Вводное занятие. Знакомство с материалами и инструментами художника
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
5 кл
20.10.2018
Вид занятия: живопись
Цель занятия: Познакомить детей с основными материалами и инструментами художника.
Задачи урока:
a) Образовательные:
формировать представление о профессии художника;
знакомить с понятием «живопись»;
знакомить с понятием «портрет»;
формировать знания и умения о применении художественных инструментов;
формировать знания и умения работать с художественными материалами;
совершенствовать знания и умения при использовании и бережном хранении материалов и инструментов художника.
совершенствовать знания и умения по организации рабочего места;
учить нетрадиционным техникам рисования паролоном.
конспект.docx
План-конспект
занятия по изобразительному искусству
для учащихся 5 класса
Вид занятия: живопись
Тема: «Вводное занятие. Знакомство с материалами и инструментами художника»
Цель занятия: Познакомить детей с основными материалами и инструментами
художника.
Задачи урока:
a) Образовательные:
формировать представление о профессии художника;
знакомить с понятием «живопись»;
знакомить с понятием «портрет»;
формировать знания и умения о применении художественных
инструментов;
материалами;
формировать знания и умения работать с художественными
совершенствовать знания и умения при использовании и бережном
хранении материалов и инструментов художника.
совершенствовать знания и умения по организации рабочего места;
учить нетрадиционным техникам рисования паролоном.
b) Воспитательные:
воспитывать сознательную дисциплину;
воспитывать интерес к урокам изобразительного искусства;
воспитывать бережное отношение к своему труду товарищей;
воспитывать самостоятельность.
c) Развивающие:
развивать познавательную деятельность учащихся;
развивать фантазию и творческое мышление детей;
развивать эстетический вкус и чувство прекрасного.
Оборудование:
Для учителя: компьютерная презентация «Страна изобразительного
искусства», герой путешествия мягкая игрушка Пингвиненок-художник, плакат
«Советы Юному Художнику», необходимые для демонстрации материалы и
художественный инструменты,
Для учащихся: лист (¼ ватмана), кисти, вода, тряпочка, палитра, краски
гуашевые, губка.
Зрительный ряд: плакат «Советы Юному Художнику», план-схема «Страна
Изобразительного искусства».
Музыкальное сопровождение: Детская песенка «В коробке с карандашами»
План занятия:
Список используемой литературы:
1) Организационный момент;
2) Изложение учебного материала;
3) Самостоятельная работа учащихся;
4) Подведение итогов занятия.
1) Альшнецкая Н. Путешествие в страну сказок. – Великие Луки. – ИЧП ЕРФО, 1997
год.
2) Мосин И.Г., Глушкова Н.В. Рисование. Для обучения детей в семье, детском
саду и далее…/серия «Развитие ребенка в период детства». – Екатеринбург.
Издательство «У-Фактория», 2000 год. 3) Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в
начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.:
Издательский центр «Академия», 2009 год.
4) Давыдова Н.Г. Нетрадиционныетехники рисования в детском саду. – М.:
«Издательство Скрипторий 2003», 2008 год.
Ход занятия:
Ребята входят в аудиторию и рассаживаются под детскую песенку «В коробке с
карандашами»
1. Организационный момент
- Здравствуйте, дорогие художники! Я не оговорилась – именно художники,
потому что всякий, кто умеет и любит придумывать и фантазировать, кто в своем
воображении создает целый мир образов, может себя так называть.
Но к сожалению, этого мало. Главное чтобы не только ты сам считал себя
художником, надо, чтобы о тебе это сказали другие. А поэтому, настоящие
художники деляться своим миром фантазии и воображения со своими зрителями,
раскрывая перед ними богатства своей души.
- Художник – это волшебник! А помогают ему в этом его верные друзья,
всевозможные инструменты: краски, карандаши, кисти… Художники называют их
художественными материалами.
Если мы правильно научимся ими пользоваться, применять их, они помогут нам
выразить себя! Ведь в стране Изобразительного искусства, все карандаши, кисти и
краски – это волшебные инструменты. Они могут творить настоящие чудеса. А
значит, тот, кто берет их в руки – волшебник.
- Но так уж устроен наш мир, что всему на свете нужно учиться, даже
волшебству. Поэтому, одних инструментов мало, надо еще уметь «творить
волшебство» ими. Этому непосредственному делу мы и будем с вами учиться!
- Учеба – дело не простое! Она потребует от вас терпения, внимания, времени и
сил. Страна Изобразительного искусства велика и загадочна. Многие тайны нам с
вами предстоит раскрыть и узнать!
Помните, что путь к прекрасному, к постижению красоты долгий и не простой.
Изобразительное искусство имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку, незнание
которой ставит вас в тупик. Неслучайно у многих людей, не постигших этих законов,
с возрастом пропадает всякий интерес к рисованию, а это обедняет человека.
2. Изложение учебного материала
- Сегодня мы отправимся с вами в удивительное и увлекательное путешествие
по стране Изобразительного искусства, где узнаем много нового и необычного, также
будем учиться мастерству настоящего художника! (см. Приложение 1).
- Ой, ребята, к нас сегодня в гости прибыл Пингвиненок, один из уважаемых
жителей этой чудесной страны! Давайте с ним познакомимся, и узнаем, кто он такой!
Записка в лапке у Пингвиненка:
Я не повар, не портной,
Я рисую день деньской,
Не строитель, не чертежник,
А зовут меня - … (Художник)
- Оказывается, это художник! Да, не зря он уважаемый житель страны
Изобразительного искусства! Пингвиненок еще и наш друг, он всегда будет нам
помогать!
Художник пришел к нам в гости не с пустыми руками! Специально для вас он
приготовил нужные и важные советы, советы для юных художников (см. Приложение
2 2)1. Давайте с ними познакомимся и будем их придерживаться! А для того чтобы мы
их не забывали, я повешу советы на видное место!
- Друзья, а ведь быть художником совсем не просто, для этого надо иметь
необходимые инструменты. Сейчас мы с Пингвиненком вас подробнее с ними и
познакомим!
этот называется МОЛЬБЕРТ, на нем удобнее всего рисовать настоящему художнику!
- Вы все сидите сейчас не за столами, а за специальными станками, а станок
- Как вы думаете, почему? (ответы детей)
По центру класса стоит столик, на котором разложены различные инструменты и
материалы необходимые в работе художника (краски, кисти, карандаши, пастель,
фломастеры, мелки и пр.)
- Посмотрите, сколько различных инструментов и материалов у меня для
рисования! Давайте с ними и познакомимся!
Не похож на человека,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
О сердечко отдает.
Если ты его заточишь –
Нарисуешь все, что хочешь:
Солнце, горы, море пляж…
Что же это?.. (КАРАНДАШ)
- Обратите внимание, ребятки, какое существует разнообразие карандашей! И
цветные, и простые, и большие и маленькие, и трехгранные и шестигранные и
круглые, всякие-всякие! Карандаш, особенно простой, имеет очень большое
значение для художника! Ведь с помощью карандаша создают эскизы, делаются
наброски на листе бумаги!
- А знаете ли вы, что человек ни сразу стал рисовать простым карандашом на
бумаге.
Давным-давно, когда люди еще жили в пещерах, собственно говоря у них еще
не было и бумаги, они рисовали на стенах своего жилища угольком, который брали
из костра. И только много позже, когда геологи открыли залежи графита, и появился
простой карандаш!
- А вот еще один инструмент, который необходим каждому художнику. Как он
называется, догадайтесь сами:
Девица-красавица,
Краскам очень нравиться
Без нее всем скучать,
Ничего ни рисовать! (КИСТЬ)
- Ребята, а вы знаете, что у нашего Пингвиненка в лапках волшебная кисточка?
Он рассказал мне по секрету, что кто дотронется до ее пушистого кончика в
будущем обязательно станет настоящим художником!
- Давайте познакомимся с еще одним не маловажным материалом художника.
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы,
1 Материал частично использовался с книги И.Г. Мосин, Н.В. Глушкова. Рисование.
Для обучения детей в семье, детском саду и дома… / серия «Развитие в период
детства» - Екатеринбург, 2000 год.
3 Дядя длинный и худой
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым! (КРАСКИ, КИСТЬ)
- Краски бывают разные и акварель, и гуашь, и масляные краски. Краски
художник смешивает на специальной дощечки, правильно она называется
ПАЛИТРОЙ.
- Ребята, а какие еще есть разноцветные помощники у художника?
Сидят в узеньком домишке
Разноцветные детишки,
Только выпустишь на волю –
Где была пустота –
Там глядишь – красота! (ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ)
- Художник может рисовать то карандашами, то нежной разноцветной
пастелью, то черным угольком, то простым карандашом и тушью. А вот когда в руках
у художника кисти и краски, то говорят, что он пишет картину!
А когда художник пишет красками, очень часто картина получается как живая.
Поэтому, и назвали этот вид изобразительного искусства – ЖИВОПИСЬ!
3. Практическая работа.
- Сегодня мы с вами будем рисовать радугу, но не простую, а волшебную.
- Ой. Ребята, а вы заметили что у нас красок на столиках не хватает? Куда же
они подевались? (Преподаватель находит записку от Бабы-Яги: «Я злая и ужасная,
коварная и прекрасная, бабусечка Ягусечка украла все ваши краски! Хи-хи! Вот
попробуйте-ка теперь справиться с заданием и порадовать своего художника, когда
у вас три краски! А ничего-то у вас и не получиться! Ваш милейший друг обидеться,
и уйдет от вас! А я буду потешаться! Удачи вам! С глубоким уважением и с надеждой
в сердце что вы не справитесь с заданием! Ваша Яга!»)
- Как же будем выходить из ситуации? Давайте спросим совета у нашего
художника-волшебника!
- Сколько у радуги цветов? (7)
- А сколько баночек с краской у вас на столах? (3)
- А что же нам делать? Как нарисовать радугу? (смешивать цвета)
- Кто знает какие цвета у радуги? (красный, оранжевый, желтый, зеленый,
- Ребята, кто-нибудь из вас знает стихотворение о цветах радуги?
голубой, синий, фиолетовый)
Над землёю,
Над водою
Встала радуга дугою
Семь цветов ты видишь в ней,
Как запомнить их верней?
Не забудешь семь цветов,
Зная семь волшебных слов:
Каждый Охотник
Где Сидит Фазан.
- Давайте вместе повторим 7 волшебных слов.
- А почему эти слова называются волшебными? (первая буква слова
Желает Знать
соответствует первой букве в названии цвета)
• Каждый - красный
• Охотник - оранжевый
4 • Желает - желтый
• Знать - зеленый
• Где - голубой
• Сидит - синий
• Фазан - фиолетовый
жалейте красок!
(снизу вверх).
красный – основной цвет).
делаю я.
(смешаем на палитре желтый и красный).
красную и перемешиваем ее с желтой, у нас получается оранжевый.
- Радугу будем рисовать вместе; радуга должна быть большой и яркой, не
- Как надо правильно рисовать дуги радуги? Сверху вниз или снизу вверх?
- Какой цвет первый? Как нам получить красный? (получать не надо, т.к.
- Берем кисточку, обмакиваем ее в краску и рисуем дугу. Посмотрите, как это
- Какой цвет следует Зв красным? Как мы будем получать оранжевый?
- Посмотрите, берем желтую краску, кладем ее на палитру, далее берем
- Первой всегда берем ту краску, которая светлее.
- Рисуем следующую дугу – оранжевую над красной.
- Следующий цвет – желтый. Как будем получать желтый? (не надо получать,
- Верно, значит берем желтую краску и рисуем третью дугу.
- Четвертый цвет в радуге, это… (зеленый). Что надо сделать, чтобы получить
- Верно, смешиваем на палитре цвета и рисуем четвертую дугу.
- Молодцы! Следующий какой цвет? (голубой) Интересно, а голубой из какого
- А как из синего получить голубой?
- Голубой цвет можно получить двумя способами:
зеленый? (синий смешать с желтым)
цвета будем получать? (из синего)
он основной)
1) Синий + белый;
2) Синий + вода.
нарисует следующую дугу.
(основной цвет, получать не надо)
какой птицы соответствует нашему цвету? (фазан, филин)
- Сейчас, каждый из вас подумает, каким способом он будет получать голубой и
- Слову «сидит» какой соответствует цвет? (синий). Как нам получить синий?
- все верно, рисуем следующую дугу.
- Какого цвета дуга будет завершать нашу радугу? (фиолетовый) А название
- Верно, как нам получить фиолетовый? (синий смешать с красным)
- рисуем следующую дугу.
- Посмотрите, наша радуга готова! Какая она у нас вышла красивая!
- А давайте радуге дадим свое имя!
- Яна, какой цвет тебе понравился больше всех?... (спросить каждого ребенка)
- Вот теперь, давайте подпишем радугу. Своим любимым цветом напишите
- Вот мы и справились с нашей сегодняшней работой! Молодцы! Победили
свое имя. Можно имя написать где угодно: под радугой, на радуге и т.д.
Бабу-Ягу! А все благодаря тому, что мы все художники-волшебники!
4. Подведение итогов занятия
- Кто мне скажет что такое «живопись»?
- А какие материалы и инструменты художника вы запомнили?
- Молодцы, я вижу, что вы на отлично усвоили материал сегодняшнего занятия.
- За вашу активную и плодотворную работу, я хочу подарить каждому по
Научились сами совершать волшебство с красками!
жетону:
5 звездочки пять лучиков!
- Почему звездочка? Потому что ваша сегодняшняя отметка «5», а у
- Ну, а почему в звездочке радуга, догадайтесь сами!
5. Уборка рабочего места
- После работы обязательно надо прибрать свое рабочее место.
- Кисти надо намыть с мылом, краски аккуратно закрыть. Приготовляя тем
самым все к следующему занятию.
Выкройка Пингвиненка-художника
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
6 Советы Юному Художнику
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Следи за тем, чтобы твои художественные материалы (карандаши, кисти, мелки,
краски) были аккуратно убраны в отведенное для них место.
После работы мой кисти тёплой водой с мылом, чтобы они всегда были готовы к
работе.
Точи карандаши (неважно, простые или цветные) в специальную коробочку. Это
позволит тебе избежать хлопот по уборке помещения от карандашной стружки и
цветного порошка.
Плотнее закрывай гуашь после работы. Помни, что высохшая гуашь теряет
свои свойства. Её очень трудно вернуть к жизни. Акварель, наоборот, не
закрывай, дай краскам проветриться. Если краски после работы слишком сырые,
просуши их. Вымой палитру. Вылей из банки грязную воду, а банку вымой.
Не оставляй даже во время работы кисти в банке с водой. Щетинные кисти от
этого теряют форму и становятся похожими на помело, а мягкие кисти начинают
вылезать. Помни: лысые кисти – не признак их мудрости, а скорее признак
нерадивости их хозяина.
Художник отдаётся работе целиком. А потому после работы вымой не только
ладони, но и руки по локоть, а также лицо.
7 8
Вводное занятие. Знакомство с материалами и инструментами художника
Вводное занятие. Знакомство с материалами и инструментами художника
Вводное занятие. Знакомство с материалами и инструментами художника
Вводное занятие. Знакомство с материалами и инструментами художника
Вводное занятие. Знакомство с материалами и инструментами художника
Вводное занятие. Знакомство с материалами и инструментами художника
Вводное занятие. Знакомство с материалами и инструментами художника
Вводное занятие. Знакомство с материалами и инструментами художника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.