Введение в изучение курса «Обществознание. 6 класс»
Цели и задачи: познакомить учащихся с задачами и структурой курса обществознания; обсудить ключевые понятия и термины: человек, деятельность, познание, потребности, общение; сформировать положительную установку на изучение нового предмета.
Планируемые результаты:
ü учащиеся должны иметь представление о ключевых темах курса, выделять их существенные признаки;
ü овладеть методами сравнения социальных объектов и выявления их общих черт и различий;
ü научиться работать с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также ведению дискуссии и эвристической беседы, работе с документами, выполнению проблемных заданий, работе в группе.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД):
предметные:
ü выявлять характерные черты нового предмета, его роль в развитии общества, объяснять значение ключевых понятий курса обществознания;
ü метапредметные –
ü 1) коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения;
ü 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
ü 3) познавательные: давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
ü 4) личностные: формирование стартовой мотивации к изучению нового материала; осмысление важности изучения обществознания.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип уроков: изучение нового материала.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
– Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Жил-был один китайский император. Он недавно взошел на престол, был молод и любознателен. Император уже знал очень много, и ему хоте- лось знать еще больше, но, увидев, сколько еще осталось непрочитанных книг во дворцовой библиотеке, он понял, что не сможет их все прочитать. Однажды он позвал придворного мудреца и приказал ему написать всю историю человечества.
Долго трудился мудрец. Проходили годы, затем десятилетия, и вот наконец слуги внесли в покои император пятьсот книг, в которых была описана вся история человечества. Немало подивился этому император. Хотя он был уже немолод, тяга к знаниям не покинула его. Но он не мог тратить годы на прочтение этих книг и попросил сократить повествование, оставив только самое важное.
И снова долгие годы трудился мудрец, и в один из дней слуги вкатили к императору тележку с пятьюдесятью книгами. Император уже совсем состарился. Он понимал, что не успеет прочесть и эти книги, и попросил мудреца оставить только самое-самое главное.
Мудрец опять принялся за работу, и спустя какое-то время ему уда- лось уместить всю историю человечества всего лишь в одну книгу, но когда он принес ее, император лежал на смертном одре и был настолько слаб, что даже не смог раскрыть книгу. И тогда император попросил выразить все еще короче и прямо сейчас, пока он не успел отправиться в мир иной. Мудрец открыл книгу и написал на последней странице одну фразу: человек рождается, страдает и умирает…
Вопросы к классу
– О чем эта притча? В чем ее смысл? (Ответы учеников.)
– Что это за предмет – обществознание?
– Какую роль он играет в жизни общества?
– Чему он учит?
Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на наших первых двух уроках.
Тема уроков: «Введение в изучение курса “Обществознание” 6 класс».
План урока
1. Задачи и содержание курса «Обществознание» в 6 классе.
2. Знакомство со структурой учебника.
3. Знакомство с формами работы по предмету.
Проблемные вопросы урока
– Почему важно изучать обществознание?
– Чему вы можете научиться на уроках обществознания?
III. Введение в новый материал
Мы продолжаем путешествие в мир знаний об обществе и человеке, начатое в 5 классе. Оно обещает быть интересным. Путеводителем в этой экскурсии станет учебник обществознания.
IV. Работа по теме урока
1. Задачи и содержание курса «Обществознание» в 6 классе
Задание: открыв оглавление учебника «Обществознание» для 6 класса, прочитайте названия глав. Разделитесь на три группы, разработайте и представьте графически содержание главы, обращая внимание на ключевые понятия.
Первая группа – глава I «Человек в социальном измерении»;
вторая группа – глава II «Человек среди людей»;
третья группа – глава III «Нравственные основы жизни». Если при знакомстве с названиями параграфов встречаются слова и термины, не совсем вам понятные, то это необходимо отразить в своих схемах с помощью вопросительных знаков и подчеркивания.
Примерные презентации школьников
Учитель:
– Почему вы выделили некоторые слова вопросительными знаками?
– Интересны ли вам выделенные темы? Почему?
– Чему этот материал вас может научить? (Ответы учеников.)
– Ответьте на вопрос: какие науки помогут нам разобраться в этих сложных вопросах? Вспомните их.
Учитель:
Когда вы путешествуете, то вам помогает ориентироваться в незнакомом пространстве путеводитель. А нам поможет в путе- шествии в мир знаний учебник обществознания.
Текст учебника разбит на главы (темы), а они, в свою очередь, – на параграфы.
- Откройте стр. 7 параграфа 1
- Как называется глава?
- С каких двух сообщений она начинается?
Как вы думаете? Почему авторы учебника начинают главу с этих установок?
/Ответы учеников/
Учитель: попробуем составить алгоритмы работы с рубриками
/ответы учеников/
Учитель: давайте вспомним как нужно работать с текстом учебника
/ответы учеников/
Учитель: Общение с друзьями, ситуации, происходящие вокруг нас и в мире, анализ литературных произведений наталкивают нас на размышления, на выбор того или иного решения. Предмет «Обществознание» поможет преумножать личный опыт и лучше ориентироваться в сложном мире людей. Его главная задача – научить нас размышлять, задавать вопросы и искать ответы на них.
- Хотите попробовать? Тогда в путь!
V. Рефлексия
- составьте синквейн со словом ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, вспомните алгоритм
VI. Подведение итогов урока:
Игра “Свободный микрофон»
Домашнее задание: с. 4-6 (читать)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.