Введение предмета «Астрономия» в школьный курс.
Оценка 4.8

Введение предмета «Астрономия» в школьный курс.

Оценка 4.8
Семинары
doc
астрономия
11 кл
11.05.2018
Введение предмета «Астрономия» в школьный курс.
Статья рассматривает, что необходимо для введения предмета "Астрономия" в школьный курс, так как необходимо сформировать у учащихся основные понятия о Вселенной, уметь применять свои знания при сдаче ЕГЭ по физике. В кимах ЕГЭ с этого года было введено задание, которое включает знания и понятия из курса астрономии.За предшествующие столетия астрономия достигла грандиозных успехов, постоянно расширяя кругозор людей.Основным содержанием современной астрономии является астрофизика — изучение физической природы небесных тел и происходящих в космосе процессов. Для приближения к современному состоянию науки следует усилить астрофизическую часть, внегалактическую астрономию и космологию в содержании астрономии, поскольку эти эволюционные области астрономии имеют наибольшее значение для формирования мировоззрения.Процесс формирования системы астрономических знаний при изучении учебного предмета «Астрономия» включает в себя следующие педагогические функции: общеобразовательную,воспитательную,развивающую. Астрономия должна базироваться на материале, изучение которого обеспечивает формирование основных понятий.В связи с внесением изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования и возвращением в обязательную часть учебного плана предмета «Астрономия» появляется необходимость обеспечить условия для преподавания этого предмета на уровне требований ФГОС нового поколения.
Введение предмета.doc
Введение предмета «Астрономия» в школьный курс. Австриевских Н. М.                                                                             МБОУ   «Гимназия   №   11   г.   Ельца», учитель физики Этот   новый   учебный   год   для   нас   будет   в   некотором   роде   историческим   к   нам возвращается   такой   учебный   предмет   как   астрономия   после   довольно   длительного отсутствия. Вопрос о астрономии возник еще прошлой осенью, когда министр образования Ольга Юрьевна Васильевна на заседании Минобрнауки РФ 03.04.2017 г. подчеркнула, «… что с этого года в школьной программе вводится курс астрономии. В этом нет ничего удивительного — астрономия читалась в курсе физики, учителя физики готовы к тому, что они будут читать этот курс отдельно». То есть перечислю основные документы: 7 июня был   принят   приказ   Минобрнауки   №   506   согласно   которому   астрономия   становится обязательным предметом для тех старшеклассников которые обучается по Федеральному компоненту   государственных   образовательных   стандартов,   то   есть   для   абсолютного большинства старшеклассников нашей страны.  Несколько дней спустя был издан приказ № 613   от   29   июня   согласно   которому   астрономия   становилась   обязательной   и   для   тех старшеклассников, которые уже с некоторым опережением обучаются по ФГОС среднего общего   образования.   Понятно   сейчас   таких   старшеклассников   в   нашей   стране относительно   немного,   но   они   тоже   есть.   Одновременно   был   подкорректировал федеральный   перечень   и   Министерство   разослало   официальное   письмо   со   своими рекомендациями по введению астрономии в школах России как обязательного предмета. Для образовательных организаций в этом письме Министерство образования разъяснило свою   позицию   по   астрономии.   Существуют   три   возможные   модели   преподавания астрономия в школе которые разрешает Министерство: 1 основная модель преподавать астрономию в одиннадцатом классе. В течение всего учебного года, то есть исходя из расчета 1 час в неделю.  2 вариант можно преподавать астрономию в 11 классе, но в течение первого только полугодия тогда уже исходя из расчёта 2 часа в неделю 3 вариант которые Министерство тоже допускает начинать преподавать астрономию во втором полугодии 10 класса, а заканчивать в первом полугодии 11 класса, преподавание тоже идёт один год и тоже из расчета 1 час в неделю.  Понятно, что так как возникает новый учебный предмет возникает вопрос откуда брать часы на него часы на него. Министерство тоже разъяснило свою позицию. Школам дано право самостоятельно изыскать вот этот час на преподавание астрономии с оговоркой строго без ущерба для других предметов, к примеру, нельзя брать час на астрономию снимая  его  с физики   либо  с  какого­либо  другого  предмета,  то  есть некоторые  запасы можно использовать из школьного компонента. Далее, как всем известно 11 класс курс физики заканчивается разделом астрономии, Министерство подтвердило, что этот раздел астрономии   в   курсе   физики   остаётся   в   прежнем   объеме.   Хотя   астрономия   станет обязательным   предметом   в   отличии,   например,   от   физики,   но   отдельного   ЕГЭ   по астрономии не будет, хотя это предмет обязательный, но отчетность будут присутствовать, начиная с девятнадцатого года, но чисто астрономические задания будут включаться в ЕГЭ по   физике   уже   с   18   года,   с   19   года   ожидается   обязательно   ВПР   по   астрономии.   Т.е. всероссийские проверочные работы с 19 года также по астрономии будут обязательны. В связи с ведением этого нового обязательного предмета Министерство образования и науки России также очень настоятельно рекомендует всем учителям, которые будут вести этот курсы пройти предмет квалификации. Астрономия   —   наука   о   Вселенной,   изучающая   основные   физические   характеристики, состав,   строение,   происхождение   и   эволюцию   космических   объектов   и   их   систем, астрономические   явления   и   космические   процессы.   Необходимость   всеобщего астрономического   образования   обусловлена   важностью   вклада   астрономии   в   создание научной картины мира и формирование научного мировоззрения современного человека. повышения     За предшествующие столетия астрономия достигла грандиозных успехов, постоянно расширяя кругозор людей.  Историки  астрономии  считали,  что наиболее  успешным  для развития всех наук и особенно астрономии был  XIX  век, однако теперь видно, что ХХ век — век выхода человека в космос и освоения космического пространства в пределах Солнечной   системы —   совершил   несравненно   больший   рывок   в   познании   Вселенной. Прошлое   столетие   сделало   астрономию   всеволновой   и   всецело   эволюционной   наукой. Космические объекты наблюдаются во всех диапазонах их излучения и исследуются на протяжении  всей  эволюции  и во взаимодействии  между собой. Средства  космонавтики позволяют проводить прямое изучение космических тел, явлений и процессов. Тем самым биологическая   история   развития   видов   и   результаты   геологии   об   эволюции   Земли становятся частью общей эволюции звезд и галактик. Во всех исторически сложившихся моделях Вселенной, включающих в себя в самом общем   виде   основные   теоретические   идеи   определённого   периода   развития   науки — механической,   электродинамической,   квантово­полевой,   квантово­релятивисткой   и современной   квантово­космологической,   астрономические   знания   имели   особо   важное, если не основополагающее, значение. Основными достижениями современной астрономии стало: объяснение   эволюции   звёзд,   основанное   на   создании   их   моделей   и подтверждающееся данными наблюдений; исследование   общей   динамики   галактик,   объяснение   структуры   спиральных галактик, открытие активности галактических ядер и квазаров; установление   структуры   Метагалактики,   достаточно   полные   представления   о процессах, происходящих во Вселенной; подтверждение   теории   формирования   звёзд   и   планетных   систем   из   газопылевых комплексов и теории нестационарной Вселенной; значительное   расширение   сведений   о   природе   и   физических   характеристиках планетных   тел   Солнечной   системы   и   Солнца,   полученные   в   результате   космических исследований. В   результате   научно­технической   революции   возрастает   объём   и   роль астрономических знаний, возникают новые разделы астрономии, разрабатываются новые методы и инструменты науки, повышающие точность и результативность астрономических наблюдений. Одним   из   средств   выживания   человечества   в  XXI  веке   станет   дальнейшее совершенствование   астрономических   знаний   и   космонавтики   с   целью   привлечения ресурсов и возможностей космического пространства для выхода из энергетического и экологического   кризисов   (создание   систем   орбитальных   солнечных   электростанций, добыча   и   доставка   на   Землю   минералов   спутников   и   планет,   удаление   с   Земли высокоактивных и высокотоксичных отходов производства и т.д.). Всё это обусловливает постоянную заинтересованность подрастающего поколения к астрономии и исследованиям космического пространства, делая знакомство с основными идеями астрономии нужным для каждого современного образованного человека. Таким образом,  астрономические   знания  являются   одним   из   важнейших  компонентов  научной картины   мира,   создаваемой   в   сознании   учащихся,   и   существенно   необходимы   для формирования их научного мировоззрения. Основным   содержанием   современной   астрономии   является   астрофизика — изучение физической природы небесных тел и происходящих в космосе процессов. Для приближения к современному состоянию науки следует усилить астрофизическую часть, внегалактическую  астрономию  и  космологию   в содержании   астрономии,  поскольку  эти эволюционные   области   астрономии   имеют   наибольшее   значение   для   формирования мировоззрения. При изучении астрономии должны быть усвоены основные законы и закономерности, действующие во Вселенной: закон всемирного тяготения, законы Кеплера, закон Хаббла, законы   излучения   и   др.   Главная   теоретическая   концепция,   составляющая   ядро   курса астрономии, — это теория строения и эволюции окружающего нас мира. Можно  выделить   три  последовательных  этапа в  формировании  астрономических знаний и умений, учащихся при систематическом изучении астрономии. Первый этап. После краткого экскурса в историю астрономии и анализа её основных разделов и места в системе наук следует начать изучение задач и методов астрономических наблюдений в системе отсчёта, связанной с Землёй. Основным понятием здесь становится понятие небесной сферы с соответствующими системами координат, а все небесные тела рассматриваются   как   движущиеся   относительно   Земли.   Такая   модель   становится основополагающей   в   решении   всех   задач   практической   астрономии.   На   данном   этапе приобретает   важность   самостоятельная   работа   учащихся   по   ведению   астрономических наблюдений, умения пользоваться подвижной картой звёздного неба и астрономическим календарём, простейшими приборами наблюдения. Второй   этап   заключается   в   развитии   содержательной   линии   астрономического знания и перенесении центра наблюдений с поверхности Земли в Солнечную систему. На данном   этапе   основными   становятся   законы   механики   и   рассматриваются   различные аспекты   движения   космических   тел   под   действием   силы   тяготения.   Также рассматриваются методы изучения и освоения человеком Солнечной системы и связанные с этим проблемы, и задачи. Третий этап — самый крупный, как по объёму, так и по значению. Содержанием этого этапа является астрофизика с рассмотрением её задач, методов, средств, основных моделей и результатов на современном уровне развития науки. Изложение программного материала на данном этапе в основном носит описательный характер, но с достаточным использованием   всех   известных   учащимся   принципов   и   законов   из   области   физики,   и математики.   Методически   важно   показать   учащимся   связь   содержания   физики   с астрофизикой   и   подвести   их   к   пониманию   происходящих   во   Вселенной   процессов   и явлений.   В   ходе   изложения   учебного   материала   необходимо   подчёркивать   модельный (теоретический)   характер   имеющихся   на   данный   момент   научных   сведений   о характеристиках   звезд   и   их   систем.   Подобный   подход   подчёркивает   представление   об астрофизике звёздных объектов как о бурно развивающейся в последнее время области знаний. Процесс формирования системы астрономических знаний при изучении учебного предмета «Астрономия» включает в себя следующие педагогические функции: общеобразовательную:   формирование   у   учащихся   системы   начальных,   общих основных   и   специальных   астрономических   знаний,   включающих   в   себя   формирование астрономических  понятий:  об  астрономии  как  науке, основных  её  разделах,   методах  и инструментах познания, основных теориях и законах и о физической природе космических процессов, космических объектов и космических явлений; приобретении умений и навыков применения астрономических знаний на практике; воспитательную: формирование научного мировоззрения подрастающего поколения на основе обобщённого научного представления о Вселенной, общих принципах мироздания и системе методов научного познания природы (при раскрытии аспектов выяснения роли и места   человека   во   Вселенной   и   отношения   «Человек–Вселенная»),   воспитание нравственности и гуманитарно­эстетических начал; развивающую:   формирование   устойчивого   познавательного   интереса   и   развитие познавательных   возможностей   учащихся   (овладение   разнообразными   логическими операциями, подведение к более сложным уровням обобщения, переход от формально­ логических форм мышления к качественно более высоким, диалектическим и творческим формам и т.д.). Методы   обучения   астрономии   основаны   на   общей   теории   обучения,   раскрытии закономерностей   обучения   астрономии,   определении   содержания,   форм   и   способов организации   изучения   учебного   предмета   с   учётом   психологических   особенностей учащихся данного возраста и задач их воспитания, и развития. Процесс   обучения   астрономии   направлен   на   сознательное   и   прочное   усвоение учащимися   основ   системы   астрономических   знаний,   формирование   научного мировоззрения,   идейно­нравственное   воспитание   и   приобретение   практических   умений применения полученных знаний. Образовательный   процесс   строится   на   использовании   объяснительно­ иллюстративного,   проблемного,   эвристического,   исследовательского   и   других   методов обучения. Перед учебным предметом «Астрономия» стоят следующие задачи: дать   учащимся   основы   знаний   и   умений,   достаточные   для   правильного представления   о   процессах   и   явлениях,   происходящих   в   космосе,   и   простейшего физического   моделирования   этих   процессов,   знания   об   основных   физических   теориях, составляющих базу современных представлений о Вселенной и её эволюции; показать роль астрономии для формирования естественно­научной картины мира, развития научно­технического прогресса; обеспечить   овладение   языком   астрономии   и   умение   правильно   понимать   и анализировать информацию об астрономических явлениях; дать   представление   о   необходимости   практического   использования   внеземного пространства и тел, находящихся в нём; ознакомить с основными астрономическими методами изучения Вселенной; сформировать   понятие   о   Вселенной   как   о   целостной   саморазвивающейся   и самоорганизующейся системе, о возможности возникновения и существования  жизни во Вселенной,   представление   о   материальном   единстве   мира,   о   философских   аспектах астрономических знаний; сформировать   умения   проведения   простейших   астрономических   наблюдений   и расчетов, решения астрономических и астрофизических задач. Основное   образование   по   астрономии   обеспечивается   согласованностью образовательного   стандарта,   типовых   учебных   планов   для   каждого   типа общеобразовательных учреждений и учебной программы.  Повышенный уровень изучения астрономии обеспечивается на факультативных занятиях. Главной целью факультативных занятий   по   астрономии   является   углубление   в   содержание,   определённое   учебной программой,   развитие   интереса   к   предмету,   привитие   навыка   самостоятельной   работы, воспитание и развитие их инициативы и творчества. Проведение факультативных занятий по   астрономии   осуществляется   по   утверждённым   в   установленном   порядке   учебным программам. Критериями построения содержания астрономического образования являются:  доступность   учебного   материала   для   понимания   учащихся   соответствующих возрастных категорий; единая целостная система астрономических знаний, дающая понятие об астрономии как   науке,   основных   астрономических   законах   и   теориях,   методах   и   инструментах астрономии,   объектах   познания:   космических   объектах,   процессах   и   явлениях   и   о практическом применении астрономических знаний; развитие   творческих   способностей,   повышение   культурного   и   образовательного уровня   учащихся,   выработка   практических   умений   и   навыков,   необходимых   в повседневной жизни и дальнейшем продолжении образования; развитие   современного   естественно­научного   стиля   мышления   учащихся, формирование у них научного мировоззрения и соответствующей научной картины мира. Астрономия должна базироваться на материале, изучение которого обеспечивает формирование следующих основных понятий: 1. Вселенной,   её   главнейших   свойствах   и   характеристиках,   взаимосвязях «Человек–Вселенная», о роли человека и человечества во Вселенной; 2. космических объектах и их системах, их основных физических характеристиках; 3. физических  процессах и явлениях,  лежащих  в основе наблюдаемых  небесных явлений и объясняющих их причины; 4. физических   процессах,   лежащих   в   основе   возникновения   и   протекания космических процессов; 5. космических   процессах,   обусловливающих   возникновение   и   существование космических объектов и их систем; 6. влиянии космических процессов, тел и явлений на возникновение и протекание процессов   и   явлений,   происходящих   в   литосфере,   гидросфере   и   атмосфере Земли и оказывающих влияние на земную биосферу и развитие человечества, возникновение и развитие жизни и разума на Земле и во Вселенной. Содержание   астрономии   опирается   на   знания,   полученные   учащимися   по физике, математике, географии и другим учебным предметам. Астрофизический материал составляет основу содержания учебного предмета, отражает существующее положение в самой науке и её влияние на формирование научного мировоззрения. Вместе с тем возросшая в наше время роль астрофизики ни в коей мере не умаляет   роли   традиционных,   классических   разделов   астрономии,   которые   благодаря практическим потребностям человека привели к становлению этой науки и используются до сих пор в практической жизни. В   связи   с   внесением   изменений   в   федеральный   компонент   государственных образовательных   стандартов  среднего  (полного)   общего  образования   и  возвращением  в обязательную часть учебного плана предмета «Астрономия» появляется необходимость обеспечить условия для преподавания этого предмета на уровне требований ФГОС нового поколения. Для этого необходимо: во­первых,   осмыслить   цели   изучения   астрономии   на   завершающем   этапе школьного   образования,   изучить   обязательный   минимум   содержания   курса   астрономии (примерная   программа)   и   требования   к   уровню   подготовки   выпускников   в   контексте требований ФГОС; во­вторых,   выбрать   соответствующий   учебно­методический   комплект   по астрономии; в­третьих,   осуществить   подготовку   или   переподготовку   учителей   физики   к преподаванию предмета, который, как самостоятельный, отсутствовал в учебных планах значительного большинства образовательных учреждений России более 20 лет; в­четвертых,   оснастить   кабинеты   физики   необходимым   для   полноценного преподавания астрономии учебным оборудованием и учебными наглядными пособиями. Полноценное   решение   перечисленных   задач   требует   значительного   времени, однако, преподавание нового предмета предполагается начать в 2017 ­ 2018 учебном году. Для этого, как минимум, необходимо определиться с выбором учебника астрономии. На данный момент выбор ограничен несколькими учебниками астрономии (авторы Воронцов­Вельяминов Б. А. и Страут Е. К.; Чаругин В. М., Засов А. В. и Кононович Э. В.). В данной рецензии мы проанализируем первые два учебника. Оба   учебника   входят   в   Федеральный   перечень   учебников   и,   следовательно, успешно прошли экспертизу в соответствующих экспертных организациях (РАН и РАО).  Учебник   астрономии,   как   и   школьный   учебник   по   любому   другому   предмету, выполняет   несколько   дидактических   и   методических   функций.  Иллюстративный материал  в   обоих   учебниках   представлен   фотографиями,   схемами,   рисунками, диаграммами,   портретами   ученых.  Важную   роль   в   системно­деятельностном   обучении играет   аппарат   организации   самостоятельных   работ   (исследований)   и   наблюдений. Аппарат   организации  усвоения,  помогающий   организовать  контроль  и  самоконтроль   в процессе   обучения,   в   обоих   учебниках   представлен   вопросами   и   упражнениями (заданиями,   задачами).   Нам   представляется,   что   в   учебнике   Воронцова   вопросы   и упражнения   более   четко   систематизированы   и   в   большей   степени   реализуют   базовый уровень образования. В ряде параграфов приводятся образцы решения типовых задач, а к задачам для самостоятельного решения приведены ответы. В учебнике Чаругина вопросы имеют, преимущественно, репродуктивный характер, в то время как большинство заданий далеко   выходят   за   рамки   базового   уровня   по   степени   сложности   и   часто   требуют обращения   к   дополнительному   материалу,   хотя   и   изложенному   в   учебнике,   но   не входящему   в   примерную   программу   курса.   Оба   учебника,   безусловно,   отвечают требованиям   принципов   научности,   наглядности,   доступности   и   историзма.   Поскольку учебник   Б.   А.   Воронцова­Вельяминова   (хотя   он   существенно   дополнен   современным материалом) хорошо знаком большинству преподающих физику учителям и укладывается в   логику   традиционных   технологий   обучения.   Так   как   содержание   учебника   знакомо учителям, то у тех, кто работает преимущественно в рамках традиционных технологий обучения   с   применением   элементов   инновационных   технологий,   будет   больше возможностей для детальной подготовки к урокам с целью повышения эффективности обучения   по   этому   учебнику.   В   этом   случае   можно   с   большей   долей   вероятности предположить, что планируемые результаты обучения будут достигнуты. Уже упоминалось, что курс физики включает в себе определенную астрономическую  составляющую, если посмотреть федеральный компонент, там перечислены какие  астрономические темы должны изучаться, то есть в последнем разделе физики, в разделе  астрономии зелёным цветом представлены темы базового уровня красным профильного  уровня. Астрономия по документу должна изучаться только на базовом уровне, поэтому  имеет смысл сравнивать только с зеленым цветом. По федеральному компоненту должны  изучаться темы: солнечная система, звезды и источники их энергии, современные  представления о возникновении солнца и звезд, наша галактика, другие галактики,  пространственные масштабы наблюдаемой вселенной, применимость законов физики для  объяснения природы космических объектов, наблюдение и описание движения небесных  тел. Материально­технические средства обучения, которые должны входить в  каждое общеобразовательное учреждение: Комплект технических средств обучения с соответствующим программным  и информационным обеспечением. Основным техническим средством обучения по  астрономии в настоящее время должен стать компьютер, позволяющий использовать  мультимедийные компакт­диски, моделировать звёздное небо, а также использовать  информацию из Интернета. Телескопы, астрономические трубы, бинокли. Оптические приборы,  необходимые для организации астрономических наблюдений, приобретаются при  наличии возможностей у общеобразовательных учреждений, однако для организации  образовательного процесса необходимо иметь хотя бы простейшие из них. Модели и схемы. Предполагается наличие модели небесной сферы, глобуса  звёздного неба, глобуса Марса, глобуса Луны, демонстрационной подвижной карты  звёздного неба и др. Видеофильмы и видео­энциклопедии астрономического содержания,  мультимедийные пособия. Используются учителем наряду с другими средствами  обучения после сравнения их дидактических возможностей с имеющимися в наличии и в соответствии с техническими возможностями реализации их преимуществ в  образовательном процессе.   Каждый учитель должен повышать свой уровень образования, а, следовательно,  должен быть в курсе новых открытий, участвовать в семинарах, конференциях.  Форумах, где освещаются актуальные вопросы по предмету. В 2015 году я посетила  образовательный центр «Сириус», где освещались вопросы по подготовке учащихся к  олимпиадам различного уровня по физике и астрономии, в этом году в Санкт­ Петербурге проходил Международный педагогический форум, где освещались также  вопросы о преподавании астрономии как отдельного предмета, мне посчастливилось  участвовать в такой дискуссии. На базе Института Развития образования Липецкой  области можно было пройти курсы повышения квалификации по астрономии с 7  сентября 2017 года, кроме этого учителя могут пройти онлайн­курсы в Фокс форде или  в издательстве Просвещения и получить удостоверение. Кроме этого летом были  запущены серии вебинаров для учителей по Астрономии на сайте «1 сентября» и  издательства «Просвещения», где учителя могли познакомиться с новыми технологиями в образовании, поделиться своим опытом работы и ознакомиться с опытом работы  ведущих педагогов нашей страны. Мне так же посчастливилось посетить  заключительный этап Всероссийской олимпиады по астрономии в 2014 и 2015 году, я  сопровождала учащихся Липецкой области, где я приобрела ценный опыт работы по  данному предмету, так как там можно было общаться с ведущими педагогами страны, с  членами комиссии по проверке олимпиадных работ, участвовать в дискуссии круглых  столов и многое др. Мои учащиеся неоднократно становились призерами областного  этапа Всероссийской олимпиады по астрономии, некоторые из которых связали свою  судьбу с изучением астрофизики. Но таких заинтересованных людей очень мало,  поэтому на протяжении многих лет астрономия является малочисленной на всех этапах  Всероссийской олимпиады по астрономии. Педагогам города Ельца очень повезло, с  этого года запускается программа «Юный астроном» в рамках доп. образования на базе  ЕГУ им. Бунина, на занятиях которой будут освещаться глобальные вопросы  астрономии в планетарии, который был создан кафедрой физико­математического  цикла, занятия будут проводиться квалифицированными преподавателями  университета. Чтобы правильно понять современное естествознание, необходимо изучать  астрономию, пронизывающую его и лежащую в его основах. Многие специалисты  считают, что вообще преподавание естествознания надо построить на основе его  астрономических корней.  По­видимому, такой подход позволит не только повысить  качество естественно­научного образования, но и решить проблему потери интереса  учащихся к изучению естественных наук.

Введение предмета «Астрономия» в школьный курс.

Введение предмета «Астрономия» в школьный курс.

Введение предмета «Астрономия» в школьный курс.

Введение предмета «Астрономия» в школьный курс.

Введение предмета «Астрономия» в школьный курс.

Введение предмета «Астрономия» в школьный курс.

Введение предмета «Астрономия» в школьный курс.

Введение предмета «Астрономия» в школьный курс.

Введение предмета «Астрономия» в школьный курс.

Введение предмета «Астрономия» в школьный курс.

Введение предмета «Астрономия» в школьный курс.

Введение предмета «Астрономия» в школьный курс.

Введение предмета «Астрономия» в школьный курс.

Введение предмета «Астрономия» в школьный курс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2018