ВВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА В МИР КУЛЬТУРЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ – ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Оценка 4.8

ВВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА В МИР КУЛЬТУРЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ – ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Оценка 4.8
docx
08.12.2022
ВВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА В МИР КУЛЬТУРЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ – ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
14.docx

ВВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА В МИР КУЛЬТУРЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ – ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

В настоящее время во многих современных семьях материальные ценности возвышаются над духовными. У детей происходит искажение таких понятий как «духовность», «нравственность», «добро», «справедливость», «великодушие», «дружба», «взаимопомощь», «милосердие». В погоне за интеллектуальным развитием родители упускают из виду важность и необходимость работы над духовным воспитанием своего ребенка. Не всегда родители понимают, что без нравственных качеств накопленные ребенком знания могут быть бесполезными. И как результат – эмоционально-волевая и духовно-нравственная незрелость подрастающего поколения. Педагогами и психологами давно доказано, что дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для становления нравственных норм и ценностей. Это возраст наиболее зависимый от общения и социальных отношений. Это время накопления социального значимого опыта и формирования отношения к окружающему миру. Как отмечал В. А. Сухомлинский «Детский мир – это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве». Сухомлинский считал, что очень важно именно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону все законы совести и справедливости, тот никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Исследования Г.С. Абрамовой показывают, что особенности детских взаимоотношений выражаются в гуманном содержании общения, избирательности отношений ребенка со взрослыми и сверстниками. В работах М.И. Лисиной отмечается, что дошкольное детство – это пора жизни, когда перед ребенком все более открывается мир социальной действительности, и он осваивает сложную структуру взаимоотношений в этом мире. Как отмечает исследователь, живой процесс общения является тем контекстом, в котором формируются основы взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью. Потребность в общении ребенка со взрослыми и сверстниками имеет единую природу, как утверждает М.И. Лисина. Е.О. Смирнова отмечает, общение дошкольников со сверстниками гораздо богаче и разнообразнее по своим функциям, чем взаимодействие со взрослыми. Это особая сфера жизнедеятельности ребенка, где он может успешно или неуспешно использовать духовно-нравственные и социокультурные нормы, которые он усвоил в процессе общения со взрослыми. Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает в процессе наблюдения за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их культура поведения, манера общения, а также их отношение к самому ребенку, к его поступкам становится для малыша отправной точкой в формировании эффективных взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, окружающим предметным и природным миром. Главная задача взрослого – создать условия для содержательного взаимодействия ребенка с окружающими людьми, развивать навыки эффективного взаимодействия друг с другом, формировать у дошкольников приоритеты в поведении и общении, ориентированные на нравственные ценности, в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках и взрослых друзей и партнёров. Программа социокультурного развития детей дошкольного возраста «Мир на моей ладошке» под ред. Серебряковой Т.А., Удовика А.В., реализуемая в нашем дошкольном учреждении, направлена на приобщение детей к культуре взаимоотношений: - воспитание привычки проявлять доброжелательность к окружающим; - формирование стремления находить пути самостоятельного справедливого и гуманного разрешения возникающих проблем; - формирование основ, необходимых для создания и развития детского сообщества; - развитие у ребенка интереса к себе, осознание ценности своей собственной личности, умение принимать себя таким, какой есть; - развитие интереса к взрослым и сверстникам, формирование способов положительно-действенного общения, навыков сотрудничества; - формирование элементарных ценностных ориентаций при взаимодействии с миром природы, развитие эмоциональной отзывчивости; - воспитание бережного и созидательного отношения к предметному миру. Реализация данных задач начинается с младшего дошкольного возраста. Работа строится по следующим направлениям. 1. Раздел «Сам себе собеседник». Предполагает развитие у детей интереса к собственному «Я», расширение представлений ребенка о себе, формирование внутреннего мира ребенка, познание и принятие своих интересов, развитие самосознания, формирование положительной самооценки. Особенно важно стимулировать стремление ребенка к социально одобряемым действиям и поступкам, развивать потребность действовать в соответствии с принятыми нормами и правилами взаимодействия людей. 2. Раздел «Я и мои друзья: взрослые и сверстники». Направлен на развитие у детей интереса ко взрослым и сверстникам, развитие чувства доверия и симпатии к ним, обогащение способов позитивно-направленного взаимодействия со взрослыми и детьми, воспитание у детей потребности осознанно следовать правилам культуры поведения и общения. 3. Раздел «Мир природы». Знакомит детей с правилами взаимодействия с миром природы, обогащает опыт познавательно-исследовательской деятельности, развивает у ребенка эмоционально-положительные чувства при общении с природными объектами, формирует основы ценностного отношения к миру природы. 4. Раздел «Предметный мир». Предполагает развитие умения детей взаимодействовать с предметным миром, развивать у детей самостоятельность в познании предметного мира, формировать основы ценностного отношения к предметному миру. Реализация поставленных задач осуществляется по следующим направлениям: - в ходе организованной образовательной деятельности; - в процессе индивидуальной работы; - в режимные моменты. Организованная образовательная деятельность включает в себя проведение занятий по программе социокультурного развития детей дошкольного возраста «Мир на моей ладошке». Занятия проходят в игровой форме («Путешествие в мир осенней одежды», «В гостях у сказочных героев», «Страна желаний», «В гости к волшебному зеркалу» и пр.). Все занятия имеют общую структуру: - ритуал приветствия – направлен на создание эмоционально-положительного настроя в группе; - основная часть – включает различные игры и игровые ситуации, разбор проблемных ситуаций, инсценировки, ситуации-рассуждения, ситуации выбора, направленные на реализацию задач конкретного занятия; - ритуал прощания и подведение итогов занятия. В ходе режимных моментов чаще всего используются: - беседы на этические темы «Добро и зло», «Хорошие и плохие поступки», «Хорошо ли быть жадным?», «Чем жадность отличается от бережливости»; - чтение художественной литературы, обсуждение прочитанного (С. Яснова «Мирная считалка», К. Чуковский «Телефон», «Федорино горе» и т.д.); - рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций «Кто поможет?», «Как добраться», «Что можно сделать»; - просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций «Случай в песочнице», «Как помочь друзьям», «Мы по улице идем»; - моделирование и обсуждение проблемных ситуаций, возникших в группе; - обыгрывание художественных произведений с использованием элементов театрализации («Пузырь, соломинка и лапоть», «Три поросенка», «Медвежонок – невежа»). В процессе индивидуальной работы детям предлагается решить проблемно-игровые ситуации «Как друзьям поделить игрушки?», «Телефонный разговор с бабушкой», обсудить игровые ситуации «Принимаем гостей», «Мы играем дружно, ссориться не нужно», «Если бы я был волшебник». Дети с большим удовольствием выполняют индивидуальные поручения («Помоги другу завязать шапку», «Напомни Сереже вежливые слова», «Помоги Кате вспомнить как можно поздороваться»). Особое внимание уделяется работе с родителями. В нашем ДОО выстроена модель взаимодействия специалистов образовательной организации с родителями (законными представителями) воспитанников по вопросу развития культуры взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Данная модель включает следующие формы работы с родителями (законными представителями): - родительские гостиные в формате ZOOM – наиболее востребованный формат работы с родителями в период пандемии. «Дети – мастера общения», «Учимся, играя», «О чем и как разговаривать с детьми», «Копилка домашних игр» - вот лишь небольшая часть тем, которые рассматриваются в рамках наших гостиных. Так в «Копилке домашних игр» мы демонстрируем видеозаписи игр, в которые родители могут играть с детьми в домашних условиях. Эти игры направлены не только на улучшение коммуникации между ребенком и взрослым, а также на взаимную эмоциональную нагрузку, проявление творчества и фантазии. В теме «Дети – мастера общения» родители совместно с педагогом-психологом разбирают практические ситуации, которые наиболее часто происходят в детском коллективе. Зачастую это бывают реальные события, произошедшие в детском саду. - мастер-классы, совместные занятия «Уроки толерантности», «Как помирить мальчиков и девочек», «Истерика: как вести себя родителям», «Пойми меня». На мастер- классе «Как помирить мальчиков и девочек» родителям предлагается вспомнить и назвать те способы, которые они используют в своей жизни, чтобы помирить своих детей. Также обсуждается какие способы наиболее эффективные. В практической части мастер класса родители «отрабатывают» эти способы на примере разрешения конфликтных ситуаций. - участие в интернет-конкурсах и викторинах «Правила поведения послушных детей», «Мы идем в театр», «В стране добрых сказок». Родители вместе с детьми являются активными участниками и победителями различных международных, всероссийских конкурсов. Такая форма работы создает не только благоприятные условия для совместного семейного времяпрепровождения, но и для закрепления знаний детей о правилах и культуре поведения и общения. - участие в выставках совместного творчества «С чего начинается дружба», «Я с друзьями целый мир», «День защиты детей», «Уголок дружбы». - создание библиотеки «Учимся общаться» - здесь представлена как художественная, так и научная литература по вопросу развития взаимоотношений ребенка с окружающими. Родители получают список книг по данной теме и ссылки на эти книги. В список художественной литературы входят произведения К.И. Чуковского, Б. Заходера, К. Ушинского, Н. Носова, сказки народов мира, а также стихотворения Н. Найденовой, Я. Акима, Э. Успенского, Э. Мошковской и т.д. Научно-популярная литература представлена книгами С. Арсентиевой, А. Быковой, Е. Мурашовой, Л. Петрановской. В ходе проведенной работы по формированию у детей дошкольного возраста культуры взаимоотношений со взрослыми и сверстниками необходимо отметить положительную динамику. - У детей сформированы навыки эффективного межличностного общения со взрослыми и сверстниками. - Дети владеют способами вербальной и невербальной коммуникации, активно используют ее в процессе общения. - Дети понимают желания других, умеют соотносить их с собственными желаниями, а также договариваться и уступать в случае необходимости. - У детей сформированы практические умения эффективного разрешения конфликтных ситуаций. - Дети умеют замечать эмоциональные состояния взрослых, сверстников, объектов природы и проявлять сочувствие к ним, готовность помочь. - У детей сформированы представления о своем «Я», сформирована адекватная самооценка. - Дети стараются осознанно следовать правилам культуры поведения и общения. - У детей сформированы основы ценностного отношения к миру природы и предметному миру. - Дети обладают богатым опытом познавательно-исследовательской деятельности. Библиографический список: 1. Мир на моей ладошке: программа социокультурного развития дошкольников. / Под общей ред. Серебряковой Т.А., Удовика А.В. – Н.Новгород, 2013. – 94 с. 2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336


 

ВВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА В МИР КУЛЬТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА В МИР КУЛЬТУРЫ

Главная задача взрослого – создать условия для содержательного взаимодействия ребенка с окружающими людьми, развивать навыки эффективного взаимодействия друг с другом, формировать у дошкольников приоритеты в…

Главная задача взрослого – создать условия для содержательного взаимодействия ребенка с окружающими людьми, развивать навыки эффективного взаимодействия друг с другом, формировать у дошкольников приоритеты в…

Реализация поставленных задач осуществляется по следующим направлениям: - в ходе организованной образовательной деятельности; - в процессе индивидуальной работы; - в режимные моменты

Реализация поставленных задач осуществляется по следующим направлениям: - в ходе организованной образовательной деятельности; - в процессе индивидуальной работы; - в режимные моменты

Так в «Копилке домашних игр» мы демонстрируем видеозаписи игр, в которые родители могут играть с детьми в домашних условиях

Так в «Копилке домашних игр» мы демонстрируем видеозаписи игр, в которые родители могут играть с детьми в домашних условиях

У детей сформированы представления о своем «Я», сформирована адекватная самооценка

У детей сформированы представления о своем «Я», сформирована адекватная самооценка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2022