Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 35.
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Тема: Встреча с подземными жителями (А. Погорельский «Чёрная курица...», ч. 4, 5)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
2 3
Проверка домашнего задания.
– Какие сказки о курице вы вспомнили?
– В каких сказках курица – хранительница и спасительница?
– В каких она связана с иным миром?
– Обыгрывается ли в сказках цвет курицы? О чём говорит чёрный цвет? (В
русских поверьях именно чёрная курица связывается с подземным миром и
водным царством.)
– Как вы думаете, случаен ли выбор автором чёрной курицы как героини
сказки?
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
1II. Развитие
умений.
2 4 2 3 1 2 3 4
1. Работа с текстом сказки.
1. Работа с текстом до чтения.
Прогнозирование содержания текста.
– Прочитайте полное название сказки.
– С Чернушкой мы уже знакомы. А с кем ещё только предстоит встретиться?
– Какими вы представляете себе подземных жителей? Кто они?
2. Работа с текстом во время чтения.
1) Самостоятельное чтение 4–5й частей.
– Что произвело на вас особенно сильное впечатление?
– О чём хотите спросить?
2) Повторное чтение 4й части. Самостоятельное ведение диалога с
автором. Дети могут задать такие вопросы автору:
– Почему мальчик удивился, услышав благодарность за спасение главного
министра?
– Что же могло случиться третьего дня на дворе? Кого и от чего спас Алёша? и
др.
– Какими Алёша увидел подземных жителей?
Вопросы после чтения:
– Что нового вы узнали об Алёше? (Добрый, честный, вежливый.)
– Обдуманной ли была просьба Алёши? Удивляет ли она вас?
– Докажите, что эта просьба огорчила короля.
– Трудно ли будет выполнить условие, поставленное королём?
3) Выборочное чтение 5й части.
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
© ООО «Баласс», 2014
21. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
– Что из подземных редкостей больше всего поразило Алёшу? А вас? Зачитайте.
– Почему не позволялось ничего брать с собой? Найдите два варианта ответа на
этот вопрос.
(1 – чтобы никто не узнал о подземных жителях; 2 – нельзя путать мир реальный
и подземный, фрукты подземного царства не могут оставаться фруктами в мире
реальном.)
– Каждому ли показываются подземные жители?
– От чего это зависит?
– Искренне ли даёт честное слово Алёша?
– На какие вопросы Алёша так и не получил ответа? Почему?
– Останется ли сказка сказкой, если в ней не будет тайны?
3. Работа с текстом после чтения.
1) Беседа с учащимися:
– Получить конопляное семечко и больше не учить уроки. Заманчиво? Но
хорошо ли? Добром или злом, по вашему мнению, окажется для Алёши этот
подарок короля?
2) Составление характеристики Алёши (до получения зёрнышка). Задание
II.3 в тетради.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Творческий пересказ «В гостях у подземных жителей» (от лица Алёши).
ΙΙΙ
. Итог.
IV. Домашнее
задание.
© ООО «Баласс», 2014
3© ООО «Баласс», 2014
4