Вводные слова и вставные конструкции

  • docx
  • 25.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Вводные слова и вставные конструкции.docx

Тема. Вводные слова и вставные конструкции

Цели и задачи урока.                                                                                                   Повторить и закрепить сведения, полученные  в 8 классе.                            Развивать умение выявлять в тексте вводные слова, предложения, вставные конструкции и обособлять их.                                                                                 Развивать умение употреблять в своей речи вводные слова различных смысловых групп.                                                                                           Совершенствовать знания и умения учащихся.                                                       Развивать общие ученические умения и навыки.                                              Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку.

Ход урока

Словарная разминка.

привилегия

бесспорно

этимология

конфорка

по-видимому

по-осеннему холодно

 палисадник

апелляция

итак

профессор

аккомпанемент

симфония

ярмарка

колонна

колонка

сверстник

вряд ли

наконец-то

аквамарин.

Проверка и самопроверка, оценивание.

Вступительное слово учителя, мотивация: Вводные слова играют огромную роль в речи человека. Они помогают сделать ее понятнее, логичнее, весомее.

Определение темы урока и совместная с учениками постановка целей и задач.

Фронтальная беседа:

- что такое вводные слова и как они используются в речи?

- какие слова называются вводными?

- связаны ли они грамматически с членами предложения?

- являются ли они сами членами предложения?

- для чего они служат в речи?

- с какой интонацией они произносятся?

- как выделяются на письме?

- чем отличаются вводные слова от вводных словосочетаний?

Актуализация учебного процесса:

- На какие разряды по выражаемому ими значению подразделяются вводные слова и словосочетания?

Ученики должны вспомнить разряды вводных слов:

1) Большая или меньшая степень уверенности в достоверности сообщаемых фактов;

2) эмоциональная оценка сообщаемого;

3) порядок мыслей и их связь;

4) источник сообщений;

5) замечания о способах оформления мыслей;

6) оценка сообщаемых фактов с точки зрения их обычности (бывает, случается, как водитсяпо обыкновению и т.п.);

7) особую группу составляют вводные слова и словосочетания, обращенные к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому (видишь ли, понимаешь ли, вообразите себе, помните ли, послушайте, согласитесь, заметьте себе и др.).

- Эти значения могут выражаться только вводными словами и вводными словосочетаниями?

- Какими могут быть по структуре вводные предложения?

- Как они выделяются на письме?

- Чем отличаются вставные конструкции от вводных предложений?

- Какими знаками они выделяются на письме?

Применение знаний и способов действий. Практические задания.

Задание №1: найти в тексте вводные слова.

Несколько лет тому назад, к своему большому удовольствию, я провел отпуск в Сочи. Вам, наверное, тоже приходилось бывать на море. Вы, вероятно, купались в нем, катались на катере, загорали на пляже. К сожалению, мне не удалось совершить прогулку по морю сразу же после приезда в Сочи. Я, разумеется, был огорчен этим. Но через несколько дней, к счастью, прогулка состоялась.

Задание №2: пользуясь справочным материалом, вставить в текст вводные слова.

Слова для справок: безусловно, во-первых, во-вторых, в-третьих, а значит, следовательно, разумеется, несомненно, конечно.

Редко в жизни случается так, что уже с юношеских лет ясна предстоящая дорога. Чаще всего выбор профессии – результат влияния семьи, учителей, соседа, имеющего авторитет старшего друга. С их помощью молодой человек делает важнейший шаг в жизни.

Почему важнейший? Понаблюдав за окружающими, нетрудно убедиться, что наиболее счастливы те, кто любит свою работу, кто нашел место в жизни. Именно потому выбор профессии – огромная ответственность и того, кто вступает в самостоятельную жизнь, и тех, кто помогает ему в этом.

Задание №3: вставить в текст подходящие по смыслу вводные слова.

В дороге нас ожидали неприятности: мы попали в глубокие овраги, в бурелом, чуть было не провалились в какую-то яму. Но мы успели ухватиться за корни старых деревьев. Нам надо было искать другой путь. Взвесив все за и против, мы решили идти прямо.

Да, путешествовать в горах без проводника трудно и опасно.

Индивидуальные задания: из упр. 440 выписать предложения с вводными словами и определить их разряд – выполняют 2 ученика.

Задание №4: некоторые слова в зависимости от контекста могут быть вводными, а могут быть членами предложения. Приведите примеры, в которых бы одни и те же слова выступали сначала в роли вводных, а затем в роли члена предложения.

1-ый ряд: напротив, верно, бывало;

2-ой ряд: видно, рассказывают, чай;

3-ий ряд: знать, к счастью, бесспорно.

Индивидуальные задания: упр. 438(I) – выполняют 2 ученика.

Задание №5: составить небольшой связный текст на одну из тем, включив в него вводные слова.

1.     Роль книги в нашей жизни.

2.     Театр – один из удивительных видов искусства.

3.     Актуальность экологии как науки в современном мире.

Поверка правильности выполнения задания и коррекция знаний.

Обобщение знаний и рекомендации по использованию вводных слов в сочинении-рассуждении (часть С):

Работая над сочинением, обязательно используйте вводные слова, словосочетания, предложения, вставные конструкции. Это позволит вам более точно передать свои чувства и мысли, сделать высказывание более выразительным и доступным для понимания, логичным, последовательным; выразить свое отношение к сообщаемому.

Уместным будет употребление вводных слов в 1-ом абзаце, когда перед вами встанет задача сформулировать поднятую в тексте проблему. Здесь подойдут такие вводные конструкции: по-моему, по моему мнению, мне кажется, мне думается.

Комментируя проблему, вы также можете использовать вводные слова. Уместными будут: бесспорно, разумеется, заметьте, на мой взгляд, согласитесь, лучше сказать, иначе говоря и др.

Позицию автора можно обозначить предложениями “Автор считает, что…” или “Позиция автора состоит в том, что...”, но и ввести ее при помощи вводных слов: на мой взгляд, по-видимому, по-моему, по моему мнению, безусловно.

Каждое рассуждение заканчивается выводом. И здесь не обойтись без вводных слов: итак, следовательно, таким образом.

Подведение итогов, оценки за урок, комментарий к домашнему заданию: упр.441.