык и литература. Литература» учебным планом предусмотрено  256 часов, из них 171 час – обязательная аудиторная нагрузка и 85 часов –  внеаудиторная самостоятельная работа.  Рабочей программой дисциплины предусмотрены следующие виды  внеаудиторной самостоятельной работы:  • Самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная  литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет­источники); • Подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных  презентаций);  • Самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных  произведений, аннотирование; • Подготовка сообщений или рефератов, реферирование текстов; • Проектная и учебно­исследовательская работа; 5 • Создание тематических презентаций. Самостоятельные работы выполняются в отдельных тетрадях или на  листах формата А4, некоторые задания выполняются и сдаются на проверку в электронном виде. Каждая работа оформляется по образцу (см. приложения). Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной  работы обучающихся являются: Уровень усвоения обучающимися учебного материала. Умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении  практических задач. Сформированность общеучебных умений. Обоснованность и четкость изложения ответа. Аккуратность при оформлении ответов. 6 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН внеаудиторной самостоятельной работы дисциплины «Русский язык и литература. Литература»   Вид и ы с а Ч содержание и 4 Исследование и  подготовка  доклада  (сообщения или  реферата) Форма контроля Письменный  отчёт  (написание  конспекта) 4 Исследование и  подготовка  доклада  (сообщения или  реферата) Письменный  отчёт  (написание  конспекта) 4 Исследование и  подготовка  доклада  (сообщения или  реферата) Письменный  отчёт;  презентации   п / п № 1 2 3 Наименование темы  «Жизнь и творчество одного из русских  поэтов (писателей)­романтиков»,  «Романтическая баллада в русской  литературе», «Развитие жанра  исторического романа в эпоху  романтизма», «Романтические повести в  русской литературе», «Развитие русской литературной критики». «Пушкин в воспоминаниях  современников», «Предки Пушкина и  его семья», «Царскосельский лицей и его воспитанники», «Судьба Н.Н.  Пушкиной», «Дуэль и смерть А.С.  Пушкина». Подготовка и проведение заочной  экскурсии в один из музеев А.С.  Пушкина (по выбору студентов).  «Кавказ в судьбе и творчестве  Лермонтова», «М.Ю. Лермонтов в  воспоминаниях современников», «М.Ю.  Лермонтов — художник», «Любовная  лирика Лермонтова». Подготовка и проведение заочной  экскурсии в один из музеев М.Ю.  Лермонтова (по выбору студентов). Тема одиночества в лирике Лермонтова.  Поэт и общество. Трагизм любовной  лирики Лермонтова. 7 4 «Петербург в жизни и творчестве Н.В.  Гоголя», «Н.В. Гоголь в воспоминаниях  современников». Подготовка и проведение заочной  экскурсии в один из музеев Н.В. Гоголя  (по выбору студентов). 4 Исследование и  подготовка  доклада  (сообщения или  реферата) 5 Укрепление реалистического  2 Подготовка и  направления в русской живописи второй  половины XIX века. (И.К. Айвазовский,  В.М. Васнецов, И.Е. Репин, В.И.  Суриков). Мастера русского  реалистического пейзажа (И.И. Левитан,  В.Д. Поленов, А.К. Саврасов, И.И.  Шишкин. Первый публичный музей национального  русского искусства — Третьяковская  галерея в Москве «Значение творчества А.Н. Островского  в истории русского театра»; Подготовка  сообщений: «Экранизация произведений  А.Н. Островского». «Общество будущего в романе Н.Г.  Чернышевского «Что делать?». «Наташа Ростова — любимая героиня  Толстого», «Мой Толстой», «Мои  любимые страницы романа “Война и  мир”». «Тема интеллигентного человека в  творчестве А.П. Чехова». 6 7 8 9 10 «Поэты России XIX века», «Мой  любимый поэт второй половины XIX  века».    8 проведение  заочной  экскурсии «По  залам  Третьяковской  галереи»;  подготовка  доклада,  сообщения или  реферата 4 Исследование и  подготовка  реферата 2 Исследование и  подготовка  доклада  (сообщения или  реферата) 4 Исследование и  подготовка  сообщения на  одну из тем (по  выбору  студентов) 2 Исследование и  подготовка  реферата 2 Подготовка к  семинарскому  занятию /зачету  (сообщение с  защитой  Письменный  отчет;  презентации Презентации ,  письменный  отчёт Выступлени е перед  аудиторией  студентов,  презентации Письменный  отчет Письменный  отчет Письменный отчёт,  презентации Выступление перед  аудиторией  студентов   на уроке­ 11 «Ф.И. Тютчев в воспоминаниях  4 Исследование и  Презентация презентации)  второй половины  XIX века». конференци и 12 современников», «Философские основы  творчества Ф.И. Тютчева», «Дружба  двух поэтов: Ф.И. Тютчев и Г. Гейне».  Подготовка и проведение заочной  экскурсии в один из музеев Ф.И.  Тютчева. «А.А. Фет — переводчик», «А.А. Фет в  воспоминаниях современников»;  «Концепция “чистого искусства” в  литературно­критических статьях А.А.  Фета», «Жизнь стихотворений А.А. Фета в музыкальном искусстве». Подготовка  фотовыставки иллюстраций к  произведениям А.А. Фета. подготовка  реферата 4 Проведение  Презентация исследования и  подготовка  сообщения на  одну из тем  13 «А.К. Толстой в воспоминаниях  4 Исследование и  Презентация современников», «Феномен Козьмы  Пруткова», «Жизнь поэзии А.К.  Толстого в музыкальном искусстве». Подготовка и проведение заочной  экскурсии в музей­усадьбу А.К.  Толстого в Красном Роге. подготовка  доклада 14  «Некрасовский “Современник”», «Н.А.  6 Исследование и  подготовка  реферата  (сообщения,  доклада) Некрасов в воспоминаниях  современников», «Новаторство Н.А.  Некрасова в области поэтической  формы (“Неправильная поэзия”)»,  «Образы детей и произведения для детей в творчестве Н.А. Некрасова», «Поэмы  Н.А. Некрасова», «Н.А. Некрасов как  литературный критик», «Произведения  Н.А. Некрасова в творчестве русских  художников­иллюстраторов». Подготовка и проведение заочной  экскурсии в один из музеев Н.А.  Некрасова. Устный  ответ на  занятии 15 «История жизни Актера» (Бубнова,  2 Исследование и  Пепла, Наташи или другого героя пьесы  «На дне» — по выбору обучающихся) подготовка  доклада  Письменный  отчет 9 16 «Тема любви в творчестве А.С. Пушкина и А.А. Блока»; «Тема России в  творчестве русских поэтов М.Ю.  Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.А.  Блока. (сообщения,  реферата) 2 Исследование и  подготовка  реферата  (доклада,  сообщения) 17  «А.А. Фадеев в жизни и творчестве» 1 Исследование и  подготовка  доклада 18  «Музыка революции в творчестве В.В.  2 Исследование и  Маяковского». подготовка  реферата  (доклада,  сообщения) 19  «Я б навеки пошел за тобой…»; «Тема  4 Исследование и  любви в творчестве С.А. Есенина». подготовка  доклада 20  «М. И. Цветаева в воспоминаниях  4 Исследование и  современников». Подготовка и проведение заочной  экскурсии в один из музеев М.И.  Цветаевой. подготовка  реферата  (сообщения,  доклада) 21  «Герои прозы А. Платонова». 2 Исследование и  подготовка  сообщения 22  «Трагедия «стомильонного народа» в  2 Исследование и  поэме А. Ахматовой «Реквием».  подготовка  реферата 23  «Развитие жанра фантастики в  10 Исследование и  подготовка  доклада  (сообщения или  реферата) произведениях А. Беляева, И. Ефремова, К. Булычева и др.» (автор по выбору);  «Городская проза: тематика,  нравственная проблематика,  художественные особенности  произведений В. Аксенова, Д. Гранина,  Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др.»  (автор по выбору преподавателя);  «Отсутствие деклараций, простота,  ясность — художественные принципы В. 10 Письменный  отчет  Устное  сообщение  по теме Презентация  Письменный  отчет Письменный  отчет,  презентация Письменный  отчет Письменный  отчет,  презентация Письменный  отчет,  презентация Шаламова»; «Жанровое своеобразие  произведений В. Шукшина “Чудик”,  “Выбираю деревню на жительство”,  “Срезал”: рассказ или новелла?»;  «Философский смысл повести В.  Распутина “Прощание с Матерой” в  контексте традиций русской  литературы». 24 О жизни и творчестве одного из  драматургов 1950—1980­х годов. 25  «Духовная ценность писателей русского зарубежья старшего поколения (первая  волна эмиграции)»; «История: три волны русской эмиграции». 2 Исследование и  подготовка  доклада  (сообщения или  реферата) Исследование и  подготовка  доклада  (сообщения или  реферата) Письменный  отчет,  презентация Письменный  отчет,  презентация                                                         ИТОГО 85 Рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Вид внеаудиторной самостоятельной работы Работа   с   первоисточником   (конспектирование   и реферирование критических статей и литературоведческих текстов) Подготовка к семинарскому занятию Составление библиографической карточки по творчеству писателя Подготовка сообщения Написание реферата Создание тематической презентации Создание исследовательской работы 11 Время  40­50 мин 1 час 30 мин 1 час 2 часа 1­1,5 часа 2­6 часов МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ  САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ 1. Перед   началом   самостоятельной   работы   обучающимся   следует   рекомендовать изучить   содержание   основных   видов   заданий:   их   краткую   характеристику, ориентировочные затраты времени на их подготовку, алгоритм действий и объём помощи преподавателя. 2. Все  виды заданий,  представленных в пособии,  могут  быть обязательными  или дополнительными. 3. Обязательные   задания   предлагаются   преподавателем   после   изучения   каждой темы. Они комментируются преподавателем, который сообщает требования по их выполнению, сроки исполнения, критерии оценки и пр. 4. Дополнительные   задания   являются   заданиями   по   выбору.   Обучающимся предоставляется   возможность   в   зависимости   от   своих   индивидуальных особенностей,   склонностей   по   каждой   теме   выбрать   из   перечня   то   или   иное задание так, чтобы оно не повторялось по другой теме и не дублировало форму обязательного задания. Например, по теме 1 в качестве обязательного задания предстоит   составить   конспект,   следовательно,   в   качестве   дополнительного задания данный вид работы они выбрать не могут. 5. Расчёт объёма часов самостоятельной работы по каждой теме приблизителен  и зависит от индивидуальных особенностей обучающихся. При этом общий объём времени по каждой теме не должен быть менее количества часов, отведённых на её изучение по тематическому плану. 6. Обучающиеся   должны   ознакомиться   с   образцами   выполнения   заданий, критериями их оценки. 7. Обучающиеся   подбирают   необходимую   литературу,   получая   консультации преподавателя. 8. Обучающиеся выполняют задания самостоятельной работы и сдают выполненные работы   преподавателю,   при   необходимости   представляя   их   результаты   на практическом занятии. 9. Оценка   за   выполненные   обязательные   внеаудиторные   задания   выставляется   в журнал. 12 Выполнение заданий самостоятельной работы обучающегося предполагает: сбор и изучение информации; анализ, систематизация и трансформация информации; • Самостоятельный выбор темы и/или задания (при необходимости); • • • отображение информации в необходимой форме; • консультацию у преподавателя; • коррекцию   поиска   информации   и   плана   действий   (при необходимости); • оформление работы; • поиск способа подачи выполненного задания; • представление   работы   на   оценку   преподавателя   или   группы   (при необходимости). 13 ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАНИЙ 1. Подготовка   информационного   сообщения  –  это   вид   внеаудиторной самостоятельной   работы   по   подготовке   небольшого   по   объёму   устного сообщения   для   озвучивания   на   семинаре,   практическом   занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну,   отражает   современный   взгляд   по   определённым   проблемам. Сообщение   отличается   от   докладов   и   рефератов   не   только   объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими   или   статистическими   материалами.   Оформляется   задание письменно,   оно   может   включать   элементы   наглядности   (иллюстрации, демонстрацию). Роль обучающегося:  собрать и изучить литературу по теме;  составить план или графическую структуру сообщения;  выделить основные понятия;  ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;  оформить текст письменно;  сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок. Критерии оценки:  актуальность темы;  соответствие содержания теме;  глубина проработки материала;  грамотность и полнота использования источников;  наличие элементов наглядности. 14 2. Написание конспекта первоисточника  (учебника, книги, статьи и пр.) – представляет   собой   вид   внеаудиторной   самостоятельной   работы обучающегося по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме (приложение 2). В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внёс его автор, основные методологические положения работы, аргументы,   этапы   доказательства   и   выводы.   Ценность   конспекта значительно   повышается,   если   обучающийся   излагает   мысли   своими словами,   в   лаконичной   форме.   Конспект   должен   начинаться   с   указания реквизитов   источника   (фамилии   автора,   полного   наименования   работы, места и года издания).   Работа выполняется письменно.  Роль обучающегося:  прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное;  установить логическую связь между элементами темы;  записывать только то, что хорошо уяснил;  выделять ключевые слова и понятия;  заменять   сложные   развёрнутые   обороты   текста   более   лаконичными (свертывание);  разработать и применять свою систему условных сокращений. Критерии оценки:  содержательность конспекта, соответствие плану;  отражение   основных   положений,   результатов   работы автора, выводов;  ясность, лаконичность изложения мыслей студента;  наличие   схем,   графическое   выделение   особо   значимой информации;  соответствие оформления требованиям;  грамотность изложения;  конспект сдан в срок. 15 3. Создание   материалов­презентаций–  это   вид   самостоятельной   работы обучающихся   по   созданию   наглядных   информационных   пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы Power Point. Материалы презентации готовятся обучающимся в виде слайдов с использованием программы Microsoft Power Point и дополнения к каждому слайду   (при   необходимости)   в   формате   программы Microsoft   Word.   В качестве   материалов   презентаций   могут   быть   представлены   результаты любого   вида   внеаудиторной   самостоятельной   работы,   по   формату соответствующие режиму презентаций. Материалы сдаются в электронном виде   в   папке,   содержащей   2   указанных   файла   (могут   быть   и дополнительные файлы при необходимости).  обучающегося Роль       :  изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;  установить логическую связь между элементами темы;  представить характеристику элементов в краткой форме;  выбрать сигналы   для   информации и отобразить в структуре работы; оформить работу и предоставить к установленному сроку.   опорные   акцентирования   главной Критерии оценки:  соответствие содержания теме;  правильная структурированность информации;  наличие логической связи изложенной информации;  эстетичность   оформления,   его   соответствие   требова­ ниям;  работа представлена в срок. 16 4. Эссе–  это   вид   внеаудиторной   самостоятельной   работы   обучающихся   по написанию   сочинения   небольшого   объёма   и   свободной   композиции   на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно (приложение 3). Тематика   эссе   должна   быть   актуальной,   затрагивающей   современные проблемы области изучения дисциплины. Обучающийся должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные   взгляды   на   неё.   Этот   вид   работы   требует       умения   чётко выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений, ясно излагать свою точку зрения. Эссе, как правило, имеет задание, посвящённое решению одной из проблем, касающейся области учебных или научных интересов дисциплины, общее проблемное поле, на основании чего обучающийся сам формулирует тему. При   раскрытии   темы   он   должен   проявить   оригинальность   подхода   к решению   проблемы,   полезность   и   значимость предложенных идей, яркость, образность, художественную оригинальность изложения.   реалистичность, Роль обучающегося:  внимательно   прочитать     тему не   только   актуальную   по   своему   значению,   но   и   оригинальную и интересную по содержанию; задание   и   сформулировать  подобрать   и   изучить   источники   по   теме,   содержащуюся в них информацию;  выбрать главное и второстепенное;  составить план эссе;  лаконично,   но   ёмко   раскрыть   содержание   проблемы   и свои подходы к её решению;  оформить эссе и сдать в установленный срок. Критерии оценки:  новизна, оригинальность идеи, подхода;  реалистичность   оценки   существующего   положения дел; 17  полезность и реалистичность предложенной идеи;  значимость   реализации   данной   идеи,   подхода,   широта охвата;  художественная   выразительность,   яркость,   образность изложения;  грамотность изложения;  эссе представлено в срок. 5. Научно­исследовательская   деятельность  обучающегося   –   этот   вид деятельности предполагает самостоятельное формулирование проблемы и её   решение,   либо   решение   сложной   предложенной   проблемы   с последующим   контролем   преподавателя,   что   обеспечит   продуктивную творческую   деятельность   и   формирование   наиболее   эффективных   и прочных   знаний   (знаний­трансформаций).   Этот   вид   задания   может выполняться в ходе занятий обучающегося в кружке по дисциплине или планироваться   индивидуально   и   требует   достаточной   подготовки   и методического обеспечения. Роль   преподавателя   и   роль   обучающегося   в   этом   случае   значительно усложняются, так как основной целью является развитие у обучающихся исследовательского, научного мышления. Такой вид деятельности под силу не всем обучающимся, планируя его, следует учитывать индивидуальные особенности   обучающегося.   Более   сложна   и   система   реализации   такого вида деятельности, более ёмки затраты времени как обучающегося, так и преподавателя.   В   качестве   кружковой   работы   и   индивидуально­ консультационных занятий могут быть подготовлены сложные рефераты, проведено микроисследование, изготовлены сложные учебные модели. 18 ПРИЛОЖЕНИЯ Образец титульного листа Приложение  1 ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ Г.КАМЕНЬ­НА­ОБИ» Р Е Ф Е Р А Т Тема:                                                                                                                         Выполнил (а)                                                                                                             Ф. И. О. обучающегося,                                                                                             группа                                                                                         Руководитель: 19 Ф.И.О. преподавателя г. Камень­ на ­ Оби 2016 Образец оглавления ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ................................................................................................................. 2 Глава 1 ................................................................................................................... .3 Глава 2 .................................................................................................................... 6 Глава 3 ............................................................................................... …………...10 Заключение ........................................................................................................... 14 Список литературы............................................................................................... 16 20 Приложение  2 Образец оформления конспекта Первоисточника (главы учебника, статьи и пр.) КОНСПЕКТ «_______________________________________________»                выполнил(а) Ф.И.О. студент(ка), группа Фамилия автора, полное наименование работы, место и год издания План (схема простого плана):  1. 2.  3.  4.  План (схема сложного плана):  1. ________________________;         1.1_______________________: а) _____________________; б) _____________________; в) _____________________. 1.2. ______________________: а) _____________________;  21 б) _____________________. 2. ________________________. 2.1. __________________ и т.д.  (далее раскрываются вопросы плана) 1. 1.1. 1.2. 2. 2.1. Приложение 3 Образец оформления эссе ЭССЕ Выполнил Ф.И.О. обучающегося, группа   Тема эссе: Содержание эссе: 1. Для того чтобы написать грамотное эссе в литературе, вам необходимо  тщательно изучить исходный текст. Для начала прочитайте его несколько  раз, попытайтесь выделить проблему, которую ставит перед вами автор.  Какую тему он поднимает, возможно, это патриотизм, может быть это  проблема современной молодежи, отношения между отцами и детьми.  После того, как вы выделите проблему, приступайте к написанию эссе. 2. Эссе по своему строению должно состоять из трёх частей: введения,  основной части и заключения. Во введении вы должны описать суть проблемы, поставленной перед вами. 3. Основная часть – самая главная составляющая эссе. Здесь вы должны либо согласиться с мнением автора, либо не согласиться. 4. В этой части используйте как можно больше таких слов как: по­моему  5. мнению; я думаю, что; я согласен, не согласен с автором в том, что.  Приведите аргументы, подтверждающие вашу позицию. Для этого  используйте другие литературные источники, телепередачи, которые вам  удосужилось просмотреть по телевидению. Возможно, вы будете  22 опираться на свой личный опыт. Самое главное здесь четко отстоять свою  точку зрения. Не используйте разговорную речь, слова паразиты. Так как  эссе — это художественное сочинение­размышление. Плюсом будет то, если вы будете задавать риторические вопросы. 6. Заключение не менее важная часть сочинения. В заключении, необходимо  прийти к определённым выводам, которые последуют после основной  части.    Приложение 4 Образец оформления презентации  1. Первый слайд: Тема информационного сообщения (или иного вида задания): _____________________________________________________ Подготовил: Ф.И.О. обучающегося, группа Руководитель: Ф.И.О. преподавателя  2. Второй слайд  План: 1. ______________________________. 2. ______________________________. 3. ______________________________. 3. Третий слайд Лаконично   раскрывает   содержание   информации, можно   включать   рисунки,   автофигуры,   графики, диаграммы   и   другие   способы   наглядного отображения информации  23 4. Четвертый слайд  Литература:                                                                                                     СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО  по литературе 1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ (дисциплина, курс, группа, Ф.И.О.  обучающегося) 2. АНКЕТА (для рефлексивной самооценки) я умею Читать и понимать   прочитанное Делать выписки из  прочитанного я хочу научиться Читать и понимать  прочитанное Делать выписки из  прочитанного Составлять цитатный план Составлять глоссарий Отвечать на поставленный  Составлять цитатный план Составлять глоссарий Отвечать на поставленный  вопрос устно вопрос устно Отвечать на поставленный  Отвечать на поставленный  вопрос письменно вопрос письменно Давать оценку поступкам и Давать оценку поступкам и действиям героев действиям героев Соотносить литературную  Соотносить литературную  ситуацию с жизнью Выступать перед  аудиторией ситуацию с жизнью Выступать перед  аудиторией 24 Свободно общаться с  другими людьми Свободно общаться с  другими людьми Использовать ИКТ в работе Использовать ИКТ в  работе 3. 4. ПЛАН РАБОТЫ НА ГОД И РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ, ВЫСТАВКАХ, ОЛИМПИАДАХ,  ВИКТОРИНАХ (уровень техникума, города, края, страны) Достижения обучающегося представлены в виде копий работ и наградного  материала (если есть) в произвольной форме. 5. АНАЛИЗ РАБОТЫ ЗА ГОД – ретроспективная оценка деятельности  (что получилось или не получилось и почему) 6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ  СПИСОК  основной и дополнительной литературы для преподавателей Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273­ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ   Минобрнауки   России   от   17.05.2012   №   413   «Об   утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №   413   “Об   утверждении   федерального   государственного   образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”». Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06­259 «Рекомендации по организации   получения   среднего   общего   образования   в   пределах   освоения образовательных   программ   среднего   профессионального   образования   на   базе основного   общего   образования   с   учетом   требований   федеральных государственных   образовательных   стандартов   и   получаемой   профессии   или специальности среднего профессионального образования». Белокурова С.П., Сухих И.Н.Русский язык и литература. Русская литература в 10 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред И.Н.Сухих. — М., 2014. 25 Белокурова   С.П.,  Дорофеева   М.Г.,  Ежова   И.В.  и   др.   Русский   язык   и литература. Литература в 11 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред. И.Н.Сухих. — М., 2014. Бурменская   Г.В.,  Володарская   И.А.  и   др.   Формирование   универсальных учебных  действий  в  основной  школе:  от  действия  к  мысли. Система  заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. — М., 2010. 38 Карнаух Н.Л. Наши творческие работы // Литература. 8 кл. Дополнительные материалы / авт.­сост. Г.И. Беленький, О.М. Хренова. — М., 2011. Карнаух Н.Л., Кац Э.Э. Письмо и эссе // Литература. 8 кл. — М., 2012. Обернихина Г.А., Мацыяка Е.В. Литература. Книга для преподавателя: метод. пособие / под ред. Г.А. Обернихиной. — М.,2014. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. — М., 2009. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС: пособие для учителей, руководителей школ и органов образования. — М., 2014. Самостоятельная   работа:   методические   рекомендации   для   специалистов учреждений начального и среднего профессионального образования. — Киров, 2011. Современная русская литература конца ХХ — начала ХХI века. — М., 2011. Черняк М. А. Современная русская литература. — М., 2010. Интернет­ресурсы www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи  в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования   устной   и   письменной   речи,   создания   и   редактирования текста).   www.krugosvet.ru   (универсальная   научно­популярная   онлайн­ энциклопедия   «Энциклопедия   Кругосвет»).   www.school­collection.edu.ru   (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»). www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка») 26 27

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)

ВСР по предмету "Русский язык и литература. Литература" (методические рекомендации для преподавателей)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2017