ВСТРЕЧА В СЕМЕЙНОМ КЛУБЕ- «ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА. КАК?», направлена на показ значимости гармоничного личностного развития дошкольников через общение со взрослыми. Период активного освоения социального пространства. Ребенок постигает особенности человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, игровые отношения и общение со сверстниками. Во взаимоотношениях с другими людьми находится источник переживаний ребенка.ВСТРЕЧА В СЕМЕЙНОМ КЛУБЕ- «ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА. КАК?», направлена на показ значимости гармоничного личностного развития дошкольников через общение со взрослыми. Период активного освоения социального пространства. Ребенок постигает особенности человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, игровые отношения и общение со сверстниками. Во взаимоотношениях с другими людьми находится источник переживаний ребенка.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Клуб форма организации работы с родителями по вопросам воспитания,
обучения и развития детей дошкольного возраста. Семейные клубы
неформальные объединения родителей для решения практических задач
воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов, дети которых вместе
занимаются в кружках, студиях, секциях. Людей сплачивает в семейном клубе
увлеченность конкретными идеями в воспитании, например раннее закаливание,
обучение плаванию грудных детей (и на этой основе их всестороннее развитие) или
совместное творчество взрослых и детей. В основе деятельности семейного клуба
добровольность.
В семейном клубе критически настроенным родителям становятся видны не
только недостатки, но и достоинства своих детей, а восторженным родителям видны
все стороны ребенка. Дети приобретают в семейном клубе ценный опыт общения с
людьми разных характеров, оказываются в разных ролевых позициях: например,
подростки чувствуют себя младшими по отношению к взрослым, но старшими (и
более опытными) по отношению к дошкольникам и младшим школьникам из
других семей.
Семейные клубы очень полезны для неполных семей, в которых дети
испытывают дефицит образцов мужского (или женского) поведения. Они не
обходимы единственным детям в семье, не имеющим опыта тесного общения с
детьми. Члены дружного семейного клуба чувствуют себя более защищенными и
уверенными в жизни.
В нашем ДОУ прошли встречи в семейном клубе по темам: «Руководство для
детей, у которых трудные родители», «Типы современной семьи, стили воспитания
ребенка», «Эмоциональный мир ребенка младшего дошкольного возраста», «Любить
ребенка. Как?» (приложение 1); «Игры, в которые играют...» (приложение 2);
«Коррекция детскородительских отношений»; «Психологическое здоровье
ребенка»; «Поиграйка!» (совместно с детьми) и др.
благоприятного
психоэмоционального климата в семьях путем формирования положительных
установок детскородительских отношений.
Основная
создание
цель
мероприятий
При проведении мероприятий решаются следующие задачи:
реконструкция, оптимизация и гармонизация детскородительских
взаимоотношений средствами развития коммуникативных форм поведения
способствующих самоактуализации и самоутверждению родителей;
просвещение родителей по внутрисемейным отношениям;
формирование навыков адекватного общения родителей с детьми.
1ВСТРЕЧА В СЕМЕЙНОМ КЛУБЕ «ЛЮБИТЬ РЕБЕНКА. КАК?»
Цель: показать значимость гармоничного личностного развития дошкольников через
общение со взрослыми.
Обсуждаемые направления:
а) психические особенности детей 4 5 лет;
б) общение в семье
I.Приветствие (педагогпсихолог рассказывает участникам немного о себе).
II. Сообщение о психологических особенностях возраста.
Дошкольный возраст период активного освоения социального пространства.
Ребенок постигает особенности человеческих отношений через общение с близкими
взрослыми, игровые отношения и общение со сверстниками. Во взаимоотношениях с
другими людьми находится источник переживаний ребенка.
Ведущая деятельность сюжетноролевая игра, структуру которой составляют:
роли, которые на себя берут дети (продавец, врач и др.);
игровые действия, посредством которых дети реализуют себя в роли
взрослых и отношения между ними;
игровое употребление предметов, при котором реальные предметы замещаются
игровыми предметами (стул поезд);
реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся
в
разнообразных репликах, замечаниях, которыми регулируется ход игры. Влияние
игры на психическое и личностное развитие
1.
Начинает формироваться произвольность психических процессов.
Развиваются произвольное восприятие, внимание и память. Потребность в общении со
сверстниками вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, что требует спе
циальных усилий и целенаправленности.
Развивается мышление
мысль переходит в действие в плане
представлений. Действуя с предметомзаместителем, ребенок учится мыслить о реальном
предмете.
2.
3.
В игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим
и «примерять» на себя различные роли, их образы и действия, т.е. развивается
воображение.
4.
Влияет на развитие личности, так как ребенок осваивает взаимоотношения
между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая навыки общения и способы
волевой регуляции своего поведения.
Развивается знаковая функция речи (предмет знак его наименование).
5.
6. Способствует развитию рефлексии как умению соотносить действия,
мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями. В игре эта возможность
открывается потому, что ребенок находится в двойной позиции исполняющего роль и
контролирующего качество (правильность) ее исполнения.
7. Развиваются продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной и
трудовой деятельности:
умение воспринимать форму,
цвет, величину, вес, температуру,
свойства
поверхности;
2 умение выделять соотношение звуков по высоте, ритмический рисунок музыки;
совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное
расположение предметов, последовательность событий и разделяющие их промежутки
времени;
ребенок учится внимательно слушать чтение литературы, рассматривать
картинки;
ребенок учится самостоятельно мыслить, рассуждать, высказываться;
формируются целенаправленная сосредоточенность и запоминание;
ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, структурировать материал
в целях запоминания, использовать связи при припоминании;
формируются действия воображения: замысел, образ воображаемого предмета и
действия с ним;
развивается словотворчество.
III.
Тест «На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку?»
(тест составлен Н.И. Дереклеевой).
IV. Упражнение «Портрет моего ребенка», обсуждение, составление группового
портрета.
Цель: помочь родителям увидеть положительные стороны ребенка.
Анализ полученных данных. Создание коллективного портрета.
Написать в две колонки положительные и отрицательные качества ребенка.
V. Обсуждение памятки для взрослых.
Если вы хотите, чтобы дети как можно раньше научились следовать вашим
указаниям, управлять своим поведением, пытайтесь вводить в повседневную жизнь ребенка
не очень сложные правила. Это поможет ему лучше ориентироваться в ситуациях, придаст
уверенности, избавит вас от чтения бесконечных нотаций. Чтобы правила оказались более
эффективными, следует учитывать некоторые условия:
правило должно быть конкретным;
одно и то же правило лучше повторять несколько раз;
правило должно быть не только произнесено, но и нарисовано;
повторяя правило, постарайтесь, чтобы оно прозвучало не как приказ или указание,
а как доброжелательный совет;
формулировка правила должна быть позитивной (лучше сказать: «Говори тихо», а не
«Не кричи»);
обосновывайте для ребенка применение правила;
если ребенок испытывает правило на «прочность», провоцируя вас на окрик или
шлепок, оставайтесь спокойными и «твердыми» в выполнении правила;
взрослые должны неукоснительно выполнять правила, введенные ими.
VI. Безусловное принятие. Что это значит?
Безусловно, принимать ребенка значит любить его не за то, что он красивый, умный,
способный, помощник и т.д., а просто так, просто за то, что он есть.
♦ Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не
ребенком в целом.
♦ Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы
нежелательными или «непозволительными» они ни были. Они у него возникли, зна
3чит для этого есть основания.
♦ Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно
перерастет в непринятие.
VII. Игры для детей. Игра «Поймай зайчика»
Цель: снять эмоциональное напряжение, излишнюю двигательную активность.
«Солнечные зайчики Прыг, прыг, скок. Прыгают, как мячики, Прыг, прыг, скок.»
Взрослый показывает ребенку солнечного зайчика на стене, обращает внимание на
то, как он прыгает, замирает, потом вдруг неожиданно убегает. Иногда зайчик
устает, прячется в норку и засыпает.
Игра «Волшебное зеркало»
Цель: отработать навыки взаимодействия взрослого и ребенка; развивать
воображение, ориентировку в пространстве и на своем теле, умение повторять
движение взрослого.
«Нука, зеркальце, смотри, Все нам верно повтори. Встану я перед тобой,
Повторяйка все за мной.» Взрослый показывает движение, ребенок должен его повторить.
Игра «Покажи нос»
Цель: развивать представления и воображение ребенка.
«Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть. Вы смотрите, не зевайте, И за
мной все повторяйте, Что я вам сейчас скажу И при этом покажу.»
Взрослый, называя части тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети
повторяют за ним движения, показывая на себе названые части тела. Затем взрослый начинает
«путать» детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и
не повторить ошибку.
Игра «Ласковые лапки»
Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развивать
чувственное восприятие, гармонизировать отношения между взрослым и ребенком.
Взрослый подбирает несколько (6 7) мелких предметов различной фактуры:
кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Выкладывает их на стол.
Ребенку предлагается оголить руку по локоть. Взрослый объясняет, что по руке будет
ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Ребенку с закрытыми глазами нужно
угадать, какой «зверек», т.е. предмет, прикасался к руке. Прикосновения должны быть
поглаживающими, приятными.
Вариант: «зверек» может прикасаться к щеке, ладоням, колену.
Игра «Разговор с руками»
Цель: научить детей контролировать свои действия,
Если ребенок подрался, чтото сломал или причинил комунибудь боль, можно
предложить ему такую игру; обвести свою руку на листе бумаги. Затем предложить
оживить ладошки нарисовать им глазки, ротик, носик и раскрасить цветными ка
рандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросить: «Кто вы, как
вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не
подключается к разговору, взрослый должен сам проговорить диалог. При этом важно
4сказать, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислить, что именно), но
иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора»
между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2 3 дней они
постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут
никого обижать, Если ребенок согласится на эти условия, то через заранее обговоренное
время необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный
срок, похвалив послушные руки хозяина.
VIII. Прощание участников клуба.
Научно – практический журнал «Управление Дошкольным Образовательным
Учреждением» №8 – 2008г. стр. 89 – 97.
5СЕМИНАРПРАКТИКУМ В СЕМЕЙНОМ КЛУБЕ «ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ...»
Цель: расширить знания и навыки родителей в игровом общении с детьми
дошкольного возраста.
Задачи:
развитие коммуникативных навыков адекватного общения с окружающим
миром;
создание благоприятного психоэмоционального климата при общении
членов клуба «Семь Я»;
формирование чувства доверия к участникам;
развитие коммуникативных
форм поведения,
способствующих
самоактуализации и самоутверждению;
оптимизация и гармонизация внутрисемейных отношений.
Педагогпсихолог.
Многие родители хотели бы иметь какойто один
универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, общительных, контактных
детей. Однако такого рецепта нет и не может быть. В наши дни все больше растет
понимание того, что процесс воспитания формируется не только родителями. На
него воздействуют и сами дети своим характером, темпераментом, индивиду
альными особенностями психики. Взаимодействие детей и родителей
неотъемлемая сторона семейного общения.
Несложные игры и упражнения, способствующие развитию основных
коммуникативных умений, можно использовать дома в индивидуальных
занятиях с ребенком, а также во время прогулки или на детских домашних
праздниках.
Упражнения и игры:
Упражнение «Я и мои эмоции»
На карточках изображены различные, эмоциональные состояния человека.
Ребенку предлагается выполнить несколько простых упражнений для развития
мимических мышц лица. Игра направлена на изучение и осознание ребенком
мимических мышц лица и связанных с их движением эмоциональных выражений,
тренировку выразительной мимики.
Игра «Настроение»
В игре участвуют двое или более детей. Они садятся в круг. Взрослый
бросает его одному из детей, называя при этом какоелибо настроение или эмоцию.
Ребенок возвращает мяч обратно, называя противоположное настроение.
Например: веселый грустный, добрый злой, теплый холодный, ясный темный
(мрачный), молчаливый общительный, тихий шумный.
Игра «Испорченный телефон»
Эта всем известная игра создает радостное настроение и способствует
теплому общению между людьми.
Игра «Угадайка»
Игру начинает взрослый. С помощью мимики и жестов он изображает
какойлибо предмет (мяч, лягушку, машину, поезд, бабочку и т.д.). Названия изоб
6ражаемых предметов можно написать на отдельных карточках и доставать из
чудомешочка. Это упражнение помогает ребенку осознать возможности и
богатство «бессловесных движений» как у себя, так и научиться понимать их у
других людей.
Упражнение «Знакомство с друзьями»
Каждый участник называет свое имя и говорит, что он больше всего любит.
В этом упражнении дети учатся устанавливать доверительные отношения
между людьми, создавать атмосферу сотрудничества.
Игра «Запомни звуки»
Нужно приготовить коробку с различными шумовыми предметами, которые
своим звучанием знакомы детям. Звуки можно «зарисовывать», угадывать или
просто повторять то, что звучало (несколько предметов).
Эта игра научит детей концентрировать внимание, развивает слуховую память.
Игра «Аукцион»
Взрослый предлагает участникам игры называть предметы, имеющие один
одинаковый признак, например: круглый стол, круглая тарелка и т.д. Когда темп
игры замедляется, взрослый считает: «круглый раз!, круглый два!, круглый
три!» Выигрывает тот, кто последним назовет заключительный предмет. Игра
создает здоровый эмоциональный подъем в группе людей.
Игра «Спичечный узор»
Нужно взять три спички (или 4 5), бросить их на стол, запомнить узор и
вместе с ребенком постараться выложить такой же, но первый предварительно при
крыть листом бумаги.
Игра развивает произвольность внимания,
мелкую моторику,
пространственные представления и взаимодействие между родителем и
ребенком.
Игра «Апельсин»
Две команды передают подбородком апельсины. Команда, передавшая
апельсин первой, побеждает. Необходимое условие: нужно встать ребенок,
взрослый, ребенок и т.д.
В игре развиваются эмпатия,
взаимопомощь, возникает положительный
эмоциональный настрой.
Игра «Скажи другому комплимент»
Участники высказывают комплименты о характере, внешности, способностях и
других качествах друга.
7Научно – практический журнал «Управление Дошкольным Образовательным
Учреждением» №8 – 2008г. стр. 89 – 97.
8