1 2 2 3
I. Введение в тему раздела.
– Откройте с. 172. Прочитайте название раздела.
– Какую дверь спешит открыть Афанасий? (С. 173.)
– Интересно, кто это с ним?
– Давайте и мы поспешим за Афанасием.
II. Вводная беседа.
Звучит фрагмент из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила». На доске – картина В.М. Васнецова «Богатыри».
– Что вы представляли, когда слушали музыку?
– Кто такие богатыри?
– В какие времена они жили?
– А есть ли они сейчас?
– Богатырь – герой русских былин, защитник земли Русской, отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом.
Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста и крепкого телосложения, очень сильный.
– Каких русских богатырей вы знаете?
– Чем они занимались?
– Что вы знаете о них ещё? Обратите внимание на картину В. Васнецова. (Доспехи, боевые кони, одежда...)
Литературное чтение
Урок 51.
Тема раздела: «Сказочные богатыри».
Тема: Введение в раздел. Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения
аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2 2 3
I. Введение в тему раздела.
– Откройте с. 172. Прочитайте название раздела.
– Какую дверь спешит открыть Афанасий? (С. 173.)
– Интересно, кто это с ним?
– Давайте и мы поспешим за Афанасием.
II. Вводная беседа.
Звучит фрагмент из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила». На доске
– картина В.М. Васнецова «Богатыри».
– Что вы представляли, когда слушали музыку?
– Кто такие богатыри?
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной формы в
другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
© ООО «Баласс», 2012
1II. Развитие
умений.
– В какие времена они жили?
– А есть ли они сейчас?
4. Находить ответы на вопросы
в тексте, иллюстрациях.
– Богатырь – герой русских былин, защитник земли Русской,
отличающийся необычной силой, удалью, мужеством и умом.
Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого
роста и крепкого телосложения, очень сильный.
– Каких русских богатырей вы знаете?
– Чем они занимались?
– Что вы знаете о них ещё? Обратите внимание на картину В. Васнецова.
(Доспехи, боевые кони, одежда...)
2 4 3 1 1 2 3
Работа с отрывком из поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина.
– Сегодня на уроке звучал фрагмент из оперы М. Глинки «Руслан и
Людмила». Композитор написал оперу на сюжет поэмы А.С. Пушкина,
отрывок из которой мы будем читать. Поэма Пушкина – богатырская, в ней
воспеты богатыри киевского князя Владимира.
1. Читает отрывок учитель (с. 172).
Вопросы после прослушивания:
– Что вы представляли, слушая стихи?
– Кто такой Руслан?
– Как вы думаете, чем закончилось сражение?
2. Чтение отрывка с комментированием.
После 1–4й строчек:
– Когда будут происходить события? (Ранним утром.)
– Какие слова это подтверждают? (Яснели – становились отчётливыми,
просыпались, ещё в бездейственном покое – время действовать не
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность действий на
© ООО «Баласс», 2012
2наступило, дремало поле.)
– Как нужно читать эти строки? (Неспешно, размеренно.)
После 5–7й строчек:
– Какими словами автор рисует пробуждение боевого поля?
Словарная работа.
– Что значит воспрянув? (Быстро поднялся.)
– Замените слово внезапный синонимом. (Неожиданный.)
– Какой согласный звук постоянно повторяется в этих строчках?
([р] – вдруг, прервался, вражий и т.д.)
– Как звучат эти слова? (Резко, громко, тревожно.)
– Меняется ли темп чтения? Как будем читать эти строки? (Быстро, с
интонацией тревоги.)
– Для кого же крик сражений был внезапным? Прочитаем дальше.
После 8–9й строчек:
– Теперь ясно, что для киевлян (жителей Киевской Руси) это сражение
началось внезапно. Они взволнованы, растеряны, могут проиграть
сражение.
– Что же случится дальше?
Чтение до конца:
– Какую картину вы представили себе?
– Что такое латы? (Металлические доспехи для защиты воина от ударов.)
– Прочитайте сравнения. Зачем автор их использует?
– Как понимаете строчку: «Наш витязь пал на басурмана...»? (Басурман
– враг.)
– Ожидал ли враг такого внезапного нападения? (Нет, воин напал на
басурмана, как гром.)
уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Духовнонравственное
развитие и воспитание
1. Воспитание нравственного
чувства, этического сознания и
готовности совершать
позитивные поступки, в том
числе речевые.
2. Гражданскопатриотическое
воспитание.
© ООО «Баласс», 2012
33. Воспитание трудолюбия,
способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа
жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
– Какие строчки этой части текста особенно динамичны, энергичны?
(«Грозой несётся…»)
– Какими словами автор рассказывает о действиях воина?
– Перечитайте две последние строчки отрывка. Как вы их понимаете?
3. Самостоятельное чтение с заданием: разделить отрывок на три
части, озаглавить их.
а) «Дремало поле боевое».
б) «Внезапный крик сражений грянул».
в) «Наш витязь пал на басурмана».
4. Выразительное чтение.
Обратить внимание на то, как меняется темп, интонация от части к
части.
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту,
выказывали своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
– Как называли на Руси чудесных воинов, сильных, храбрых,
одерживающих победы?
– Предположите, о ком и о чём будем читать в разделе «Сказочные
богатыри».
– Хочется ли больше узнать о богатырях?
А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!
© ООО «Баласс», 2012
4Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит, не шелохнётся!
Если остаётся время, учитель может почитать другие отрывки из
поэмы.
Можно из песни шестой прочитать отрывок большего объёма, чем
предложено в учебнике, – в целом ребята уже готовы к его восприятию.
Но между тем какой позор
Являет Киев осаждённый?
Там, устремив на нивы взор,
Народ, уныньем поражённый,
Стоит на башнях и стенах
И в страхе ждёт небесной казни;
Стенанья робкие в домах,
На стогнах тишина боязни;
Один, близ дочери своей,
Владимир в горестной молитве;
И храбрый сонм богатырей
С дружиной верною князей
Готовится к кровавой битве.
И день настал. Толпы врагов
С зарёю двинулись с холмов;
Неукротимые дружины,
© ООО «Баласс», 2012
5Волнуясь, хлынули с равнины
И потекли к стене градской;
Во граде трубы загремели,
Бойцы сомкнулись, полетели
Навстречу рати удалой,
Сошлись – и заварился бой.
Почуя смерть, взыграли кони,
Пошли стучать мечи о брони;
Со свистом туча стрел взвилась,
Равнина кровью залилась;
Стремглав наездники помчались,
Дружины конные смешались;
Сомкнутой, дружною стеной
Там рубится со строем строй;
Со всадником там пеший бьётся;
Там конь испуганный несётся;
Там русский пал, там печенег;
Там клики битвы, там побег;
Тот опрокинут булавою;
Тот лёгкой поражён стрелою;
Другой, придавленный щитом,
Растоптан бешеным конём...
И длился бой до тёмной ночи;
Ни враг, ни наш не одолел!
За грудами кровавых тел
Бойцы сомкнули томны очи,
© ООО «Баласс», 2012
6И крепок был их бранный сон;
Лишь изредка на поле битвы
Был слышен падших скорбный стон
И русских витязей молитвы.
Бледнела утренняя тень,
Волна сребрилася в потоке,
Сомнительный рождался день
На отуманенном востоке.
Яснели холмы и леса,
И просыпались небеса.
Ещё в бездейственном покое
Дремало поле боевое;
Вдруг сон прервался: вражий стан
С тревогой шумною воспрянул,
Внезапный крик сражений грянул;
Смутилось сердце киевлян;
Бегут нестройными толпами
И видят: в поле меж врагами,
Блистая в латах, как в огне,
Чудесный воин на коне
Грозой несётся, колет, рубит,
В ревущий рог, летая, трубит...
То был Руслан. Как божий гром,
Наш витязь пал на басурмана;
Он рыщет с карлой за седлом
Среди испуганного стана.
© ООО «Баласс», 2012
7Где ни просвищет грозный меч,
Где конь сердитый ни промчится,
Везде главы слетают с плеч
И с воплем строй на строй валится;
В одно мгновенье бранный луг
Покрыт холмами тел кровавых,
Живых, раздавленных, безглавых,
Громадой копий, стрел, кольчуг.
На трубный звук, на голос боя
Дружины конные славян
Помчались по следам героя,
Сразились... гибни, басурман!
Объемлет ужас печенегов;
Питомцы бурные набегов
Зовут рассеянных коней,
Противиться не смеют боле
И с диким воплем в пыльном поле
Бегут от киевских мечей,
Обречены на жертву аду;
Их сонмы русский меч казнит;
Ликует Киев...
Задача такого чтения учителя – создание в представлении ребят
образа богатыря, эмоциональное вхождение в новый раздел, поэтому не
следует сопровождать чтение словарной работой, беседой и пр.
© ООО «Баласс», 2012
8– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
Ι
V. Домашнее
задание.
– Прочитать отрывок выразительно (по желанию – выучить текст наизусть,
можно выучить наизусть только 10–16е строки – строки, рисующие
Руслана).
Не следует предлагать отрывок для заучивания наизусть всем
учащимся, поскольку для части детей текст сложен с точки зрения
восприятия и запоминания. Рекомендуем предлагать для заучивания
наизусть не только стихотворные тексты, но и отрывки из
прозаических произведений.
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и
тон речи.
© ООО «Баласс», 2012
9